Жизнь и деятельность П.А. Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Пробудившийся интерес к истории своего государства, к прошлому с его многочисленными загадками и тайнами вызвал стремление узнать больше о его «белых пятнах». Время вынесло из глубин отечественной истории многие факты биографии П.А. Столыпина, которые позволяют достаточно объективно судить о том, каким всё-таки человеком он был.
Немногие политические деятели и их реформы заслуживали такого пристального внимания потомков, как П. А. Столыпин, поэтому я и захотела узнать, как же сложилась судьба этого человека и судьба его реформ.

Содержание работы

Введение
I. Восхождение по ступеням власти
1) начало жизненного пути
2) губернатор
3) «меня вынесла наверх волна событий»
II. Реформы П. А. Столыпина
политика массовых репрессий и судьба Государственной
Думы II
2) аграрная реформа
а) ситуация в деревне и замысел реформы
б) указ 9-ого ноября
в) крестьянский банк
г) переселенческая политика
3) военная политика
III.Трагический конец
1) трудные годы
2) выстрелы в Киеве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Столыпин.docx

— 75.36 Кб (Скачать файл)

б) Указ 9-го ноября

Можно сказать, что аграрная реформа П. А. Столыпина началась ещё осенью 1906 года, когда крестьянское движение пошло на спад, и правительство  решилось раскрыть свои планы по аграрному  вопросу.

О начале земельной реформы  возвестил правительственный Указ от 9 ноября 1906 года под скромным названием  «О дополнении некоторых постановлений  действующего закона, касающихся крестьянского  землевладения и землепользования». Его основной идеей было разрушение крестьянской общины путём разрешения свободного выхода крестьян из неё. Выходящий  из общины крестьянин получал в частную  собственность все закреплённые за ним наделы, причём они должны были быть сведены в один участок.

Проект аграрной реформы  был предложен царю, который написал  резолюцию: «Согласен с мнением  председателя и 7 членов»14. Столыпинской аграрной реформе был дан зелёный свет.

Первая статья Указа 9 ноября 1906 года, наиболее известная и часто  цитируемая, гласила, что «каждый  домохозяин, владеющий надельной  землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность  причитающейся ему части из означенной земли».

Данный Указ называли также  «Указом о чересполосном укреплении», потому что все земли, принадлежащие  крестьянину, собирались в один участок  – отруб, при этом крестьянин сохранял за собой двор в деревне. Богатые  крестьяне переносили на выделенный им участок при выходе из общины и свою усадьбу, – это уже называлось хутором.Власти считали хутора идеальной  формой землевладения, потому что со стороны хуторян, живших обособленно  друг от друга, можно было не опасаться  бунтов и волнений. Расселение крестьян по хуторам могло бы ослабить революционное  движение в деревне.

П. А. Столыпин считал, что  общинное единение крестьян способствует их революционному единению, и что  совместная жизнь в деревнях облегчает  работу революционерам. А вот крестьян, получивших землю в личную собственность, будет очень сложно поднять на бунт, и они утратят свою прежнюю  роль основной революционной силы.

Реформа также решила бы вопрос земельного голода, и отвлекла бы внимание крестьян от принудительного  отчуждения помещичьей земли. П. А. Столыпин выступал резко против посягательства на частную собственность помещиков  и провозглашал идею создания в России правового государства.

Но несмотря на все усилия правительства, к 1915 году фермерских хозяйств насчитывалось всего 10%, и они  занимали лишь 8,8% надельной земли. Крестьяне  не спешили переходить на хутора и  отруба, потому что причин для выхода из общины у них было мало.

Основные причины выхода крестьян из общины15:

Причины

Число ответов

% от общего числа ответов

Для продажи

73

53,2 %

Чтобы при переделе земля не отошла к другим

38

27,7 %

Для улучшения хозяйства

26

19,1 %

Итого

137

100 %


Из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить своё материальное положение  за счёт продажи земли. Кроме того, росла ненависть к фермерским хозяйствам со стороны крестьян общинников, которые устраивали поджоги, травли скота и ломали инвентарь хуторян. И всё-таки за семь лет активного  проведения реформы были достигнуты заметные успехи.

Выделение крестьянских хозяйств из общины за семь лет реформ16:

Годы

Число домохозяинов, заявивших об укреплении земли в собственность

Число домохозяинов, окончательно вышедших из общины

1907

2 1 1 9 2 2

4 8 2 7 1

1908

8 4 0 0 5 9

5 0 8 3 4 4

1909

6 4 9 9 2 1

5 7 9 4 0 9

1910

3 4 1 8 8 4

3 4 2 2 4 5

1911

2 4 2 3 2 8

1 4 5 5 6 7

1912

1 5 2 3 9 7

1 2 2 3 1 4

1913

1 6 0 3 0 4

1 3 4 5 5 4

Всего

2 5 9 8 8 1 5

1 8 8 0 7 0 4


За счёт выделения хозяйств из общины начался рост сельскохозяйственного  производства: посевные площади выросли  на 10% ; на 1/3 увеличился экспорт хлеба ( 25% от мирового экспорта ), почти в 3,5 раза выросли закупки крестьянами  сельскохозяйственных машин, что оказало  влияние на рост промышленного производства, темпы которого были в эти годы самыми высокими в мире ( 9% ). Эти экономические  улучшения доказывают, что единоличные  крестьянские хозяйства гораздо  больше способствуют повышению благосостояния деревни в целом, чем община, уравнивающая крестьян и тем самым тормозящая развитие сельского хозяйства.

в) крестьянский банк

Противники столыпинской земельной реформы говорили, что  она проводится по принципу «богатым прибавится, у бедных отнимется». Однако по замыслу П. А. Столыпина крестьяне  должны были увеличивать свои наделы не только за счёт сельской бедноты. В  этом им должен был помочь Крестьянский банк, деятельность которого заключалась  в приобретении земли у частных  землевладельцев и государства, для последующей продажи крестьянам страдающим от малоземелья.

Ещё в августе 1906 года банку  для продажи крестьянам были переданы удельные земли и часть казённых земель. Но свой главный земельный  фонд банк создавал за счёт скупки помещичьих земель. П. А. Столыпин, чтобы подать пример, сам продал одно из своих  имений.

В короткое время Крестьянский банк стал крупнейшим земельным собственником, потому что многие обедневшие или  обеспокоенные крестьянскими беспорядками помещики охотно продавали банку  свою землю за высокую цену. Купленные  земли банк делил на маленькие  участки для продажи крестьянам, условия которой были достаточно жёсткими ( к примеру, за просрочку  платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась банку для новой  продажи ).

С 1906 по 1916 года банк приобрёл для продажи крестьянам 4 млн. десятин  земли, подняв цены с 105 рублей за десятину в 1907 году до 136 рублей в 1914 году.

Высокие цены, большие платежи, налагаемые банком на заёмщиков, конечно, не позволяли всем крестьянам покупать у банка землю, но, несмотря на это, число новых заёмщиков и покупателей  росло с каждым годом.

Покупка земли у Крестьянского  банка17

Приобретено

1908

1909

1910

1911

1912

Отдельными домохозяинами

в тыс. десятин

126

432,5

711,2

638,8

347,4

 

в % к общему числу земли

38,8

78,4

93

93,2

93,5

Товариществами и обществами

в тыс. десятин

198,9

118,8

53,5

45,9

34,3

 

в % к общему числу земли

61,2

21,6

7

6,8

6,5


Крестьянский банк являлся  посредником между продавцами земли  – дворянами и её покупателями – крестьянами, был важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой личной собственности, но он не мог  решить основной проблемы европейской  части России – малоземелья, потому что только зажиточные крестьяне  могли себе позволить воспользоваться  его услугами.

г) переселенческая  политика

Помимо скупки и продажи  земли столыпинская реформа имела  и другое важное направление –  массовое переселение крестьян на восточные  окраины страны.

Активная переселенческая  политика велась главным образом  для ослабления земельного голода и  для разрушения общины. Массовое переселение  крестьян в основном шло за Урал, в Сибирь и Среднюю Азию.

Переселение с 1905 года по 1915 год18

Годы

Число переселенцев и ходоков

Число переселенцев

Вернувшиеся переселенцы

% вернувшихся переселенцев

1905

44019

38750

3795

9,8

1906

218878

141294

6158

4,4

1907

572279

427339

27195

6,4

1908

758812

664777

37882

5,7

1909

707463

619320

82287

13,3

1910

352950

316163

114893

36,3

1911

226062

189791

117308

64,3

1912

259585

201027

57319

28,5

1913

327430

234877

42956

18,3

1914

336409

241874

27594

11,4


Большое количество переселенцев было обусловлено тем, что они на длительное время освобождались от налогов, получали в собственность участок  земли ( 15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов ), денежное пособие  в размере 200 рублей и освобождение от воинской службы ( мужчины ).

В первые годы после революции 1905-1907 гг. переселение шло очень  быстрыми темпами. С 1906 по 1914 год в  Сибирь переселилось 3 млн. человек, а  вернулось 524 тысячи ( 17% ). Ввод в строй  Транссибирской железной дороги резко  активизировал процесс переселения, что оказалось для правительства  неожиданным. Землеустроительные службы на местах не успевали предоставлять  новоприбывшим земельные участки. Тогда по просьбе сибирских губернаторов правительство издало положение, ограничивающее переселение и устанавливающее  квоту на число приезжающих для  каждой губернии.

Переселенческая политика имела  прогрессивное значение не только в  плане решения земельного голода, но и в увеличении населения Сибири.

Очень важным было и то, что  становление земельных отношений  в переселенческих районах шло  именно в том направлении, о котором  говорил Пётр Аркадьевич Столыпин: создание крепких единоличных хозяйств – прочной опоры порядка и  опоры государства.

    1. военная политика

К тому моменту, когда П. А. Столыпин был назначен председателем Совета министров, прошёл всего один год  после окончания Русско-японской войны ( 1904 – 1905 г.г. ), в ходе которой  был подорван военный авторитет  непобедимой России. Верхи армии  были скомпроментированы, и выплыли  наружу все проблемы, существовавшие тогда в армии, которая не выдержала  экзамена по многим параметрам: высший генералитет оказался неспособным  к ведению боевых операций, офицерство тоже было никуда негодным и слабо  подготовленным к войне, из рук вон  плохим было интендантское и боевое снабжение армии. Интендантское  воровство достигло фантастических масштабов.

Эти проблемы должны были послужить  причиной начала военных реформ и  преобразований. П. А. Столыпиным была разработана такая реформа, которая  могла бы исправить существующие недостатки. Она состояла из таких  пунктов:

      1. уничтожение Совета государственной обороны; взамен предполагалось создать правительственный Совет под предводительством главы кабинета;
      2. освобождение от должностей руководителей военных инспекций в силу ненадобности таковых;
      3. уменьшение прав и упразднение Адмиралтейств – совета;
      4. удаление из армии и флота лиц, скомпроментировавших себя в ходе Русско-японской войны;
      5. осуществление ряда преобразований, включающих введение новой техники и модернизацию обучения солдат и офицеров.

Но, как ни странно, реформа не была одобрена ни Государственной Думой, ни царём.

Военная реформа была одной  из немногих преобразований, которые  не осуществились в силу различных  причин, главной из которых была потеря доверия и расположения к  П. А. Столыпину со стороны Николая II. Царь и его окружение знали, что дни П. А. Столыпина на посту  главы правительства сочтены, и  поэтому не желали начинать каких-то новых преобразований, которые всё  равно не удалось бы закончить.

aДаже сегодня нельзя сказать, были ли реформы П. А. Столыпина заранее обречены. В России начала века не было условий для реализации таких реформ. Конечно, П. А. Столыпин попытался сначала стабилизировать ситуацию в стране, а только потом начать воплощение в жизнь своих преобразований. Его целью было «сначала успокоение, а потом реформы». Он постоянно подчёркивал, что для успеха реформ нужен порядок. Подавить террор П. А. Столыпину удалось, а вот его преобразования натолкнулись на пропасть непонимания как среди правящей верхушки, так и среди народа. В действительности, П. А. Столыпин понимал, что результаты его реформ скажутся совсем не скоро, и говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»19. Но 20 лет у П. А. Столыпина не было. Поэтому его реформы остались незавершёнными, и историки до сих пор спорят, какая судьба была бы у нашей страны, если бы Петру Аркадьевичу удались все его замыслы.

ТРАГИЧЕСКИЙ КОНЕЦ

·  трудные годы

Окончание революции отнюдь не укрепило положение премьера, скорее наоборот. Правящие верхи увидели, что  непосредственная опасность миновала, и ценность П. А. Столыпина в их глазах заметно понизилась.

Всё более обострялись  отношения П. А. Столыпина с крайне правыми черносотенными организациями.

В 1909 году в отношениях между  Николаем II и П. А. Столыпиным произошёл  перелом. «Правые» Государственного совета извлекли из кучи законодательной вермишели  проект штатов Морского генерального штаба и подняли скандал, доказывая, что Дума и П. А. Столыпин вторгаются в военную область, которая по закону входит в исключительную компетенцию  царя. Это звучало тем более  убедительно, что одновременно протекал Боснийский кризис, в разрешении которого П. А. Столыпин принимал активное участие, стараясь не допустить войны. Между  тем внешняя политика тоже входила  в исключительную компетенцию царя. Вернувшись в Петербург, П. А. Столыпин заговорил об отставке. 25 апреля 1909 года он получил от царя письмо, поставленное в жёсткой форме: «Такова моя  воля. Помните, что мы живём в России, а не за границей… и поэтому  я не допускаю и мысли о чьей-либо отставке»20.

Примерно в это же время  П. А. Столыпин переехал из Зимнего дворца на Фонтанку, в свою постоянную резиденцию. «Мой авторитет подорван, - говорил  он в частной беседе, - меня продержат, сколько будет надобно, чтобы  использовать мои силы, а потом  выбросят за борт»21.

Информация о работе Жизнь и деятельность П.А. Столыпина