Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:48, статья
На данный момент времени российское общество достигло постиндустриальной стадии своего развития. Информация и знания стали играть как никогда важную роль в жизни людей. Как следствие этого значительно увеличилось общее количество информационных продуктов и услуг, доступных населению. Также наиболее значимой характерной чертой данного периода в развитии жизни и культуры страны является набирающая обороты тотальная информатизация общества и присоединение к глобальному информационному пространству.
Анализ влияния глобализации на сохранение культуры казахского народа Астраханской области
Файзулдаева А.С., Калиян М.А.
В современной жизни общества происходят стремительные изменения, и вызваны они множеством факторов, среди которых в первую очередь стоит выделить информационную революцию и процессы глобализации. Уже сегодня человек более склонен стремиться к утере народного культурного наследия в пользу принятия образцов, пришедших под влиянием глобализации извне. Научно-технический прогресс, а именно развитее информационных технологий и средств коммуникации, открывает новые пути для распространения ценностей и культов, зачастую являющихся чуждыми и конфронтирующими с исторически сложившимися культурными ценностями.
На данный момент времени российское общество достигло постиндустриальной стадии своего развития. Информация и знания стали играть как никогда важную роль в жизни людей. Как следствие этого значительно увеличилось общее количество информационных продуктов и услуг, доступных населению. Также наиболее значимой характерной чертой данного периода в развитии жизни и культуры страны является набирающая обороты тотальная информатизация общества и присоединение к глобальному информационному пространству. Свободный доступ к множеству мировых информационных ресурсов, ставший возможным благодаря сети Интернет, позволяет удовлетворять различные потребности россиян в информационных продуктах и услугах. Такая свобода коммуникации и получения информации бесспорно имеет множество преимуществ, но нельзя недооценивать и минусы данного положения дел. Отмечая этот момент, ряд исследователей подчёркивают, что «ценностное поле отечественной культуры стремительно насыщается инокультурными образцами».[2]
Таким образом, можно отметить, что на данном этапе развития российского общества имеют место два направления сохранения культурного наследия. Во-первых, изучение влияния существовавшего на протяжении всей истории России «диалога культур», имеющих свою историческую родину на территории России. А во-вторых, контроль влияния культурных образцов, не характерных для Российского народа и ставших доступными благодаря явлению глобализации. Безусловно, глобализация усугубила «нивелирование культур».[1]
В Астраханской области, объединившей в пределах свои границ множество этносов и культур, проблемы сохранения культурного наследия также имеют место. Исторически, территория современной Астраханской области была местом проживания казахов. По численности населения представители данной национальности занимают второе место после русских и составляют 16,3% от общего населения.[3] Этот показатель также демонстрирует тот факт, что в Астраханской области находится самая крупная казахская община по субъектам федерации. Казахская культура является важной частью общего духовного и исторического наследия жителей региона и тесно переплетена с культурами представителей других этносов.
На данный момент складывается
такая ситуация, что ассимиляция
казахов в русской среде
Очевидно, что культурные особенности передаются последующим поколениям прежде всего с помощью института семьи посредством погружения детей в определённую культурную среду. Если семья с течением времени и под воздействием влияния извне (социальные изменения, явления, процессы) или внутренних изменений (добровольное принятие чужой культуры как наиболее приемлемой) начинает утрачивать культурную память, то она перестает нести функцию передатчика традиций. В результате такого снижения приверженности национальной культуре семья, являвшаяся в первом поколении стопроцентными носителями культуры, спустя три-четыре поколения может целиком её утратить. Угроза этого особенно велика, если брать во внимание усиливающееся влияние глобализации, которое ускоряет данный процесс, а также распространённую в советские годы идею интернационализма, по сути, подготовившей благодатную почву для распространения этого явления.
В итоге получается, что традиционные особенности и культурная память, которая закладывается в большинстве случаев семьёй, немалая часть казахской молодёжи Астраханской области не в состоянии передать последующим поколениям в более или менее первозданном виде. Часто в их сознании культурная память либо вообще отсутствует, либо крайне искажена влиянием как русской, так и западной культуры. Это иллюстрируют частые примеры казахской молодежи, не знающей языка, считающей обладание им ненужным, так как для общения в пределах страны используется русский язык, а для путешествий предпочитают выбирать интернациональный английский. Некоторые обычаи, традиции, являвшиеся когда-то необходимыми и обусловленными особенностями жизни казахов, но потерявшие сейчас свою актуальность откладывают в сознании молодёжи негативный отпечаток на все культы казахской культуры. Отсутствие знаний о национальных традициях, обычаях, культах, праздниках приводит к потере богатейшего наследия, которого несёт казахская культура. Формальная или вовсе отсутствующая религиозность наносит урон распространению культуры, связанной с мусульманской религией.
Как уже было отмечено ранее, процесс глобализации оказывает сильное влияние на казахскую культура, являющуюся неотъемлемой частью культурного наследия региона в целом. Таким образом, явление ассимиляции, часто встречающееся среди молодого казахского населения Астраханской области необходимо изучать и исследовать в целях предотвращения угрозы потери казахской культуры. Детальное изучение причин и истоков данного явления может ответить на вопрос, какие действия политических, общественных и прочих структур способны активизировать интерес молодого казахского населения к своей родной культуре или хотя бы приостановить процесс отчуждения от неё.
Условия глобализации приблизили ценности различных культур друг к другу, поэтому сейчас активно распространяются ценности «людей космополитов» - жителей мира, имеющих неопределённые и универсальные показатели культурной принадлежности.
Помимо этого, учёные культурологи обращают внимание на то, что за последнее десятилетие произошло явное падение уровня культуры основных групп населения. Это проявляется в том, что практически во всех социальных группах наблюдается уменьшение объема знаний в различных областях искусства, таких как литературе, живописи, музыке и т.д. Кроме того, потерю культуры населением демонстрирует переориентация значительной части молодежи, работников сферы услуг, представителей рабочего класса и даже части интеллигенции на ценности массовой культуры. Всё чаще люди некритически воспринимают продукты средств массовой информации, и всё реже они оценивают продукты культурной деятельности с точки зрения эстетики. В этой ситуации обращение к культурному наследию, включающему в себя высочайшие духовные и материальные ценности, накопленные нацией за всю историю ее существования, приобретает особое значение.[2] Это обстоятельство придаёт ещё большую значимость исследованию роли глобализации в сохранении культурного наследия астраханских казахов.
Таким образом, проблема сохранения культурных ценностей и традиций казахского народа в Астраханской области является актуальной и нуждается в изучении, так как с переходом России на стадию постиндустриального развития к уже существующему в регионе явлению русификации казахского народа добавилось влияние глобализации. Изучив данную проблему, можно будет сформулировать возможные варианты действий, которые предотвратят ассимиляцию казахского населения и спасут культурное наследие Астраханской области от оскудения из-за потери такой важной её составляющей, как культуры казахского народа.
Список литературы