Агностицизм-(греч. а — отрицание и gnosis
— знание) — учение, отрицающее полностью
или частично возможность познания мира.
По Канту.
Агностицизм – учение, что человек
не способен познать сущность вещей,
не имеет достоверного знания о них. Агностицизм
предполагает ,что мы ничего не можем знать
о Боге. Он непознаваем.
И. Кант - немецкий Философ и ученый,
родоначальник немецкого классического
идеализма.
Докритический период – «небулярнаяю"
космогоническую гипотезу,
В 1770 состоялся переход Канта
к воззрениям "критического" периода;
в 1781 появилась "Критика чистого
разума", за ней последовали "Критика
практического разума" (1788) и "Критика
способности суждения" (1790). В них
последовательно излагались: "критическая"
теория познания, этика, эстетика и
учение о целесообразности природы.
В работах "критического" периода
Канта доказывает невозможность
построить систему умозрительной
философии ("метафизики", согласно
принятой тогда терминологии)- впредь
до предварительного исследования форм
познания и границ наших познавательных
способностей. Исследования эти приводят
Канта к агностицизму- к утверждению,
будто природа вещей, как они существуют
сами по себе ("вещей в себе"), принципиально
недоступна нашему познанию: последнее
возможно только относительно "явлений",
т.е. способа, посредством которой вещи
обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное
теоретическое знание имеется только
в математике и естествознании. Оно обусловлено,
по Канту, тем, что в нашем сознании налицо
"априорные" формы чувственного созерцания,
такие же априорные формы, или понятия,
рассудка и априорные формы связи, или
синтеза чувственного многообразия и
понятий рассудка, на которой основываются,
направления, закон постоянства субстанций,
закон причинности, закон взаимодействия
субстанций. В разуме, по Канту, заложено
неискоренимое стремление к безусловному
знанию, вытекающее из высших этических
запросов. Под давлением этого человеческий
рассудок стремится к решению вопросов
о границах или беспредельности мира в
пространстве и времени, о возможности
существования неделимых элементов мира,
о характере процессов, протекающих в
мире, о боге, как безусловно необходимом
существе. Кант считал, что с равной доказательностью
могут быть обоснованы противоположные
решения: мир и конечен и не имеет пределов;
существуют неделимые частицы (атомы)
- и таких частиц нет; все процессы протекают
как причинно обусловленные - и существуют
процессы (поступки), совершающиеся свободно;
имеется безусловно необходимое существо-
и такого существа нет. Таким образом,
разум по природе антиномичен, т.е. раздваивается
в противоречиях. Однако, противоречия
эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Решение
загадки- в ограничении знания в пользу
веры, в различении "вещей в себе"
и "явлений", в признании "вещей
в себе" непознаваемыми. Так, человек
одновременно и не свободен (как существо
в мире явлений) и свободен (как субъект
непознаваемого сверхчувственного мира);
существование бога недоказуемо (для знания),
и в то же время есть необходимый постулат
веры, на которой основывается наше убеждение
в существовании нравственного порядка
в мире, и т.д
По Канту существует независимый
от человека мир вещей, это отражается
в человеческом сознании образа вещей,
т. о. Вещи через космос образа чувств явились
человеку. Вещи которые существуют в сознании
человека Кант называет явлениями. Каковы
же вещи сами по себе человек не знает.
«Вещь в себе» - философский термин введенный
Кантом означает не раскрытую сущность
вещи некий непознаваемый остаток в сознании.
Подобное разделение мира на доступные
знания и явления и непознаваемые «вещи
в себе», есть агностицизм Канта.