Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:34, практическая работа
И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: "Оставили меня одного". Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим.
Битва на реке Сити (1238 год). Князь Юрий Всеволодович тем временем собирал полки на севере, надеясь на помощь других княжеств. Но было уже поздно. Отрезав армию Юрия с севера и юга, войска Батыя стремительно приближались к месту ее дислокации на реке Сити (приток реки Мологи), в районе развязки дорог на Новгород и Белозерск. 4 марта 1238 года отряд под командованием темника Бурундая первым достиг Сити и решительно атаковал полки Юрия Всеволодовича. Русские сражались упорно и доблестно. Ни одна из сторон долго не могла взять верх. Исход боя решил подход к войску Бурундая свежих сил во главе ханом Батыем. Русские ратники не выдержали нового удара и потерпели сокрушительное поражение. Большинство из них, в том числе великий князь Юрий, погибли в жестокой сече. Поражение на Сити положило конец организованному сопротивлению Северо-Восточной Руси.
Расправившись с Владимиро-Суздальским княжеством, Батый собрал все свои силы у Торжка и 17 марта выступил в поход на Новгород. Однако у урочища Игнач Крест, не дойдя около 200 км до Новгорода, татаро-монгольское войско повернуло назад. Многие историки видят причину подобного отхода в том, что Батый опасался наступления весенней распутицы. Конечно, сильно заболоченная, пересеченная мелкими речками местность, по которой пролегал путь татаро-монгольского войска, могла оказать ему недобрую услугу. Не менее важной представляется и другая причина. Вероятно, Батый был хорошо осведомлен о сильных крепостных укреплениях Новгорода и готовности новгородцев к стойкой обороне. Понеся немалые потери в ходе зимней кампании, татаро-монголы и так уже далеко оторвались от своих тылов. Любая военная неудача в условиях разлива новгородских рек и болот могла превратиться дня войска Батыя в катастрофу. Видимо, все эти соображения и повлияли на решение хана начать отход.
Оборона Козельска (1238 год). О том, что русские еще далеко не сломлены и готовы мужественно защищаться, свидетельствовал героизм жителей Козельска. Его славная оборона стала, пожалуй, самым ярким событием в трагической для русских кампании 1237/38 годов. На обратном пути войска хана Батыя осадили город Козельск, которым правил малолетний князь Василий. На требование сдаться горожане ответили: "Наш князь младенец, но мы как верные россияне должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия".
На протяжении семи недель мужественные защитники небольшого Козельска стойко отражали натиск огромного войска. В конце концов, нападавшим удалось проломить стены и ворваться в город. Но и тут захватчики встретили жестокий отпор. Горожане резались с нападавшими на ножах. Один из отрядов защитников Козельска вырвался из города и атаковал полки Батыя в поле. В этом бою русские разрушили стенобитные машины и уничтожили 4 тысячи чел. Однако, несмотря на отчаянное сопротивление, город был взят. Из жителей никто не сдался, все погибли, сражаясь. Что случилось с князем Василием, неизвестно. По одной из версий, он утонул в крови. С тех пор, отмечает летописец, Батый дал Козельску новое название: "Злой город".
Нашествие Батыя (1240-1241 гг.) Северо-Восточная Русь лежала в руинах. Казалось, ничто не мешало Батыю начинать свой поход в Западную Европу. Но несмотря на значительные военные успехи, зимне-весенняя кампания 1237/38 годов, видимо, нелегко далась войскам хана. В последующие два года они не вели масштабных операций и восстанавливали силы в степях, занимаясь реорганизацией войска и собирая припасы. Одновременно с помощью разведывательных набегов отдельных отрядов татаро-монголы упрочили свой контроль над землями от берегов Клязьмы до Днепра - захватили Чернигов, Переяславль, Гороховец. С другой стороны, монгольская разведка вела активный сбор данных о ситуации в Центральной и Западной Европе. Наконец, в конце ноября 1240 года Батый во главе 150-тысячных полчищ предпринял свой знаменитый поход в Западную Европу, мечтая дойти до края вселенной и омочить копыта своих коней в водах Атлантического океана.
Освобождение от монголо-татарского иго.
5. ИЗ УСТАВА НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, 5 АВГУСТА 1786 г.25
…Учреждаются ныне такие заведения, где на основании общих предписаний преподавать будут оное юношеству на языке природном. Таковые заведения существовать должны во всех губерниях и наместничествах Российской импе¬рии, под именем народных училищ, кои разделяются на главные и на малые.
§ 1. В каждом губернском городе быть одному главному народному учили¬щу, состоящему из 4-х разрядов или классов, в коих обучать юношество сле¬дующим учебным предметам и наукам на языке природном, а именно:
§ 2. В 1 классе обучать чтению, письму, первоначальным основаниям хри¬стианского закона и добронравию. Начиная с познания букв обучать склады¬вать, и потом читать "Букварь", "Правила для учащихся", "Сокращенный кате¬хизис" и "Священную историю". Обучающихся таким образом чтению за¬ставлять при наступлении второй половины первого года писать с прописей, выговаривать и писать цифры, церковные и римские числа и при том обучать их первоначальным правилам грамматики, содержащимся в таблице о познании букв, которая находится в книге под заглавием: "Руководство учителям 1 и 2 ]класса". <...>
§ 4. Во 2 классе или разряде, наблюдая те же предметы христианского за- I кона и добронравия, начинать читать "Пространный катехизис" без доказа¬тельств из священного писания, книгу "О должностях человека и гражданина" и первую часть "Арифметики", повторять "Священную историю", продолжать чистописание и учение грамматических правил, содержащихся в таблицах о правильном разделении складов, о чтении и о правописании, находящихся в j вышепомянутом "Руководство учителям 1 и 2 классов". В сем разряде начинать также обучать юношество и рисованию. <...>
§ 6. В 3 классе следует продолжать рисовальное искусство, чтение "Изменений евангелий", повторение "Пространного катехизиса" с доказатель-ствами из свещенного писания, учение второй части "Арифметики" и первой части "Всеобщей истории", "Введение во всеобщую европейскую географию", а потом начинается "Землеописание Российского государства" и "Российская грамматика" с упражнениями в правописании. <...>
§ 8. В 4 разряде повторять "Российскую географию", продолжать рисование, "Историю всеобщую", "Российскую грамматику", упражняя при том юношество в письменных в.общежитии употребительных сочинениях, как-то: в письмах, счетах, росписках и тому подобном. Преподавать "Российскую историю", "Географию всеобщую" и математическую с задачами на глобусе; также осно¬вания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архи¬тектуры; полагая из наук математических на первой год геометрию и архитек¬туру, а на второй механику и физику, с продолжением тояж архитектуры, при которой чертить планы. <...>
§ 11. Во всех главных народных училищах кроме правил языка российско¬го, яко природного, должны еще преподаваться основания латинского для же¬лающих учение свое продолжать в вышних училищах, как-то: гимназиях или университетах, а сверх того, учение того иностранного языка, какой по сосед¬ству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может по» лезнее, по употреблении его в общежитии. <...>
§ 18. В главном народном училище быть 6 учителям и обучать наукам по расположению предметов и часов, приложенному под № 2, а именно: 1 учитель обучает в 3 разряде 2-й части арифметики, грамматике российской и латинско» му языку и продолжает в 4-м российскую же грамматику и латинский язык, где он преподает также геометрию, архитектуру, механику и физику, занимаяся 23 часа в неделю.
§ 19. Один учитель обучает всеобщей и российской истории, всеобщей И российской географии и естественной истории, занимаясь в 3 и 4 классе 23 часа в неделю.
§ 20. Один учитель 2-го класса обучает всего 29 часов в неделю предметам своего разряда или класса и изъяснению евангелий и пространному катехизису и 3 классе.
§ 21. Один учитель 1-го класса обучает 27 часов в неделю предметам своего класса.
§ 22. Один учитель рисования обучает 2, 3 и 4-й класс по 4 часа в неделю, то есть в среду и субботу после обеда по два часа.
§ 23. Один учитель языка иностранного обучает 18 часов в неделю.
§ 24. Малые училища суть те учреждения,
в коих обучается юношество на
природном языке учебным
§ 26. В малых училищах быть двум учителям - одному в первом и одному по втором розряде, как и в главном народном училище; но если число учеников будет невелико, в таком случае и одного довольно. Рисованию обучает один из них же, который сие искусство разумеет, а иначе принимается и особливый.
§ 33. Все учители должны во всем сообразоваться предписанному способу преподавания и не употреблять иных книг, кроме в уставе сем назначенных. А № учители 1 и 2 класса обязаны еще по изданному им руководству исполнять tee предписанные в оном правила во всякой точности, так равномерно должны и все прочие вышних классов учители поступать по оному же. <...>
§ 94. Как училища народные, по силе изданных о управлении губерний уч-|м-ждсний, состоят в ведении Приказа общественного призрения, то оный не гокмо обязан иметь смотрение за исполнением сего устава во всей своей силе, но и пещися сам о содержании оных, изобретая к тому все потребные способы.
Тольяттинский государственный университет
Кафедра «Истории и философии»
Индивидуальное домашнее задание №2
Вопросы:
ДОКУМЕНТ №5
Ответы:
2 класс: Предметы христианского
закона и добронравия,
3 класс: Рисование, чтение, арифметика, всеобщая история, география, грамматика.
4 класс: Российская география, рисование, всеобщая история, Российская грамматика, Российская история, геометрия, механика, физика, естественная история, архитектура, латинский язык, иностранный язык.
3. ИЗ СТАТЬИ СП. ШЕВЫРЕВА О ТЕОРИИ "ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ"28
...Мы сохранили в себе
Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский по¬ложил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с ним отпустила нас в опасную дорогу Запада...
Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться и такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют ОДНО неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности Народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жиз¬ни, па которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в чем неиссякаемый источник государственного могущества....
Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверен¬ности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. <...> Это чувство устремляет теперь нас к изучению нашей древней Руси, в которой конечно хранится первоначальный чистый образ на¬шей народности. Само правительство деятельно призывает нас к тому, другим чувством роднятся и действуют заодно наши обе столицы, и то, чтоб замышлено в северной, проходит через Москву, как через сердце России, для того, что¬бы обратиться в кровь и живые соки нашего народа. Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада и получает чистую печать русской народности.
Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее. Муж царского совета, которому вверены поколения образующиеся, давно уже выра¬зил их глубокою мыслию, и они положены в основу воспитания народа...
Тольяттинский государственный университет
Кафедра «Истории и философии»
Индивидуальное домашнее задание №3