Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:33, курсовая работа
Махамбет Утемисов – казахский поэт и батыр. Махамбет является одним из организаторов народно-освободительного восстания казахского народа. Он поэт-импровизатор. Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, в первую очередь, своей мудростью и человечностью. Он своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Махамбет Утемисов играл важную роль в народном восстании под руководством И.Тайманова, где он своими стихами и авторитетом призывал народ на борьбу с произволом ханов и царской власти.
Введение…………………………………………………………………….. ……3
Глава I. Жизнь и творчество Махамбета Утемисова……….…………...........4
Биография…………………………………………………….……………4
Творчество поэта………………………………………………………....5
Глава II. Махамбет как национальный освободитель…………….. ………...8
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………….13
Произведения поэта отличаются большой страстностью, политической злободневностью, а также выразительностью языка, высоким мастерством, отмечены печатью яркой самобытности.
Глава II. Махамбет как национальный освободитель.
В национально-освободительной
борьбе казахского народа важное место
занимает восстание под
Уральская войсковая канцелярия изъяла в пользу казачества земли, расположенные по Большому и Малому Узеню и вокруг Камыш-Самарских озер. К острому земельному кризису прибавилось и другое немаловажное обстоятельство: управление Внутренней Орды и Младшего жуза царское правительство приспосабливало к собственным интересам. Были созданы дистанции, введены должности дистаночных начальников. Землями по р. Урал владело Уральское казачье войско. Переходить через реку и прикочевывать к прибрежной полосе казахам было строго запрещено.
Первая волна выступлений во Внутренней Орде пришла в 1827—1829 гг. Казахские аулы возвращались за Урал. Старшина Серкеш Жаксыбаев объяснял атаману Уральского войска Бородину, «что причиною перехода за Урал служат несносные потери и притеснения со стороны хана; подать с народа собирается по нескольку раз в год в несоизмеримом со справедливостью и положением платящих размере».
Острый земельный кризис, налоговый гнет, различные урезки земли, феодальные распри привели в1836г. к восстанию. Возглавили его батыры Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Они оба были из рода бериш отделения джаик. Е. П. Ковалевский писал об Исатае: что его «имя гремело везде», среди казахов и русских, от Волги до Урала. В феврале1836 года началась открытая борьба казахского народа против хана Джангира. Поводом послужил вызов Исатая Тайманова в Ставку. Он отказался явиться, снял свои аулы с зимовок и собрал большой лагерь повстанцев. 4 апреля1836г. к зимовке Манат подошёл ханский отряд во главе с Караул-ходжой Бабаджановым. Из лагеря восставших прибыло около 200 вооруженных джигитов во главе с И. Таймановым. В руках у него было знамя. Рядом были сподвижники М. Утемисов, У. Тулегенов, Т. Усин, У. Усынов и др. Чтобы избежать кровопролития, И. Тайманов предложил решить исход дела единоборством. Но ни Караул-ходжа Бабаджанов, ни другие из его окружения не приняли вызов. После недельного противостояния Исатай Тайманов отказался ждать ответа. Отряд повстанцев вернулся к себе в лагерь. Имя Исатая Тайманова как руководителя восстания укрепилось в аулах разных родов. Тогда хан и его окружение пошли на клевету. Во время барымты кем-то был убит старик-пастух. Организованное ханом следствие пыталось доказать причастность Исатая и его сподвижников к этому убийству. Исатай Тайманов хорошо понимал, что Караул-ходжа действовал с согласия хана Джангира, но соблюдал все правила восточного этикета. На Караул-ходжу решено было подать жалобу хану.
Подачу жалоб и петиций в1836 и 1837 гг. Исатай Тайманов использовал для разоблачения политики Джангира и его окружения перед шаруа. Подача жалобы-петиции сопровождалась шествием. Первое такое шествие в 1836г. собрало большое количество людей. Хан Джангир был встревожен: выслал навстречу депутацию. Исатай при большом скоплении людей в урочище Талубай под расписку подал прошение. От имени хана было обещано все вопросы рассмотреть в течение 12 дней, однако ничего не было сделано. Тактика поведения Исатая Тайманова себя оправдала: в глазах крестьян хан был посрамлен.
Осенью Исатай Тайманов объезжал аулы различных родов и призывал занимать под кочевки земли Уральского казачьего войска, переходить к Уралу, т. е. к перераспределению казачьих и байских земель. Из ближних и дальних мест к Исатаю Тайманову обращались по самым различным вопросам. Реальная власть его росла: он распоряжался в Прикаспийской части, решал различные административные вопросы. Повстанцы успешно отбивали барымту ханских посланников. Когда один из представителей ханского окружения бий Б. Худайбергенов организовал нападение на казахов серкеш отделения, которые поддерживали повстанцев, сразу был послан отряд в 270 человек, который разорил дом и аулы бия. Именно в этот период султан Чукин назвал район повстанцев республикой.
В начале 1837г. к повстанцам присоединились влиятельный старшина байбахтинского рода Жунус Жантелин. Расширялись границы действия повстанцев. Аулы рода теляул тоже перешли на сторону повстанцев.
Летом и осенью 1837г. началось активное наступление повстанцев на аулы крупных баев. 16 сентября отряды повстанцев около 200 человек разгромили аулы Караул-ходжи Бабаджанова. Было взято в плен 50 человек, в том числе султаны К. Арысланов и С. Акмурзин.
Крупные силы
повстанцев постепенно
Н. Чунтыева угнали табун лошадей и овец; 26 сентября разгромили аул истыкского старшины В. Анфугузина, угнали косяки лошадей, вывезли часть имущества.
В конце октября Исатай Тайманов остановился в десяти километрах от Ханской ставки. Хан Джангир и его приближенные оказались в осаде. Ханская ставка превратилась в осажденную зону. С большим отрядом людей здесь укрывался султан Байбахтинского рода Чука Нуралиханов. Везде были выставлены усиленные пикеты, очевидцами этих событий были акыны Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Узак Мырзабеков.
Лагерь повстанцев насчитывал
более двух тысяч человек. Однако Исатай
не хотел силой овладеть Ставкой. Восставшие
требовали, чтобы Джангир убрал из своего
окружения биев Балку и Караул-ходжу, а
власть передал в руки родовых старшин,
а также прекращения всех начатых дел
против них, или передачи их в суд биев.
Хан Джангир был напуган. Начались переговоры, хану была подана новая петиция, в которой указывалось, что в случае невыполнения выдвинутых требований все восставшие откочуют от российских границ. Ее подписали 300 влиятельных батыров, старшин и родоначальников. Это заставило царскую администрацию принять экстренные меры на случай внезапного прорыва повстанцев и их аулов через Урал. Исатай Тайманов пытался убедить царскую администрацию в возможности мирного разрешения конфликта с ханом. Нужно было выиграть время, а затем зимой по льду с отрядами уйти в Зауральские степи. Тем временем оренбургская администрация и хан спешно стягивали войска казаков, сформировали ханский отряд для карательных действий. В короткий промежуток времени было сосредоточено более1000 человек— четырехсотенный ханский отряд, 300 человек астраханских казаков, несколько отрядов уральских казаков при двух орудиях.
На рассвете15 ноября между повстанцами и отрядами карателей в местности Тастобе произошла ожесточенная схватка. Умение владеть пикой, превосходство отборных лошадей обеспечили успех повстанцам в первой половине боя. Однако после того как по наибольшему скоплению людей были произведены выстрелы из орудий, восставшие отступили. Преследование отступавших продолжалось на протяжении нескольких километров. Десятки людей погибли, в ходе преследования у повстанцев было отбито большое количество скота, Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову удалось спастись.
После поражения при Тастобе восставшие разошлись небольшими группами по Внутренней Орде, сила движения была ослаблена, каратели сосредоточили все силы на захвате Исатая, за его поимку было обещано 500 руб. серебром.
12 июля 1838г. у реки Киыл произошло столкновение восставших с карателями, в котором Исатай Тайманов был убит. Казаки обыскали одежду убитого, нашли деловые бумаги, старшинскую печать. Восставшие вынуждены были отступить, преследование длилось на протяжении нескольких километров. Со стороны восставших погибло 80 человек.
В 1838 г. после гибели Исатая, Махамбет с небольшим отрядом прорывается через войска русских и направляется к Хивинскому ханству. Махамбет пытается вновь организовать повстанцев на борьбу против врагов, но это ему не удается. Он, тайно возвратившись в Букеевскую орду, начал работу по агитации крестьян против хана и царя, однако, его опять арестовали и отправили в Оренбург. В Оренбурге его освободили, предупредив о недопущении c его стороны участия мятежах.
Последние годы жизни акын провел в аулах кочевников. Хан Жангир и султан Айшуаков, боясь влияния Махамбета на народ и вспышек новых мятежей, следили за поэтом и максимально ограничивали его передвижение. Результатом таких действии стала смерть Махамбета, его злодейски убили ханские приспешники. Он погиб от рук наемных убийц в 42 года. Гибель Махамбета Утемисова была трагической, но и после смерти его прах не знал покоя. 9 июля 1966 года останки поэта были извлечены из могилы - с благой целью, чтобы воссоздать облик Махамбета Утемисова по методу известного русского скульптора-антрополога Михаила Герасимова. Эту работу блестяще выполнил его ученик - Ноэль Жумабаевич Шаяхметов. Но только спустя 17 лет останки поэта были вновь преданы земле.
Восстание возглавляемое Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым по своим движущим силам было крестьянским, что во многом предопределило его направление. Неоднородность, стихийность, в значительной мере локальность, отсутствие четкой программы, недостаточная организованность явились основными причинами поражения. Однако оно имело и сильную сторону— борьбу против эксплуатации баев, ханского окружения, борьбу против колониальной политики царской России в Младшем жузе.
Заключение
Выдающийся сын казахского народа, великий казахский поэт начала XIX века Махамбет Утемисов как крупная личность, певец и батыр оставил после себя значительное и богатое литературное наследие. Огромное значение творчества Махамбета определяется тем, что оно ознаменовало собой новый этап в развитии казахского художественно-поэтического искусства, этап, который характеризуется углублением в литературе социальной проблематики, более ярким выражением в ней демократических идей. Одновременно поэзия Махамбета в силу исторических условий развития казахской литературы отличается особенно ярким проявлением в ней индивидуального творческого начала. Его поэзия своим негодующим протестом, беспощадной критикой угнетателей, темой борьбы за интересы народа, простотой и мужественностью стиля предвещала последующую демократическую поэзию второй половины XIX века. Она навсегда сохранит историко-литературное значение как памятник гражданско-героического мужества, проявленного лучшими представителями казахского народа. Не теряющая своего идейно-эстетического звучания, она покоряет и еще долго будет покорять умы людей, отзывчивых ко всему возвышенному и прекрасному.
Страстный борец за свободу народа, пламенный поэт, человек огромной жизненной силы и несгибаемого духа, волю которого не могли сломить жестокие схватки с врагами, их упорные преследования, Махамбет был истинным патриотом – одним из самых передовых людей своего времени.
Список использованной литературы