Женщины Тверского княжеского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность моей работы определена нарастающим интересом к святым Тверского края, некоторые из которых, надо признать, изрядно подзабыты и в самой Твери, и за ее пределами. Также в 2012 году 700 - летие со дня кончины благоверной княгини Ксении Юрьевне Тверской - этой выдающейся женщины, воспитавшей не менее выдающегося сына, святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, и внесшей немалый вклад в развитие самого Тверского княжества, будучи регентшей при своем знаменитом сыне в период его детства и отрочества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….……..

3
Краткая история Тверского княжества ……………………………

4
Женщины тверского княжеского дома ……………………………

9
2.1 Великая княгиня Ксения Тверская ……………………………….

9
2.2 Благоверная княгиня Анна Кашинская ………………………….

12
Заключение ………………………………………………………………..

16
Список используемой литературы ……………………………………….

17

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Женщины тверского  княжеского дома

История в большей  своей части мужественна, так  как посвящена описанию «деяний мужей достохвальных». И особенно мужественна история средневековая. Место женщины в истории более чем скромное. И это место ей определено ее ролью в обществе: хранительницы очага, воспитательницы детей и молитвинницы за мужа. Но именно на женскую долю выпадало подчас самое сложное: разделять судьбу своего мужа и видеть смерть своих детей. И это не случайно. В системе ценностей средневековья мужчина носил на себе облик Христа. Он должен был взойти на свою Голгофу за людей своих. Женщина же несла на себе облик Богоматери. И ее цель жизни, ее жизненная программа было терпеливое ожидание. В своем ожидании женщина искала направляющей руки Божией и в любви, и в испытаниях, нередко выпадавших на ее долю. И ее молчаливый подвиг вполне мог бы стать предметом описания возвышенной романтической повести.

Действительно, такой была жизнь  первой тверитянки, о которой рассказывают летописцы и народные легенды, женщины, соединившей в себе все эти  качества, великая княгиня Ксения, жена первого Тверского князя Ярослава Ярославовича.

 

2.1 Великая княгиня  Ксения Тверская

Княгиня Ксения стала  второй женой князя Ярослава Ярославовича, овдовевшего в 1252 году. Более десяти лет хранил князь верность своей супруге, которая погибла во время татарского набега на Переяславль, пока не встретил Ксению. Согласно летописному сообщению, Ксения была дочерью новгородца, возможно - новгородского посадника Юрия Михайловича. Однако народное предание излагает историю Ксении совсем иначе, называя ее дочерью пречетника из села Едимоново, что находится в сорока километрах от Твери. Ксения была обручена с великокняжеским отроком Григорием (вариант - Георгий) и в скорейшем времени должна была выйти замуж. Однако великому князю Ярославу и простой сельской девушке в одну из ночей приснился сон, в котором они увидели друг друга суженными. После этого сна Ярослав Ярославович отправился посмотреть невесту своего отрока и с удивлением узнал в ней девушку, виденную им во сне. Узнала в приехавшем князе своего жениха из сна и Ксения. В тот же день состоялось венчание пары, которая была соединена Всемогущем Промыслом Божиим, а отрок Григорий принял монашество и поселился на берегу Волги в лесу, у места впадения в Волгу реки Тверцы. Так возник один из древнейших и наиболее почитаемых в Твери монастырей - мужской Отроч монастырь.

Даже если вся эта  история и является плодом народной фантазии, ей нельзя отказать хотя бы в  видимости достоверности. По представлениям русских людей XIII века женская судьба могла измениться в одночасье, как  в широко известной сказке о Золушке. Но эта история, с точки зрения многих поколений тверичей - не сказка. Дело в том, что древнерусская культура настолько высоко превозносила женское начало в облике Богородицы, что личные достоинства женщины, степень ее подобия Пресвятой Деве, отодвигали на второй план соображения о знатности ее происхождения. В случае с княгиней Ксенией Юрьевной ее высокое достоинство и после смерти мужа обеспечивались «необыкновенной красотой, твердым характером, искренним благочестием и отличными административными способностями», как выразился современный автор Тверского патерика Дмитрий (Симбиакин) архиепископ. Тверской патерик. Тверь, 1991.. Другими словами, но о том же писали летописцы, величая тверскую княгиню премудрой, блаженной и преподобной.

Русская женщина средневековья искала направляющей руки Божией и в любви, и в испытаниях, нередко, а подчас и обильно выпадавших на ее долю. Ксения долго не могла родить сына. До Михаила Ярославовича у нее родилось две дочери. Михаил был «вымоленным» у Бога чадом и родился уже после смерти отца - зимой 1271 / 1272 года. Ярослав Ярославович скончался на обратном пути из Орды. Малолетний княжич остался на руках своей матери, которой вряд ли тогда было больше двадцати пяти лет. На плечи молодой княгини легла ответственность не только за молодого отрока Михаила, но и за столь же молодое и не вполне обустроенное Тверское княжество. Ксения Юрьевна с помощью первого тверского епископа Симеона прекрасно справилась с обеими задачами: она воспитала достойнейшего сына и к моменту его совершеннолетия вручила ему власть над одним из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси. Не случайно на одной из древних икон князь Михаил Ярославович и княгиня Ксения Юрьевна изображены держащими в руках тверской кремль - в определенном смысле Тверь действительно была передана из заботливых материнских рук в почтительные руки сыновние.

Изучая воспитание благоверного князя Михаила Ярославовича Тверского  по его житию, можно представить  себе те духовно-нравственные ориентиры  и ценности, которые старалась  передать своему сыну его мать. Воспитание выстраивалось вокруг чтения святых книг и постижения скрытой в них премудрости. Стержнем воспитания было наставление в доброте, нищелюбии, страхе Божие, почитания людей духовного звания. Вне всякого сомнения, именно мать приучила Михаила часами читать псалтирь, книгу, с которой встретить князь свой смертный час.

И все же наука любви  к Богу и смирения перед Ним  явно была не единственной, преподанной  заботливой матерью своему единственному  сыну. В жилах Михаила текла  частица новгородской непокорной крови, и мать, как настоящая новгородка, взлелеяла в своем сыне гордый и пылкий нрав.

Уже отмечалось, что главным  помощником княгини Ксении в это  время был епископ Симеон. Их совместная деятельность способствовала распространению  в Твери культа Архангела Михаила. При епископе Симеоне и не без участия Ксении в Твери было положено начало летописанию, создан тверской список Хроники Георгия Амортала, начата кропотливая работа по обоснованию прав Тверского княжества на Киевское и Владимирское наследство. Авторитет княгини Ксении был настолько велик в княжестве и за его пределами, что на ее мнение ссылается сам митрополит Максим, когда пытался примирить московского князя Юрия Даниловича с Михаилом Тверским. Да и сам Михаил был очень привязан к своей матери и все время советовался с ней. Мнение матери для него - это мнение старейшины рода, мнение отца и матери одновременно.

Предположительно вскоре после женитьбы своего единственного  сына, которая состоялась в 1294 году, княгиня Ксения Юрьевна постриглась в монахини под именем Мария и окончила свои земные дни в 1312 году в Софийском монастыре. Пострижение в монахини княгинь и княжон было нередким событием в XIII-XIV веках: помимо Ксении монашеский постриг приняли ее дочь Софья Ярославовна, сноха Анна Дмитриевна, а в 1326 году примет постриг и Мария Гедиминовна, вдова князя Дмитрия Михайловича Грозные Очи. Для таких знатных монахинь нередко специально основывались новые монастыри, в которых они становились игуменьями - настоятельницами. Причины ухода женщины высокого общественного положения из мира в монастырь могли быть различны: смерть мужа, религиозный настрой души, наконец - отсутствие подходящего жениха. В ряде случаев мы можем догадываться о том, какой из мотивов был определяющим, но одно ясно без всякого сомнения - отказ от мирской жизни имел совершенно разный смысл для князя и княгини, для мужчины и женщины. Мужчина вместе с постригом принимал на себя покаяние за былые грехи. В особенности это касалось князей, поскольку власть таила в себе соблазны гордыни, стяжания и так или иначе подразумевала под собой насилие над людьми, нередко вплоть до пролития крови. Именно поэтому мужчины принимали монашество чаще всего за несколько дней, а то и часов до кончины. Для женщины монашеское служение означало прежде всего переход от одного ряда обязательств к другим: отрекаясь от семейных уз и попечения о близких, женщина не отрекалась от них совершенно. Просто несколько менялся характер этого служения. На первом месте становилось очищение тела, души помыслов перед Богом молитвой, постом и смирением. Но такая женщина становилась крепкой молитвенницей за своего мужа, нередко покойного, за своих детей и близких.

Новая жизнь под татарами, резко отличалась от старой, дотатарской  жизни. И эта новая реальность рождала новые характеры среди княгинь. Великая княгиня Ксения Юрьевна хотя и родилась после татарского нашествия, но она была из непокорившегося татарам Новгорода, и поэтому по типу своей личности она более походила на домонгольских женщин управлявших княжествами и собиравших дань с подвластных земель. Жена же Михаила Ярославовича - Анна Дмитриевна, происходившая из славившегося своим миролюбием ростовского княжеского дома, была уже человеком другого типа характера, отличного от Ксении Юрьевны. Душа княгини Анны была готова принять «многие скорби» и искать правды скорее на небесах, чем на земле.

 

 

2.2  Благоверная княгиня Анна Кашинская

Благоверная княгиня  Анна Дмитриевна Кашинская родилась в семье много пострадавшей от Орды. Ее прадед, ростовский князь Василько Константинович, попал в плен к татарам после печально известной битвы на реке Сить, бывшей в 1237 году. В плену он отверг предложение присоединиться к победителям и был убит рассверепевшими татарами неподалеку от Кашина. Ко времени рождения Анны (около 1278 / 1279 года) тело князя Василько уже несколько десятилетий покоилось в Успенском соборе Ростова. Прапрадед Анны, князь Михаил Всеволодович Черниговский в 1246 году, спустя девять лет после гибели князя Василько, повторил подвиг своего зятя: будучи приглашен к хану, он отказался принять языческий обычай и поклониться «огню, кусту и идолам», то есть отречься от христианской веры. За это татары забили князя Михаила, что в их глазах было позорной смертью, не удостоив тем самым достойной смерти для воина - смерти от меча.

Устрашенные таким ходом  событий сыновья князя Василько - Борис (дед Анны) и Глеб - предпочли  полностью покориться татарам и  вступили с ними в тесный союз. Глеб женился на татарке и участвовал со своим отрядом в далеких  походах ордынского войска за пределами Руси.

Какие же черты характера  сформировались у Анны Дмитриевны в  годы ее ростовской юности? Господство Орды над Русью воспринималось ею как неизбежное зло. Сближение ростовского  дома с Ордой наводило ее на мысль  о постепенном сближении русских и татар. Но это сближение имело известные границы. И эти границы проходили по костям князя Василько и Князя Михаила Черниговского. Она не могла даже помыслить об отказе от православной веры ради сиюминутных политических выгод. Эта твердая позиция лишь укрепилась традиционно тихим и смиренным ростовским благочестием. И в то время, когда другие русские князья покорно открывали перед татарской ратью городские ворота, надеясь на милость победителей, у Анны только один князь вызывал уважение - тверской князь Михаил, не побоявшийся дать отпор Дюденевской рати в 1293 году. Этим Михаил разительно отличался от покорной ростовской родни Анны.

В 1294 году Михаил Ярославович  и его мать Ксения заслали в  Ростов сватов. Приготовления к свадьбе  были недолгими: отец Анны Дмитрий Борисович недавно умер, а дядя - опекун Константин Ростовский старался побыстрее выдать племянниц замуж. Став супругой отважного тверского князя, в душе Анны причудливым образом переплелись и отвага Михаила и смиренная покорность ростовского дома. И чем больше испытаний выпадало на долю Анны, тем больше сил находила она в православной вере.

Уже начало ее жизни с  Михаилом Ярославовичем оказалось  неспокойным и исполненным тревог: Тверь несколько раз горела, причем во время одного пожара молодые князь  и княгиня едва успели спастись из горящего терема. В том же 1298 году Михаил тяжело заболел.

С 1299 года у Анны родилась дочь Феодора, в следующие года родились сыновья: Дмитрий, Александр, Константин и Василий. Теперь Анна всю себя посвятила  воспитанию детей. Скорее всего отношения между Анной и сыновьями складывались иначе, чем отношения между Ксенией и Михаилом. Если Ксения должна была постараться заменить Михаилу и отца, и мать, то у четверых Михайловичей был отец - живой пример для подражания. И тем не менее именно Анна создавала в семье атмосферу любви и взаимной заботы, готовности пожертвовать собой ради благополучия родственников. И такое воспитание дали свои плоды: сыновья Михаила не вступили в братоубийственную междуусобную борьбу после мученической кончины своего отца, а напротив, Дмитрий отомстил московскому князю Юрию Даниловичу, а Александр поддержал восстание тверичан в 1327 году. Здесь явно сказывалось духовное наследие Михаила Черниговского, принесенное в тверской княжеский дом Анной.

Признаки надвигающейся беды появились в 1304 году, когда Юрий Данилович Московский начал спор с великим князем Владимирским, князем Тверским и Новгородским Михаилом Ярославовичем за Великий стол Владимирский. Хотя Михаил и победил в 1304 году, но относительно спокойная жизнь тверской княжеской семьи закончилась. Противоборство с Москвой приобретало все более и более жесткие и изощренные формы. Юрий не останавливался не перед чем в своем стремлении захватить Великое княжение. Михаил Ярославович пытался пойти на примирение с Юрием, но всякий раз встречал перед собой глухую стену молчания и непонимания.

Предчувствием большой  трагедии наполнено прощание Анны и  ее сыновей с Михаилом Ярославовичем  в 1318 году, когда он уезжал в Сарай  по требованию хана. Однако вряд ли Анна могла представить себе, что на протяжении двадцати лет ей придется встретить четыре гроба: своего мужа, двоих своих сыновей и своего внука. Картина траурной процессии с зажженными свечами, скорбным перебором колоколов и протяжным пением церковных певчих, медленно двигавшейся с Златоверхому Спасу должна была являться ей в страшных ночных кошмарах. Но после каждой такой встречи этот кошмар все более и более становился явью.

Испытания, выпавшие на долю Анны, не ограничивались чередой страшных смертей ее любимых и близких. В 1327 году, после страшного тверского восстания и последовавшего затем разгрома Твери татарами и московским князем Иваном I Даниловичем Калитой, Анне пришлось вместе с младшими детьми и ближними боярами бежать из Твери. Вернувшись, княжеская семья нашла свою столицу разоренной дотла: «И седоша в Твери в велицей нищете и убожестве, понеже вся земля Тверская пуста и все бывше леса и пустыни непроходимые, крамолы ради и лукавства и насилия татарского; и начаша помалу сбирать люди и утешати и от великие скорби и печали и во святых церквах и монастырех паки начинашеся пение и служба божественная…» цит. по: Чернышев А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII - XV веков. Тверь, 1996, стр. 236. Подобные горести и мучения могли сломить дух и разум любой женщины. Иллюстраторы летописей не раз изображали Анну плачущей, ее плачи и причитания воспроизводятся в житийной и летописной литературе. Однако и в горе Анна оказалась тверда духом: внезапно и неожиданно для своих домочадцев она решает принять монашество, уходит из княжеских палат и поселяется в Софийском монастыре. Все уговоры князя Константина и бояр, плач народа не возымели действия - шестидесятилетняя княгиня сменяет свои рыдания на молитвы Богу за своего мужа, сыновей и внука. Вскоре она переселяется из Твери в Кашин, где и окончила свои дни.

Праведная и смиренная  жизнь Анны придала ей черты святой подвижницы, охранительницы Тверской земли. Испытав при жизни великое  страдание и достойно его перенесший человек в глазах наших предков  становился особым молитвенником пред Богом.

Информация о работе Женщины Тверского княжеского дома