Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 20:52, реферат
Земский собор как орган сословного представительства.
Земский собор — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Земские соборы в России XVI в.
РЕФЕРАТ
Земский собор — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения» (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»).
В. О. Ключевский определял Земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний. Собор мог состоять из: 1. собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе; 2. боярской думы; 3. земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства.
На примере соборов 1566 и 1598 года состав был следующим (по О.В.Ключевскому):
Во главе становились два высших правительственных учреждения, церковное и государственное – Освященный собор и Боярская дума. Призывались начальники подчиненных центральных учреждения, московских приказов с их дьяками, а также местные органы центрального управления, городовые воеводы. Все это были правительственные люди, а не представители общества, не земские люди. Больше всего было представлено служилое сословие (до 55% всех представителей). Представительство -дьяково –должностное и выборное. Как правило –это дворяне, предводители уездного дворянства, возглавлявшие на войне отряды служилых людей из своего уезда.
Еще одно сословие, представленное на соборах – люди торгово-промышленные (на собор 1566 года -столичное купечество высших статей всего 75 человек). «Это был своего рода финансовый штаб московского правительства, руководивший областными торгово-промышленными мирами. На соборе 1598 года состав этого представительства претерпел изменения, связанные с изменением самой структуры купечества, которая разделилась по своей капиталистической мощи и казенно-служебной годности. Выборные старосты высших сотен (гостиная и суконная гильдия) и 13 сотских черносотенных обществ (рядовая торгово-промышленная масса столицы), а также все имевшиеся на тот момент гости (крупные капиталисты из других городов).
Основой соборного представительства, соответственно был не общественный выбор по доверию, а правительственный призыв по должности или званию. По О.В. Ключевскому» Земский собор XVI века был в точном смысле совещанием правительства с собственными агентами.» [В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с354-360]
Непосредственным толчком к учреждению Земского собора можно назвать принятие Иваном IV царского титула и новое понимание существа Монаршей власти. Осознавая свою высочайшую ответственность за судьбу страны и чувствуя недостаток собственных сил для выполнения возложенной на него задачи, Иван Васильевич счел необходимым привлечь к участию в обсуждении задуманных им реформ представителей некоторых социальных групп с тем, чтобы они оказывали ему всю требуемую помощь. Выдвинутая Царем идея взаимного обустройства государства встретила живой отклик в сердцах народа и довольно скоро прочно укоренилась в общественном сознании.
Полномочия, их объем определялся конкретной целью созыва Земского собора. Более широкие функции были у Земских соборов в период междуцарствия. Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены Земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу.
На соборах активно проявлялась организующая роль великого князя-царя. Не были в достаточной мере разграничены дела духовные и земские. Черепнин Л.В. усматривает связь Земских соборов с традицией Вечевых сборов Древней Руси, где вопросы решались всем миром. .»[Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978 с. 67-68]
Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или в Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или Столовой избе
Главным нормативным документом, создававшимся Земским собором являлся Акт. В Акте отражались принятые решения. Немногие подлинные Акты дошли до наших времен. Часть фигурирует лишь в списках, либо в описаниях людей, видевших документ.
Акты можно разделить на три группы:
1)Акты избрания на царство.
2) Акты, содержащие важные государственные реформы. Среди них были законы, принятые Земскими соборами по инициативе монарха, а также акты, принятые в период междуцарствия.
3) Акты, посвященные налогообложению.
По Ключевскому «…целью собора XVI века было объединить мнения и действия высшего правительства и его подчиненных органов, давать первому справки о том, что думают о положении дел и как относятся к соборному вопросу люди, которые будут ответственными проводниками решения, принятого властью на основании наведенных справок и выслушанных мнений.»[В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с336--361].
Периодизация Земских соборов в XVI века. Цели и результаты.
По Ключевскому О.В. земские соборы возникли в связи с местными реформами Ивана Грозного и являются совместными совещаниями боярской думы (центрального правительства) с людьми столичных классов, служивших правительству ближайшими ответственными органами. Такие совещания устраивались для выработки общего постановления по особо важным вопросам государственной жизни и для принятия членами собора ответственного кругового ручательства в исполнении соборного приговора.»[В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с366].
Не смотря на все недостатки государственного управления с привлечением земских соборов, как-то: непредставительность всех классов, невыборность представителей, нерегулярность, смысл и значение земских соборов для российского государства был велик. Очень ясно об этом мы читаем у Ключевского В.О.: «…собор не был постоянным учреждением, не имел ни обязательного для власти авторитета, ни определенной законом компетенции и потому не обеспечивал прав и интересов ни всего народа, ни отдельных его классов и даже выборный элемент незаметен или едва заметен в его составе…Однако он не прошел бесследно ни для законодательства и управления, ни даже для политического самосознания русского общества. Пересмотр судебника и план земской реформы – дела, исполненные, как мы видели, не без участия земского собора….Только здесь боярско-приказное правительство становилось рядом с людьми из управляемого общества как со своею политическою ровней, чтобы изъявить государю свою мысль; только здесь оно отучалось мыслить себя всевластной кастой, и только здесь дворяне, гости и купцы, собранные в столицу из Новгорода, Смоленска, Ярославля и многих других городов, связываясь общим обязательством «добра хотеть своему государю и его землям», приучались впервые чувствовать себя единым народом в политическом смысле слова: только на соборе Великороссия могла осознать себя цельным государством.» .»[В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с369].
Вместе с развитием института земских соборов все чаще мелькает мысль о необходимости создания органа управления, где будут представлены все земли и слои общества, причем не только должностные лица, но и выборные представители, что закладывало основу создания государственного управления при участии общественных сил.
По Черепнину Л.В. Иван IV являлся сторонником и идеологом монархии. Его политическим идеалом было патриархальное «православное истинное христианское самодержство». Царю Бог поручил «владеть» царством и его «строить», т.е. быть владыкой над подданными и направлять свою власть на государственное устройство. Условием могущества страны является повиновение граждан возглавляющему его правителю. Всякая попытка бояр и вельмож захватить политическое руководство, ведет к усобицам и чревата опасностью для целостности государства. Русские самодержцы сильны тем, что «изначально сами владеют своими государствами, а не бояре и не вельможи».[Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978 с. 95-96].
Управление с помощью земских соборов, таким образом, приближало народ («мир») к царю, исключало препятствие со стороны бояр в отношении доведения сведений о проблемах и бедах земли русской до царя.
Возникшей централизованной монархии уже не требовались ни вече, ни княжеские съезды, но у нее была необходимость в своем укреплении опираться на ведущие общественные силы. Нужен был инструмент, который бы поддерживал политику власти (говоря современным языком, делал бы власть легитимной), через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась к обществу. Таким инструментом явились земские соборы.
Соборное рассмотрение спорных вопросов позитивно сказывалось на качестве государственного управления. С одной стороны, совместный анализ проблем, учет мнений и предложений различных чинов, несомненно, существенно облегчали поиск оптимальных путей их устранения. Не случайно роль Земских соборов резко возрастала в случаях неурядиц, тяжелого военного, политического или экономического положения, а также при необходимости принятия чрезвычайных мер для выведения страны из кризиса. С другой стороны, утверждение решений, особенно непопулярных, например, о введении нового налога, по «приговору всей земли», а не только Верховной власти, естественно, давало последней право рассчитывать на их более «охотное» исполнение населением.
Земский собор выполнял исключительно важную контролирующую функцию. С его помощью Царь получал возможность осуществлять проверку деятельности своей администрации не только «сверху», посредством специальных органов, призванных следить за законностью действий государственного аппарата, но и «снизу», путем общественного контроля. Узнавая от народа о злоупотреблениях чиновников и недостатках в их работе, Верховная власть проводила организационные и правовые мероприятия по их устранению и недопущению в будущем.
Еще одно важное значение Земского собора заключалось в том, что он обеспечивал прямое общение Царя с народом, препятствовал образованию сословного, бюрократического или иного посредничества между ними и возникновению чувства взаимного отчуждения, оторванности друг от друга. Встречаясь на Соборе лицом к лицу, власть и общество осознавали общность своих интересов и устремлений, понимали, что лишь коллективными усилиями могут быть преодолены трудности и успешно решены стоявшие перед страной задачи.
Литература.