Земская реформа 1864г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:51, доклад

Описание работы

Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведении преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX века. Российская империя оставалась к этому времени единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию.

Файлы: 1 файл

Земская реформа 1864.docx

— 30.11 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
 
Кафедра истории, философии и политологии 
Земская реформа 1864г.
Выполнила: студентка группы ЭС-11 И.Н. Сергеева Научный руководитель: Доцент Г.И. Близнец
Гомель 2011
 
 

 

Введение 

Вопрос о необходимости  отмены крепостного права и проведении преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX века. Российская империя оставалась к  этому времени единственной европейской  державой, сохранившей феодально-крепостническую  экономику и абсолютную монархию. 

Эффективность российской экономики в первой половине XIX в. была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах, где уже  в 30-е годы данного столетия произошло  перевооружение промышленных предприятий  на паровые двигатели, что привело  к резкому повышению производительности труда и утверждению капиталистического уклада. 

Во внутренней политике второй половины XIX века выделяются три этапа. Первый - подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй - проведение буржуазных реформ 60-70-х годов. Третий - изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций. 
 
 
 
 

Земская реформа 1864 года. 

1 января 1864 года  было издано «Положение о губернских  и поветовых земских учреждениях», согласно с которым создавались  губернские и поветовые земские  собрания как распорядительные  учреждения и губернские и  поветовые управления - как исполнительные. Земские учреждения создавались  для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским  обслуживанием населения и имели право организовывать местную уездную почту. Они могли вести земское страхование от пожаров, принимать меры по ветеринарной охране, помогать в строительстве церквей. Земства имели право определять денежные сборы на местные нужды и ходатайствовать перед государственной администрацией об их  удовлетворении. Они были обязаны содействовать гражданским и воинским властям в их местных мероприятиях[1.c.142].  

 В отличие  от былых сословных органов  управления земства носили всесословный  характер. Все землевладельцы, торговцы  и промышленники, которые имели  недвижимое имущество определенной  ценности, а также сельские общины  получили право выбирать своих  представителей – гласных –  на уездные собрания. Ежегодно  эти сходы под управлением уездного дворянства собирались на короткий термин для обсуждения хозяйственных и других дел. Уездный земский сход выбирал постоянно действующую уездную земскую управу в составе старшины и двух членов. Губернский земский сход под управлением губернского предводителя дворянства тоже каждый год избирался в составе депутатов от уездных земских сходов. Губернский сход выбирал губернскую земскую управу[2.c.171].

Земства не имели  органов исполнительной власти и  поэтому были обязаны обращаться и пользоваться правительственным  административно-полицейским аппаратом. Деятельность земств находилась под  контролем местной администрации, губернаторов и Министерства внутренних дел. Земства были первым реальным шагом  самодержавия на пути политической перестройки  Российской империи. Однако эта попытка, как и другие политические и общественные реформы, которые проводились «сверху», имела весьма ограниченный характер и охватывала далеко не всю территорию государства. Согласно положению 1864 земства  создавались в 33 губерниях, причем не одновременно, а по мере их подготовленности, которую определял министр внутренних дел. Последнее из 33 разрешенных  губернских земств начало действовать  только с 1871 г. 

На земли Беларуси, Литвы и Правобережной Украины  положения о земской реформе  не распространялись. Дело в том, что  как на выборах, так и в земских  учреждениях основной руководящей  фигурой, по замыслу властей, должны были стать местные помещики. Однако после восстания 1863 - 1864 гг. царское  правительство политически не доверял  местным помещикам "польского  происхождения". Таких в 1863 г., по данным Главного комитета об установлении сельского состояния, только в Виленской  губернии было 85%, в Гродненской - 95, в Минской - 94%. При выборах земских  учреждений именно они в дальнейшем взяли бы их управление в свои руки. Известно, что для царизма это  выглядело непригодным. Но и на расширение прав местного крестьянства, в первую очередь увеличение веса крестьянской курии на выборах, власти не пошли  также, поскольку это вместе с  ограничением прав местных помещиков подрывало основы дворянской Российской империи. 

Надо отметить, что решение царских властей  покинуть Беларусь вне сферы деятельности земств, не вызвало сколь-нибудь приметной  борьбы за земства на местах. Радикальные  элементы среди белорусского дворянства были обессилены поражением восстания 1863 г., а белорусских крестьян вопросы  новых земельных и имущественных  отношений интересовали больше, чем  вопросы местного самоуправления и  образ общественной жизни. 

В Беларуси земская  реформа не проводилась до начала ХХ века (до 1911года)  в связи с тем, что после восстания 1863 - 1864 гг. царизм не доверял местным ополяченным помещикам, которые могли захватить власть в свои руки[2.c.172]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

Таким образом, вторая половина XIX века - время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.

Историческое  значение опыта реформ состоит также  в том, что они позволили вывести  страну из глубокого экономического и политического кризиса и  дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных  потрясений и социальных катаклизмов.

Большие изменения  и опоздания, с которыми проводились  реформы в Белоруссии, придавали  им еще более ограниченный и непосредственный характер в сравнении с другими  регионами России.

Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной  реформой. Зарождение парламентаризма  не состоялось. Соответственно не завершена  была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ  не только оттолкнул от правительства  либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который  в сочетании с нерешенностью  аграрной, социальной, национальной проблем  привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года. 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси: С древних времен до нашего времени. – Мн.: «Аверсев», 2002. – 608с.
  2. Яноўская В., Рудовіч С. Гісторыя: Беларусь у складзе Расійскай імперыі. – Мн.: Экаперспектыва, 2005. – 519с.

Информация о работе Земская реформа 1864г