Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:08, реферат
Цель: исследовать Жалованную грамоту городам 1785 года
Задачи: Рассмотреть цели создания Жалованной грамоты городам
Дать характеристику Жалованной грамоте городам
Рассмотреть положение городских сословий по Жалованной грамоте городам
Рассмотреть результаты реформы
1)Условия принятия Жалованной грамоты
2)Содержание грамоты
3)Результаты реформы
4)Заключение
План:
1)Условия принятия Жалованной грамоты
2)Содержание грамоты
3)Результаты реформы
4)Заключение
Цель: исследовать Жалованную грамоту городам 1785 года
Задачи: Рассмотреть цели создания Жалованной грамоты городам
Дать характеристику Жалованной грамоте городам
Рассмотреть положение городских сословий по Жалованной грамоте городам
Рассмотреть результаты реформы
Жалованная грамота городам 1785 г.
Грамота на права и выгоды городам Российской империи, известная также под названием Жалованная грамота городам 1785 г., — законодательный акт, изданный Екатериной II 21 апреля 1785 г. и регламентирующий правовой статус «городских обывателей».
Цели при создании Жалованной грамоты городам:
1.объединение городских жителей всех сословий, имеющих постоянное пребывание и владеющих недвижимостью в черте городской оседлости, в единое "общество градское"
2.предоставление органам этого общества заведования всеми отраслями общегородского хозяйства.
Подготовка “Жалованной грамоты городам” (полное название “Грамота на права и выгоды городам Российской Империи”) началась в 1780 г. При ее подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, шведский Цеховой устав и положение о маклере, прусский Ремесленный устав, законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.
“Жалованная грамота городам” была опубликована в апреле 1785г и состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.
Грамота закрепляла единый
Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывалось на трудолюбии и добронравии, являлось наследственной и связана с пользой приносимой мещанством отечеству. Принадлежность к мещанскому сословию не было естественным явлением, как например дворянство. Лишение мещанских прав и привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянства, в жалованной грамоте приводился полный список подобных деяний (например, за совершение некоторых уголовно наказуемых деяний).
Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.
К имущественным правам
Все городское население
1) "настоящие городовые
обыватели" - это все, владеющие
недвижимостью в черте города
независимо от своего
2) купцы трех гильдий,
объявившие за собою соответств
3) цеховые ремесленники;
4) иногородные и иностранные гости;
5) "именные граждане",
в свою очередь
а) дважды с похвалою отправлявшие выборную по городу должность;
б) ученые, имеющие академические или университетские аттестаты;
в) дипломированные академией художники;
г) капиталисты, объявившие за собой капитал не менее, чем в 50 тыс. рублей;
д) банкиры с капиталом от 100 до 200 тысяч рублей;
е) оптовые торговцы;
ж) кораблехозяева, отпускающие свои корабли за море;
6) посадские - так стали
теперь называться городские ст
Купцы 1 и 2 гильдии пользовались
дополнительными личными
От телесных наказаний
Права и обязанности
За городскими жителями, как и за дворянами, признавалось право корпоративной организации. Граждане составляли “общество городское” и могли собираться на собрания с санкции администрации. Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось:
имущественным цензом – уплата годового налога не менее 50 рублей;
возрастным цензом – не моложе 25 лет.
Горожане избирали бургомистров
В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города). Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган – шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали по одному представителю от каждой категории. Представительствовал городской голова.
В компетенцию городской думы входило:
- обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния;
- разрешение внутрисословных
- наблюдение за городским
Судебные дела не входили в ведение городской думы, их решали судебные органы.
Результаты реформы
Однако положения этого закона не были воплощены в жизнь.
Причины:
1.жесткий контроль со стороны администрации за деятельностью городских дум
2.несовершенство самого закона
3.неготовность общества к совместной деятельности
4.воспитанный вековой практикой страх перед каждым административным лицом и учреждением.
5.законодательная неопределенность сферы деятельности городских дум.
Жизненное пространство, которое впоследствии принадлежало органам городского самоуправления, уже было распределено между городовыми магистратами (сбор налогов), приказами общественного призрения (социальная сфера) и управами благочиния (городское благоустройство).
Однако русское общество не было готово принять идею всесословности, заимствованную Екатериной II из европейского законодательства, - дворяне и интеллигенция ("именитые граждане") на выборы не являлись и в городских делах не участвовали.
Одним из условий формирования всесословного общества является завершение процесса формирования городских сословий. Реформы 1775-1785 гг. и решали эту задачу. Напомним, что только в 1775 г. из торгово-промышленного населения в самостоятельную группу были выделены мещане, а купеческие гильдии получили правовое значение и окончательно утратили сходство с тяглыми по характеру статьями. "Жалованной грамотой городам" законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, объединить городское население в градское общество, с другой - разделить его на отдельные сословия. Попытка создания всесословного общества была преждевременной. Выборная городская служба по-прежнему оставалась уделом торгово-промышленного населения, а думы по своему составу ничем не отличались от магистратов и посадских сходов времен Петра I.
Характер посадской общины градское общество сохраняло в Петербурге до 1846 г., в Москве до 1863 г., в Одессе и Тифлисе до 1866 г., а в остальных русских городах до введения Городового положения 1870 г. Тем не менее Жалованная грамота 1785 г. стала точкой отсчета в развитии городского самоуправления, так как заложенные с ней начала в той или иной форме служили основой при разработке всех последующих городских реформ.
Значение "Жалованной грамоты городам" не ограничивается введением городского самоуправления. По своим задачам и составу статей этот сложный законодательный акт с равным успехом можно назвать как городской, так и сословной реформой городского населения. Действительно, наряду с организацией городского общественного управления, Грамота определяла сословно-корпоративный строй купечества и особенно большое внимание уделяла ремесленному устройству. Не вдаваясь в детали сословного вопроса, отметим лишь общую направленность этого документа, которая прослеживается и в ремесленном положении, и в статьях о правах и привилегиях купцов каждой из трех гильдий: стремление законодателей превратить тяглые сословные группы в "регулярные" сословия. Грамота обеспечивала ряд важных привилегий городского населения, особенно для купцов 1-й и 2-й гильдий (в том числе освобождение от телесных наказаний). Сословное самоуправление купцов и ремесленников получило более четкую организацию и фактически подменяло собой городское самоуправление.
Заключение
Городская реформа Екатерины II была чисто бумажной реформой, не изменившей реально прежних основ муниципального строя. Всесословность и самостоятельность муниципальных учреждений были громко провозглашены в Городовом положении 1785 года, и в этом отношении названный законодательный памятник резко порвал со старинной исторической традицией, потому на практике реформы должны были потерпеть полное крушение при встрече с привычной стародавней противоположностью. Для осуществления всесословности городского самоуправления надлежало сгладить разобщение сословных групп в строении самого общества. Эта задача была достигнута с большим или меньшим успехом лишь после падения крепостного права и потому не Городовое положение 1785 года, а Городовое положение 1870 года стало отправной точкой развития всесословного городского самоуправления в России.
Для осуществления независимости и самостоятельности городского самоуправления в кругу присвоенных ему по закону задач необходимо было предварительно утвердить весь строй общегосударственного управления на незыблемых началах строгой закономерности. Эта задача не достигнута во всей мере и посейчас, и потому и современное нам городское самоуправление далеко от той постановки, которая соответствовала бы истинному существу этого понятия.
Городовое положение Екатерины II, таким образом, в своих основных руководящих идеях было обращено лицом к отдаленному будущему. Немудрено, что введенные этим положением учреждения в своей практической постановке нисколько не отразили этих руководящих идей.
Вывод: Таким образом, в правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного слоя России. Отныне сословия стали представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами, особенно дворянское сословие. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднён. Исключительные привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, усилению над ними господства помещиков и исключению их из сословной структуры.
Список литературы:
Александр Бушков – Екатерина II: алмазная Золушка
В. Ключевский - Екатерина II