Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:42, реферат
К середине XVIII в. земельные отношения в России были сильно запутаны. Землевладения дворянства с незаконно присоединенными к ним землями не были законным образом оформлены, в связи с чем государство не досчитывалось в казне очень больших сумм. Многие имения не имели установленных границ. Сервитуты с неопределенным объемом прав вносили неясность в пользование такими угодьями, как леса, а также в пользование водопоями, проездами и др.
ВВЕДЕНИЕ
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех
областях государственной жизни страны.
Многие из этих преобразований уходят
корнями в XVII век. Два с половиной столетия
историки, философы и писатели спорят
о значении Петровских преобразований,
но вне зависимости от точки зрения того
или иного исследователя все сходятся
в одном - это был один из наиважнейших
этапов истории России, благодаря которому
всю ее можно разделить на допетровскую
и послепетровскую эпохи. В российской
истории трудно найти деятеля, равного
Петру по масштабам интересов и умению
видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная
же историческая оценка реформ зависит
от того, что считать для России полезным,
что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Как уже было
сказано, предпосылками петровских реформ
явились преобразования конца XVII века.
Во второй половине этого столетия изменяется,
становясь более централизованной, система
государственного управления. Но несмотря
на то, что почти всем реформам Петра Великого
предшествовали те или иные государственные
начинания XVII в., они имели безусловно
революционный характер. После смерти
императора в 1725 г. Россия была на пути
превращения совсем в другую страну: из
Московского государства, чьи контакты
с Европой были довольно-таки ограниченными,
она превратилась в Российскую империю
- одну из величайших держав мира. Петр
превратил Россию в подлинно европейскую
страну (во всяком случае, как он это понимал)
- недаром выражение "прорубил окно
в Европу" стало настолько часто употребляемым.
Вехами на этом пути стали завоевание
выхода к Балтике, строительство новой
столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство
в европейскую политику.
Деятельность
Петра создала все условия для более широкого
знакомства России с культурой, образом
жизни, технологиями европейской цивилизации,
что и послужило началом довольно болезненного
процесса ломки норм и представлений Московской
Руси. Еще одной важной особенностью петровских
реформ было то, что они затронули все
слои общества, в отличие от предыдущих
попыток российских правителей. Строительство
флота, Северная война, создание новой
столицы - все это становилось делом всей
страны.
Так же стоит отметить значение генерального межевания
К середине XVIII в. земельные отношения в России были сильно запутаны. Землевладения дворянства с незаконно присоединенными к ним землями не были законным образом оформлены, в связи с чем государство не досчитывалось в казне очень больших сумм. Многие имения не имели установленных границ. Сервитуты с неопределенным объемом прав вносили неясность в пользование такими угодьями, как леса, а также в пользование водопоями, проездами и др. На этой почве возникали значительные недоразумения и споры. Многие владения были расположены чересполосно, имели неправильные очертания границ и другие недостатки. Все это указывало на необходимость проведения мероприятий по упорядочению отношений по владению и пользованию землей. Такими мероприятиями явились межевания.
1.ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I
1.1. Изменение порядков межевания
1).Введение подушной подати
С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствование Петра 1(1682-1725 гг.) введена подушная подать. Одновременно с отменой поместного налога разрушалась и служебная система Московского государства, основанная на обязанности поместного дворянства нести службу за право пользования землей. С переходом при Петре I на постоянную армию она потеряла всякий смысл. Государство перестало выделять поместные оклады, заменив их денежным жалованием.
Указ о единонаследии от 23 марта 1714 г. полностью ликвидировал различие между вотчинами и поместьями, объединив их под общим названием "недвижимая собственность" или "имение".
Всеми этими мерами значение Поместного приказа сильно уменьшилось. Вознаграждение военных чинов жалованьем означало падение поместной системы. Государственное межевание, предпринимавшееся раньше для устройства дач, потеряло свою роль, а со введением подушной подати оно лишилось и финансового значения. Его заменили ревизии и переписи населения. Поэтому в 1721 г. сам Поместный приказ был заменен Вотчиной коллегией.
2). Образование Вотчинной коллегии
К Вотчинной коллегии, как к равноправному с другими коллегиями центральному учреждению, перешли функции Поместного приказа I по дворянскому землевладению. В качестве отделений Вотчинная коллегия имела в Москве или Петербурге Вотчинную контору, в 1740-1763 гг. — Крепостную контору, а в 1765 —первой половине 1770 гг.— Вотчинный департамент при Слободской губернской канцелярии.
Подведомственность, структура и порядок деятельности Вотчинной коллегии определялись Генеральным регламентом от 28 февраля 1720 г., именными и статскими указами за 1728-1768 гг., штатами от 24 февраля 1725 г. и 15 декабря 1763 г., а также Манифестом от 15 декабря 1763 г.
Возглавляло Вотчинную коллегию присутствие, куда входили в разное время от 3 до 14 человек, в том числе президент, вице-президент, прокурор, советники, асессоры.
Канцелярия — исполнительный орган коллегии — состояла из 79-209 служителей (секретарей, регистраторов, протоколистов,, канцеляристов подканцеляристов, архивариусов). До начала 1760-х гг. Канцелярия Вотчинной коллегии состояла из четырех унаследованных от Поместного приказа поместных столов, деливших между собой по территориальному признаку оформление поземельных дел, а также стола межевого правления, который ведал текущими вопросами межевания, и нескольких столов, осуществлявших канцелярские функции.
В начале 60-х гг. столы были заменены экспедициями, число которых доходило до десяти.
Вотчинная коллегия осуществляла ведение "неспорных дел": разрешение и утверждение прав на все виды земельных владений на основе купли-продажи, заклада, передачи по наследству, обмену и других земельных сделок, которые никем не оспаривались; ведение "спорных дел": установление путем следствия и суда поземельных прав, оспариваемых друг у друга различными владельцами; хранение документов Поместного приказа и текущего делопроизводства, выдачу по этим материалам выписей о земельных дачах; межевание частных земель по желанию владельцев; хранение межевых планов и книг вплоть до учреждения в 1768 г. Межевого архива; регулирование землевладения во всех российских губерниях.
В связи с переводом Поместного приказа в 1715-1717 гг. в Петербург в Москве была образована Вотчинная контора, перемещенная затем в Петербург. Структура ее была примерно той же, что и Вотчинной коллегии: присутствие (1-3 человека), канцелярия (1-30 человек) и около десяти нижних чинов. Контора осуществляла ведение всего комплекса подведомственных Вотчинной коллегии поземельных и межевых дел.
В царствование Петра I, всецело занятого решением политических задач, в межевании появились усовершенствованные приемы межевой техники.
С Петра I в России начинает применяться "геометрическое межевание".
В 1701 г. Петром I в Москве была учреждена школа математических и навигационных наук. Она располагалась в Сухаревской башне.
Постановке техники измерений на научную основу способствовали изданные следующие книги: "Арифметика" Л. Ф. Магницкого в 1703 г., содержащая первоначальные сведения о методах практической геометрии, и "Геометрия словенски землемерие или приемы циркуля и линейки", напечатанная впервые гражданским шрифтом в 1708 г.
Мероприятия Петра I, связанные с заселением Ингерманландии русскими колонистами, составление карты России и генеральное межевание уже производились на основе новой геодезической техники измерений. Веревки были заменены металлическими цепями, а для измерения углов стали применять астролябии и буссоли.
3). Создание генеральной карты России.
В 1715 г. начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты России и партикулярных карт на отдельные губернии страны; они продолжались до середины 40-х годов. В результате были получены картографические материалы на 4 губернии, а также на Енисейскую провинцию, крепости по реке Иртыш, полуостров Камчатку, 4 уезда и 5 городов в азиатской части страны. Масштаб уездных планов составлял 10 верст в одном дюйме, то есть 1:420 000.
В дальнейшем каждый геодезист наносил на специальные листы бумаги сетку меридианов и параллелей и, по данным абриса, города, села, деревни, дороги, реки, озера, леса, поля, луга и другие объекты местности.. Затем карты отсылались в Сенат, где их сводили в атлас и готовили к печати:
Эти работы закончились только через 25 лет после смерти Петра I. В результате были составлены первый в истории государства Атлас земель России, планы Москвы и Петербурга (1731-1739 гг.).
2.НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО МЕЖЕВАНИЯ
2.1. Причины необходимости генерального межевания
К середине XVIII в. земельные отношения в России были сильно запутаны. Землевладения дворянства с незаконно присоединенными к ним землями не были законным образом оформлены, в связи с чем государство не досчитывалось в казне очень больших сумм. Многие имения не имели установленных границ. Сервитуты с неопределенным объемом прав вносили неясность в пользование такими угодьями, как леса, а также в пользование водопоями, проездами и др. На этой почве возникали значительные недоразумения и споры. Многие владения были расположены чересполосно, имели неправильные очертания границ и другие недостатки. Все это указывало на необходимость проведения мероприятий по упорядочению отношений по владению и пользованию землей. Такими мероприятиями явились межевания.
В царствование Екатерины II (1762-1796 гг.) начались новые работы по размежеванию российских земель.
2.2. Преобразование межевых учреждений
Первыми были преобразованы межевые
учреждения. Указом от 16 октября 1762 г. была
закрыта Главная межевая
Через год, 15 декабря 1763 г., в Манифесте об учреждении департаментов в Сенате и в коллегиях (ПСЗ, № 11989) было постановлено закрыть Московскую межевую канцелярию и передать дела Вотчинной коллегии и ее департаментам. Таким образом, к 1765 г. организация государственного межевания стала следующей. Во главе дела стоял Сенат, затем Вотчинная коллегия в качестве второй инстанции межевого суда, затем провинциальные межевщики, которые вместе с городовыми межевщиками назначались для ведения межевания Сенатом и действовали по инструкции 1754 г. Межевание по просьбам частных лиц во всей Российской Империи, за исключением Московской губернии, проводилось по действовавшему тогда еще Указу от 31 января 1755 г. через посылаемых из Вотчинной коллегии "народных" межевщиков.
Однако данная реорганизация не способствовала улучшению межевого дела в России, поэтому Екатерина II своим Указом от 20 февраля 1765 г. утвердила особую комиссию по государственному межеванию. Комиссии предписывалось подготовить на основе изучения недостатков межевания по инструкции 1754 г. проект основных правил государственного межевания. Тем самым в России фактически началась земельная реформа, получившая название "Генеральное межевание" и длившаяся почти 100 лет (с 1765 по 1861 гг.).
2.3. Документы, ставшие юридической основой Генерального межевания
Юридической основой генерального
межевания был
В следующем, 1766 г. были созданы две межевые инструкции, определявшие организацию и порядок производства Генерального межевания: для землемеров (Инструкция землемерам, к генеральному всей империи земель размежеванию) и для межевых учреждений (губернских канцелярий и провинциальных контор).
Утвердив инструкции, Екатерина II собственноручно начертала будущий межевой девиз "Каждый при своем" и подтвердила его следующими знаменательными словами: "Утверди, Господи, достояние людям своим". Изречение "Каждый при своем", начертанное рукой императрицы, нашло отражение на рисунке межевого штемпеля. Впоследствии оно находилось также на знаке форменного кепи воспитанников Константиновского межевого института.
В Манифесте объявлялось: никому не распространять своих владений за пределы, в которых застанет владельцев обнародованный Манифест. Все границы в день 19 сентября 1765 г. стали считаться бесспорными. Это означает, что землевладельцы были признаны собственниками всех примерных земель, которые оказались в границах их землевладений.