Земские соборы в России XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 20:52, реферат

Описание работы

Земский собор как орган сословного представительства.

Земский собор — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Файлы: 1 файл

Реферат по Земским соборам 16 в.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Земские соборы в России XVI в.

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

  1. Земский собор как орган сословного представительства.

 

Земский собор — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

 

В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения» (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»).

 

В. О. Ключевский определял Земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний. Собор мог состоять из: 1. собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе; 2. боярской думы; 3. земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства.

На примере соборов 1566 и 1598 года состав был следующим (по О.В.Ключевскому):

Во главе становились два высших правительственных учреждения, церковное и государственное – Освященный собор и Боярская дума. Призывались начальники подчиненных центральных учреждения, московских приказов с их дьяками, а также местные органы центрального управления, городовые воеводы. Все это были правительственные люди, а не представители общества, не земские люди. Больше всего было представлено служилое сословие (до 55% всех представителей). Представительство -дьяково –должностное и выборное. Как правило –это дворяне, предводители уездного дворянства, возглавлявшие на войне отряды служилых людей из своего уезда.

Еще одно сословие, представленное на соборах – люди торгово-промышленные (на собор 1566 года -столичное купечество высших статей всего 75 человек). «Это был своего рода финансовый штаб московского правительства, руководивший областными торгово-промышленными мирами. На соборе 1598 года состав этого представительства претерпел изменения, связанные с изменением самой структуры купечества, которая разделилась по своей капиталистической мощи и казенно-служебной годности. Выборные старосты высших сотен (гостиная и суконная гильдия) и 13 сотских черносотенных обществ (рядовая торгово-промышленная масса столицы), а также все имевшиеся на тот момент гости (крупные капиталисты из других городов).

Основой соборного представительства, соответственно был не общественный выбор по доверию, а правительственный призыв по должности или званию. По О.В. Ключевскому» Земский собор XVI века был в точном смысле совещанием правительства с собственными агентами.» [В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с354-360]

  1. Формирование и полномочия Земских соборов.

Непосредственным толчком к учреждению Земского собора можно  назвать принятие Иваном IV царского титула и новое понимание существа Монаршей власти. Осознавая свою высочайшую ответственность за судьбу страны и чувствуя недостаток собственных сил для выполнения возложенной на него задачи, Иван Васильевич счел необходимым привлечь к участию в обсуждении задуманных им реформ представителей некоторых социальных групп с тем, чтобы они оказывали ему всю требуемую помощь. Выдвинутая Царем идея взаимного обустройства государства встретила живой отклик в сердцах народа и довольно скоро прочно укоренилась в общественном сознании.

Полномочия, их объем определялся конкретной целью созыва Земского собора. Более широкие функции были у Земских соборов в период междуцарствия. Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены Земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу.

На соборах активно проявлялась организующая роль великого князя-царя. Не были в достаточной мере разграничены дела духовные и земские. Черепнин Л.В. усматривает связь Земских соборов с традицией Вечевых сборов Древней Руси, где вопросы решались всем миром. .»[Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII  вв. М., 1978 с. 67-68]

Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или в Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или Столовой избе

Главным  нормативным документом, создававшимся Земским собором  являлся Акт. В Акте отражались принятые решения. Немногие подлинные Акты дошли до наших времен. Часть фигурирует лишь в списках, либо в описаниях людей, видевших документ.

Акты можно разделить на три группы:

1)Акты избрания на царство.

2) Акты, содержащие важные государственные реформы.  Среди них были законы, принятые Земскими соборами по инициативе монарха, а также акты, принятые в период междуцарствия.

3) Акты, посвященные налогообложению.

 

  1. Цели созывов Земских соборов, решавшиеся ими задачи

 

По Ключевскому «…целью собора XVI века было объединить мнения и действия высшего правительства и его подчиненных органов, давать первому справки о том, что думают о положении дел и как относятся к соборному вопросу люди, которые будут ответственными проводниками решения, принятого властью на основании наведенных справок и выслушанных мнений.»[В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с336--361].

 

Периодизация Земских соборов в XVI века. Цели и результаты.

  1. 27—28 февраля 1549: «Собор примирения» Ивана Грозного
  2. январь—март 1551: «Стоглавый собор» (церковно-земской). По Ключевскому В.О. «…первый земский собор в Москве представляется каким-то небывалым в европейской истории актом всенародного покаяния царя и боярского правительства в их политических грехах. Умиротворение народа и самого царя, встревоженных внешними и внутренними бедами, было, очевидно важнейшим нравственным моментом, объясняющим цель и значение первого земского собора.»[В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с352 ]. Утверждение ряда законодательных мер, направленных на перестройку местного самоуправления и суда. Таких, как прекращение тяжб земства с кормленщиками, продолжение пересмотра Судебника, введение в суд кормленщиков выборных старост и целовальников, отмена кормления.
  3. 1564. Предположительно, состоялся собор об учреждении опричнины.
  4. 1565 год. Собрался в отсутствие уехавшего из Москвы царя Ивана по инициативе сословий и вёл с царём «переговоры». Реконструируемый на основе косвенных свидетельств.
  5. 28 июня — 2 июля 1566. Земский собор 1566 года. О Ливонской войне. Правительство нуждалось в выяснении мнения чинов, мириться ли на предложенных польским королем условиях. Грамота, принятая на соборе содержит «приговор» собравшихся не уступать противнику «Ливонские земли городов».
  6. 1575. Предположительно, касательно назначения подставного князя всея Руси Симеона Бекбулатовича.  Под его прикрытием попытка провести секуляризацию церковных имений. Отмена жалованных грамот (тарханов).
  7. 1576. Предположительно, касательно снятия Симеона Бекбулатовича и «возвращения» Ивана IV.
  8. 1579. Предположительно, касательно Польши.
  9. январь 1580. Собор 1580 года (церковно-земской). Вопрос о церковном землевладении, поднятый Иваном IV. Решения, принятые эти собором ограничивали землевладения духовенства, запрещены земельные вклады в монастыри. Изъятие княжецких земель из церковного владения и раздача их военным чинам. Введение заповедных лет, запрещавших крестьянству переход от одного землевладельца к другому.
  10. ноябрь 1580. Предположительно, по польским делам. Обсуждался вопрос, стоит ли заключать мир с королем Польским.
  11. апрель 1584.. Избрание Фёдора I на царство после смерти Ивана IV. Реконструируемый на основе косвенных свидетельств.
  12. июль 1584. Церковно-земской собор[4]. Также решение об ограничении роста церковных земель и отмене тарханных привилегий. Продолжает реформы, начатые на соборе января 1580 г.
  13. 1598 избрание на царство Бориса Годунова. Спорность по поводу того, был ли этот собор и подлинный ли был Акт избрания Б.Годунова на царство. Цель собора –не только закрепить власть за Б.Годуновым, но и объяснить выбор собора. Описываются обстоятельства, побудившие выдвинуть кандидатуру Б. Годунова на царский престол и события, предшествовавшие созыву собора. Собор пытается убедить в том, что воля царей выражалась в их желании возвести Бориса на престол.
  14. Место Земского собора в конструкции монархической государственной власти, сложившейся в России в XVI в.

По Ключевскому О.В. земские соборы возникли в связи с местными реформами Ивана Грозного и являются совместными совещаниями боярской думы (центрального правительства) с людьми столичных классов, служивших правительству ближайшими ответственными органами. Такие совещания устраивались для выработки общего постановления по особо важным вопросам государственной жизни и для принятия членами собора ответственного кругового ручательства в исполнении соборного приговора.»[В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с366].

 Не смотря на все недостатки  государственного управления с  привлечением земских соборов, как-то: непредставительность всех классов, невыборность представителей, нерегулярность, смысл и значение земских соборов для российского государства был велик. Очень ясно об этом мы читаем у Ключевского В.О.: «…собор не был постоянным учреждением, не имел ни обязательного для власти авторитета, ни определенной законом компетенции и потому не обеспечивал прав и интересов ни всего народа, ни отдельных его классов и даже выборный элемент незаметен или едва заметен в его составе…Однако он не прошел бесследно ни для законодательства и управления, ни даже для политического самосознания русского общества. Пересмотр судебника и план земской реформы – дела, исполненные, как мы видели, не без участия земского собора….Только здесь боярско-приказное правительство становилось рядом с людьми из управляемого общества как со своею политическою ровней, чтобы изъявить государю свою мысль; только здесь оно отучалось мыслить себя всевластной кастой, и только здесь дворяне, гости и купцы, собранные в столицу из Новгорода, Смоленска, Ярославля и многих других городов, связываясь общим обязательством «добра хотеть своему государю и его землям», приучались впервые чувствовать себя единым народом в политическом смысле слова: только на соборе Великороссия могла осознать себя цельным государством.» .»[В.О.Ключевский, Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2 с369].

Вместе с развитием института земских соборов все чаще мелькает мысль о необходимости создания органа управления, где будут представлены все земли и слои общества, причем не только должностные лица, но и выборные представители, что закладывало основу создания государственного управления при участии общественных сил.

По Черепнину Л.В. Иван IV являлся сторонником и идеологом монархии. Его политическим идеалом было патриархальное «православное истинное христианское самодержство». Царю Бог поручил «владеть» царством и его «строить», т.е. быть владыкой над подданными и направлять свою власть на государственное устройство. Условием могущества страны является повиновение граждан возглавляющему его правителю. Всякая попытка бояр и вельмож захватить политическое руководство, ведет к усобицам и чревата опасностью для целостности государства. Русские самодержцы сильны тем, что «изначально сами владеют своими государствами, а не бояре и не вельможи».[Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII  вв. М., 1978 с. 95-96].

Управление с помощью земских соборов, таким образом, приближало народ («мир») к царю, исключало препятствие со стороны бояр в отношении доведения сведений о проблемах и бедах земли русской до царя.

Возникшей централизованной монархии уже не требовались ни вече, ни княжеские съезды, но у нее была необходимость в своем укреплении опираться на ведущие общественные силы. Нужен был инструмент, который бы поддерживал политику власти (говоря современным языком, делал бы власть легитимной), через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась к обществу. Таким инструментом явились земские соборы.

 

Соборное рассмотрение спорных вопросов позитивно сказывалось на качестве государственного управления. С одной стороны, совместный анализ проблем, учет мнений и предложений различных чинов, несомненно, существенно облегчали поиск оптимальных путей их устранения. Не случайно роль Земских соборов резко возрастала в случаях неурядиц, тяжелого военного, политического или экономического положения, а также при необходимости принятия чрезвычайных мер для выведения страны из кризиса. С другой стороны, утверждение решений, особенно непопулярных, например, о введении нового налога, по «приговору всей земли», а не только Верховной власти, естественно, давало последней право рассчитывать на их более «охотное» исполнение населением.

Земский собор выполнял исключительно важную контролирующую функцию. С его помощью Царь получал возможность осуществлять проверку деятельности своей администрации не только «сверху», посредством специальных органов, призванных следить за законностью действий государственного аппарата, но и «снизу», путем общественного контроля. Узнавая от народа о злоупотреблениях чиновников и недостатках в их работе, Верховная власть проводила организационные и правовые мероприятия по их устранению и недопущению в будущем.

Еще одно важное значение Земского собора заключалось в том, что он обеспечивал прямое общение Царя с народом, препятствовал образованию сословного, бюрократического или иного посредничества между ними и возникновению чувства взаимного отчуждения, оторванности друг от друга. Встречаясь на Соборе лицом к лицу, власть и общество осознавали общность своих интересов и устремлений, понимали, что лишь коллективными усилиями могут быть преодолены трудности и успешно решены стоявшие перед страной задачи.

 

Литература.

    1. Л.В Черепнин. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII  вв. М., 1978.
    2. В.О.Ключевский. Сочинения. Курс русской истории. М.,1988.Т2
    3. А.А.Зимин. В канун грозных потрясений. М.,1986
    4. Российское законодательство X-XX вв. М. 1985. Т.3.

Информация о работе Земские соборы в России XVI в