Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:53, контрольная работа
Актуальность темы заключается в том, что эволюция системы местного самоуправления, как одного из важнейших звеньев государственного аппарата является краеугольным вопросом на протяжении всей истории Российского государства. А от ее состояния и эффективного функционирования зависит и дееспособность всего государства. Значительный интерес в этом отношении представляют реформы XVII в.
Введение
1. Система местного управления России XVII века
2. Земская и губная реформы середины XVII вв.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Контрольная работа
по теме: Местное управление в XVII веке.
Земская и губная реформы середины XVII века.
Оренбург, 2013.
Содержание
Введение
1. Система местного управления России XVII века
2. Земская и губная реформы середины XVII вв.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность
темы заключается в том, что эволюция
системы местного самоуправления, как
одного из важнейших звеньев
Значительный интерес в этом отношении представляют реформы XVII в.
Одним из главных направлений правительственной политики по укреплению государственного аппарата стало проведение губной и земской реформ, впервые конституировавших российские институты самоуправления.
Однако, несмотря на то, что губные и земские учреждения представляют собой одно из любопытнейших явлений политико-правовой действительности Российского государства опыт их законодательного регулирования и практической деятельности широко не известен.
В связи с этим, представляется очень важным исследование направлений деятельности и значения возникших органов самоуправления, а также рассмотрение вопросов преемственности новых и прежних местных учреждений, позволяющие получить целостное представление о закономерностях возникновения и развития в Русском государстве института самоуправления.
Объект исследования - институт местного управления в Российском государстве, его состояние и развитие в XVII веке.
Предметом исследования являются реформы местного управления в России в XVII в.
Цель - исследовать создание, организацию и деятельность органов местного самоуправления XVII века.
Задачи:
- исследовать
социально-экономические и
системы местного самоуправления в XVII в.;
- дать понятие губной и земской реформе;
- определить значение проведенных реформ местного управления.
1. Система местного управления
в России
1.1 Социально-экономические и политические
предпосылки реформирования системы местного
самоуправления в XVII в.
Основной территориально-
Уже к концу XVI в. в ряде пограничных городов
и уездов, где требовалась сильная власть,
появились воеводы, и не только в роли
военачальника, водителя «воев», ратников,
полков, но и главного администратора
и судьи по гражданским и уголовным делам.
Он отвечал за поступление всех сборов,
выполнение казенных служб, всяких повинностей;
имел полицейские функции. С начала XVII
в. воеводская власть постепенно и довольно
быстро распространяется на всю страну.
Она охватывала все слои и все дела уездного
общества и означала оттеснение «земского
начала», местного самоуправления (земские
и губные избы, введенные в середине XVI
в.), усиление бюрократического начала.
Управление огромной страной с
ее более чем 250 уездами (а в восточных
районах их размеры были очень велики,
представляло большие трудности). Этим
вызвано формирование более крупных территориально-
Разряды-округа, несмотря на то, что их воеводы имели разную компетенцию, а ряд внутренних округов (Московский и др.) был ликвидирован, сыграли существенную роль в организации пограничной обороны, в улучшении административного управления на местах. По сути дела, разряды подготовили появление петровских губерний — промежуточного звена между центральным и уездным звеньями управления.
1.2 Структура местного управления в России
С начала XVII в. уездами управляли назначенные царем чиновники — воеводы. Воеводами обычно становились служилые люди по отечеству, при этом крупные города и уезды возглавляли люди, имевшие думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне).
В распоряжении воеводы находился специальный чиновничий аппарат: дьяки и подьячие. Резиденция воеводы называлась съезжей избой. В его непосредственные обязанности входило административное управление, осуществление судопроизводства и командование местными войсками.
Воеводами руководили соответствующие приказы, с которыми они состояли в постоянной деловой переписке. Срок полномочий воеводы не был законодательно определен, однако чаще всего он составлял 2 — 3 года. Частая смена воевод должна была, по мнению правительства, предотвратить коррупцию. Но на практике взяточничество и казнокрадство процветали. Государь обычно жаловал воевод за службу поместьями, вотчинами и деньгами.
На низшем уровне существовало и самоуправление. В уездах свободное население избирало из местных дворян губных старост. В волостях и станах земские старосты были выборными из черносошных крестьян и посадских людей. Именно губные и земские старосты, помимо исполнения других обязанностей, организовывали сбор податей.
2. Земская и губная реформы середины 17 века
2.1 Губная реформа
Реформа местного управления в Русском государстве XVI в. была вызвана обострением классовой борьбы. По губной реформе, дела о «ведомых» лихих людях (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных детей боярских. В помощь им из «лучших» (зажиточных) крестьян избирались губные целовальники. Губная реформа предоставила господствующему классу широкие возможности для использования губных органов в борьбе с антифеодальными выступлениями крестьян и холопов. Наиболее ранние губные грамоты относятся к 1539.
Наибольшего развития губные органы как форма местного дворянского самоуправления, получили во 2-й пол. XVI века в связи с образованием в России сословно представительной монархии. В результате земской реформы Ивана IV губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. В их ведение перешли составление кабальных книг, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах (губах) и другие полицейские функции. В Москве в 1555-56 создана первая Уставная книга Разбойного приказа. В XVII в. губные старосты были ближайшими помощниками воевод. Отменены губные учреждения в 1702.
Возникшие в ходе преобразований 30-40-х г. г. XVI в. органы губного самоуправления стали важным звеном местного самоуправления вплоть до конца XVII в., сосредоточив в своих руках всю полноту власти по управлению подведомственной территорией. Возглавлял губное ведомство губной староста. Центральная власть, возлагая на старост всю ответственность за проведение карательной политики на местном уровне, вводит определенные цензовые ограничения для занятия этой должности, которые могут быть сведены к следующим: социальная принадлежность, имущественный ценз и ценз грамотности.
2.2 Земская реформа
Мероприятия центральной власти по реформированию системы местного управления: ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля над ними со стороны местного общества посредством введения института «лучших людей», а затем и появление губных учреждений, послужили своего рода подготовительными мероприятиями для ликвидации кормлений на территории всего государства и проведению одного из крупнейших преобразований в период правления Ивана Грозного – земской реформы.
Земская реформа - это реформа местного управления в Русском государстве в середине XVI в., проведенная для ликвидации кормлений и введения земского самоуправления. Была вызвана необходимостью укрепить местный аппарат управления в интересах дворянства, а также верхов посада - купечества. Перестройка местного управления на сословно-представительной основе началась с проведения губной реформы в конце 30 - начале 40-х гг. По Судебнику 1550 года вводилось обязательное участие в наместничьем суде выборных от населения. В начале 50-х гг. в отдельных областях была упразднена власть наместников. В 1555-56 гг. царским приговором о «кормлениях» (по мнению А. А. Зимина, рядом грамот, обобщавших практику начала 50-х гг.) наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах учреждаются выборные земские власти в лице земских старост или «излюбленных голов», возглавляющих земские избы и выбираемых из числа наиболее зажиточных («лучших») посадских людей и крестьян. В их ведении были суд (исключая дела о крупных уголовных преступлениях), управление тяглым населением и сбор налогов с него. Доходы кормленщиков стали поступать в царскую казну. Главной задачей земских выборных органов было обеспечение исправности уплаты населением государственных налогов. В связи с чем земскими властями осуществлялись раскладка, сбор и доставка в Москву всех собранных податей, которые ранее платились кормленщикам.
Земские органы рассматривались правительством как «гибкое орудие» взимания налогов с населения, так как недобор податей выборными старостами должен был покрываться за счет собственных средств. Подать налагалась на земский округ в целом, а не на каждый двор в отдельности, что обеспечивало большую исправность платежа.
Общий надзор за
местным управлением
В результате земской реформы, дворянство и купечество получили возможность широко использовать в своих интересах новую земскую организацию. Земская реформа, осуществление которой затянулось до 70-х гг. XVI в., завершила перестройку на сословно-представительных началах местного управления и усилило централизацию государственного управления.
Заключение
Довольно четко
проявившаяся к началу XVI в. тенденция
падения эффективности
Отличие в функциональном плане новых учреждений заключается в появлении определенных ростков специализации: губных органов - на уголовно-полицейской деятельности, а земских - в финансовом направлении.
(?Настойчивость, с которой земский мир добивался самоуправления, а после реформы активно пользовался этим правом, как в финансовой сфере, так и в судебной и хозяйственной областях, свидетельствует об оживлении волостной жизни. Широкая компетенция выборных властей, тесная связь с местными жителями, и как следствие, значительная осведомленность обо всех делах, происходящих в округе, позволяли правительству использовать эти учреждения, и прежде всего, губных старост, в качестве более надежного орудия (нежели наместников и волостелей) в проведении государственной политики на местах, особенно в борьбе как с преступными элементами, так и с антифеодальными выступлениями.)
Губные учреждения, имеющие в своих руках необходимый карательный аппарат для реализации решений и связанные с широкими слоями местного дворянства, а также обеспеченные поддержкой крестьянского и посадского населения, обязанных грамотами содействовать губным властям, представляли собой достаточно крепкий и, по условиям того времени, достаточно действенный орган местного управления с ясно выраженным классовым лицом.
В подчинении земских учреждений центральным финансовым органам, расширении контрольных полномочий центральных ведомств в отношении местных учреждений проявлялось стремление царской власти поставить органы местного самоуправления под более жесткий контроль со стороны бюрократического центрального аппарата, роль которого резко возрастала.
В ходе реформ была создана новая
система материального обеспечения
служилого класса. С организацией земских
учреждений, введенный вместо наместничьих
доходов единый государственный налог,
земство платило непосредственно в казну,
доходы которой резко увеличились и появилась
возможность провести реорганизацию военной.
В компромиссном характере реформы, проявившемся
в нацеленности ее на удовлетворение интересов
боярства, дворянства и "лучших" посадских
и волостных людей, с одной стороны, и в
подчинении новых органов все возрастающему
контролю со стороны центральных учреждений,
с другой стороны, проявились свойственная
процессу эволюции центрального и местного
аппарата Русского государства взаимодействие
и борьба выборного и приказного начал.
Но при всей своей половинчатости реформы, начатые в правление Ивана Грозного, были шагом вперед на пути реформирования системы местного управления и приспособления ее к потребностям и задачам, стоявшим перед центральной властью, не имевшей в своем арсенале средств на создание эффективно действующих казенных местных властей.
Информация о работе Земская и губная реформы середины XVII века