Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:51, доклад
Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведении преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX века. Российская империя оставалась к этому времени единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА |
Кафедра истории, философии и политологии |
Земская реформа 1864г. |
Выполнила: студентка группы ЭС-11 И.Н. Сергеева Научный руководитель: Доцент Г.И. Близнец |
Гомель 2011 |
Введение
Вопрос о необходимости
отмены крепостного права и проведении
преобразований в социально-политической
сфере назрел уже в начале XIX века.
Российская империя оставалась к
этому времени единственной европейской
державой, сохранившей феодально-
Эффективность российской
экономики в первой половине XIX в.
была на порядок ниже, чем в развитых
европейских странах, где уже
в 30-е годы данного столетия произошло
перевооружение промышленных предприятий
на паровые двигатели, что привело
к резкому повышению
Во внутренней
политике второй половины XIX века выделяются
три этапа. Первый - подготовка и осуществление
крестьянской реформы. Второй - проведение
буржуазных реформ 60-70-х годов. Третий
- изменение в 80-90-х годах правительственного
курса, усиление в нем консервативных
тенденций.
Земская
реформа 1864 года.
1 января 1864 года
было издано «Положение о
В отличие
от былых сословных органов
управления земства носили
Земства не имели
органов исполнительной власти и
поэтому были обязаны обращаться
и пользоваться правительственным
административно-полицейским
На земли Беларуси,
Литвы и Правобережной Украины
положения о земской реформе
не распространялись. Дело в том, что
как на выборах, так и в земских
учреждениях основной руководящей
фигурой, по замыслу властей, должны
были стать местные помещики. Однако
после восстания 1863 - 1864 гг. царское
правительство политически не доверял
местным помещикам "польского
происхождения". Таких в 1863 г., по
данным Главного комитета об установлении
сельского состояния, только в Виленской
губернии было 85%, в Гродненской - 95,
в Минской - 94%. При выборах земских
учреждений именно они в дальнейшем
взяли бы их управление в свои руки.
Известно, что для царизма это
выглядело непригодным. Но и на расширение
прав местного крестьянства, в первую
очередь увеличение веса крестьянской
курии на выборах, власти не пошли
также, поскольку это вместе с
ограничением прав местных помещиков
подрывало основы дворянской Российской
империи.
Надо отметить,
что решение царских властей
покинуть Беларусь вне сферы деятельности
земств, не вызвало сколь-нибудь приметной
борьбы за земства на местах. Радикальные
элементы среди белорусского дворянства
были обессилены поражением восстания
1863 г., а белорусских крестьян вопросы
новых земельных и
В Беларуси земская
реформа не проводилась до начала
ХХ века (до 1911года) в связи с тем, что
после восстания 1863 - 1864 гг. царизм не доверял
местным ополяченным помещикам, которые
могли захватить власть в свои руки[2.c.172].
Выводы
Таким образом, вторая половина XIX века - время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.
Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов.
Большие изменения и опоздания, с которыми проводились реформы в Белоруссии, придавали им еще более ограниченный и непосредственный характер в сравнении с другими регионами России.
Реформы не были доведены
до своего логического завершения.
Они не увенчались конституционной
реформой. Зарождение парламентаризма
не состоялось. Соответственно не завершена
была и «революция сверху». Этот провал
попыток конституционной
Список литературы: