Життя і наукові досягнення Галілео Галілея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:20, реферат

Описание работы

В 16- 17 веках в Западной Европе, несмотря на недавние успехи реформации, католическая церковь и религиозные догмы по прежнему были сильны. Миропонимание большинства людей ограничивалось теми правилами, которые устанавливались церковью. Поэтому в этот период новому поколению людей, которые выступали за научное обоснование всех природных процессов приходилось тяжело, так как они подвергались гонениям, непониманием со стороны окружающих, а так же подпадали под действие страшного католического инструмента- инквизиции.

Содержание работы

1. Введение
2. Детство
3. Научная деятельность
3.1 Работа в Падуе
3.2 Пребывание в Флоренции
4. Проблемы с католической церковью
5. Последние годы
6. Достижения Галилео Галилея в науке
6.1 Механика
6.2 Астрономия
6.3 Математика
6.4 Другие достижения
7. Вывод
8. Литература
9. Дополнения

Файлы: 1 файл

Галилео.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ  І  НАУКИ, молоді та спорту  УКРАЇНИ

ДОНЕЦЬКИЙ  НАЦІОНАЛЬНИЙ  УНІВЕРСИТЕТ

ІСТОРИЧНИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедри історіографії, джерелознавства, археології та методики викладання історії

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТИВНА РОБОТА

НА ТЕМУ:

«Життя і наукові досягнення Галілео Галілея»

 

 

 

 

                                                                 ВИКОНАЛА

                                                                   Студентка  2 курсу денного відділення

                                                                 СПЕЦІАЛЬНОСТІ «ІСТОРІЯ»

                                                                 Гр. «Б»

                                                                 Гортованова Олександра Сергіївна

 

                                                                 Перевірив: доцент

                                                   Юрій Миколайович Красноносов

        

                                                  

Донецьк 2012

План

  1. Введение
  2. Детство
  3. Научная деятельность
    1. Работа в Падуе
    2. Пребывание в Флоренции
  4. Проблемы с католической церковью
  5. Последние годы
  6. Достижения Галилео Галилея в науке
    1. Механика
    2. Астрономия
    3. Математика
    4. Другие достижения
  7. Вывод
  8. Литература
  9. Дополнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 16- 17 веках в Западной Европе, несмотря на недавние успехи реформации, католическая церковь и религиозные догмы по прежнему были сильны. Миропонимание большинства людей ограничивалось теми правилами, которые устанавливались церковью. Поэтому в этот период новому поколению людей, которые выступали за научное обоснование всех природных процессов  приходилось тяжело, так как они подвергались гонениям, непониманием со стороны окружающих, а так же подпадали под действие страшного католического инструмента- инквизиции. Однако в то же время этот период в истории науки и техники стал переломным ибо как раз в это время рождаются выдающиеся умы, которые в последствии изменят мир и мировоззрения сотен тысяч людей.

Именно таким человеком  стал Галилео Галилей, талантливым, в некотором роде предприимчивым, революционным, человеком, идеи которого носили революционных характер, идеи, которого  помогли той , зарождающейся науке, превратиться в без сомнения важную , полноценную часть деятельности человека без которой мы не представляем современный мир.

Вот как отозвался  о нём выдающийся физик Стивен Хокинг, родившийся в день 300-летней годовщины смерти Галилея:

«Галилей, пожалуй, больше, чем кто-либо другой из отдельных людей, ответствен за рождение современной науки. Знаменитый спор с Католической Церковью занимал центральное место в философии Галилея, ибо он одним из первых объявил, что у человека есть надежда понять, как устроен мир, и, более того, что этого можно добиться, наблюдая наш реальный мир.

   Оставаясь преданным  католиком, Галилей не поколебался  в своей вере в независимость науки. За четыре года до смерти, в 1642 г., находясь всё ещё под домашним арестом, он тайно переправил в голландское издательство рукопись своей второй крупной книги «Две новые науки». Именно эта работа, в большей степени, чем его поддержка Коперника, дала рождение современной науке.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство

 

Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза, в семье родовитого, но обедневшего  дворянина Винченцо Галилея, видного теоретика музыки и лютниста. Полное имя Галилео Галилея: Галилео ди Винченцо Бонайути де Галилей . Представители рода Галилеев достаточно образованные и знатные люди упоминаются в документах с XIV века. Например ,несколько его прямых предков были приорами (членами правящего совета) Флорентийской республики, а прапрадед Галилея, известный врач, тоже носивший имя Галилео, в 1445 году был избран главой республики. Поэтому говоря о корнях будущего учёного не стоит отвергать тот факт, что он обладал действительно богатыми генами.

В семье Винченцо Галилея  и Джулии Амманнати было шестеро детей, но выжить удалось четверым: Галилео (старшему из детей), дочерям Вирджинии, Ливии и младшему сыну Микеланджело, который в дальнейшем тоже приобрел известность как композитор-лютнист. В 1572 году Винченцо переехал во Флоренцию, столицу Тосканского герцогства. Правящая там династия Медичи была известна широким и постоянным покровительством искусству и наукам.

О детстве Галилея  известно немного. С ранних лет мальчика влекло к искусству; через всю  жизнь он пронёс любовь к музыке и рисованию, которыми владел в совершенстве. В зрелые годы лучшие художники Флоренции — Чиголи, Бронзино и др. — советовались с ним в вопросах перспективы и композиции; Чиголи даже утверждал, что именно Галилею он обязан своей славой. По сочинениям Галилея можно сделать также вывод о наличии у него замечательного литературного таланта.

До одиннадцати лет  Галилей жил в Пизе и учился в обычной школе, а затем вместе с семьей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжил образование в монастыре бенедиктинцев, где изучал грамматику, арифметику, риторику и другие предметы. Мальчик очень любил учиться и стал одним из лучших учеников в классе. Он взвешивал возможность стать священником, но отец был против.

В 1581 году 17-летний Галилей  по настоянию отца поступил в Пизанский университет изучать медицину. В университете Галилей посещал также лекции по геометрии (ранее он с математикой был совершенно не знаком) и настолько увлёкся этой наукой, что отец стал опасаться, как бы это не помешало изучению медицины.

Галилей пробыл студентом неполных три года; за это время он успел основательно ознакомиться с сочинениями античных философов и математиков и заработал среди преподавателей репутацию неукротимого спорщика. Уже тогда он считал себя вправе иметь собственное мнение по всем научным вопросам, не считаясь с традиционными авторитетами.

Вскоре финансовое положение  отца ухудшилось, и он оказался не в  состоянии оплачивать далее обучение сына. Просьба освободить Галилея  от платы (такое исключение делалось для самых способных студентов) была отклонена. Галилей вернулся во Флоренцию в 1585 , так и не получив учёной степени. К счастью, он успел обратить на себя внимание несколькими остроумными изобретениями (например, гидростатическими весами), благодаря чему познакомился с образованным и богатым любителем науки, маркизом Гвидобальдо дель Монте, который и стал на первых порах главным спонсором Галилея. Восхищаясь талантом юного ума Гвидобальдо походатайствовал об оплачиваемой научной должности для него.

 

Научная деятельность

Работа в  Падуе

 

 Благодаря помощи маркиза в 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет, теперь уже профессором математики. Там он начал проводить самостоятельные исследования по механике и математике. Годы преподавания не прошли бесследно и Галилей был замечен Падуанским университетом в Венеции, что свидетельствовало об уже достаточно сильно возросшим авторитетом учёного.

Переход в 1592 в Падуанский университет, где Галилей занял  кафедру математики, ознаменовал  собой начало плодотворнейшего периода  в его жизни. Здесь он вплотную подходит к изучению законов динамики, исследует механические свойства материалов, изобретает первый из физических приборов для исследования тепловых процессов термоскоп, совершенствует подзорную трубу и первым догадывается использовать ее для астрономических наблюдений, здесь становится самым активным и авторитетным сторонником системы Коперника, обретая благодарность и уважение потомков и активную враждебность многочисленных современников. Однако были и сторонники Галилея, так например его телескоп пользовался чрезвычайной популярностью и многие достопочтенные лица, и даже коронованные особы спешили заказать себе такую вот новую «игрушку» В этот период наступает всеобщее признание. Галилей становится самым знаменитым учёным Европы, в его честь сочиняются оды, где он сравнивается с Колумбом. Французский король Генрих IV 20 апреля 1610 года, незадолго до своей гибели, просил Галилея открыть и для него какую-нибудь звезду.

 Были, однако, и недовольные.  Астроном Франческо Сицци выпустил  памфлет, где заявил, что семь — совершенное число, и даже в голове человека семь отверстий, так что планет может быть только семь, а открытия Галилея — иллюзия. Протестовали также астрологи и врачи, жалуясь на то, что появление новых небесных светил «губительно для астрологии и большей части медицины», так как все привычные астрологические методы «окажутся до основания разрушенными». По нынешним меркам протесты звучат достаточно глупо, но в то время, когда консерватизм во всём был доминантным подобные критические заявления воспринимались достаточно адекватно.

Общеевропейская слава  и нужда в деньгах толкнули Галилея на губительный, как позже  оказалось, шаг: в 1610 году он покидает спокойную  Венецию, где он был недоступен для инквизиции, и перебирается во Флоренцию. Герцог Козимо II Медичи, сын Фердинанда, обещал Галилею почётное и доходное место советника при тосканском дворе. Обещание он сдержал, что позволило Галилею решить проблему огромных долгов, накопившихся после выдачи замуж двух его сестёр.

 

Пребывание  в Флоренции

 

Обязанности Галилея  при дворе герцога Козимо II были необременительны — обучение сыновей  тосканского герцога и участие  в некоторых делах как советника  и представителя герцога. Формально  он также зачислен профессором Пизанского университета, но освобождён от утомительной обязанности чтения лекций. К тому времени слава о работах Галилея прокатилась по всей Италии, вызывая восхищение одних и яростную ненависть других.

Галилей продолжает научные  исследования и открывает фазы Венеры, пятна на Солнце, а затем и вращение Солнца вокруг оси. Свои достижения Галилей зачастую излагал в задиристо-полемическом стиле, чем нажил немало новых врагов (в частности, среди иезуитов).

 

Проблемы с оппонентами католической церковью

 

Рост влияния Галилея, независимость его мышления и резкая оппозиционность по отношению к учению Аристотеля способствовали формированию агрессивного кружка его противников, состоящего из профессоров-перипатетиков и некоторых церковных деятелей. Особенно возмущали недоброжелателей Галилея его пропаганда гелиоцентрической системы мира, поскольку, по их мнению, вращение Земли противоречило текстам религиозных книг, где говорится о неподвижности Земли и движении Солнца. Кроме того, подробное обоснование концепции неподвижности Земли и опровержение гипотез о её вращении содержалось в трактате Аристотеля «О небе» и в «Альмагесте» Птолемея.

В 1611 году Галилей, в ореоле своей славы, решил отправиться  в Рим, надеясь убедить Папу, что  коперниканство вполне совместимо с  католицизмом. Он принят хорошо, избран шестым членом научной «Академии деи Линчеи», знакомится с Папой Павлом V, влиятельными кардиналами. Продемонстрировал им свой телескоп, пояснения давал осторожно и осмотрительно. Кардиналы создали целую комиссию для выяснения вопроса, не грешно ли смотреть на небо в трубу, но пришли к выводу, что это позволительно. Обнадёживало и то, что римские астрономы открыто обсуждали вопрос, движется ли Венера вокруг Земли или вокруг Солнца (смена фаз Венеры ясно говорила в пользу второго варианта). Поэтому поездка в Рим для Галилея стала больше удачной, чем наоборот.

Чуть позже, осмелев, Галилей в письме к своему ученику аббату Кастелли в 1613 заявил, что Священное Писание относится только к спасению души и в научных вопросах не авторитетно: «ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы». Более того, он опубликовал это письмо, чем вызвал появление доносов в инквизицию. В том же 1613 году Галилей выпустил книгу «Письма о солнечных пятнах», в которой открыто высказался в пользу системы Коперника, так противной религиозному сообществу. В следствии таких резких высказываний 25 февраля 1615 года римская инквизиция начала первое дело против Галилея по обвинению в ереси. И последней каплей в бурю негодования католической церки Галилеем стал призыв его к Риму высказать окончательное отношение к коперниканству в 1615.

Всё это вызвало реакцию, обратную ожидаемой. Встревоженная  успехами Реформации, католическая церковь  решила укрепить свою духовную монополию  — в частности, запретив коперниканство.

Всё это время (с декабря 1615 по март 1616 года) Галилей провёл в  Риме, безуспешно пытаясь повернуть  дело в иную сторону. Он смог добиться только заверений, что лично ему  ничего не грозит, однако впредь всякая поддержка «коперниканской ереси» должна быть прекращена.

Церковный запрет гелиоцентризма, в  истинности которого Галилей был  убеждён, был неприемлем для учёного. Он вернулся во Флоренцию и стал размышлять, как, формально не нарушая  запрета, продолжать защиту истины. В  конце концов он решил издать книгу, содержащую нейтральное обсуждение разных точек зрения. Он писал эту книгу 16 лет, собирая материалы, оттачивая аргументы и выжидая благоприятного момента.

И в марте 1630 книга «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», в основном была завершена, и Галилей, решив, что момент для её выхода благоприятен, предоставляет тогдашнюю версию своему другу, папскому цензору Риккарди. Почти год он ждёт его решения, затем решает пойти на хитрость. Он добавляет к книге предисловие, где объявляет своей целью развенчание коперниканства и передаёт книгу тосканской цензуре, причём, по некоторым сведениям, в неполном и смягчённом виде. Получив положительный отзыв, он пересылает его в Рим. Летом 1631 года он получает долгожданное разрешение.

В начале 1632 года «Диалог» вышел в свет. Книга написана в  форме диалога между тремя  любителями науки: коперниканцем Сальвиати, нейтральным участником Сагредо  и Симпличио, приверженцем Аристотеля и Птолемея.[ Хотя в книге нет  авторских выводов, сила аргументов в пользу системы Коперника говорит сама за себя. Немаловажно также, что книга написана не на учёной латыни, а на «народном» итальянском языке.

Информация о работе Життя і наукові досягнення Галілео Галілея