Живопись Карла Павловича Брюллова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:38, реферат

Описание работы

В истории русского искусства есть глава, тесно связанная с Италией - страной, которую в прошлом было принято называть "родиной всех художеств". Десятки работ исследователей русской культуры посвящались освещению итальянского периода в жизни и деятельности крупнейших наших мастеров конца восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века: Федота Шубина, Семёна и Феодосия Щедриных, Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина, Карла Брюллова, Александра Иванова и многих других. Но наибольшую славу приобрёл Карл Павлович Брюллов.

Файлы: 1 файл

Истории искусств.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

Санкт–Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Институт  графического дизайна

Кафедра дизайна рекламы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Р е ф е р а т

По истории  искусств на тему: 

«Живопись Карла Павловича Брюллова» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               

Выполнил: студент группы 1ГД-44с

 Калмыкова  Наталья

Проверил: Цейтлина Н.В. 

Санкт-Петербург

2011г.

Введение

В истории русского искусства есть глава, тесно связанная  с Италией - страной, которую в  прошлом было принято называть "родиной  всех художеств". Десятки работ  исследователей русской культуры посвящались  освещению итальянского периода  в жизни и деятельности крупнейших наших мастеров конца восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века: Федота Шубина, Семёна и Феодосия Щедриных, Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина, Карла Брюллова, Александра Иванова  и многих других. Но наибольшую славу  приобрёл Карл Павлович Брюллов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Карл  Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года. Он учился живописи с раннего детства: сначала дома — несколько поколений семьи Брюлло (или Брылло; так звучала эта французская фамилия, позднее переделанная на русский лад) были художниками, а в 1809 году ребенком был принят в Академию.

Он занимался  в классе исторической живописи, где  преподавали тогда известные  живописцы и педагоги А. И. Иванов, В. К. Шебуев и А. Е. Егоров.

Юный  ученик выделялся особой одаренностью. «С самого детства Брюллова в Академии все ожидали от него чего-то необыкновенного», — вспоминал его учитель А. И. Иванов. Ещё студентом он имел репутацию молодого гения. Позже, когда художник стал знаменитым, его прозвали Великим Карлом. Мастер сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями.

В последние  годы учения Брюллов создал ряд сложных  композиций: «Гений искусства» говорит  о глубоком изучении античности молодым  художником; в «Нарциссе» видно желание  автора соединить господствующий высокий  стиль классицизма с прелестью  обыкновенной натуры. Брюллов чутко  прислушивался к идеям нового направления — романтизма, который  обращался к искусству, более  тесно связанному с миром человеческих чувств.

В 1822 году он вместе с братом Александром, архитектором, был послан в Италию организованным в Петербурге Обществом поощрения  художников. Обстоятельства сложились  таким образом, что Брюллов прожил в Италии четырнадцать лет.

В первых работах, написанных в Италии — «Итальянское утро» (1823), «Эрминия у пастухов» (1824), «Итальянский полдень» (1827), — Брюллов обратился к жанровым мотивам, к изучению натуры и к поискам нового живописного языка.

В его  картинах звучит оптимистическая тема воспевания красоты человека, всем своим существом чувствующего радость  бытия. С этой темой связаны и  парадные портреты-картины Брюллова. Их особенностями являются романтическая  приподнятость образа, праздничность, декоративность композиции и цвета. Подобные черты характерны и для  многих работ такого рода, написанных художником по возвращении в Россию.

К числу  лучших портретов-картин Брюллова относятся: «Всадница» (1832), портреты Ю. П. Самойловой с воспитанницей и с арапчонком (1832—1834), В. А. Перовского (1837), Е. П. Салтыковой (1837—1838), Ю. П. Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини (1839).

В акварелях  «Праздник сбора винограда» (1827), «Гулянье в Альбано» (1830), «Семья итальянца» (1831) Брюллов легко и весело изображает быт итальянцев, не останавливаясь на теневых сторонах их жизни.

К лучшим акварельным пейзажам Брюллова принадлежат  «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина», «Развалины храма Зевса  в Олимпии», написанные во время  поездки в Грецию в 1835 году. «Краски  его удивительно как натуральны и передают с необыкновенной верностью  все цвета, которым подобных, по моему мнению, нельзя найти нигде, кроме как в Греции», — писал В. П. Орлов-Давыдов, наблюдавший его работу во время путешествия. В живых, полных юмора сепиях, созданных художником в 1835 году в Турции, нашла свое отражение и романтическая экзотика Востока. Позднее Брюллов не раз вспоминал восточные мотивы в серии сепий и в картине по поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1839— 1849).

В Италии художник очень серьезно изучал также  живопись старых мастеров, скопировал знаменитую ватиканскую фреску Рафаэля «Афинская школа». Наконец, в Италии Брюллов написал большую историческую картину «Последний день Помпеи» (1830—1833), которая занимает центральное место в его творчестве.

Ещё в 1827 г. Брюллов  посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребён под  толстым слоем лавы и пепла  во время извержения Везувия в 79 г. «Последний день Помпеи» (1830— 1833 гг.) стал самым известным произведением  мастера. Мотив катастрофы, неистовства  сил природы, эффектное грозовое освещение — всё это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. В  картине нет главного героя, обязательного  в исторической живописи классицизма. Но все персонажи написаны в академическом  духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди  многочисленных охваченных паникой  героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с красками, — это  автопортрет Брюллова, который изобразил  себя в роли участника трагедии.

Во время работы Брюллов тщательно изучил свидетельства  современников катастрофы и открытия археологов. Для некоторых персонажей (мать с дочерьми на первом плане слева, женщина, лежащая в центре) художник использовал слепки, сделанные во время раскопок (в пустоты, образованные в пепле телами погибших, заливался гипс, который, застывая, воссоздавал их предсмертные позы).

И в Италии, и  в России, где полотно «Последний день Помпеи» было выставлено в Академии художеств, Брюллова ждал триумф. 

Картину заказал  живший в Италии русский меценат  А. Н. Демидов. Впоследствии он подарил  «Помпею» России. В 1834 году работа была выставлена в Петербурге. 

В 1836 году Брюллов вернулся в Россию, где  стал профессором Академии художеств. По воспоминаниям Н. А. Рамазанова, он был одним из первых академических  профессоров, кто заставил учеников пристально вглядываться в окружающую действительность.

Лучшим  из написанного в петербургский  период творчества Брюллова были его  портреты. В них художник создал образы людей, живущих напряженной  внутренней жизнью, огромное внимание уделяя психологическому анализу особенностей их характера. Он написал портреты Н. В. Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837—1838), И. А. Крылова (1841), А. Н. Струговщикова (1840). «В этих портретах человек изображен так просто, так естественно, все самое существенное, самое важное в его характере, уме, лице схвачено так глубоко и живо, что точно видишь перед собой того человека, которого изображает портрет»,— оценивал их младший современник Брюллова, художественный критик В. В. Стасов. 

Женские портреты кисти Брюллова этого периода  пленяют своей красотой, которая  в представлении художника неотделима от возвышенной жизни духа и внутреннего  благородства натуры изображаемых им людей.

Художник  мучительно искал решение исторической картины «Осада Пскова польским королем  Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843). Работа эта закончилась неудачей, возможно оттого, что неубедительной оказалась мысль о решающей роли в этой победе религиозного воодушевления русских. Быть может, повлияла и мрачная атмосфера жизни художника в Петербурге, городе «холода и неволи», где так настойчив был надзор государя за мыслями и чувствами своих подданных. Эти обстоятельства в известной мере отразились и в романтическом «Автопортрете» (1848).

В нем нет традиционных атрибутов живописца — палитры, кистей и т. д. Тонкая нервная рука Великого Карла устало свисает с  подлокотника кресла. Руки на портретах  Брюллова всегда очень выразительны: они «договаривают» то, на что лишь намекают лица,

Художник, обычно выбиравший для своих моделей  определённое амплуа, представил самого себя в роли утомлённого мэтра. «Автопортрет»  был написан стремительно, за один сеанс и сохранил все преимущества этюда — яркость и живость.

Одним из последних незаконченных замыслов художника была картина о тщете  человеческих усилий перед всеразрушающей силой времени.

Расписывая  купол Исаакиевского собора, художник серьезно заболел. В 1849 году он уехал  за границу на лечение. Покинув чиновный Петербург, Брюллов как бы вспомнил счастливые ощущения своей молодости  в акварелях «Прогулка на острове  Мадейра» (1849), в портрете Е. и Э. Мюссар (1849). В Италии художник увидел теневую сторону жизни народа. Серия рисунков сепией «Лаццарони на берегу моря», сделанная в Риме в 1852 году, тоже по-новому, в сравнении с ранними работами, показывает мир итальянской бедноты «некрасивым». В лучших портретах, написанных Брюлловым в Риме: «Аббат» (1851), портреты М. Ланчи (1851), А. Титтони, основная тема — прославление жизненной силы и энергии активно действующих людей.

Брюллов скончался в местечке Манциано под Римом 23 июня 1852 года. «Я не сделал и половины того, что мог и должен был сделать», — говорил он незадолго до смерти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Творчество Брюллова оказало огромное влияние на развитие русского искусства; «...он открыл для русской школы совершенно новый путь, придав предметам живописи значение обширнейшее, которое до него они не имели... Само направление, основанное Брюлловым, вскоре сменилось другим, более живым и народным, которое, однако, не возникло бы, может статься, еще долго, если бы автор «Помпеи» не прорвал плотину академической условности, не научил русских живописцев свободной технике, не внушил им изучать действительность», — совершенно справедливо писал в конце XIX века известный художественный критик А. И. Сомов.

Его жизнь наполнена  творческими взлетами и исканиями, неудачами в личной жизни и  бурными страстями, колоссальным трудом, без которого данный ему от природы  талант не обрел бы той грани дарования, которая позволила сотворить  произведения высочайшего искусства.

(Картины Брюллова хранятся в Русском музее Петербурга, во Франции, Италии, Германии.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. - М.: Искусство, 1963

2. Бочаров И.  Н., Глушакова Ю. А. Карл Брюллов: исторические находки. - М.: Знание, 1984

3. Бочаров И.Н.  и Глушакова Ю.П. Карл Брюллов. Итальянские находки. Москва 1984

4. Волынский Л.  Лицо времени. Книга о русских  художниках. Москва 1962

5. Корнилова А.В.  Карл Брюллов в Петербурге. Лениздат 1976

6. Леонтьева Г.  К. Карл Брюллов. 2 издание, - Л.: Искусство,  Ленинградское отделение, 1983

7. Платонова Н.И.  и Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном  искусстве. Москва 1993

8. http://gallerix.ru/storeroom/132124382/


Информация о работе Живопись Карла Павловича Брюллова