Женское образование во второй половине XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

На протяжении почти всего XVIII в. преобладало женское домашнее образование. Уровень его был весьма различен, что обусловливалось и разным характером образовательных запросов и высокой стоимостью обучения.

Содержание работы

1. Введение
2. Воспитание и обучение в период первобытного строя
3. Образование в России XVIII века связаны с именем Петра I.
4. Женское воспитание при Екатерине II
5. Характеристика некоторых учебных заведений для девушек
5.1 Воспитательное общество (Смоленский интситут)
5.2 Петербургский воспитательный дом
5.3 Мариинское женское училище
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

История СПБ.docx

— 42.57 Кб (Скачать файл)

Режим для воспитанниц:

6.00 - подъем

с 6.00 до 8.00 - туалет, молитвы

с 8.00 до 9.00 - завтрак

с 9.00 до 12.00 - занятия в классах с перерывом

с 12.00 до 14.00 - обед и прогулка

с 14.00 до 17.00 - занятия в классах (с переменой учителей)

с 17.00 до 18.00 - чай

с 18.00 до 20.00- приготовление уроков и прогулка

с 20.00 - ужин

Строго по возрасту определялось время для сна. Младшим полагалось спать 9 часов, а старшим - семь с половиной, причем вставать они должны были в одно время, а ложиться - в разное.

Сразу после смерти императрицы Екатерины, Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Императрица Мария Федоровна управляла институтом 32 года и существенно реформировала его. Мария Федоровна буквально по часам расписала программы преподавания предметов в каждом возрасте. При ней большего расцвета достигли искусства. Императрица Мария Федоровна, сократив установленный императрицей Екатериной 12-летний курс на три года, разделила 9-летний курс обучения на три возраста. Каждый возраст разделен на три параллельных отделения: успешно занимающихся, средних и слабых воспитанниц. Каждый урок продолжался два часа. Установлены были полугодичные и годичные экзамены. После назначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были изменены учебные программы. По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс, дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возраст делился на два отделения (класса), по 50 человек, в каждом "возрасте" обучалось 100 человек.

Реформа Марии Федоровны коренным образом меняла характер Воспитательного Общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, созданному новому типу закрытых учебно-воспитательных заведений отпали сами собой и заменились более узкими, чисто женскими. Императрица Мария Федоровна признавала женщину "достойным и полезным членом государства" - в качестве хозяйки.

В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К.Д. Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания (ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7 классов двухлетний педагогический класс и т. д.). Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917 года, Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году он был закрыт.

 

    1. Петербургский воспитательный дом

В  мае 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. Первоначально заведение размещалось в здании недалеко от Воскресенского (Смольного) монастыря, в период 1784–1798 находилось на Миллионной улице, в здании бывшего ломбарда (позади Мраморного дворца). В 1798 оно было переведено в центр Санкт-Петербурга в уникальный архитектурный комплекс - дворце графа К. Г. Разумовского, и приспособленный для целевых нужд. (Мойка, 48)

Императорский Воспитательный дом предназначался, прежде всего, для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов, детей из разночинных семей. Правила приема детей основывались на принципе анонимности: приносящий ребенка не обязан был объявлять себя, и мог, по желанию, сообщить сведения о крещении и имени младенца. Если же информации о крещении не поступало, ребенка крестили и заносили в специальную регистрационную книгу, после чего его поручали кормилице. Принимали детей как законных, так и незаконных, по сиротству, также по бедности и болезни родителей. Здесь решались и проблемы охраны детства, при доме действовал госпиталь, в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи.

Воспитательный дом заложил основы женского педагогического образования в стране. Воспитательный дом первоначально не имел государственного финансирования и существовал на значительные частные пожертвования, сбор которых считался одной из главных задач Опекунского совета. В числе первых жертвователей была сама Екатерина II, передавшая в конце 1763 заведению 20 000 руб., в 1765 – 70 000 руб., а в 1766 – 50 000 руб. За императрицей последовали и некоторые приближенные, дававшие обязательства регулярно вносить в пользу сирот определенные пожертвования. К благотворительным пожертвованиям привлекались представители всех слоев общества, в том числе купечества (пожертвование в 1 000 руб. давало право купцам получить чин «комиссара от коллегии, соответствующий XIV классу). 

В 1837 году на базе учебных классов Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года - Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.

В 1806 году появилось училище глухонемых - первое в России учебное заведение для детей-инвалидов. Здесь сформировались первые русские сурдопедагоги, были созданы первые отечественные труды по сурдопедагогике.

В 1864 году была создана учительская семинария для деревенских питомцев Воспитательного дома, которые должны были стать учителями народных училищ. В 1868 году для девушек учредили женское училище с классами фельдшериц, учительниц сельских школ и воспитательниц детских садов. В эти годы впервые в России в округах Воспитательного дома были устроены детские ясли для присмотра за детьми. В новых детских учреждениях успешно работали выпускницы Воспитательного дома. После Октябрьской революции, в начале 1918 года, Воспитательный дом был упразднен. Воспитание и содержание сирот перешло в ведение Народного комиссариата просвещения, который также использовал практику «питомничества»: известно, что вплоть до конца 1920-х сирот-беспризорников отдавали на «вскормление» в крестьянские семьи.

Комплекс зданий Воспитательного дома в 1918 был передан 3-му Петроградскому педагогическому институту (ныне Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).

    1. Мариинское женское училище

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем.

Посвятив жизнь свою благотворительности и заботам о женском образовании, Мария стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны (1860). Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий.

Однако женские гимназии содержались почти исключительно на общественные и частные средства. К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.

К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие, основания геометрии и гимнастика.

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины».

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.

Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны она положила много труда и расходов.

 

6. Заключение

На протяжении почти всего XVIII в. преобладало женское домашнее образование. Уровень его был весьма различен, что обусловливалось и разным характером образовательных запросов, и высокой стоимостью обучения. Как отмечал автор известного исследования, посвященного русской женщине XVIII в., В. О. Михневич, «хорошее женское образование было в те времена редкой роскошью, которою могла пользоваться только богатая знать, и, следственно, являлось вполне аристократическим. Масса женщин среднего класса усваивала только внешнюю оболочку образования и, главное, светскости, а в сущности стояла на крайне низком уровне умственного развития»

Сама цель женского образования в соответствии с понятиями времени состояла «вовсе не в достижении высшего усовершенствования духовной природы девушки, не в развитии ее ума и сердца… Родителей и ее саму заботило, прежде всего, суетная мысль составить, возможно, более блестящую «партию», то есть как можно выгоднее и счастливее выйти замуж. Это был единственный всепоглощающий идеал девушки, и для его достижения ей давалось «превосходное» воспитание, систематически рассчитанное единственно в этом смысле».

И вместе с тем – все это лишь общий фон картины. Каждый извлекает из своего воспитания то, что может и хочет извлечь. И здесь решающая роль принадлежит самообразованию. Любознательность и обширная начитанность отличали многих передовых женщин XVIII столетия. Не случайно в воспоминаниях иностранцев, посещавших в то время Россию, нередко отмечалось, что русские женщины были подчас более развиты и стояли выше по образованию нежели мужчины. «Многие из них знали до полдюжины разных языков, умели играть на различных музыкальных инструментах и близко знакомы с творениями лучших поэтов Франции, Германии, Англии».

Е. Лихачева пишет: «На протяжении всего царствования Екатерины две самые образованные личности во всей России были женщины - сама императрица и княгиня Дашкова. Однако ни одна, ни другая не имели систематического образования в молодости. Эти две исключительные личности, озарившие путь более и более многочисленным им подобным, отметили всю политическую, общественную и культурную историю страны». Эти выдающиеся личности закладывают фундамент для дальнейшего развития прав женщин на получение образования в России.

 

 

    1. Список литературы:

 

    1. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века. М.,1992
    2. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // с древнейших времен до конца XVII века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1989
    3. Лихачева Е. М. Материалы по истории женского образования в России (1856-1880). СПб., 1901.\
    4. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Русское женское образование в XVIII - начале XX века: приобретения и потери // Мир истории. 2000. N 6. 
      Труды Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного "Российской лигой равноправия женщин". СПб., 1914. 
    5. http://www.prosvetitelstvo.ru/docs/impiipd.php?ELEMENT_ID=954 

 

 

 


Информация о работе Женское образование во второй половине XVII века