Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 20:09, реферат
1 января 1864 года в России появился закон под названием “Положение о земских учреждениях”, который определил образование совершенно новых органов местного самоуправления, которые никогда ранее не существовали. Причинами же их образования являются важные социально-экономические изменения в России, которые произошли после отмены крепостного права.
Огромным шагом в развитии политической культуры страны, с большим населением крестьян, которые только-только получили свободу, стало образование органов местного самоуправления.
Введение
Зарождение и становление земской медицины.
2.1.Медицина до земства.
2.2.Санитарное дело
2.3.Лечебное дело
2.4.Особенности земской медицины
3. Общественная медицина
4. Заключение. Итоги земства.
5. Список литературы.
Кафедра истории и культурологии
РЕФЕРАТ
Тема: Земская медицина – национальное достояние России
Волгоград - 2015
План
2.1.Медицина до земства.
2.2.Санитарное дело
2.3.Лечебное дело
2.4.Особенности земской медицины
3. Общественная медицина
4. Заключение. Итоги земства.
5. Список литературы.
1 января 1864 года в России появился закон под названием “Положение о земских учреждениях”, который определил образование совершенно новых органов местного самоуправления, которые никогда ранее не существовали. Причинами же их образования являются важные социально-экономические изменения в России, которые произошли после отмены крепостного права.
Огромным шагом в развитии политической культуры страны, с большим населением крестьян, которые только-только получили свободу, стало образование органов местного самоуправления.
Для уничтожения закрепившейся власти крепостников над крестьянами требовалось проведение реформы местного самоуправления. А также для решения вопросов хозяйственной местной жизни необходимо было создание таких учреждений. Таковыми образованиями стали губернские и уездные земские собрания, которые выполняли распорядительные функции, и губернские и уездные земские управы, выполнявшие исполнительные функции. С самого начала они задумывались как органы местного самоуправления.
Теперь не только дворянам была открыта дорога к управлению местным хозяйством, но и представителям других сословий – торговой и промышленной буржуазии, духовенства, мещан, крестьян. На демократическом принципе выборности образовывались земские учреждения, при этом депутаты избирались на три года. Имущественный ценз – прогрессивный в то время буржуазный принцип, стал основой выборов. Но даже несмотря на это, выборы организовывались таким образом, что преимущество все же Несмотря на это, выборы были организованы так, что предпочтение все же отдавалось дворянству. Отдавая первенство дворянам в хозяйственном местном управлении, правительство таким образом словно вознаграждало их за Тем самым правительство как бы вознаграждало дворян за утрату власти над крестьянами.
Не имея необходимый имущественный ценз, сельская интеллигенция (учителя, агрономы, инженеры, врачи и др.) была по факту лишена избирательных прав.
Закон 1864 г. установил следующее значение состава земских собраний по 35 губерния: 42,4 % — дворяне, 38,5 % — крестьяне, 16,1 % — купцы и мещане, 2,3 % — духовные лица и 0,7 % — прочие лица. Представительство дворян по реформе земского самоуправления 1890 г. было повышено до 55,2 %.
Крепостники были недовольны тем, что в земском собрании на одной скамье «сидит вчерашний раб со своим хозяином».1
Губернский и уездный предводители дворянства были председателями уездного и губернского земских собраний. На земских собраниях выбирались председатели управ, причем губернатор утверждал председателя уездной земской управы, а министр внутренних дел – губернской управы. Каждый год на сессии по рассмотрению годовых отчетов исполнительных органов – управ, созывались депутаты (гласные) земских собраний, для принятия плана земского хозяйства, сметы расходов и доходов. Несмотря на это, за службу в земстве гласные земских собраний не получали никакого вознаграждения. Земские управы действовали постоянно; определённое жалование получали члены управ. Более того, земства получали право содержать на своём жалованье (по найму) земских врачей, учителей, статистов и прочих земских служащих. С населения собирались земские сборы на содержание земских учреждений.
У земства была привилегия облагать особенным сбором доходы с недвижимого и недвижимого имущества, торгово-промышленных заведений. Большая доля налогов на практике ложилась на крестьян, на содержание же земских учреждений и полиции приходились основные расходы (80 – 85 %); 8% и 5% земских средств тратилось на медицину и народно образование соответственно.
«Положением» от 1 января 1864 года о земских и губернских учреждениях создание земств не предусматривалось в волостях и на всероссийском уровне. Общению отдельных земств препятствовало правительство. Почти в половине губерний России, а именно в 35 губерниях происходило внедрение земских учреждений. На Астраханскую, Оренбургскую и Архангельскую губернии, Сибирь, где помещичьего землевладения не существовало или почти не существовало, земская реформа не распространялась, на национальные окраины страны – Литву, Польшу, Среднюю Азию, Казахстан и Кавказ она также не распространялась. Но и в тех 35 губерниях, на которые распространялось действие закона, земские учреждения вводились не сразу. К началу 1866 г. они были введены в 19 губерниях, к 1867г. – ещё в 9, а в 1868 – 1879гг. – в остальных 6 губерниях.
Земство проявило себя очень эффективным, несмотря на все многочисленные недостатки в своей организации (главным из которых было отсутствие политической власти, проводив на местах активную и довольно плодотворную деятельность.
Сначала во многих губерниях и уездах было большее количество либерально настроенных земцев; а быть земцем-либералом в то время значило быть действительно заинтересованным в плодотворном окончании своей работы. Именно под руководством таких деятелей множество земств упорно и не без успеха старались разобраться в причинах хозяйственных и других неурядицах и ликвидировать их за счет своих сил и возможностей; в случае, когда это оказывалось невыполнимым, они засыпали ходатайствами о помощи губернскую администрацию и высшие инстанции. Устанавливал и подходящий подбор кадров интеллигенции земства, проходящей здесь службу по найму, либеральный состав собраний и управ. Не нуждалась пореформенная Россия в блестящих работниках – энтузиастах, которые сгорали от желания служить своему народу. «Наверное, никогда еще русский интеллигент не трудился так истово, с таким жаром – наконец-то у него появилось свое реальное благое дело».2 Результатом деятельности интеллигенции стало то, что впервые в истории России квалифицированную медицинскую помощь стали получать и крестьяне; появились хорошо подготовленные учителя появились и в селах; сложилась объективная и ясная картина хозяйственной жизни страны, за счет труда статистиков земств.3
Успешным было распространение начального образования и медицинского дела, по задумке земских учреждений. Организацией акушерских и фельдшерских курсов, появлением аптек, приглашением врачей занимались земства, также они дали начало сельским школам, не существовавшим до этого, открывали гимназии, учительские семинарии, организовывал некоторые экономические мероприятия, проводили выставки сельского хозяйства, помогали сельскохозяйственному кредиту, привлекали агрономов и ветеринаров, основывали училища ветеринарии и сельского хозяйства.
Таким образом, «Положение»
о губернских и уездных земских учреждениях
вводило новую систему местных учреждений
в государственную организацию России.
Были впервые образованы органы местного
управления, избравшиеся от каждого сословия.
Они не были похожи бывшие до реформы сословные,
бюрократические учреждения ни по своему
составу, ни по структуре, ни по объему
компетенции.
Российская земская медицина, основные направления ее разнообразной и исключительно полезной деятельности принадлежат к тем областям государственной и общественной жизни России, которые еще недостаточно известны, но которые составляют культурное общенациональное богатство российского народа.
Только в уездных городах была более-менее качественная медицинская помощь в уездах Российской империи до появления земской реформы. Не существовали сельские больницы. Только в силу острой необходимости их учреждало земство. Врачеванию случайных лиц, у которых не было медицинского образования или знахарству предоставлялось большая часть населения сел. Всего лишь по одному уездному врачу было в большем количестве уездных городов.
Новгородское земство, например, получило от Приказа общественного призрения на всю губернию 212 больничных коек, исключительно в городских больницах. Такие больницы “по своему типу скорее походили на богадельни и приюты для хроников и вовсе не удовлетворяли требованиям лечебных целей”3, писал земский врач А. Г. Куркутов. Не существовало ни единого приемного пункта или лечебницы в селе. Зарождение земской медицины произошло вследствие таких обстоятельств. Ни в стране, ни в загранице готовых примеров ее организации не существовало. “Крестьяне видели врачей только при рекрутских наборах и при выездах на вскрытие мертвых тел, то есть при обстоятельствах, наводивших на население панический страх. Больницы Приказов были крайне бедно обставлены, наполнялись неизлечимо больными и в населении имели репутацию домов смерти. Врачи были по большей части немцы или поляки, что затрудняло их сближение с народом”4, – отметил в 1894 году один из первых исследователей земской медицины, профессор М. Я. Капустин.
Плохим было состояние медицинского
дела.
Госпитали состояли в более плачевном состоянии. «Русские солдаты, - писал академик Е.В. Тарле, - нисколько не боявшиеся самых кровопролитных сражений, боялись госпиталей»5. Было ясно, что уже давно необходимо изменение положения этих дел. Одновременно с земствами организовалась и земская медицина. В 1864 году на земства возлагалось “попечение в пределах, законом определенных и преимущественно в хозяйственном отношении, о народном здравии”, согласно “Положению о земских учреждениях”. Но несмотря на это, “попечение о народном здравии” не было причислено к обязательным повинностям земства. Земства обязывались законом лишь содержать переданные им учреждения бывших Приказов общественного призрения (психиатрические лечебницы и губернские больницы) и принимать меры в организации оспопрививания. Как бы то ни было, по мнению земских деятелей медицинской помощи, которая организовывалась на средства земств, следует быть развитой одинаково в каждой части уезда и стать бесплатной для любого плательщика земских повинностей. Данные принципы принимались как основные во всех уездных земствах, однако по-разному организовывался размер и характер врачебной помощи. “Земство только вступает в свои обязанности. Внимание всего населения обращено на действия нового учреждения; все в полном праве ждать, и ждут от него проявления ни одних письменных распоряжений, но живого дела, всей энергии на пользу общественную. Между тем, степень участия земства в попечении о народном здравии не выяснена вполне”, – было отмечено в докладе управы губернскому земскому собранию 1866 года.
2.2. Санитарное дело
Земские управы, когда приглашали на службу врачей в первое время действия земства, подразумевали только их лечебное дело. Но высокий уровень заболеваемости и смертности, главным образом от эпидемий, ужасные условия санитарии в России, заставляли земства обращать внимание вопросам санитарии.
Именно Полтавское земство было одним из первых, которое обозначило данные вопросы как приоритетную задачу деятельности земства. К 1869 г. «постоянной медицинской комиссией», которая была создана в 1867 г. губернским земским собранием, был разработан детальный план развития земской медицины в губернии:
“1... Устранение причин заболеваний — общественная гигиена.
2. Доставление пособия заболевшим __ общественное врачевание.
3. Обеспечение существования неимущих —общественное призрение”.
Труды полтавской комиссии положительно оценил Н. И. Пирогов, заметив, что “в смысле охранения народного здоровья одно пользование больных бесцельно, баз выполнения гигиенических условий”. В Казани в одно время с Полтавской губернией была предпринята попытка образования санитарных органов. Казанское общество врачей выступило инициатором, и в частности, его председатель – проф. А. В. Петров. Предложение о внедрении особых «врачей-гигиенистов» было отвергнуто Казанским земством.
В 1872 г. на съезде земских врачей Тверской губернии было вынесено следующее постановление: “Деятельность земского врача может принести полную и существенную пользу только при обширном знакомстве его со всеми сторонами народной жизни: он должен быть знаком с условиями местности своего участка, с гигиенической обстановкой местных жителей. Только при таком всестороннем знакомстве с народной жизнью ему сделаются вполне ясны причины многих болезней, господствующих в той или другой местности; только при этом условии земский врач будет не случайным врачевателем случайных недугов, а истинным врачом-гигиенистом”.
В постановлениях ряда врачебных съездов проводилась мысль, что задача углубленного исследования местности и проведения санитарных мероприятий невыполнима для врача-лечебника. О необходимости создания особенного института санитарных врачей единогласно настаивали участники земских врачебных, даже предполагая их число: один губернский и по одному на уезд. Были разработаны и опубликованы земскими врачами программы санитарных исследований гигиенической деятельности врачей.
И.И. Моллесон был первым земским санитарным врачом в России. Он предложил проведение санитарного обследования губернии, прибыв для лечебной работы в земской больнице Пермской губернской в 1871 г. в Пермь. Но не образованную до того времени должность санитарного врача в земстве, не сразу дозволило внедрить министерство.
Информация о работе Земская медицина – национальное достояние России