Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:39, реферат
Работа раскрывает основные причины принятия христианства и последствия принятия. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
Переход к христианству имел
огромное историческое значение и сказался
на всех сферах жизни древнерусского
общества.
Крещение помогло преодолеть языческий
изоляционизм восточных славян, объединило
их в единое древнерусское общество, создав
духовную основу русской государственности.
Став христианином, человек переставал
себя ощущать только частью какого либо
локального коллектива (семьи, общины,
племени, в дальнейшем - сословия), все
более осознавая себя русским православным.
Христианская церковь, стремясь к стабильности,
осуждала как социальные протесты и насилие
со стороны низов общества, так и чрезмерную
тягу к богатствам и насилие со стороны
его верхов. При этом она формировала уважение
к власти, т.к. “несть власти не от Бога”,
воспитывала терпимость к ближнему.
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя
идеальное материальному, способствовало
духовному развитию человека.
Принятие христианства повлекло за собой
и качественные сдвиги в развитии культуры.
Распространяется письменность, летописание,
появляются первые рукописные книги, преимущественно
церковного содержания. Благодаря Византии
и Болгарии Русь познакомилась с достижениями
античной культуры. Принятие христианства
повлекло за собой зарождение каменного
зодчества, возникновение иконописи, фресковой
живописи. В монастырях велось летописание.
Крупные церковные храмы типа Софийского
собора в Киеве становились центрами духовной
жизни, символами могущества и святости
Руси.
Православная церковь не только образовывала,
но и воспитывала древнерусское общество.
Смягчая нравы, церковь упорно боролась
против многоженства и других языческих
пережитков, активно выступала она и против
рабства.
Таким образом, христианизация способствовала
формированию русской цивилизации, ставшей
разновидностью христианского европейского
мира.
В то же время своеобразие русского православия
определило и значительные отличия русской
цивилизации от европейской. Основу христианского
учения представляет идея индивидуального
“спасения”, достигаемого путем нравственного
самосовершенствования и духовного очищения.
Приближение к Богу достигается через
подавление в себе всего плотского и материального,
дьявольского. На Руси же в условиях сохранения
общины и коллективистских принципов,
идея личности не получила должного развития,
христианство воспринималось как учение,
указывающее путь спасения для всего народа,
или, как будут говорить славянофилы в
Х1Х в., - соборной личности. В итоге, западноевропейское
“прочтение” христианства, исходящее
из того, что спасение человека зависит
от его собственной воли, открывало больше
возможности для самостоятельности, а
следовательно и внутренней свободы человека,
что создавало духовные предпосылки для
становленияличности и достижения ею
внешней свободы. В результате этой активности
личности и происходило более динамичное
развитие европейских стран. Православие,
воспринимая общество как единое целое,
которому каждый человек обязан служить,
побуждало личность жертвовать своими
интересами во имя общего. Более требовательно
оно относилось и к человеку, ориентируя
его не на внешнее обустройство мира, а
на достижение морального совершенства
Это приводило к аскетизму, стремлению
не приспособить мир согласно своим потребностям,
а качественно преобразовать его, добившись
коллективного спасения. Однако трудность
достижения как духовного совершенства,
так и особенно одухотворения мира, его
спасения, очень часто приводила к разочарованию
и, в итоге, - к отпадению человека от бога.
В русской истории эти периоды были отмечены
народными бунтами, преступлениями и другими
социальными бедствиями. Переходы же от
одной крайности к другой, т.е. от стремления
к идеалу, а затем - к резкому отказу от
него, определяли циклический, инверсионный
характер русской истории.
Еще одно отличие православного и католического
мира заключалось в разных отношениях
между церковью и властью. На Западе церковь
соперничала с королевской властью, вступая
с ней в различные соглашения, что способствовало
формированию гражданского, договорного
в своей основе, общества. Православная
же церковь исторически занимала подчиненное
положение и не только не ограничивала,
но скорее укрепляла светскую власть,
доказывая ее божественное происхождение.
В итоге это открывало дорогу деспотии.
В дальнейшем под влиянием целого комплекса
геополитических, природных, этнических,
социально-экономических и исторических
факторов различия между западной и русской
цивилизациями будут нарастать. Отчуждение
особенно усилится в годы вхождения Руси
в состав азиатского государства- Золотая
Орда. Таким образом, с самого начала русской
цивилизации характерной ее чертой станет
раскол, т. е. сочетание в себе черт западной
и восточной цивилизаций, с одновременным
стремлением преодолеть этот раскол, обрести
определенную цельность. Противоречивое
единство различных цивилизационных векторов
будет влиять на весь ход русской истории,
обуславливая ее цикличный, инверсионный
характер.
ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСТВО
Так что же такое христианство?
Если говорить совсем коротко, это религия,
в основе которой лежит вера в
то, что две тысячи лет назад
Бог пришёл в мир. Он родился, получил
имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал,
страдал и умер на кресте, как
человек. Его смерть и последующее
воскресение из мёртвых изменили
судьбу всего человечества. Его проповедь
положила начало новой, европейской
цивилизации. Для христиан же главным
чудом было не слово Иисуса, а
Он Сам. Главным делом Иисуса было Его
бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.
Христиане верят, что мир создан единым
предвечным Богом, и создан без зла. Человек,
по замыслу Бога наделённый свободной
волей, ещё в раю попал под искушение сатаны
- одного из ангелов, восставших против
Божией воли, - и совершил проступок, роковым
образом повлиявший на дальнейшую судьбу
человечества. Человек нарушил Божий запрет,
возжелал сам стать «как бог». Это изменило
самую его природу: утратив благую, бессмертную
сущность, человек стал доступен страданиям,
болезням и смерти, и в этом христиане
видят следствие первородного греха, передающегося
из поколения в поколение.
Человек был изгнан из рая с напутствием:
«В поте лица твоего будешь есть хлеб...».
Потомство первых людей - Адама и Евы -
населило землю, но с первых дней истории
существовала пропасть между Богом и человеком.
Чтобы вернуть человека на путь истинный,
Бог явил Себя избранному Им народу - иудеям.
Бог не раз открывался пророкам, заключал
«заветы» (т. е. союзы) со «Своим» народом,
дал ему Закон, содержавший правила праведной
жизни.
Священное Писание евреев проникнуто
ожиданием Мессии - того, кто сможет избавить
мир от зла, а людей - от рабства греху.
Для этого Бог послал в мир Своего Сына,
который страданиями и смертью на кресте
искупил первородный грех всего человечества
- бывшего и будущего. Воскресение Христа
знаменует для христиан победу над смертью
и вновь обретённую возможность вечной
жизни с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы
человек обожился», - говорил св. Афанасий
Великий.
С той поры для христиан начинается история
Нового Завета с Богом. Это Завет Любви.
Его важнейшее отличие от Ветхого (т. е.
старого, прежнего) Завета заключается
в самом понимании Бога, Который, по словам
апостола, «есть Любовь». На протяжении
всего Ветхого Завета основа отношений
Бога и человека - закон. Христос же говорит:
«Заповедь новую даю вам: да любите друг
друга, как Я возлюбил вас»; Он Сам являл
пример совершенной любви.
Христианство, как ни одна другая религия,
основано на тайне. Разум не вмещает представления
о едином Боге, существующей в трёх лицах:
Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.
Таинственно проявление божественной
любви, посылающей Сына Божия на смерть.
Тайной является соединение ( «неслиянное
и нераздельное» ) божественной и человеческой
природы во Христе, рождение Сына Божия
от Девы. Непостижима для рационального
ума возможность воскресения после смерти
и то, что смерть одного человека (и одновременно
Бога) спасает от смерти всё человечество.
Необъяснимо с точки зрения обыденной
логики одно из главных таинств христианства
- причастие, основанное на евхаристии
(претворение хлеба и вина в Тело и Кровь
Христа), и приобщение верующих через вкушение
этих божественных даров к Богу.
Эти тайны можно постичь, только уверовав,
а вера, по определению апостола Павла,
«есть осуществление ожидаемого и уверенность
в невидимом» (Евр. 11.1). Господь просветляет
разум человека и преобразует всё его
существо, давая ему возможность непосредственного
видения духовной реальности, разумения
и исполнения воли Бога. Такой опыт святых
и праведников составляет Священное Предание
христиан. Опыт пророков иудейского народа,
общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших
Христа в Его земной жизни, составили Священное
Писание христиан - Библию (греч. «книги»).
Библия - это не изложение вероучения и
не история человечества. Библия - это
рассказ о том, как Бог искал человека.
Вот эпизод из самого начала Библии: после
того как люди совершили первый грех, они
«услышали голос Господа Бога... и скрылся
Адам и жена его от лица Господа Бога между
деревьями рая. И воззвал Господь Бог к
Адаму и сказал ему: где ты?» (БЫТ. 3.8-9).
Итак, Библия - это речь Бога, обращённая
к людям, а также рассказ о том, как люди
слушали - или не слушали - своего Творца.
Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия
Ветхого Завета начинается с середины
II тыс. до Рождества Христова (Р. X.). Большинство
книг Ветхого Завета составлено с VII по
III в. до Р. X.
К началу II в. по Р. X. к Ветхому Завету были
присоединены книги Нового Завета. Это
четыре Евангелия (греч. «благая весть»)
- описания земной жизни Иисуса Христа,
сделанные его учениками, апостолами,
а также книги Деяний апостолов и Посланий
апостолов. Завершает Новый Завет Откровение
Иоанна Богослова, в котором рассказывается
о конце света. Эту книгу часто называют
также Апокалипсисом (греч. «откровение»).
Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском
языке - иврите. Книги Нового Завета в основном
были созданы уже на греческом языке (точнее,
на его диалекте - койнэ).
Более 50 человек в разные времена принимали
участие в написании Библии. И при этом
Библия оказалась единой Книгой, а не просто
сборником разрозненных проповедей. Каждый
из авторов свидетельствовал о своём опыте
встречи с Богом, но христиане твердо уверены,
что Тот, с Кем они встречались, всегда
был Одним и Тем же. «Бог, многократно и
многообразно говоривший издревле отцам
в пророках, в последние дни сии говорил
нам в Сыне... Иисус Христос вчера и сегодня
и во веки Тот же» (Евр. 1.1, 13.8).
Ещё одна характерная особенность христианства
как религии заключается в том, что оно
может существовать только в форме Церкви.
Церковь - это сообщество людей, верящих
во Христа: «...где двое или трое собраны
во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20).
Однако слово «церковь» имеет разные значния.
Это и сообщество верующих, объединённых
общим местом проживания, одним священнослужителем,
одним храмом. Такая общность составляет
приход. Церковью, особенно в православии,
принято называть также храм, который
в этом случае воспринимается как «дом
Божий» - место совершения таинств, обрядов,
место совместной молитвы. Наконец, Церковь
может пониматься как форма христианской
веры. За два тысячелетия в христианстве
сложились и оформились несколько различных
традиций (конфессий), каждая из которых
имеет свой Символ веры (краткая формула,
вобравшая в себя основные положения вероучения),
свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить
о Православной Церкви (Византийская традиция),
Католической Церкви (Римская традиция)
и Протестантской Церкви (традиция Реформации
XVI в.). Кроме того, есть понятие Земной
Церкви, объединяющей всех верующих во
Христа, и понятие Небесной Церкви - идеального
божественного устроения мира. Есть и
другое толкование: Небесную Церковь составляют
святые и праведники, окончившие свой
земной путь; там, где земная Церковь следует
заветам Христа, она составляет единство
с небесной.
Знаменитое “крещение
Руси”, положившее начало становлению
российской православной цивилизации,
было вызвано целым комплексом факторов.
Среди них стремление Владимира
укрепить государство и его
Следует учитывать и то обстоятельство,
что принятие христианства вводило Русь
в семью европейских народов, а язычество
обрекало на изоляцию и враждебность со
стороны христианизированных соседей,
относящихся к язычникам как к нелюдям.
При этом надо иметь в виду, что окончательный
раскол христианства на католическую
и православную ветви произошел лишь в
1054 г.
Вероятно, сказались и какие-то личные
соображения Владимира и некоторые эпизоды
его жизни. Он, наверное, принимал во внимание
крещение своей бабки Ольги, оставившей
по себе добрую память. Не исключено, что
его греховное языческое прошлое, например,
братоубийство во время борьбы за власть,
насилие, многоженство, в итоге, заставили
задуматься о духовном очищении, которое
могло бы оставить о нем добрую память.
Но, скорее всего, он действовал, исходя
из прагматических соображений. Дело в
том, что принятие им христианства было
обусловлено женитьбой на сестре византийского
императора. Это необычайно поднимало
его авторитет, а следовательно, укрепляло
и княжескую власть.
Важной представляется и т.н. проблема
“выбора веры”, от решения которой во
многом зависел весь ход русской истории.
Согласно летописной легенде к Владимиру
в Киев явились представители трех монотеистических
религий: ислама, иудаизма и христианства.
Князь отверг ислам под предлогом того,
что он запрещает употребление вина. “Веселие
Руси есть питие, без пития Руси не быти”,-
так, якобы, ответил он на соблазны мусульман.
Иудаизм он не принял по причине отсутствия
у евреев собственного государства, в
результате чего они были рассеяны по
всей земле. Не принял он и предложение,
сделанное посланцами папы римского, сославшись
на то, что и его бабка отвергла католичество.
Только проповедь представителя православной
византийской церкви произвела на него
благоприятное впечатление. Но Владимир
не спешил с решением и отправил своих
послов в разные страны. Вернувшись, они
назвали греческую веру самой лучшей,
а греческие храмы и церковную службу
- самыми красивыми.
Как отнестись к этой легенде? Каковы истинные
основания выбора веры? Очевидно, что за
этой легендой скрываются реальные факты,
остановившие выбор Руси на православной
форме христианства. Это, в первую очередь,
прочные культурные и экономические связи
с Византией, наличие собственной влиятельной
православной общины, сложившейся задолго
до княжения Владимира. Кроме того, князем,
вероятно, учитывалась и международная
обстановка, отношения церкви с государством,
а также некоторые догматические различия.
Например, притязания римского папы на
светскую власть, нежелание католической
церкви учитывать местные особенности
и ее воинственность не могли не оттолкнуть
главу молодого государства от этой формы
христианства. Православная же церковь
подчинялась светской власти. Это соответствовало
восточнославянской традиции, в соответствии
с которой князь был и главой религиозного
культа.
Помимо прочего, православие было более
терпимым к местным традициям, да и Византия
в то время являлась центром цивилизации,
наследницей великого Рима, самой развитой
и культурной страной Европы.