Женское движение 19-начала 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Изначально возникнув как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, российское женское движение переросло в движение за общественный прогресс. Задачи и цели, которые стояли перед участницами движения, стали касаться не только женщин, но и повлияли на развитие всего общества в целом, и это исторически правильно, ведь стремление к гендерному равенству должно стать политикой любого государства, стремящегося к устойчивому развитию, ибо проявление обратного, всегда препятствует развитию общества и наносит ущерб его развитию.

Содержание работы

Введение 3
1. Женские движения в России начала XX веков 6
1.1 Предпосылки создания, этапы и направления женских движений в России в начале XX века 6
1.2 Возникновение и развитие женского движения: причины и предпосылки создания 8
1.3 Формы, задачи, этапы и направления женского движения 12
2. Анализ деятельности женских движений России начала XX веков 19
2.1 Женские организации: их цели, социальный состав и международный опыт 19
2.2 Итоги и результаты деятельности женского движения начала
XX века 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

женское движение в начале 20 века (2).doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Если на Западе борьба женщин концентрировалась именно на юридическо-правовой стороне, на проблеме избирательных прав, то в России она с самого начала ставила перед собой задачу достижения женского равноправия в полном объеме. Вопрос обеспечения равных с мужчиной избирательных прав не занимал в России значительного места. По словам П.Г. Мижуева, «вопрос о представлении русским женщинам политических прав не мог, как известно и возникнуть по той простой причине, что таковых прав не имело и мужское население России». 4

Можно сказать, что именно Великая Французская революция стала толчком к пробуждению тенденций в Российском обществе и к становлению женского движения. Здесь же, во Франции, стал выходить первый журнал посвященный борьбе женщины за равенство, возникли женские революционные клубы.

Итак, обобщив всё вышеперечисленное в этом подпункте можно сказать, что предпосылками возникновения женского движения стали:

- отмена крепостного  права; 

-становление  капиталистического способа производства (рост промышленного производства, расширение сферы профессионального труда женщин);

- реформирование различных сфер жизни (аграрные реформы, реформы в области образования и др.);

- формирование  гражданского общества (общественный  подъём, ослабление цензуры);

- отечественные  и западноевропейские идеи о  демократическом преобразовании государственного устройства, равноправии полов, роли женщины в обществе, семейных отношениях.

Среди условий, способствовавших появлению на исторической арене женского движения, можно выделить деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции. Важным фактором стало формирование нового типа российской женщины, которую отличали отказ от праздной жизни, стремление к полезной деятельности, экономической независимости, скромность, инициативность и самостоятельность в принятии решений.

Сложившаяся атмосфера свободомыслия захватила значительные женские слои русского общества. На становление их самосознания оказывали влияние такие факторы, как:

1) изменение  экономических условий, что открыло  перед женщинами возможность  выбора жизненного пути, трудоустройства по новым профессиям.

2) новые социально-экономические  условия, которые в значительной  степени способствовали формированию  и распространению в начале 60-х  годов демократических идей о  равноправии полов. Здесь значительное  влияние на мировосприятие образованной части женщин оказали идеи М.Л. Михайлова, Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, Н.С. Тихонравова, Ф.И. Буслаева, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и других представителей демократической интеллигенции, которые выступали за уравнение женщин в правах с мужчинами, освобождение их из-под семейного гнета, вовлечение во все сферы общественной жизни. Среди радикально настроенной части интеллигенции становились популярными взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля о классовой природе дискриминации женщин в условиях капитализма.

3) возможность  российских женщин того времени  ознакомиться с западноевропейскими  трудами о равноправии полов,  свободе, гуманизме, новых семейных  отношениях. Вместо романов девушки  зачитывались трудами Д.С. Милля, Женпи ДвЭпикур, автобиографией Ж. Санд, произведениями Кондорсе, Фейербаха, Оуэна, Лассаля, Сен-Симона.

4) рост самосознания  женщин, чему способствовала обстановка  гласности, сложившаяся во второй  половине XIX века в ходе социальных  и экономических реформ. Первоизвестниками идей равноправия полов стали журналы "Современник", "Отечественные записки", "Колокол", "Полярная звезда". Важным этапом в формировании общественного мнения о суверенности личности женщины стало появление в конце XIX века женских общественно-политических и литературных журналов "Дело", "Женское дело", "Женский вестник", "Союз женщин", где печатались статьи по женскому вопросу, давалась хроника женского движения.

Таким образом, в России 60-е годы XIX века процесс  замены феодально-крепостнических  устоев новыми общественно-экономическими отношениями создал как экономическую, так и идейную основы для самоорганизации женщин.

 

1.3 Формы, задачи, этапы  и направления женского движения

 

Женское движение в России прошло несколько этапов:

Первый этап (1860 - 1895 гг.) обозначен как этап благотворительной деятельности. В этот период создаются отдельные замкнутые общества, связанные с повседневными нуждами женщин: просвещение женщин, обучение грамоте, с использованием различных средств для финансовой базы через сотрудничество с прогрессивно мыслящей интеллигенцией, общественными и государственными деятелями.

Второй этап (1895 - 1906 гг.) - этап политизации, где основным лозунгом женского движения было "Свобода  и равенство всех перед законом, без различия и пола". Стали создаваться крупные политические структуры: "Русское взаимно-благотворительное общество" и "Союз равноправия женщин". Там прослеживается трансформация благотворительности в организации, требующие гражданских и политических прав для женщин. Эти организации оставались ведущими до конца 1917 г. 5

Третий этап (1907 - 1917 гг.) - этап формирования массового движения с уже разветвлённой инфраструктурой. Количество и разнонаправленность  женских организаций продолжают возрастать. В целом, не смотря на препятствия, движение разрасталось. Важным в истории движения был I Всероссийский женский съезд, поскольку он получил широкий резонанс как внутри страны, так и за её пределами. По словам А.Н. Шабановой, "после съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы".[8].

С начала женского движения в России в 60-х гг. XIX века оформились направления этого движения. О.А. Хасбулатова выделяет следующие  направления Российского женского движения:

Либерально-демократическое, или реформистское направление, которое объединяло те женские организации, которые выдвигали в качестве стратегической задачи достижение равноправия  женщин в общественной жизни и  выбирали государственные реформы  основным средством её осуществления. В женских организациях либерально-демократической направленности, таких как Русское женское взаимноблаготворительное общество, Союз равноправия женщин, Российское общество улучшения участи женщин, Российская лига равноправия женщин, Женская прогрессивная партия, Общество защиты женщин и др., центральной являлась идея полноправной, свободной личности.

Согласно исследованию О.А. Хасбулатовой, деятельницы либерально-демократического направления выдвигали следующие  пути продвижения к поставленной цели: во-первых, формирование самосознания женщин; во-вторых, законодательное уравнение женщин в гражданских, политических правах с мужчинами; в третьих, проведение реформы женского образования; в четвертых, улучшение условий и охраны труда работниц и крестьянок; в пятых, принятие законов об охране материнства и младенчества; в шестых, эффективную деятельность женского движения. Таким образом, либерально-демократическое направление предлагало комплексную программу действий по повышению социального статуса женщин в пределах сложившейся, но демократически реформированной общественной системы.

И если в 60-е годы XIX века это  направление включалось в общероссийское русло борьбы против крепостничества, то в конце XIX — начале XX веков  многие женские общества и союзы поддерживали идеи представительной власти, правового государства, введения института конституционной монархии.

С целью изменить сложившийся  социальный статус женщин либерально-демократические  организации призывали коренным образом пересмотреть гражданское законодательство, провести реформу женского образования, расширить права образованных женщин на профессиональную деятельность, улучшить условия труда работниц и крестьянок. Чтобы "женщина сделалась реальной силой в общественной и государственной жизни, — отмечалось в докладе на первом Всероссийском женском съезде, — должно организоваться женское движение в форме "женских обществ, клубов, союзов, отделов".

Второе направление женского движения, выделенное О.А. Хасбулатовой, составляют организации социал-демократической (пролетарской) направленности. Это Общество взаимопомощи работниц, Женские рабочие клубы в Санк-Петербурге и Москве, Рабочее общество самообразования женщин и мужчин. Лидерами социал-демократического направления, были известные революционерки А.М. Колонтай и И.Ф. Арманд. Все они основывались на марксистско-ленинской концепции решения женского вопроса, подходили к проблеме равноправия полов с классовых позиций, связывали устранение дискриминации женщин с ликвидацией частной собственности на средства производства и радикальной сменой общественно-политического строя. Как писала А.М. Колонтай, «добиваться разрешения женского вопроса - значит, добиваться замены старого мира новым миром общественного труда, братской солидарности и радости свободы». 6

Цели и задачи либерально-демократического и пролетарского направлений  совпадали по многим вопросам. Это  предоставление женщинам избирательного права; условий женского труда; охрана материнства; государственная поддержка  детства; предоставление женщинам равных с мужчинами прав для участия во всех сферах жизни. В то же время, как в идейной платформе, так и в средствах её осуществления имели место принципиальные разногласия. Они касались, прежде всего, основных вопросов - причин неравенства женщины и путей её эмансипации. Выдвигая тезис, о том, что в основе дискриминации женщины лежит частая собственность на средства производства и для её освобождения необходима смена общественного строя, лидеры социал-демократического направления придерживались мнения, что реформистские и пролетарские женские организации антагонистичны и ни при каких обстоятельствах сотрудничать не могут. В целом пролетарское направление женского движения не было достаточно широко представлено в силу жесткой политической цензуры, ограничения и недоверия со стороны органов власти, а также определенной позиции партийных комитетов.

По утверждению И.Ф. Арманд, "дело освобождения пролетарок может быть делом только всего рабочего класса в целом", а "женщина может освободиться от кабалы только путем революция. Таким образом, достижение стратегической цели в борьбе за равноправие совпадало с главной задачей всего рабочего движения — социалистической революцией. В качестве лозунгов текущего момента выдвигались: охрана женского труда, борьба за 8-часовой рабочий день, за принятие законов по охране материнства, за избирательное право для женщин, учреждение системы общественного воспитания детей. В отличие от либерально-демократического направления женские рабочие клубы были немногочисленны.

 Также можно выделить в отдельное направление женские общества, организованные по национальному признаку. Исследователь О.А. Хасбулатова классифицирует их как национал - патриотические. Это были Союз русских женщин (Санкт-Петербург), кружок русских женщин (Херсон), Армянское женское благотворительное общество (Екатеринодар), Армянское женское благотворительное общество (Пятигорск), Дамское общество помощи бедным евреям (Ставрополь), Майкопское женское армянское благотворительное общество, Грузинский союз равноправия женщин и др. Эти общества придерживались официальной концепции о роли женщин в обществе и считали идеи о равноправии полов вредными, также они ставили своей целью " содействовать подъему русского народного самосознания", поддерживать русский дух среди подрастающих поколений, прежде всего, среди собственных детей".

Сфера деятельности этих обществ  распространялась на благотворительность, развитие образования, поддержку армии  в годы Первой Мировой войны. Национал-патриотическое направление женского движения функционировало автономно от других направлений, в свою очередь отдельные национальные общества никак не были связаны между собой.

Можно сказать, что либерально-демократическое, социал-демократическое и национал-патриотическое направления женского движения носили принципиально разный характер и были несовместимы как в концептуальном плане, так и в средствах достижения поставленных целей.

Данное обстоятельство существенным образом препятствовало объединению  женских обществ в общенациональную организацию.

При проведении своего исследования мы выявили, что женские движения можно также классифицировать и  по характеру целей. Это благотворительные, общественно-политические, религиозные, профессиональные и нравственно-этические  движения.

Общественно-политические (СРЖ, РЛРЖ, Женская прогрессивная партия и др.) ставили ближайшими задачами борьбу за избирательное право для женщин, уравнение их в правах с мужчинами.

Профессиональные (многочисленные общества взаимопомощи женщин-врачей, учителей, повивальных бабок, работниц конторского труда и др.) занимались вопросами улучшения условий и оплаты труда, материальной помощью, защитой прав наемных работниц и служащих.

Женские организации нравственно-этического направления выдвигали на первый план попечительство о молодых матерях, девушках, защиту нравственных устоев общества.

Среди форм благотворительной  деятельности, которые оказали существенное влияние на социальный статус женщин, выделялись: борьба за женское образование, движение трудовой помощи, забота о  детях, престарелых женщинах, поддержка женской учащейся молодежи.

Одной из задач женского движения было повышение правового  статуса женщины в российском обществе.

Низкий правовой статус женщины в России, был отражен как в Российском законодательстве, так и в обычном праве российских крестьян и казаков, адатах горских и кочевых народов, семейных и общественных традициях жителей Российской империи. 7

Как видно из этой главы, женское движение в пореформенной России представляло собой совокупность многочисленных, разнообразных по направлениям и формам работы обществ, союзов, клубов, которые действовали в период 1859-1917 гг. и ставили целью повышение статуса женщин в обществе, защиту их прав и интересов.

Информация о работе Женское движение 19-начала 20 веков