Золотая Орда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 01:46, реферат

Описание работы

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Формирование монгольского государства. Общественный строй.........4
2.Особенности политического устройства……………………………….….6
3.Источникии права……………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Игпзс контрольная работа.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Золотая Орда была одним  из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно  держала в напряжении всех соседей  и очень долгое время никем  не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней  дружественные отношения и всеми  силами их поддерживать. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая  по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники  и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о  богатстве и мощи правивших здесь  ханов, бесчисленных стадах скота и  бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и  после его исчезновения. И сегодня  интерес к нему не ослабел, и его  история уже давно изучается  во многих странах. Но до сих пор  в оценке многих политических и бытовых  сторон жизни и истории Золотой  Орды встречаются самые противоположные  мнения. И к тому же до настоящего времени существует в научных  работах и учебной литературе, да и просто в самом распространенном восприятии истории целый ряд  заблуждений или утвердившихся  стереотипов, связанных с Золотой  Ордой. Это относится к ее территории и границам, названию государства, наличию  городов, развитости культуры, соотношению  понятий «монголы» и «татары», некоторым моментам политической истории  и т. п. Большая часть широко распространившихся штампов о Золотой Орде возникла еще в прошлом веке, и существование  их связано исключительно с пренебрежением к изучению этого во многом своеобразного  государства. Явная и резко отрицательная  роль Золотой Орды в истории Руси в первую очередь бросается в  глаза при ознакомлении с любым  источником, раскрывающим их взаимоотношения. В результате в науке создалась  такая ситуации, когда по большей  части изучалась не столько сама Золотая Орда, а ее влияние на Русь и их взаимоотношения. Причем даже и эта сторона нередко ограничивалась набором самых общих суждений и декларативных заявлений, всегда подкрепленных широко известными цитатами из работ К. Маркса. Но эмоционально глубокие и политически точные мысли Маркса звучали бы еще рельефнее, если бы они были дополнены многообразием конкретных исторических фактов, событий и цифр. Что же касается изучения собственно Золотой Орды, то здесь господствовало суждение о ней как о государстве-угнетателе, не заслуживающем внимания советских историков. Особую осторожность и бдительность проявляли редакторы при публикации сюжетов на золотоордынские темы. Любой положительный факт по отношению к государству монголов казался немыслимым и подвергался сомнению. Нельзя сказать, что Золотая Орда стала запретной темой в науке, но нежелательной она была явно. Отпечаток на это наложила и политическая конъюнктура, когда в 60-е годы Мао Цзэдун приписал все монгольские завоевания XIII в. китайскому государству, распространив его западные пределы до Дуная, хотя сам Китай был завоеван Чингисханом и его сыновьями, и долгие годы находился под властью монголов. Но несмотря ни на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в российской дореволюционной, а затем и советской исторической науке. Без знания истории и путей развития огромного, мощного, во многом необычного и в полном смысле слова кровожадного государства (лишь несколько лет его существования были мирными!) нельзя понять многих сторон сложения и роста средневековой Руси, нельзя полностью оценить течение событий европейской политики в XIII--XV вв.

 

 

1.Формирование  монгольского государства. Общественный  строй.

В XIII в. в Азии и Восточной  Европе сложилось в итоге десятилетних монгольских завоеваний особое военно-политическое объединение – Еке Монгол улус. Это Великое монгольское государство  было крупнейшей в мировой истории  державой: в период расцвета оно  обнимало земли от Средиземного до Желтого морей. Несмотря на свои размеры, держава была ранней государственностью особого кочевого типа. Основавший ее народ занимался главным образом  кочевым скотоводством. Многие объединившиеся в империю племенные союзы также были кочевниками. Особенности общественного быта придали совершенно особые черты военно-политическому строю всего государства.

Ранние государства на основе объединений кочевых племен, у которых большие роды-кланы, организуясь в особую военно-религиозную  иерархию, приобретали вид протогосударства без городов и храмов (как это  было типично для древневосточного общества), в Центральной Азии возникали  уже на рубеже I тыс. н. э. Одним из наиболее долго существовавших была держава народов хунну (III в. до н. э.-II в. н. э.), распавшаяся в начале Великого переселения народов. Во многом на ее основе и традиции возник Тюркский каганат (VI-VII вв.) в прикаспийских  и алтайских степях. Здесь сформировались прочные государственные традиции (наделение верховной властью  нескольких соправителей, десятичная организация войска, система внутренних областей со своими наместниками и  т. п.), которые стали едиными для окрестных кочевых народов.

В конце XI-XII вв. в направлении  образования ранней государственности  шло общественное развитие монголо-татарских  племен, занимавших области Восточной  Монголии и степей Забайкалья. Внутренняя социальная иерархия внутри крупных  родов (обохов) была значительной: главы  родов носили почетные звания бахадуров (богатырей), сеценов (мудрых), тайши (царевичей). Основная масса родов, кроме дружинников, считалась «черной костью» и  была в приниженном положении. Значительна  была прослойка рабов, причем рабами могли быть и целые порабощенные роды. Кочевой быт способствовал  особой прочности клановой организации, а постоянная необходимость вести  войны с соседями, в т. ч. с мощным Северо-Китайским государством, сформировала высокую степень боеготовности  монгольских племен.

В середине XII в. под воздействием природных и внешнеполитических факторов татаро-монгольские племена  сделали первые попытки объединиться. Но военно-политический союз под главенством  хана Кобула оказался недолговечным  и распался около 1161 г.

После временной полосы отступлений  и неудач, вызванных в том числе  дворцовыми смутами и борьбой  между наследниками рода Чингисидов за власть, завоевания продолжились в  Передней Азии и на Ближнем Востоке. На месте сокрушенных государств Закавказья, Сирии, остатков арабского  халифата сложилась новая часть  империи – государство ильханов. В Малой Азии Византия сохранила  только часть своих владений.

Ко второй половине XIII в. монгольская империя, продолжая  расширяться, переросла возможные  границы единого государства. Отдельные  области – улусы – лишь номинально подчинялись великому хану. Начался  параллельный завоеваниям распад Великой  Орды на отдельные государства. Часть  из них сохраняла традиции кочевой  военной империи (Золотая Орда в  Восточной Европе), другие – государство  ильханов – восприняли иранско-арабские традиции; основа империи – государство  Юань – постепенно слилось с Китайским  государством.

Разделяющую роль сыграло  принятие западными улусами ислама, тогда как исторические монголы  оставались приверженцами несторианского христианства, а в Китае – буддистами. После 1307 г. прекратилось даже номинальное  признание всеми частями империи  власти единого хана. Разрушающую  роль сыграли многочисленные национальные и народные восстания против владычества  монголов. В 1368 г. армия нового китайского императора сокрушила центральное  монгольское государство, оттеснив монголов в исторические степи. После 1370 г. единая монгольская империя  перестала существовать, хотя отдельные  сложившиеся в ней государства, преобразовавшись политически, религиозно и культурно, сохранились до XV-XVI вв.

 

 

2.Особенности  политического устройства.

В конце XIII в. из империи Чингисхана выделилось государственное образование, получившее название Золотой Орды и  просуществовавшее в непосредственной близости от русских княжеств до конца XIV в. Особенностями феодальных отношений  здесь были: кочевой и полукочевой  характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государственной религией в Орде был ислам.

Политическая структура Золотой Орды отличалась заметным своеобразием и необычностью, что было следствием не только соединения кочевого и оседлого укладов, но и вытекало из особенностей появления самого государства. В первую очередь необходимо указать, что на протяжении всего периода своего существования оно не имело какого-либо официального названия, а было известно в современных ему странах под самыми различными наименованиями. В наиболее ранних источниках арабского происхождения название государства заменяется именем правящего хана с соответствующим этническим уточнением.

Население Золотой Орды с  этнической точки зрения представляло собой довольно пестрый конгломерат  самых различных народов. Среди  него были представители порабощенных завоевателями волжских булгар, русских, буртасов, башкир, ясов, черкесов и др. Однако основную массу населения  Золотой Орды составляли жившие здесь  до прихода монголов кипчаки, что  привело к созданию своеобразной ситуации: уже в XIV в. завоеватели  начинают растворяться в кипчакской среде, постепенно забывая свой язык и алфавит. Арабский современник  писал по этому поводу: «В древности  это государство было страною  кипчаков, но когда им завладели  татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались  и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и  все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их.

Сохраняющиеся родоплеменные  отношения базировались на кочевой  иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры.

Соответственно складывалась и военная иерархия монголов, основанная на численной (десятичной) системе: темники (от тьма - 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и  легкой кавалерии.

Империя Чингисхана была разделена  им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья: Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии — курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства — визирь.

Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии —  бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников.

После разгрома монголами  русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение  данников Орде. Русские княжества  сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены  были уплачивать подати, сбор которых  поручался одному из князей. Это  поручение закреплялось выдачей  ханского "ярлыка". Получение этого  символа как бы давало право на титул великого князя и политическую, и военную поддержку со стороны  Сарая (столицы Орды). Эту ситуацию умело использовали некоторые русские  князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные  и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

В Московском государстве  были восприняты некоторые черты  Административного управления, используемого  монголами; это влияние сказалось  на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного  ведомства.

 

 

3.Источники права.

Основным источником права  Золотой Орды была Великая Яса  Чингисхана (1206 г.). В монгольской «Ясе» – кодексе законов, которые были введены на территории всех улусов, было зафиксировано не безоговорочное подчинение власти, основанной на насилии, а острая необходимость обрести силу для самообороны, при этом даже жертвуя привычной независимостью и личной свободой. Поэтому монголы были людьми особого  поведенческого  настроя,  закрепленного в «Ясе».  Они отличались энергичностью, предприимчивостью, способностью к самопожертвованию. Этим духом они  заражали  всех,  кто  к  ним  примыкал,  ведя  себя  аналогичным  образом.  На «Ясу» «монголы  действительно  смотрели  как  на  евангелие  или  коран» «Яса»  становится основной  политической  доминантой  степного  суперэтноса  в  борьбе  против католического и мусульманского миров до принятия ислама на территории Улуг Улуса («Золотой Орды» по русским источникам с XVI в.).

Вместе с тем, соблюдение постановлений Чингисхана было обязательно  не только

для  всех жителей империи, но и для  самих ханов. Но «Яса»,  конечно, нарушалась  как жителями  империи,  так  и  самими  Чингисидами.  Это  объясняется  тем,  что  «Яса» Чингисхана регламентировала лишь нормы кочевой жизни.

Она содержала в основном нормы уголовного права, нормы обычного права и, позже, нормы шариата. Вещное и Обязательственное право находилось в зачаточном состоянии:

Политическая власть и  вассальные отношения отождествлялись  с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения  регулировались обычаем и традицией (многоженство, власть отца, минорат, т.е. приоритет младшего сына при наследовании). Смертная казнь назначалась за разные виды Преступлений: неповиновение хану, ложь в суде, супружескую неверность, волшебство, мочеиспускание в костер и т.д. В Судебном процессе, кроме  свидетельских показаний и клятвы, Применялась пытка: использовался  принцип кровавой поруки, групповой  ответственности. Судебная власть не была отделена от административной. С усилением  исламизации Орды возникали суды кадиев и иргучи, действовавшие на основе Корана.

 

 

 

 

 

Заключение

Иследовав тему контрольной  работы можно сделать следующие  выводы:

Золотая Орда была создана  потомками Чингисхана в первой половине XIII в. Ее территория простиралась от берегов  Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов. В начале XVI в. Золотая Орда распалась  на ряд государств - Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые явились наследниками политической, государственной и  правовой традиций Золотой Орды. Некоторые  из этих государств просуществовали  довольно долго: казахские ханства - до середины XIX, а Бухарский эмират и Хивинское ханство - до начала ХХ в.

Информация о работе Золотая Орда