Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:20, реферат
В 16- 17 веках в Западной Европе, несмотря на недавние успехи реформации, католическая церковь и религиозные догмы по прежнему были сильны. Миропонимание большинства людей ограничивалось теми правилами, которые устанавливались церковью. Поэтому в этот период новому поколению людей, которые выступали за научное обоснование всех природных процессов приходилось тяжело, так как они подвергались гонениям, непониманием со стороны окружающих, а так же подпадали под действие страшного католического инструмента- инквизиции.
1. Введение
2. Детство
3. Научная деятельность
3.1 Работа в Падуе
3.2 Пребывание в Флоренции
4. Проблемы с католической церковью
5. Последние годы
6. Достижения Галилео Галилея в науке
6.1 Механика
6.2 Астрономия
6.3 Математика
6.4 Другие достижения
7. Вывод
8. Литература
9. Дополнения
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, молоді та спорту УКРАЇНИ
ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
ІСТОРИЧНИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедри історіографії, джерелознавства, археології та методики викладання історії
РЕФЕРАТИВНА РОБОТА
НА ТЕМУ:
«Життя і наукові досягнення Галілео Галілея»
Донецьк 2012
План
Введение
В 16- 17 веках в Западной Европе, несмотря на недавние успехи реформации, католическая церковь и религиозные догмы по прежнему были сильны. Миропонимание большинства людей ограничивалось теми правилами, которые устанавливались церковью. Поэтому в этот период новому поколению людей, которые выступали за научное обоснование всех природных процессов приходилось тяжело, так как они подвергались гонениям, непониманием со стороны окружающих, а так же подпадали под действие страшного католического инструмента- инквизиции. Однако в то же время этот период в истории науки и техники стал переломным ибо как раз в это время рождаются выдающиеся умы, которые в последствии изменят мир и мировоззрения сотен тысяч людей.
Именно таким человеком стал Галилео Галилей, талантливым, в некотором роде предприимчивым, революционным, человеком, идеи которого носили революционных характер, идеи, которого помогли той , зарождающейся науке, превратиться в без сомнения важную , полноценную часть деятельности человека без которой мы не представляем современный мир.
Вот как отозвался о нём выдающийся физик Стивен Хокинг, родившийся в день 300-летней годовщины смерти Галилея:
«Галилей, пожалуй, больше, чем кто-либо другой из отдельных людей, ответствен за рождение современной науки. Знаменитый спор с Католической Церковью занимал центральное место в философии Галилея, ибо он одним из первых объявил, что у человека есть надежда понять, как устроен мир, и, более того, что этого можно добиться, наблюдая наш реальный мир.
Оставаясь преданным
католиком, Галилей не
Детство
Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза, в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галилея, видного теоретика музыки и лютниста. Полное имя Галилео Галилея: Галилео ди Винченцо Бонайути де Галилей . Представители рода Галилеев достаточно образованные и знатные люди упоминаются в документах с XIV века. Например ,несколько его прямых предков были приорами (членами правящего совета) Флорентийской республики, а прапрадед Галилея, известный врач, тоже носивший имя Галилео, в 1445 году был избран главой республики. Поэтому говоря о корнях будущего учёного не стоит отвергать тот факт, что он обладал действительно богатыми генами.
В семье Винченцо Галилея и Джулии Амманнати было шестеро детей, но выжить удалось четверым: Галилео (старшему из детей), дочерям Вирджинии, Ливии и младшему сыну Микеланджело, который в дальнейшем тоже приобрел известность как композитор-лютнист. В 1572 году Винченцо переехал во Флоренцию, столицу Тосканского герцогства. Правящая там династия Медичи была известна широким и постоянным покровительством искусству и наукам.
О детстве Галилея известно немного. С ранних лет мальчика влекло к искусству; через всю жизнь он пронёс любовь к музыке и рисованию, которыми владел в совершенстве. В зрелые годы лучшие художники Флоренции — Чиголи, Бронзино и др. — советовались с ним в вопросах перспективы и композиции; Чиголи даже утверждал, что именно Галилею он обязан своей славой. По сочинениям Галилея можно сделать также вывод о наличии у него замечательного литературного таланта.
До одиннадцати лет Галилей жил в Пизе и учился в обычной школе, а затем вместе с семьей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжил образование в монастыре бенедиктинцев, где изучал грамматику, арифметику, риторику и другие предметы. Мальчик очень любил учиться и стал одним из лучших учеников в классе. Он взвешивал возможность стать священником, но отец был против.
В 1581 году 17-летний Галилей по настоянию отца поступил в Пизанский университет изучать медицину. В университете Галилей посещал также лекции по геометрии (ранее он с математикой был совершенно не знаком) и настолько увлёкся этой наукой, что отец стал опасаться, как бы это не помешало изучению медицины.
Галилей пробыл студентом неполных три года; за это время он успел основательно ознакомиться с сочинениями античных философов и математиков и заработал среди преподавателей репутацию неукротимого спорщика. Уже тогда он считал себя вправе иметь собственное мнение по всем научным вопросам, не считаясь с традиционными авторитетами.
Вскоре финансовое положение отца ухудшилось, и он оказался не в состоянии оплачивать далее обучение сына. Просьба освободить Галилея от платы (такое исключение делалось для самых способных студентов) была отклонена. Галилей вернулся во Флоренцию в 1585 , так и не получив учёной степени. К счастью, он успел обратить на себя внимание несколькими остроумными изобретениями (например, гидростатическими весами), благодаря чему познакомился с образованным и богатым любителем науки, маркизом Гвидобальдо дель Монте, который и стал на первых порах главным спонсором Галилея. Восхищаясь талантом юного ума Гвидобальдо походатайствовал об оплачиваемой научной должности для него.
Научная деятельность
Работа в Падуе
Благодаря помощи маркиза в 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет, теперь уже профессором математики. Там он начал проводить самостоятельные исследования по механике и математике. Годы преподавания не прошли бесследно и Галилей был замечен Падуанским университетом в Венеции, что свидетельствовало об уже достаточно сильно возросшим авторитетом учёного.
Переход в 1592 в Падуанский университет, где Галилей занял кафедру математики, ознаменовал собой начало плодотворнейшего периода в его жизни. Здесь он вплотную подходит к изучению законов динамики, исследует механические свойства материалов, изобретает первый из физических приборов для исследования тепловых процессов термоскоп, совершенствует подзорную трубу и первым догадывается использовать ее для астрономических наблюдений, здесь становится самым активным и авторитетным сторонником системы Коперника, обретая благодарность и уважение потомков и активную враждебность многочисленных современников. Однако были и сторонники Галилея, так например его телескоп пользовался чрезвычайной популярностью и многие достопочтенные лица, и даже коронованные особы спешили заказать себе такую вот новую «игрушку» В этот период наступает всеобщее признание. Галилей становится самым знаменитым учёным Европы, в его честь сочиняются оды, где он сравнивается с Колумбом. Французский король Генрих IV 20 апреля 1610 года, незадолго до своей гибели, просил Галилея открыть и для него какую-нибудь звезду.
Были, однако, и недовольные.
Астроном Франческо Сицци
Общеевропейская слава и нужда в деньгах толкнули Галилея на губительный, как позже оказалось, шаг: в 1610 году он покидает спокойную Венецию, где он был недоступен для инквизиции, и перебирается во Флоренцию. Герцог Козимо II Медичи, сын Фердинанда, обещал Галилею почётное и доходное место советника при тосканском дворе. Обещание он сдержал, что позволило Галилею решить проблему огромных долгов, накопившихся после выдачи замуж двух его сестёр.
Пребывание в Флоренции
Обязанности Галилея
при дворе герцога Козимо II были
необременительны — обучение сыновей
тосканского герцога и участие
в некоторых делах как
Галилей продолжает научные исследования и открывает фазы Венеры, пятна на Солнце, а затем и вращение Солнца вокруг оси. Свои достижения Галилей зачастую излагал в задиристо-полемическом стиле, чем нажил немало новых врагов (в частности, среди иезуитов).
Проблемы с оппонентами католической церковью
Рост влияния Галилея, независимость его мышления и резкая оппозиционность по отношению к учению Аристотеля способствовали формированию агрессивного кружка его противников, состоящего из профессоров-перипатетиков и некоторых церковных деятелей. Особенно возмущали недоброжелателей Галилея его пропаганда гелиоцентрической системы мира, поскольку, по их мнению, вращение Земли противоречило текстам религиозных книг, где говорится о неподвижности Земли и движении Солнца. Кроме того, подробное обоснование концепции неподвижности Земли и опровержение гипотез о её вращении содержалось в трактате Аристотеля «О небе» и в «Альмагесте» Птолемея.
В 1611 году Галилей, в ореоле своей славы, решил отправиться в Рим, надеясь убедить Папу, что коперниканство вполне совместимо с католицизмом. Он принят хорошо, избран шестым членом научной «Академии деи Линчеи», знакомится с Папой Павлом V, влиятельными кардиналами. Продемонстрировал им свой телескоп, пояснения давал осторожно и осмотрительно. Кардиналы создали целую комиссию для выяснения вопроса, не грешно ли смотреть на небо в трубу, но пришли к выводу, что это позволительно. Обнадёживало и то, что римские астрономы открыто обсуждали вопрос, движется ли Венера вокруг Земли или вокруг Солнца (смена фаз Венеры ясно говорила в пользу второго варианта). Поэтому поездка в Рим для Галилея стала больше удачной, чем наоборот.
Чуть позже, осмелев, Галилей в письме к своему ученику аббату Кастелли в 1613 заявил, что Священное Писание относится только к спасению души и в научных вопросах не авторитетно: «ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы». Более того, он опубликовал это письмо, чем вызвал появление доносов в инквизицию. В том же 1613 году Галилей выпустил книгу «Письма о солнечных пятнах», в которой открыто высказался в пользу системы Коперника, так противной религиозному сообществу. В следствии таких резких высказываний 25 февраля 1615 года римская инквизиция начала первое дело против Галилея по обвинению в ереси. И последней каплей в бурю негодования католической церки Галилеем стал призыв его к Риму высказать окончательное отношение к коперниканству в 1615.
Всё это вызвало реакцию, обратную ожидаемой. Встревоженная успехами Реформации, католическая церковь решила укрепить свою духовную монополию — в частности, запретив коперниканство.
Всё это время (с декабря
1615 по март 1616 года) Галилей провёл в
Риме, безуспешно пытаясь повернуть
дело в иную сторону. Он смог добиться
только заверений, что лично ему
ничего не грозит, однако впредь всякая
поддержка «коперниканской ерес
Церковный запрет гелиоцентризма, в истинности которого Галилей был убеждён, был неприемлем для учёного. Он вернулся во Флоренцию и стал размышлять, как, формально не нарушая запрета, продолжать защиту истины. В конце концов он решил издать книгу, содержащую нейтральное обсуждение разных точек зрения. Он писал эту книгу 16 лет, собирая материалы, оттачивая аргументы и выжидая благоприятного момента.
И в марте 1630 книга «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», в основном была завершена, и Галилей, решив, что момент для её выхода благоприятен, предоставляет тогдашнюю версию своему другу, папскому цензору Риккарди. Почти год он ждёт его решения, затем решает пойти на хитрость. Он добавляет к книге предисловие, где объявляет своей целью развенчание коперниканства и передаёт книгу тосканской цензуре, причём, по некоторым сведениям, в неполном и смягчённом виде. Получив положительный отзыв, он пересылает его в Рим. Летом 1631 года он получает долгожданное разрешение.
В начале 1632 года «Диалог» вышел в свет. Книга написана в форме диалога между тремя любителями науки: коперниканцем Сальвиати, нейтральным участником Сагредо и Симпличио, приверженцем Аристотеля и Птолемея.[ Хотя в книге нет авторских выводов, сила аргументов в пользу системы Коперника говорит сама за себя. Немаловажно также, что книга написана не на учёной латыни, а на «народном» итальянском языке.
Информация о работе Життя і наукові досягнення Галілео Галілея