Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 18:11, реферат
Мы прекрасно знаем еще по школьным учебникам, когда на политической карте мира появилось самое большое государство Евразии XIII - XIV вв. - Золотая Орда, - в рамках которого впервые были объединены пространства будущей Российской империи и этносы, их населяющие, - от Дуная на западе до Алтая на востоке и от Белого моря на севере до Кавказа и Хорезма на юге. Знаем о грабительских данях и о борьбе покоренных народов. Но сама цивилизация этого государства, сверкнувшего как ярчайший феномен Евразии и нашедшего продолжение в постзолотоордынских исламских государствах Казани, Крыма, Астрахани, Сибири, Ногайской орды, оставалась в тени, так как археология Золотой Орды пребывала в зачаточном состоянии.
Только выдающийся русский историк академик М. Н. Тихомиров, нашел в себе смелость заявить о значении Золотой Орды: «...ведь Золотая Орда - явление общемирового порядка, если под этим миром понимать Азию и Европу. Каким же образом из истории народов, которые входили в Золотую Орду, выкидывать целый большой этап?».
До тех пор пока в Сарае правили волевые и энергичные ханы, Орда казалась могучим государством. Первая встряска произошла в 1312 г., когда население Поволжья - мусульманское, купеческое и антикочевническое - выдвинуло царевича Узбека, сразу казнившего 70 царевичей Чингизидов и всех нойонов, отказавшихся предать веру отцов. Вторым потрясением было убийство хана Джанибека его старшим сыном Бердибеком, а через два года, в 1359 г., началась двадцатилетняя междоусобица – «великая замятия». Вдобавок к этому в 1346 г. в Поволжье и в других землях Золотой Орды свирепствовала чума. В годы «великой замятий» спокойствие покинуло Орду.
На 60-70-е гг. XIV в. приходятся самые драматические страницы истории Золотой Орды. Заговоры, убийства ханов, усиление власти темников, которые, возвышаясь вместе со своими ставленниками на ханский престол, гибнут от рук очередных претендентов на власть, проходят быстрым калейдоскопом перед изумленными современниками.
Наиболее удачливым временщиком оказался темник Мамай, который продолжительное время ставил в Золотой Орде (точнее в ее западной части) ханов по своему усмотрению. Мамай не был чингизидом, но женился на дочери хана Бердебека. Не имея права на престол, он правил от имени подставных ханов. Подчинив себе Великие Булгары, Северный Кавказ, Астрахань, могучий темник к середине 70-х годов XIV в. стал наиболее сильным татарским правителем. Хотя в 1375 г. Арабшах захватил Сарай-Берке и от Мамая отложились булгары, а Астрахань перешла к Черкесбеку, он еще оставался правителем огромной территории от низовьев Волги до Крыма.
«В эти же годы (1379 г.), - пишет Л.Н.Гумилев, - вспыхнул конфликт русской церкви с Мамаем. В Нижнем Новгороде по инициативе Дионисия Суздальского (епископа) были убиты послы Мамая. Возникла война, шедшая с переменным успехом, закончившаяся Куликовской битвой и возвращением в Орду Чингизида Тохтамыша. В этой войне, которую навязала церковь, участвовали две коалиции: химерная держава Мамая, Генуя и Великое княжество Литовское, т.е. Запад, и блок Москвы с Белой Ордой - традиционный союз, начало которому положил еще Александр Невский. Тверь от участия в войне уклонилась, а позиция рязанского князя Олега неясна. Во всяком случае, она была независима от Москвы, потому что в 1382 г. он, подобно суздальским князьям, воюет на стороне Тохтамыша против Дмитрия»… В 1381 году, через год после Куликовской битвы, Тохтамыш взял и разрушил Москву.
«Великая замятия» в Золотой Орде кончилась с приходом к власти в 1380г. хана Тохтамыша, что было связано с поддержкой его возвышения великим эмиром Самарканда Аксак Тимуром.
Но именно с правлением Тохтамыша связаны события, оказавшиеся роковыми для Золотой Орды. Три похода правителя Самарканда, основателя мировой империи от Малой Азии до границ Китая, Тимура сокрушили улус Джучи, были разрушены города, караванные пути переместились на юг во владения Тимура.
Тимур последовательно громил земли тех народов, которые выступили на стороне Тохтамыша. Кыпчакское царство (Золотая Орда) лежало в развалинах, города обезлюдили, войска были разбиты и рассеяны.
Одним из ярых противников Тохтамыша был эмир Белой орды из племени мангыт Едигей (Идегей, Идику), принимавший участие в войнах Тимура против Золотой Орды. Связав свою судьбу с занявшим с его помощью золотоордынский трон ханом Тимур-Кутлуком, Едигей продолжил войну с Тохтамышем. Он во главе золотоордынского войска в 1399 г. на реке Ворскле разбил соединенные войска литовского князя Витовта и бежавшего в Литву Тохтамыша.
После смерти Тимур-Кутлука в 1399 г. Едигей фактически встал во главе Золотой Орды. Ему последний раз в истории Золотой Орды удалось объединить под своей властью все прежние улусы Джучи.
Едигей, как и Мамай, правил от имени подставных ханов. В 1406 г. он убил Тохтамыша, пытавшегося обосноваться в Западной Сибири. В стремлении восстановить улус Джучи в прежних границах Едигей повторил путь Батыя. В 1407 г. он организовал поход на Волжскую Булгарию и разгромил ее. В 1408 г. Едигей напал на Русь, разорил ряд русских городов, осадил Москву, но взять ее не смог.
Свою жизнь, богатую событиями, Едигей закончил, потеряв власть в Орде, от руки одного из сыновей Тохтамыша в 1419 г.
«Неустойчивость политической власти и экономической жизни, частые опустошительные походы на булгаро-казанские земли золотоордынских ханов и русских князей, так же как и вспыхнувшая в поволжских районах в 1428 - 1430 гг. эпидемия чумы, сопровождаемая сильной засухой, - пишет А.Х.Халиков, - приводили не к консолидации, а скорее к рассредоточению населения. Люди целыми селениями тогда уходят в более безопасные северные и восточные районы». Имеет место и гипотеза социально-экологического кризиса в степях Золотой Орды во второй половине XIV - XV в. - то есть, кризиса одновременно природы и общества.
От этих потрясений Золотая Орда уже не смогла оправиться и на протяжении 15 века Орда постепенно раскалывалась и распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Астраханское (1459г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.
В начале XV в. Белая Орда распалась на ряд владений, наиболее крупными из которых были Ногайская Орда и Узбекское ханство. Ногайская Орда занимала степи между Волгой и Уралом. «Этнический состав населения Ногайского и Узбекского ханств был почти однороден. В него входили части одних и тех же местных тюрко-язычных племен и подвергшихся ассимиляции пришлых монгольских племен. На территории этих ханств жили канглы, кунграты, кенгересы, карлуки, найманы, мангыты, уйсун, аргыны, алчины, китай, кипчаки и др. По уровню своей экономики и культуры эти племена были очень близки. Их основным занятием было кочевое скотоводство. В обоих ханствах господствовали патриархально-феодальные отношения». «Но в Ногайской орде монголов-мангытов было больше, чем в Узбекском ханстве». Некоторые ее роды иногда переходили на правый берег Волги, а на северо-востоке они доходили до Тобола.
Узбекское ханство занимало степи современного Казахстана к востоку от Ногайской Орды. Его территория простиралась от низовьев Сырдарьи и Аральского моря на север до Яика и Тобола и на северо-восток до Иртыша.
«Золотая Орда, - пишет Л.Н.Гумилев, - была химерой, тогда как Белая Орда стала ядром образования нового самостоятельного этноса – казахов».
Кочевое население Кыпчакского царства не поддалось воздействию этноноосферы ни русских, ни булгар, уйдя в Заволжье, образовало свой этнос со своей этноноосферой. Даже тогда, когда часть их племен потянула народ Узбекского ханства в Среднюю Азию к оседлой жизни, они удержались в степях, оставив ушедшим этноним узбеки, себя они гордо называли - казакъ (казах), т.е. свободный человек, предпочтя удушливой жизни городов и кишлаков свежий ветер степей.
Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Падение Золотой Орды, ускоренное Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было столь же скорым, как и ее рождение. И окончательно рухнула в 1502, не выдержав столкновения с Крымским ханством.
На просторах тогдашнего цивилизованного и полуцивилизованного мира Евразии возникла мировая империя в границах, превосходящих Римский мир, что сблизило Восток и Запад.
Расцвет Золотой Орды пришелся по времени как раз на кризис в Западной Европе рубежа XIII - XIV вв. Как пишет автор: «Взлет и падение Золотой Орды с точки зрения социоестественной истории, единицей измерения которой является век... Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342)».
Ордынский порядок максимально благоприятствовал торговле, жизнь и быт человека были более защищены, чем у жителя Западной Европы. В мировоззренческой, идеологической сфере главное, чем Орда отличалась от Европы, - это веротерпимость, восходящая к установкам Чингисхана.
Не менее примечательно, что становление и расцвет евразийской империи по времени совпадают с периодом становления и расцвета инквизиции в Западной Европе. Далеко не случайно на Руси борьба с еретиками началась фактически сразу после так называемого освобождения от татаро-монгольского ига.
Верховные правители Орды создали для русской православной церкви режим наибольшего благоприятствования. Так, еще в 1261 г. была основана Сарайская епископия Русской православной церкви. Половина всех русских монастырей возникла при татаро-монгольской власти.
В эпоху Золотой Орды была создана уникальная городская цивилизация. В ее формировании участвовали все народы, жившие на просторах Восточной Европы, Западной Сибири, Казахстана и Северного Приаралья. Главные города Золотой Орды имели широкие улицы, водопровод в керамических трубах и канализацию. Жители городов брали питьевую воду в фонтанах. Во всех городах и селениях были бани. У ордынских городов, в отличие не только от европейских, но и от восточных, не было стен - а значит, и западных городских свобод и привилегий. Успешно развивались золотоордынские города в системе функционирования грандиозной по протяженности транспортной магистрали - Великого Шелкового пути (во всяком случае до падения Юаньской (Монгольской) династии в Китае).
Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь. В «других» городах жили другие люди - с иными представлениями о жизни. Население трех главных городов - двух Сараев и Солхата - оценивалось примерно в 75 - 150 тысяч человек в каждом, а остальных 110 городов (выявленных археологически) - в пределах миллиона. И это не считая 39 итальянских колоний-городов Генуи и Венеции.
Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни.
К положительным последствиям золотоордынского владычества для Руси, замалчиваемых рядом российских и советских историков можно отнести то обстоятельство, что напряженность духовной атмосферы общества привела к созданию высоких художественных образцов во всех областях религиозного искусства (иконописи, церковной музыке, религиозной литературе). Олицетворением этих достижении можно считать творчество художника-иконописца Андрея Рублева. Чувство национального унижения сменялось в народе благородным чувством преданности национальному идеалу. Религиозно – национальный подъем той эпохи на Руси стал мощным фактором национального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективно способствовала веротерпимость ордынской элиты. По мнению российских историков, сторонников теории евразийства (П.Н.Савицкого, Г.В.Вернадского, Л.Н.Гумилева), русские были спасены от физического истребления и культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включенности в Монгольский улус. Кстати, исследования последних лет показали, что население Руси за время ига удвоилось.
По мнению Савицкого, ордынцы - нейтральная культурная среда, принимавшая «всяческих богов» и отличие от католической Европы. Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов. Со своей стороны, Русь имела в лице метрополии, каковой была для нее Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское Королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество литовское, Венгерское Королевство, Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды, жертвой католической Европы, объявившей крестовый поход против Руси и ордынцев.
Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, был, видимо, сделан исходя из, разумеется, сомнительной теории «наименьшего зла» в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящен русской православной церковью и причисление Александра Невского к лику святых - наглядное тому подтверждение.
Заметно было золотоордынское влияние на русский язык, что нашло свое отражение в современном русском языке, где пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения.
Именно золотоордынская государственная система сделалась прообразом российской имперской государственности, частью которой впоследствии, в XVIII-XX вв. стал в течение более чем двух с половиной столетий и Казахстан. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости. Хотя, конечно, были и отклонения от этих принципов в определенные периоды российской истории. Помимо этого, средневековой Казахстан, Русь, Крым, Кавказ, Западная Сибирь, Хорезм и другие подвластные ордынцам земли, были вовлечены в находящуюся па более высоком уровне финансовую систему золотоордынской империи. Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе на территории Казахстана и России.
Наследием Золотой Орды стало обыкновение (хотя и не всегда на всем протяжении истории России) не ассимилировать новые, завоеванные или включавшиеся без кровопролития в состав Российской империи земли, не изменять жизнь, религию и язык, подвластных народов.
На территории Казахстана после распада Золотой Орды образовались сначала Кок-Орда и Ак-Орда, а затем Узбекский улус, непосредственный предшественник Казахского ханства, где наследие империи Чингиз-хана проявилось в общественно-политическом устройстве казахского общества, высшее сословие которого составляли потомки Чингиз-хана по мужской линии - Чингизиды, а Яса Чингиз-хана - свод монгольских законов XIII в., возможно, стала частью "Жеты-Жаргы" - памятника права казахов XVII века.
Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингиз-ханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника – Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем.
В Великой степи в империи Чингиз-хана и государствах его наследников на много веков вперед возобладала устойчивая традиция наследования верховной власти. На самом верху оказались те группы военной знати, которые были генеалогически связаны с «Золотым родом».
Чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношений внутри государств - наследников Монгольской империи.
Одним из новых этнополитических сообществ стали казахи, чье рождение как народа неразрывно связано с эпохой распада степной империи, заключительным аккордом существования которой стало падение Золотой орды. Сохранив многие принципы политической и идеологической организации империи, казахское общество развивалось, тем не менее, под воздействием иных импульсов, порожденных изменившимися условиями геополитической среды, о чем речь пойдет ниже.