Жизнь и обычаи феодалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:05, доклад

Описание работы

ЦЕЛИ:
Создать образное представление о феодальном замке, образе жизни феодалов.
Дать оценку некоторым моральным нормам и установкам феодалов с позиции сегодняшнего дня.
Обучать умению анализировать комплекс исторических фактов.
Методы обучения: Словесный:

Файлы: 1 файл

6266_Жизнь и быт феодалов.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Урок-путешествие

«Жизнь и обычаи феодалов»

Всеобщая история (история средних веков), 6 класс

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 2032 г. Москвы

Сидорова Валентина Ивановна

 

 

ЦЕЛИ:

  1. Создать образное представление   о феодальном замке, образе жизни феодалов.
  2. Дать оценку некоторым моральным   нормам и установкам феодалов с позиции сегодняшнего дня.
  3. Обучать умению анализировать   комплекс   исторических фактов.

Методы обучения: Словесный:

а) рассказ

  • учителя.
  • учеников.

б) разъяснение.

Обоснование:

1.Необходимо   формировать теоретические знания

2.Материал   носит  преимущественно теоретический  характер.

3.Ученики этого класса  эффективнее усваивают информацию   через рассказ.

Наглядный:

  • термин - карты;
  • макет феодального замка;
  • иллюстрации с изображениями вооружения рыцаря, феодального замка, машин для штурма замка;

-   план урока, написанный  на доске. (или показанный через мультимедиа)

Обоснование:

1 .Для развития  наблюдательности у учеников, повышения  внимания на уроке, повышения  интереса к данной теме.

2. Есть   возможность  проиллюстрировать отдельные   фрагменты урока.

3.Используемые  наглядные пособия доступны ученикам.

Поисковый:

  • на подготовительном этапе урока для развития исследовательских умений у учеников:
  • подбор материала по заданной  теме;

- изложение материала на уроке в виде сообщения.

Обоснование:

  1. Для формирования навыков труда.
  1. При низкой технике чтения у большинства учеников этого класса использую возможность   продолжать обучению чтения исторического текста.

План урока. (написан на доске). (или показанный через мультимедиа)

1. Замки и вооружение феодалов.

а) виды замков;

б) нападение врагов и оборона замка;

в) рыцарское вооружение;

г) штурм главной башни;

д) бегство владельца замка.

2. Жизнь и быт феодалов.

а) воспитание детей;

б) посвящение в рыцари;

в) охота и турнир;

г) пир в замке.

3. Мораль и обычаи феодалов.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Организационный момент (проверка присутствующих на уроке учеников, отметка отсутствующих в журнале.)

Заполнение   журнала

Повторение терминов и дат.

Краткое повторение предыдущих тем по датам и термин -картам. Последняя: "феодальная вотчина."

Фронтальная работа с терминами

Индивидуальные ответы

Центральным звеном феодальной вотчины является дом феодала, впоследствии превратившийся в замок.

Вступительное слово, название темы, целей. Объяснение домашнего задания

 

 

Запись в тетради темы урока и числа.

Запись Д/3. в дневники

 

Проблемная ситуация:

Феодалов было намного меньше, чем зависимых крестьян.

Каким же образом феодалы  сохраняли, власть над крестьянами?

Создание проблемной ситуации

Предварительная беседа с учениками и вытекающая из неё проблемная ситуация.

1а.    ВИДЫ ЗАМКОВ:

При постройке     замков использовались разные условия местности:

  • на скале (немецкий)
  • на равнине (испанский)

- посреди озера (литовский)

Рассказ.

Ввожу термин "замок"

Запись в тетради: 1.а     Виды замков.

СМ. обложку учебника.

(виды замков через мультимедиа)

Замок Понфор. (описание места)

Он стоял на   вершине   высокого скалистого холма.

Подножие его с одной стороны омывала река.

С другой - к нему подходили луга.

Высокие стены замка имели зубцы в рост человека и узкие

бойницы.

Над главной башней развивалось знамя.

 

Предоставляю   слово ученикам для   образного представлении о замках

             Сообщение учащегося

Замок Куси. (описание замка)

Замок поражал своими размерами. Он был окружён целой системой рвов, доступ через которые был возможен только по узкому подъёмному мосту. На всех четырёх   углах толстых крепостных стен возвышалось по башне в 35 метров в вышину. Но самым замечательным сооружениям замка являлась центральная башня в 60 м. в вышину. Проникнуть в неё можно, только зная пароль. В ней мог разместиться гарнизон в  1500 ч. В погребах и подземельях замка сохранялись запасы, достаточные   для прокормления тысячи человек в течении целого года.

Предоставляю   слово ученикам для   образного представлении о замках

             Сообщение учащегося

 

Вопрос после сообщения:        «Какой характер носило хозяйство феодальной вотчины?»

         Закрепляется термин                          

     «натуральное хозяйство»

О жителях замка.

Высокая стена отделяла верхний двор, где чаще всего было пусто и тихо, где высшие чины замка двигались величаво, - от мира   простых людей, где скрипели колёса, ржали лошади, говорили, кричали, бранились люди у псарни, кузницы, у жилых домишек  ремесленников и рабочих.

Рассказ учителя с целью создания образного представления

         Закрепляется термин                          

     «натуральное хозяйство»

1.6.   Нападение врагов и оборона замка.

В дозорной башне замка постоянно дежурят стражники. Вдруг вдали заклубилось облако пыли. В замке сразу же раздаётся сигнал тревоги.

  По   этому сигналу владелец  замка и его воины спешат  занять места на стенах и башнях, чтобы отбить нападение одного            Осаждающие применяют осадные орудия, ведущие начало с древних   времен:                                                                                                                 - помощью метательных машин они забрасывают на стены камни,            - преодолевая ров сухой или наполненный водой, придвигают    деревянный дом на колесах с перекидным мостом,                                       - используют таран для разрушения ворот.

 

Демонстрация изображений осадных орудий.

Вопрос к классу: как, по – вашему, могли использовать эти орудия

С помощью учителя описывают применение осадных орудий

          1 г. предстоит взять еще главную  башню - донжон.

 

Ввожу новый термин – донжон.              

Учащиеся описывают башню по изображению

1д. Когда штурмующим удается  добраться до верхнего этажа, владелец замка вместе с воинами   выходит через тайную дверь  на винтовую лестницу в толще  стены, а оттуда подземным ходом  пробирается к лесу где его ждут оседланные кони. Он спешит к своему покровителю - сеньору - за помощью,

 феодал рассчитывает на помощь  сеньора. А в это время при дворе знатного феодала проводится церемония посвящения в рыцари его старшего сына.


 

 

   

2 а. Воспитание детей.

Стать настоянием рыцарем - воином - непростое дело. К военной службе феодалы готовились с детства. С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Читать и писать его не всегда учили. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю оруженосцем. В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и прислуживал за столом, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы отличившихся в боях посвящали в рыцарство время большого праздника в присутствии многих феодалов.

• Слово «рыцарь» в переводе с немецкого языка означает «всадник».

Рыцарем были тяжеловооруженные конные воины. Рыцарь имел железный шлем с подвижным забралом, защищавшим лицо, грудные и затылочные латы или кольчугу, обитые жестью перчатки. Икры и колени были защищены, как и всё тело, кольчугой, а ноги обуты в стальные башмаки, сделанные из таких же стальных пластинок, как и перчатки. Основным видом оружия были копье и меч. Копье, как правило, редко служило более одного сражения: оно было деревянным и только наконечники делались из железа. Длинным копьём конный воин выбивал из седла своего противника.

Рыцарь особенно гордился своим мечом длиною до метра и прямой крестовиной. Мечам давали личные прозвища, их украшали золотом, драгоценными камнями. В рукоять меча нередко вкладывали святые мощи, и накануне боя рыцари могли помолиться перед воткнутым в землю мечом как перед крестом.

Снаряжение лошади было столь же массивно и громоздко. Конь нёс на себе тяжелое обложенное сталью седло, дополняемое спереди подобием лат, а сзади - стальной покрышкой, защищавший круп. У луки седла висел стальной топор - булава; к узде прикреплена стальная цепочка; голову лошади защищала стальная пластинка с отверстиями для глаз и ноздрей.

Ввожу понятия «рыцарь», «забрало», «кольчуга»

Предоставляю слово.

Демонстрирую «Конного воина в доспехах»

Предоставляю слово для сообщения.

Запись в тетрадь п.2а

Воспитание детей феодалов

Сообщение учащегося

26. Посвящение в рыцари.

Утром молодой принц   подвергся    церемонии   очистительного омовения. Два   священнослужителя   облачили    его. Одеяние было    алое, как кровь, которую рыцарь   обязан проливать, защищая церковь и установленный   богом   порядок;   башмаки были коричневые, как земля, в которую всем предстоит   сойти; пояс был белый, как чистая совесть, хранить которую он давал обет. Оруженосцы надели шлем, кольчугу, треугольный щит -теперь у него были доспехи для самозащиты. Опоясали мечом - для нападения. Надели золотые шпоры чтобы он мог выехать на бой за правду и добродетель.

Затем посвящаемый опускался на колени и произносил рыцарский обед: « Обещаю никогда не обнажать меча против невиноватого и всегда защищать им право и святой порядок, установленные богом»

Затем следовал удар обнажённым клинком плашмя по спине, или Посвящаемый становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносит юноше удар ладонью по затылку или по щеке - единственный  в  жизни удар, который рыцарь может получить, не   возвращая.

 

 

Предоставление слова.              Обращаю внимание на роль цвета

Сообщение.

Создание образного представления на художественно-историческом образе.

Каждый рыцарь имеет свой герб - знак воинской доблести его рода. Обычно он имеет форму щита   с четырьмя полями, разрисованными разными красками. На нём изображены, различны животные, рыбы, звёзды, башни. Каждая фигура и каждый цвет имели особый смысл.

На ленте под гербом писали краткое изречение - девиз; он обычно объяснял   смысл герба. Чаще всего девизы подчерки - вали смелость, гордость   или высокомерие их владельца.

Герб демонстрируется через мультимедиа (разные виды) .  Обращаю внимание на худ. описание : "на   голубом полотнище   изображён жёлтый леопард с поднятой лапой. "

Вводятся новые термины:

-  герб

- девиз

Создание образного представления

2в. ОХОТА.

Работа с учебной картиной: "Право охоты феодала"

На холме - феодальный замок. У подножия замка - деревня.

Хлеба созрели. Но сеньор и его гости отправляются на охоту.

Уничтожается урожай.

Краткое описание картины.

Задаю вопросы ученикам по картине

1 .Кому принадлежит земля?                                                   2.Чьи наделы изображены на картине?                                          3.Из чего   видно, что это охота?                                              4.Чем заняты крестьяне?

5.Будет ли снижен оброк за  повреждённый урожай?           

   6.Как   относятся   крестьяне к действиям феодала?

Вспоминают термины

  • крестьянские наделы
  • оброк

- отношение крестьян к действиям  феодала.

Турнир

Общие турниры были гораздо опаснее одиночных состязаний, но в них охотно выступали рыцари, которые не отваживались на единоборство с прославленными бойцами, а в общем турнире могли выбрать себе равного по силам противника. В них выступало до 50 рыцарей с каждой стороны. Чтобы уменьшить опасность состязания герольды зачитывали

правила:

1 .Запрещалось колоть мечами, использовать кинжал.

2.Всаднику запрещалось нападать  на пешего; пеший продолжает

бой только с пешим.

3.Если выбитый из седла рыцарь  не в состоянии подняться

сам, ему помогает оруженосец.

4.Бой прекращается по сигналу  организатора.

5.Лошадь и доспехи побеждённого  переходят победителю.

6.Рыцарь, нарушивший правила турнира  подвергался лишению

доспехов, на руку надевался перевёрнутый нижним концом

вверх щит и сажается верхом на ограду, на общее посмеяние.

 

 

 

 

                   Рассказ.

Введение термина  "ристалище"

 

 

 

 

 

     Представление слова  для

     сообщения.

 

 

 

Введение термина:

- герольды

- турнир

 Запись в тетрадь новых терминов

Два славных рыцаря стремглав Несутся; тот и этот щит                    Смят; под ударами трещат Нагрудник конский и подпруга. Сбить наземь силятся друг друга, И каждый   не жалеет шпор.  Сбив седла, копья изломав, Дерутся с помощью булав                     И жезлов, шлем стремясь рассечь, Лишь гнут его, зазубрив меч.              Не видел свет подобной рубки, Никто не делает уступки, Показывая, как он смел.

   

2.Г. Во время охоты и турнира  в замке готовился пир. Большой  зал в первом ярусе главной  башни был разукрашен коврами, мечами, луками, щитами. Два длинных  стола из досок стояли вдоль  зала, третий стол, почетный, для  сеньора и избранных гостей, был выше других и стоял под сводом; скамья, к нему была с высокой резной спинкой. Пир начался засветло. Перед началом хозяин замка и его гости вымыли руки, чего в те времена не делали перед обычной едой

 

Предоставляю слово: "Обратите внимание, что было необычного?"

Сообщение

3. Мораль и обычаи феодалов.

Феодалы - рыцари презирали расчетливость и бережливость.    Они тратили средства не на расширение своего хозяйства, а         на потребление; богатство добывали не только эксплуатацией крестьян, но и грабежом и войной.

Согласно нормам морали феодал должен быть щедрым.

Две полные недели тянулся пир честной.

Веселье не стихало ни днём, ни в час ночной,

И развлекались гости, как было им угодно.

Не   пожалел казны для них хозяин благородный.

Одеждой и конями, всяческим добром,

И золотом червонным, и звонким серебром.

  Вопрос классу:

За чей счёт знатные феодалы

проявляли щедрость?

Ответы   1 или 2-ух   учеников

Вот знатный феодал наставляет юному - сына:

Для знатных и богатых скупость - Наипозорнейшая глупость,                                И до скончания наших дней                 Царица Щедрость нам нужней,             Чем знатный род и воспитанье.

                       ОПИСАНИЕ ПИРА

На столах искрились в солнечном свете большие золотые и    серебряные кубки и чаши, кувшины с вином и водой к нему, пшеничный хлеб, ножи и ложки.

Знаком к началу пира служил жест хозяйки (пригубленная чаша с   вином. За дикими утками и прочей болотной дичью следовали жареная баранина, варёные лещи и форели, за ними плечо дикого кабана и медвежий окорок, обильно политые соусом с перцем и гвоздикой, и, наконец, на огромном блюде, украшенном, травой и цветами, целый олень.

Большие глубокие миски с кушаньями и соусами были общие, и гости вытаскивали из них куски дичи или мясо прямо руками. Жирный соус стекал по пальцам обратно в миску и на стол, капал на платье, лоснился на губах и щеках.

 

Вопрос: с какой   целью феодал

устраивал пышные торжества

Высказываются варианты

ответов.

 

При этом феодал стремился   тратить богатство в присутствии возможно большего числа людей - на подарки, пиры, пышные       охоты и праздники, на   содержание слуг и воинов. Это позволяло феодалу, расширить круг друзей, приближённых      и   союзников, поддерживать своё влияние и утверждать свой авторитет среди других феодалов.

При необходимости делаю

правильный вывод

 

Феодалы считали   достойными для себя занятиями войну, охоту, рыцарскую службу. Правила чести вынуждали, например, вызывать на поединок      даже за мнимую обиду: "Положение обязывает." А вот наставление Карла Великого   своему сыну Людовику,        как он должен править в соответствии с правилами рыцарской чести.: Не отнимать у сирот их добра.

 У вдов последний грош  не вымогать,

Святую церковь охранять всегда...                   

 И рыцарей своих не утеснять.

 

 

Сообщение

 

  Обязан каждый рыцарь за

   сеньора

   Терпеть   и зной и  холод

   и лишенья.

   Жалеть не должен кровь

    свою и тело.

Но такая щедрость   проявлялась за счёт крестьян и только   в отношении феодалов, вдов погибших   рыцарей и их детей.

 

 

Высокие моральные качества феодалы приписывали только феодалам, связывая их с "благородным происхождением" отвергали наличие чести у "подлого простонародья."

Рыцарская мораль исходила из убеждения, что "благородные" наделены от рождения, и лучшими   моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны.

Предложение: оцените   рыцарскую мораль: чем она была выгодна феодалам?

Повторяю   проблемную ситуацию, выдвинутую в начале урока: каким же образом феодалы   сохраняли власть над крестьянами?

 

Высказывают свое мнение

ИТОГ    УРОКА

   

Домашнее задание: сочинение «Один день феодала».

 

 


Информация о работе Жизнь и обычаи феодалов