Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:41, реферат
Золотая Орда (Улус Джучи) была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи всех государств, даже самых отдалённых, старались завязать с ней дружественные отношения и всеми средствами их поддерживать. Все наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, что бы попасть в столицу Золотой Орды, так как она считалась самой крупной торговой базой между Востоком и Западом. Торговые караваны и путешественники разносили по всему миру рассказы и байки о Золотой Орде, об их своеобразных традициях, о мощи их войск и их кочевом образе жизни, о бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, в которых неделями можно было не встретить ни одного человека.
Введение
Глава 1. Улус Джучи
- Образование Улуса Джучи
- Территориально-административная структура Улуса Джучи
Глава 2. Русь и Золотая орда
- Татаро-Монгольское иго на Руси
- Падение ига Золотой Орды
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА |
Экономический факультет
Кафедра истории
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «История»
На тему: «Золотая Орда и её влияние на историю Руси»
Москва 2014
Введение
Глава 1. Улус Джучи
- Образование Улуса Джучи
- Территориально-
Глава 2. Русь и Золотая орда
- Татаро-Монгольское иго на Руси
- Падение ига Золотой Орды
Заключение
Золотая Орда (Улус Джучи) была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи всех государств, даже самых отдалённых, старались завязать с ней дружественные отношения и всеми средствами их поддерживать. Все наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, что бы попасть в столицу Золотой Орды, так как она считалась самой крупной торговой базой между Востоком и Западом. Торговые караваны и путешественники разносили по всему миру рассказы и байки о Золотой Орде, об их своеобразных традициях, о мощи их войск и их кочевом образе жизни, о бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, в которых неделями можно было не встретить ни одного человека. Подобные рассказы продолжили свое существование и после исчезновения Золотой Орды. Так же они существуют и представляют интерес и в наши дни. История Золотой Орды изучается во многих странах и иногда встречаются самые противоречивые мнения. Существует много заблуждений и стереотипов, связанных с этим государством. Особый интерес для историков и для нас в частности, представляют вопросы: какова суть системы властвования монголов на Руси, каким образом складывались отношения между монгольскими ханами и русскими князьями и, наконец, какую роль сыграло иго Золотой Орды в истории русского государства. На все эти вопросы я попытаюсь ответить в данной работе, опираясь на несколько источников, что бы каждый вывод был максимально объективным. Ведь не зная истории Золотой Орды, невозможно получить правильное представление о Руси и мире в целом того времени.
-За тридцать лет до появления кочевнических орд под стенами русских городов, в 1206 г. на берегу центрально-азиатской реки Онон собрался курултай (съезд), степной аристократии. Как это часто бывает в истории, вопрос, который он должен был решить, для всех давно был ясен самым категоричным и однозначным образом. Да и кандидатура была всего лишь одна — Темуджин. Требовалось лишь провести формальный юридический акт утверждения кагана (верховного правителя) нового монгольского государства. В длительной, жестокой, коварной и изощренной борьбе Темуджин сумел объединить разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена в единое государство. И в глазах всей степи, освободившейся от изматывающих кровавых межплеменных и родовых стычек, именно Темуджин был по праву достоин титула верховного правителя. Самые знатные нойоны (князья) степи посадили его на белоснежный войлок, подняли к вечному синему небу и общим словом утвердили неслыханный до сих пор в степях титул - Чингисхан. Разделение Монгольской империи Чингисханом между своими сыновьями, произведенное к 1224 году можно считать возникновением Улуса Джучи. После Западного похода (1236—1242), в котором поддержку Улусу Джучи оказали еще несколько монгольских принцев с их отрядами, возглавляемого сыном Джучи Бату (в русских летописях Батый), Улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье. Уже при своём образовании Золотая Орда делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьев были полусамостоятельными государями, подчинявшимися верховной власти Бату. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Крайним юговосточным пределом Золотой Орды был Южный Казахстан (ныне г.Тараз), а крайним северо-восточным - г.Тюмень и Искер (близ совр. г.Тобольска) в Западной Сибири. С севера на юг Орда простиралась от среднего течения р.Камы до г.Дербента. Вся эта гигантская территория была достаточно однородной в ландшафтном отношении - в основном это была степь. Население Орды было абсолютно разномастным. Оно представляло собой различные народности и верования. Это было связано с присоединением к золотоордынскому войску людей с покоренных земель. Столица Золотой Орды - город Сарай-Бату был образован в 1254 году ханом Батыем. Его размеры поражали - он тянулся по левому берегу Ахтубы более чем на 15 километров.
Сначала нужно отметить два существенных
момента. Во-первых, территория государства
не оставалась стабильной, изменяясь на
протяжении всего периода его существования;
она то сокращалась, то вновь увеличивалась.
Во-вторых, специфика золотоордынских
границ состояла в том, что все окружающие
народы старались как можно дальше селиться
от районов обитания монголов из-за вполне
попятной заботы о собственной безопасности.
В результате по периметру золотоордынских
кочевий возникали «пустые места», или,
применяя современный термин, нейтральные
зоны. В ландшафтном отношении они обычно
представляли собой переходные лесостепные
районы. Как правило, они использовались
попеременно то одной, то другой стороной
в хозяйственно-промысловых целях. К примеру,
если летом золотоордынцы пасли здесь
скот, то зимой русские занимались охотой.
Правда, нужно отметить, что подобные нейтральные
зоны особенно характерны лишь для XIII
в. - периода наибольшей военной агрессивности
монголов. В XIV в. они постепенно начинают
осваиваться окружающими Золотую Орду
оседлыми народами. С первого года
своего существования Золотая Орда не
была суверенным государством, и возглавлявший
ее хан также не считался независимым
правителем. Это было вызвано тем, что
владения Джучидов, как и других монгольских
царевичей, юридически составляли единую
империю с центральным правительством
в ракоруме. Находившийся здесь каан согласно
одной из статей ясы (закона) Чингисхана
имел право на определенную часть доходов
со всех завоеванных монголами территорий.
Больше того, он имел в этих областях принадлежавшие
лично ему владения. Создание такой системы
тесного переплетения и взаимопроникновения
было связано с попыткой предотвратить
неизбежный распад огромной империи на
отдельные независимые части. Только центральное
каракорумское правительство было правомочно
решать наиболее важные экономические
и политические вопросы. Сила центральной
власти, из-за отдаленности ее пребывания
державшейся, пожалуй, лишь на авторитете
Чингисхана, была еще столь велика, что
ханы Бату и Берке продолжали придерживаться
по отношению к Каракоруму «пути чистосердечия,
покорности, дружбы и единомыслия». Но
в 60-е годы XIII в. вокруг каракорумского
престола разгорелась междоусобная борьба
между Хубилаем и Ариг-Бугой. Победивший
Хубилай перенес столицу из Каракорума
на территорию завоеванного Китая в Хан-балык
(нынешний Пекин). Правивший в это время
в Золотой Орде Менгу-Тимур, поддерживавший
в борьбе за верховную власть Ариг-Бугу,
поспешил воспользоваться представившимся
поводом и не признал за Хубилаем права
верховного правителя всей империи, так
как он покинул столицу ее основателя
и бросил на произвол судьбы коренной
юрт всех Чингизидов - Монголию. С этого
момента Золотая Орда обрела полную самостоятельность
в решении всех вопросов внешнеполитического
и внутреннего характера, а столь тщательно
охраняемое единство заложенной Чингисханом
империи внезапно взорвалось, и она развалилась
на куски. Однако ко времени приобретения
полного политического суверенитета в
Золотой Орде, естественно, уже существовала
собственная внутригосударственная структура,
причем в достаточной степени сложившаяся
и развитая. Нет ничего удивительного
в том, что она в основных чертах копировала
систему, введенную в Монголии еще Чингисханом.
Основой этой системы было армейское десятичное
исчисление всего населения страны. В
соответствии с армейским членением все
государство делилось на правое и левое
крылья.В улусе Джучи правое крыло составило
владения хана Бату, простиравшиеся от
Дуная до Иртыша. Левое крыло находилось
под властью его старшего брата хана Орды.
Оно занимало земли на юге современного
Казахстана вдоль Сырдарьи и к востоку
от нее. По древней монгольской традиции
правое крыло называлось Ак-Ордой (Белой
Ордой), а левое—Кок-Ордой (Синей). Из изложенного
вытекает, что понятия «Золотая Орда»
и «улус Джучи» в территориальном и государственно-правовом
отношениях не являются синонимами. Улус
Джучи после 1242г. разделился на два крыла,
составивших самостоятельные владения
двух ханов — Бату и Орды. Однако ханы
Кок-Орды на протяжении всей ее истории
сохраняли по отношению к ханам Золотой
Орды (Ак-Орды) определенную (в значительной
мере чисто формальную) политическую зависимость.
В свою очередь территория, находившаяся
под властью Бату, также делилась на правое
и левое крылья. В начальный период существования
Золотой Орды крылья соответствовали
самым крупным административным единицам
государства. Но уже к концу XIII в. они превратились
из административных в чисто армейские
понятия и сохранились только в отношении
воинских соединений.В административной
структуре государства крылья были заменены
более удобным подразделением на четыре
основные территориальные единицы, возглавлявшиеся
улусбеками. Эти четыре улуса представляли
собой крупнейшие административные подразделения.
Они назывались Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Крым,
Хорезм. В наиболее общем виде административную
систему Золотой Орды описал еще в XIII в.
проехавший все государство с запада на
восток Г. Рубрук. По его наблюдению, монголы
«поделили между собою Скифию, которая
тянется от Дуная до восхода солнца; и
всякий начальник знает, смотря по тому,
имеет ли он под своею властью большее
Орде или меньшее количество людей, границы
своих пастбищ, а также где он должен пасти
свои стада зимою, летом, весною и осенью.
Именно зимою они спускаются к югу в более
теплые страны, летом поднимаются на север,
в более холодные». В этой зарисовке путешественника
содержится основа административно-
В декабре 1237 года полчища золотоордынцев во главе с Бату вторглись в пределы Рязанского княжества. Завоевав его, они обрушились на другие княжества, и в 1242 году установили свою власть над русскими землями. Домонгольская Русь (ее географическое понятие) ограничивалась у современников Батыева нашествия сравнительно небольшой южной территорией, включавшей Киев, Чернигов Перяславль Южный и ряд других более мелких городов. Только после монголо-татарского завоевания, фактически уничтожившего южнорусские княжества, название «Русь» переносится на земли, лежавшие в междуречье Оки и Волги, и закрепится за ними. В 30-е годы XIII века, накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных княжеств, иногда связанных военно-политическими договорами, иногда вассальной зависимостью. В общей сложности территории Древней Руси насчитывалось 18 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около 30. При отсутствии политического единства, при неполном подчинении младших князей-вассалов старшим князьям, не было и единства военного. Поэтому монгольским ханам со своей великой армией, считавшейся наилучшей военной организацией мира в то время, не составило большого труда подчинить русские княжества и опутать их сложной административной системой. Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить дань – «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану. Чтобы как можно более четко поддерживать систему властвования, ханы вживляли элементы монгольской администрации на завоеванной территории. Цель ее была двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства и императорской семьи. Методы применения этой политики варьировались в разных частях Руси. На Юго-западной Руси (на современном этапе это – территория Украины) – в Перяславской и Киевской землях и в Подолии – монголы полностью ликвидировали княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигово-Cеверской землях, как и в Восточной Руси, монголы установили собственное управление наряду с княжеской администрацией. Новгород после 1260 года был освобожден от присутствия монгольских чиновников, но не от обязанности платить налоги. Даже в тех русских землях, где князья оставались у власти в качестве вассалов хана, монголы оставляли за собой право ставить определенные местности и группы населения под свой прямой контроль. Некоторые русские земли даровались также в удельное владение членам семье Чингизидов. Как известно, каждый русский князь должен был получить ярлык на княжение от хана. После этого посланник хана (элчи) торжественно короновал его. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя. Получение такой грамоты (ярлыка) обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени – и ближайшему окружению. Иногда русским князьям приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы нередко намного превышали финансовые возможности князя. Тем самым еще более укреплялась зависимость русских князей от Золотой Орды. Хотя русские князья и оставались при власти, их административные полномочия, как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали своих собственных чиновников для вербовки воинов и сбора налогов. В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг. После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы для налогообложения. В соответствии с основными принципами монгольской политики монгольская перепись («число» - по-русски) имела две основные цели: установить количество возможных рекрутов и определить общее число налогоплательщиков. Соответственно и термин «число» имел два значения: количество воинов, которые должны быть навербованы, и перепись населения с целью взимания налогов. Именно в свете этого двойного значения нам следует подходить к проблеме числовых разделений, установленных монголами на Руси. Они были идентичны основным подразделениям в армии и администрации по всей Монгольской империи. Население Руси, за исключениями новгородских земель и людей, живших на церковных землях (не облагавшихся налогом), было разделено на мириады, тысячи, сотни и десятки. Это разделение использовалось и для целей местной администрации; так «тысяча» обозначало не только группу людей, живших в определенном районе, но и сам район. Другими словами, каждое числовое деление представляло собой военно-финансовый район, территориальную единицу, с которой взималось определенное количество рекрутов и налогов. Население районов, известного по терминологии монголов, как десяток, могло равняться приблизительно 200 человек (мужского и женского пола), а население тьмы или мириады, - приблизительно 200000. В каждой тьме вербовкой воинов и сбором налогов занималась тщательно разработанная сеть административных чиновников, которые никоим образом не подчинялись русским князьям, и несли ответственность только перед ханским правительством. Когда по Руси установились численные районы, командиры регулярной монгольской армии были поставлены во главе каждой тьмы и тысячи. У любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый инспектор («даруга» - по-монгольски, а по-тюркски – «баскак») соответствующего ранга. Позднее даруга брал на себя всю полноту ответственности за район. В рескрипте Тайдулы митрополиту Феогносту упоминаются три категории даруг: волостные, городские и деревенские. Их имена следуют после упоминания о «князьях улусов». Русский перевод в этом месте, как и в ряде других, не вполне ясен, и, возможно, что под князьями подразумеваются даруги более высокого ранга. О существовании даруг высшего ранга мы также узнаем из русских летописей. Т.о., можно заключить, что во главе каждого численного района любого уровня находился даруга. Налоговый инспектор, ответственный за Великое княжество Владимирское, назывался «великим баскаком». Каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в районе. В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому баскаковскому подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось процветающим поселением. Следы таких поселений сохранились в русской топонимике. Целый ряд городов и деревень, носящие название Баскаки или Баскаково, расположены в различных районах Руси на территории прежних тем (форма множественного числа слова «тьма»). Когда войска баскаков оказывались не в состоянии справиться с такими затруднениями, как бунты населения, русские князья обязаны были поддержать их, используя войска, находившиеся в их распоряжении. Так, Плано Карпини писал, что «люди собираются на войну со всякой земли державы татар», «и вот что татары требуют от них (покоренных народов), чтобы они шли с ними в войске против всякого человека когда им угодно»(рукопись «История Монгалов»). В первые десятилетия после нашествия монголов пленных воинов использовали с особенной жестокостью. В донесении венгерского францисканца Иоганки епископу Перуджи (1238) читаем: «годных для битвы воинов и поселян они, вооружившие, посылают против воли в бой впереди себя… если даже они хорошо сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами»(Средневековые исторические источники Востока и Запада.Публикация 1940г.). Сходную картину рисует и Плано Карпини: «… и эти пленники будут первыми в строю. Если они плохо сражаются, то будут ими убиты, а если хорошо, то татары удерживают их посулами и льстивыми речами… а после того, как могут быть уверенными на их счет, что они не уйдут, обращают их в злосчастнейших рабов… И, таким образом, вместе с людьми побежденной области они разоряют другую землю»(рукопись «История Монгалов»). Вероятно, в XV веке принудительное привлечение русских воинов сменилось наемничеством. Наемники получали жалованье и свою долю добычи. Л.Н. Гумилев считал, что в XIII веке это были люди, «не ужившиеся с князьями дома Рюриковичей, предпочитавшие военную карьеру в войсках, руководимых баскаками. Там им была открыта дорога к богатству и чинам». Следует вспомнить, что во время правления Берке, налоги на Руси взимались мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и позднее была отменена; после этого количество налоговых чиновников существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски «битикчи»), сборщики налогов в сельской местности – даньщики и сборщиков налогов и таможенных пошлин в городе – таможенники. Существовало две основных разновидности налогов: 1) прямые налоги с населения сельских районов; 2) городские налоги. Основной прямой налог назывался данью. В основе его была десятина. Первоначально, монголы требовали десятую часть «со всего». В их первом приказании (1237г.) люди и лошади были упомянуты особо. Несомненно, скот и продукты сельского хозяйства также подлежали десятине. После восстания в Новгороде в 1259г. был введен сверхналог (туска) как карательная мера. Предположительно, что он также собирался в натуральном виде. Хотя после этого случая взимание этого налога больше не повторилось, и основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом. В Новгороде в XIV и XV веках, сбор налога, соответствовавшего дани, назывался «черным cбором». Первоначально, должно быть, его платили шкурами черных куниц. Такие платежи назывались «черными», в отличие от платежей «белым» серебром. Однако во времена правления Василия Второго «черный сбор» определялся в серебряных гривнах. Помимо дани существовал ряд других прямых налогов. Поплужное (на севере Руси – посоха) было налогом на вспаханную землю. Яси являлся особым налогом на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках, - война (военный, или солдатский налог). По-видимому, его собирали в те годы, когда не вербовали рекрутов. И еще один налог в ярлыках называется пошлиной(калан). В самом прямом смысле калан (тюркское слово) является налогом на землю; но это слово употреблялось в более широком значении с дополнительным смысловым оттенком «подчинение», «порабощение». Следует здесь заметить, что в Западной Руси в монгольский и послемонгольский период существовала категория царских рабов, которые назывались каланными. Тогда, если мы допустим, что «пошлина» соотносится с «налогом», мы сможем толковать ее как денежную плату вместо обязанности работать в качестве каланного. Однако четко не установлена идентичность «пошлины» и «калана». Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях. Основной налог с городов назывался тамга. Как на монгольском, так и тюркском языках термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно – эмблему клана. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах. Например, в Перми при Хулагу тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4% от капитала. Тамга платилась золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы облагались индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке «таможня» происходит от слова «тамга». Взимался также и местный налог на товары - мыт. Русские ремесла, по-видимому, также подлежали налогообложению. Уже в конце XIII века некоторые русские князья и все русские князья в начале XIV века имели привилегию и обязанность – собирать дань и другие налоги. В связи с этим баскаки были отозваны, а мелкие сборщики налогов теперь назначались самими русскими князьями. Общая сумма, которую каждый великий князь должен был выплатить хану, называлась «выходом». Хотя свидетельства о размерах ордынской дани несистематичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее, они дают общее представление о средствах, безвозвратно перетекавших из русских земель в Золотую Орду. Так, в конце 14 века платежи с Московского княжества и присоединенных к нему княжеств: Дмитровского, Галицкого (Галич Костромской), великого княжества Владимирского, составляли пять тысяч рублей в год. С одного Московского княжества собирали одну тысячу рублей выхода. В начале XV века с территории бывшего Нижегородского княжества (без суздальской его части) собиралось полторы тысячи рублей дани. Неизвестны размеры выхода с Рязанского, Тверского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Юрьевского, Суздальского, Смоленского княжеств. По-видимому, общая сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее пятнадцати тысяч рублей в год. Хотя есть и другие сведения. Например, что общая цифра для Восточной Руси, исключая Великий Новгород, равнялось тогда ста сорока пяти тысячам рублей. Чтобы понять, много это или мало, используем некоторые сведения, правда, относящиеся к XV веку. В первой половине XV века, четыре достаточно крупных села в плодородном суздальском ополье стоили пятьсот рублей. Волость Лужа (по-видимому, с городом Лужей) стоила семьсот восемьдесят рублей. Даже если взять первый вариант за истинный, то с трудом можно осознать, тот объем взимаемой оплаты в течение около двухсот пятидесяти лет. Что означала ордынская дань для простого человека? Прямых свидетельств на сей счет нет. Можно воспользоваться лишь некоторыми косвенными доказательствами. В 1384 г. московский летописец, переживший взятие в 1384 году Москвы и ряда других городов Тохтамышем, записал, что «была великая дань тяжкая по всему княжению великому, всякому без отдатка, со всякой деревни по полтине». На эти деньги можно было купить не менее десяти овец. Деревни в конце XIV века состояли из одного-трех дворов. Следовательно, одна семья должна была продать, самое малое, трех баранов, чтобы внести требуемую подать. Для крестьянского хозяйства это было ощутимой потерей. По свидетельству 1389 года, с московской волости Заячков, лежавшей в плодородной юго-западной части Московского княжества, взималось двадцать два рубля ордынского выхода. Согласно одной грамоте 1371 года, в Заячкове проживало сто шестьдесят семей. Следовательно, каждая семья должна была платить Орде около 0,14 руб. в год. На эти же деньги можно было купить около трехсот килограммов зерна. При средних урожаях в те времена в 2,5-3 центнера с гектара пашни, становится очевидным, что размер уплачиваемой Орде дани равнялся примерно одной десятой части урожая. В сочетании с другими повинностями дань становилась обременительной. Впрочем, размеры ордынского выхода несколько колебались, не всегда он и выплачивался. Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371 гг. и в 1374-1380 гг. Его сын, Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял туда выхода в 1396-1409 г., Иван Третий в 1479 г. отказался платить дань хану Большой Орды Ахмату, чем вызвал его безуспешный поход на русские земли в 1480 году. Временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжения второй половины XIV в. и XV в. пестрят указаниями на условия распределения между князьями ордынской дани. Дмитрий Донской и его двоюродный брат, серпуховский князь Владимир Андреевич делят между собой собранный ордынский выход с Московского княжества в 1389 году: «А если нас Бог избавит, освободит от Орды, тогда мне две доли, а тебе третья». Внуки этих князей, великий князь Василий Темный и серпуховско-боровской князь Василий Ярославович, в середине XV века заключают между собой соглашение, согласно которому «если переменит Бог Орду, а не будешь, господине, давати Орде, и тебе, господине, брать дань со своей отчины себе, а мне, господине, со своего удела брать дань себе». Хотя принцип распределения ордынской дани между князьями в XV в. изменился (теперь каждый князь мог сам собирать дань в своих владениях), неизменным оставалось главное: ежегодный сбор дани в обычных условиях выплачивали Орде, а при благоприятных обстоятельствах накапливался в княжеских сокровищницах. Вплоть до второй половины XV в. монгольские посольства забирали «выход». По ходу изучения материала по данной главе мы пришли к следующим выводам. Татаро-монголы не ставили перед собой задачи включения Руси в свою империю. Речь шла только о подчинении и получении дани, а потому сам характер внутренних отношений на Руси оставался в значительной степени нетронутым завоевателями. В результате, подданство русских князей выражалось в форме раздачи ханами им ярлыков на княжение. Русские князья были также ограничены в административных полномочиях, поскольку из Орды назначались собственные чиновники для вербовки воинов и сбора дани. Для более успешного и скорого управления завоеванной страной, монголы применили тот же принцип деления населения, что и в своей армии. Каждому району соответствовала определенная сеть административных чиновников.
Русские князья в первые годы
после нашествия были заняты
больше восстановлением своих
разгромленных княжеств и
Степень влияния монгольского
нашествия и ордынского ига
на русскую историю, безусловно,
велика, но неравномерна в отношении
различных аспектов жизни
Информация о работе Золотая Орда и её влияние на историю Руси