Завоевания арабами Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Воинственные выступления арабов были следствием социально-экономических противоречий. Основой экономики арабских племен было скотоводство. Арабы-бедуины разводили в основном верблюдов, а также коней, овец, коз, крупный рогатый- скот. В VI—VII вв. арабские племена переживали процесс разложения первобытнообщинного строя. Племенная знать владела крупными стадами и стремилась захватить обширные пастбища. Между тем территория Аравийского полуострова, представлявшая собой полупустыню, не могла прокормить всех бедуинов.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Завоевание Испании арабами.
Завоевания VII-X вв.
Завоевания X-XV вв.
Глава 2 Битва при Пуатье.
Мусульманские завоевания Галии
Продвижение к Луаре
Сообщения современников
Глава 3 Завоевание Сицилии и Италии арабами.
Глава 4 Последствия завоеваний арабов.
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Реферат Завоевание арабами Европу.doc

— 648.00 Кб (Скачать файл)

Сообщения современников 

Мосарабская хроника 754 года «описывает битву в бо́льших деталях, чем любые латинские или арабские источники». В ней, в частности, говорится следующее: 

«Когда Абд аль-Рахман преследовал Эвдона, он решил разорить Тур, разрушая дворцы и сжигая церкви. Там он столкнулся с консулом Австразии по имени Карл Мартелл, который, с юности проявив себя искусным воином, был призван Эвдоном. После того как обе стороны досаждали друг другу налетами в течение семи дней, они наконец построили свои порядки и яростно сразились. Северяне стояли неподвижно, как стена, держась друг за друга, подобно леднику в северных горах. В мгновение ока они мечами уничтожили арабов. Австразийцы, превосходя числом и вооружением, обнаружили правителя Абд аль-Рахмана и убили его ударом в грудь. Но внезапно, завидев неисчислимые палатки арабов, франки презренно вложили мечи в ножны и отложили битву на следующий день, поскольку ночь спустилась за время битвы. Поднимаясь из своего лагеря на рассвете, европейцы видели палатки и шатры арабов, расположенные в точности, как днём раньше. Не зная, что они пусты, и думая, что внутри готовые к битвы силы сарацинов, они послали офицеров на разведку и обнаружили, что все силы исмаилитов бежали. И действительно, они бежали под покровом ночи тесным строем и вернулись в свою страну.» 

— Вольф (перевод), Хроника 754 года, с. 145 

Отчет об итоге битвы, стилизованный окружением Карла  Мартелла для четвёртой книги  хроники продолжателей Фредегара: 

«Принц Карл смело повел свои ряды против них [мавров], и воин бросился на них. С Христовой помощью он опрокинул их палатки и поспешил стереть их с лица земли. Поскольку был убит король Абдирама, он уничтожил [их], послав армию вперед, он сразился и победил. Таков был триумф победителя над его врагами.» 

— Фуракр,Продолжатели Фредегара, с. 149 

Этот источник затем  уточняет, что «он [Карл Мартелл] сошел  на них, как великий воитель» и, далее, «развеял их, как солому». 

Считается, что принадлежащая  Беде Достопочтенному Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum (Глава XXIII), содержит упоминание о  битве при Пуатье: «…зловредная сарацинская чума разоряла Францию прискорбным кровопролитием, но вскоре в той стране они получили по заслугам за своё бесчинство». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Завоевания Сицилии и Италии арабами. 

Латинская(Западно-Европейская) христианство ощутило военный натиск мусульман также и на Сицилии. Сведения о первом нападении на Сицилию  относится к 652г., когда был разграблен город Сиракузы. Это произошло вскоре после того как арабы обзавелись флотом способным противостоять флоту византийцев. Затем последовали и новые новые нападения, однако вплоть до начала 19 в. Основное внимание мусульман было сосредоточено на других направлениях. В 800 г. Область Ифрикиййа(соответствует современному Тунису) перешла в руки династии Аглабидов, которые номинально представляли здесь власть Аббасидского халифа правившего в Багдаде, но по сути были независимыми. Просьба о помощи со стороны одной из противоборствующих сицилийских группировок представила Аглобидам возможность вторгнуться на остров. Палермо был захвачен в 831г., а Мессина в 843г., хотя Сиракузы не были завоеваны вплоть до 872г., а полное покорение острова было завершено лишь в 902г. Задолго до того арабы по своему обыкновению продвинулись далеко вперед в военных набегах. Раздоры между сопердничающими ломбардскими правителями материковой Италии  создали благоприятные условия для мусульманского вторжения. В 837 г. арабы  были в Неаполе. В 841 или 842 г. Они заняли Бари,(к северу от Бриндизи на Адриатике). И удерживали его в качестве форпоста на протяжении почти 30 лет. В846 и 849 г.г. они угрожали самому Риму, однако он не был захвачен, а Папа Иоанн 8 (правил в 872-882 г.г.), по – видимому, выплачивал мусульманам контрибуцию на протяжении 2 лет.

 В 9 веке арабские  завоеватели, по всей видимости,  проникали через альпийские перевалы  в глубь Центральной Европы, однако  обстоятельства этих походов  не вполне ясны. Восстановление  к концу 9 в. Власти в Византии и Южной Италии положила конец  постоянными захватам материковых территорий арабами. Тем не менее власть арабов над Сицилией упрочилась. Когда в 909г. Династия Аглобидов была изгнана из Туниса в Фатимидами, Сицилия стала фатимидскоий провинцией арабский намесник назначенный фатимидами в 948г., стал фактически независимым, поскольку фатимиды были увлечены  продвижением на Восток в 969г. Завоевав Египет и затем перенеся свою резиденцию в Каир. Под властью данного наместника и его потомков образовавших династию Калбитов, Сицилия благополучно развивалась и процветала, а исламская культура пустила здесь глубокме корни.

Власть мусульман  на Сицилии не продлилась также долго, как в Испании. В первой половине 11 в. Норманнские рыцари обнаружили, что могут с успехом существовать в Южной Итили в качастве наемников или своего рода независимых военных деятелей. Их боеспособность была столь велика, что несколько сотен рыцарей под предводительством Робертом Гискара нанесли поражение византийцам и образовали Нормандское княжество. В 1060 г. Его брат Рожер возглавил поход на Сицилию и захватил Мисину, что позволило полностью завоевать остров к 1091 году. Рожер был графом Сицилии вплоть до своей кончины в 1101г.  В отвоевании Сицилии, как представляется, материальный стимул  преобладал над религиозным, и во многих отношениях остров остался частью мусульманского мира. Образ жизни некоторых более поздних правителей острова казался современником скорее мусульманским, чем христианским. В частности, сына Рожера короля Рожера 2 (1130-1154 гг) и внука последнего Фридриха 2 Гогенштауфена(1215-1250гг.) называли «Двумя крещенными султанами Сицилии». 
 
 
 

Глава 4. Последствия арабских завоеваний VII—VIII вв. 

 Образовавшееся  в результате завоеваний обширное  арабское государство — Халифат  — сильно отличалось от Арабского государства первых лет его существования. Не имея опыта в управлении сложным государственным аппаратом, арабские военачальники интересовались тогда только захватом земель и военной добычи, а также получением дани с покорённого населения. До начала VIII в. завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников. Поэтому первоначально всё делопроизводство велось в Сирии и Палестине на греческом языке, в Египте — на греческом и коптском, а в Иране и Ираке — на среднеперсидском. До конца VII в. в бывших византийских провинциях в обращении продолжали находиться византийские золотые динары, а в Иране и Ираке — серебряные сасанидские дирхемы. Халиф соединял в своих руках власть светскую (эмират) и духовную (имамат). Ислам распространялся постепенно. Новообращённым халифы предоставляли различные льготы, но до середины IX в. в Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям и зороастрийцам.  

 Завоевание арабами  византийских областей и Ирана сопровождалось перераспределением земельного фонда. К завоевателям перешли «земли хосроев», т. е. сасанидских царей, и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Но некоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцы сохранили свои владения. Наибольшая часть земель в Ираке, Сирии и Египте была объявлена государственной собственностью, а сидевшие на этих землях крестьяне стали наследственными арендаторами, облагаемыми поземельной податью. Остальные земли были постепенно присвоены арабской знатью. Так, семейство Али — зятя Мухаммеда — получило поместья сасанидских царей в Ираке. Сыновья халифов Абу Бекра и Омара стали тоже крупнейшими землевладельцами в Ираке, а мекканские Омейяды получили огромные владения в Сирии.  

 На присвоенных  землях арабские землевладельцы  сохранили уже существовавшую  до прихода арабов систему  феодальной эксплуатации местных  крестьян. Но многие «сподвижники  пророка», став землевладельцами, эксплуатировали  и в земледелии и в ремесле  тысячи захваченных во время войн пленников-рабов. Весьма любопытные в этом отношении данные приведены у арабских авторов Ибн Сада, Якуби, Ибн Асакира, Ибн ал-Асира и др. Так, они сообщают, что «сподвижнику пророка» Абд-ар-Рахману ибн Ауфу принадлежало 30 тыс. рабов; Муавия ибн Абу Суфьян, впоследствии халиф, на своих полях и в садах в одном только Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов; наместник Басры Мугира ибн Шуба требовал от своих рабов-ремесленников, поселённых в Медине и в других местах, по 2 дирхема ежедневно. Один из рабов Мугиры, перс-христианин Абу Лулуа, по ремеслу плотник и каменотёс, принёс однажды халифу Омару жалобу на своего господина и на его непосильные требования. Омар ничем не помог Абу Лулуа и тот, доведённый до отчаяния, на другой день убил халифа в мечети кинжалом (в 644 г.). Смерть халифа Омара от руки пленника-раба — яркое свидетельство противоречий, существовавших между рабами и рабовладельцами в Арабском халифате.  

 Таким образом,  рабовладельческие отношения в  Халифате VII—VIII вв. были ещё очень крепки, и процесс дальнейшего феодального развития этого общества развёртывался замедленными темпами. Это объяснялось также и тем, что в раннефеодальном обществе бывших византийских и сасанидских провинций рабовладельческий уклад сохранялся вплоть до арабского завоевания. Арабское завоевание, сопровождавшееся превращением множества пленников в рабов, продлило существование этого уклада в феодальном обществе.  

 В ходе завоевания  значительная масса арабов переселилась  на новые земли. При этом  часть арабов впоследствии перешла к оседлости, а другие арабы и на новых местах продолжали вести кочевой образ жизни. В завоёванных областях арабы основали военные лагери, превратившиеся затем в города: Фустат в Египте, Рамла в Палестине, Куфа и Басра в Ираке, Шираз в Иране. Арабизация Ирака и Сирии, где основное население — сирийцы (арамеи) — говорило на родственном арабскому языке семитской системы и где ещё до завоевания имелось значительное арабское население, протекала быстро. Арабизация Египта и Северной Африки проходила гораздо медленнее, а страны Закавказья, Иран и Средняя Азия так и не были арабизованы. Напротив, поселившиеся в этих странах арабы позже ассимилировались с местным населением и восприняли его культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Экономические последствия  арабских завоеваний. В результате военной экспансии арабов возникла грандиозная империя,, которая по территории превосходила Римскую. Арабские завоевания создали благоприятные  условия для развития левантийской (восточной) торговли. Она на многие века становится монополией арабского купечества. Новые города, основанные арабами на местах военных поселений, превратились со временем в крупные торговые центры. Каир, Багдад, Басра, Куфа и другие стали средоточием ремесла и торговли. Арабские купцы доставляли в другие страны пряности, краски, золото, драгоценные камни из Индии и Восточной Африки, фарфор и шелк из Китая, слоновую кость из Африки, меха из Средней Азии. Они осваивали богатую материальную культуру завоеванных стран. Арабы торгуют шелком, хлопчатобумажными тканями, коврами, оружием, стеклом, ювелирными изделиями. Цветной сафьян, пергамент, кожаные переплеты для книг, изготавливающиеся арабами, высоко ценились не только в халифате, но и в Европе.

 Арабские купцы  имели прочные торговые связи не только с Закавказьем и Средней Азией, они торговали и с древней Русью, проникая по Волге в глубь славянской земли. Продвигаясь на север, арабы посещали Керчь, Киев, Краков, Прагу. Они привозили ткани, пряности, ювелирные изделия, оружие. По Волге в земли халифата вывозились меха, кожи, воск, мед, моржевая кость, рабы и другие товары.-

 Арабский халифат  все больше становился феодальным  государством. Первоначально делались  попытки сохранить традиции «кочевого  феодализма», установить коллективную эксплуатацию покоренных народов. Завоеванное арабами население могло принять ислам. Тогда оно освобождалось от джизьи — поголовного налога с «неверных». Этот налог собирался с мужского населения исключительно в денежной форме. При этом учитывалось имущественное положение налогоплательщика. Но основу податной системы халифата составлял поземельный налог. Мусульмане платили ушр, а прочие — харадж, составлявший от 1/3 до 2/3 урожая. Первоначально харадж собирали только с немусульман. При Омейядах была проведена земельная перепись и пересмотрены нормы налогообложения. Стали учитываться не только площадь, но и возделываемые культуры. Крестьянам запретили покидать свои земли.

 В VIII в. в  практике налогообложения произошли  изменения. Крестьянин, принявший  ислам, продолжал платить харадж (чаще натурой). Земли, ранее обложенные хараджем, навсегда оставались хараджными. В систему налогообложения входили и торговые пошлины: мусульмане платили 2,5%, покоренное население — 5%, а иностранные купцы — 10% от стоимости товаров. Но особенно трудно было платить жизнью. В условиях натурального хозяйства многие крестьяне не имели денег. Им приходилось везти продукты на рынок, где с них брали пошлины специальные чиновники 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников 

1)У. Монтгомери  Уот «Влияние Ислама на средневековую Европу»

2)Анри Пирен «Империя  Карла Великого и Арабский  Халифат»

3) Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

4) http://krotov.info/history/00/eger/vsem_042.htm

5) http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st007.shtml

6) http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Пуатье_(732) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Завоевания арабами Европы