Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:42, реферат
Дворцы Китайских императоров и по сей день вызывают огромный интерес у людей всего мира. Это связано с тем, что мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков «длительности», а искусство – эволюции. Художественные направления не следуют одно за другим, а «стили» и «школы» связываются не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами.
Введение……….. ……………………………………………………....3
1. История развития и особенности Китайской архитектуры……….....4
2. Архитектурные стили китайских погод………………………………8
3. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун…………………...11
4. Архитектурные стили летних дворцов……………………………....17
Заключение……………………………………………………………..20
Список используемой литературы……………………………………22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
Кафедра «музеологии и истории культуры»
Реферат
по дисциплине: культурология
на тему: Ансамбли дворцов китайских императоров:
Выполнила:
Приняла:
Владимир 2014
Содержание
Введение……….. ……………………………………………………....3
1. История развития и особенности Китайской архитектуры……….....4
2. Архитектурные стили китайских погод………………………………8
3. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун…………………...11
4. Архитектурные стили летних дворцов……………………………....17
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………22
Введение
Дворцы Китайских императоров и по сей день вызывают огромный интерес у людей всего мира. Это связано с тем, что мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков «длительности», а искусство – эволюции. Художественные направления не следуют одно за другим, а «стили» и «школы» связываются не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами. В Китае «... мы застаем необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей... Стилистическое единство китайского искусства – это результат не только глубокого проникновения китайских мастеров в природу вещей... , но прежде всего их искреннего и безупречного доверия к жизни во всем ее разнообразии». В Китае «мерой всех вещей» оказался не человек, а природа, которая бесконечна и поэтому непознаваема. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На этой своеобразной основе осуществлялась «самотипизация» китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. Китайская архитектура сливается с природой.
Данная тема актуальна тем, что в последние годы китайская архитектура приобрела популярность у теоретиков искусства и у декораторов. Так например, зарубежные авторы издают красочные альбомы, посвященные «китайским» мотивам. А историк искусства Д. Джекобсон в своей книге «Шинуазри» рассматривает «китайский стиль» как развивающееся направление, выдвигая на первый план XIX и XX века.
История развития и особенности Китайской архитектуры
Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор. Первые сооружения на территории Китая известны с V тысячелетия до н.э. Для каждой эпохи правления китайских императоров характерны свои особенности развития архитектуры.
Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности
Архитектура эпохи Тан (618—906 гг.) представлена главным образом пагодами. Пагоды этого периода характеризуются величаво-монументальными формами, своеобразием своего вертикализма, смягченного рядом горизонтальных выступов. Материалом для строительства пагод в эту эпоху служат камень и кирпич.
Архитектура периода Сун (960—1280 гг.) представлена также исключительно пагодами. Характерной особенностью сунского периода являются железные и бронзовые пагоды, представляющие своеобразную особенность китайского зодчества.
Архитектура эпохи Мин (XIV — XVII вв.) до второй половины XVI в. носит еще строгий монументальный характер и в значительной мере повторяет более ранние образцы, но с конца XVI в. вступает в новую фазу, которая длится XVII — XIX вв. и обычно характеризуется, как “связанная с буржуазной идеологией”, а начиная с XVIII в. и с влияниями европейского искусства. Особенно характерным для данного периода является широкое развитие архитектурного ансамбля; жилая усадьба, храм, дворец и т. д. представляют собой стройно организованный архитектурный комплекс, распланированный по определенной системе. Важное значение как при возведении отдельных построек, так и при планировке архитектурных ансамблей имели установленные религиозной традицией правила «геомантики». На геомантике основывается так называемый «фэн-шуй» (ветер и вода).
Основа китайского подхода в архитектуре - опора на традиции, склонность к формальности и искусственности. Архитектура древнего Китая использовала преимущественно дерево, каменными были военные, социальные и религиозные объекты.[]
Типовая китайская постройка стоит на деревянных столбах, которые вверху соединяются балками. Стены не несут функции несущей конструкции. Все постройки подчинены жесткой симметрии и ориентации на юг. При этом одни и те же правила применяются в строительных объектах любого уровня, будь то городской дом, храм, чиновничий или императорский дворец. Главной идеей является выстроенность объекта по оси север – юг. Основной планировочный элемент - огороженный стеной двор с входом с юга по центру и с главным зданием, расположенным позади, у северной стены.
На китайском языке дворец обозначается иероглифом«宫», который используется и для ряда других
Не только дворец, но и другие императорские резиденции обозначаются словом «гун». Например, парк «Ихэюань» называли Летним Дворцом, а горный курорт в Чэндэ и термальные источники Хуацинчи, что недалеко от Сианя, обозначали словом «сингун» (дворцы, используемые во время поездок). Так же существует еще один вид дворцов, так называемый «чжайгун». Здесь император подготовливался к проведению церемонии жертвоприношения. Пример такого дворца служит Храм Неба в Пекине.
Внутри большого «гуна» могут располагаться отдельные здания , которые также будут называться «гун». Цинские императоры когда-то жили в Цяньцингуне (дворец небесной чистоты), что в Запретном городе, а покои императрицы располагались в «Куньнингуне» (дворец Женского спокойствия). Наложницы императора различных рангов занимали 6 дворцов с другой стороны от центральной оси Запретного города. Когда император или его супруга умерали, их хоронили в «дигуне» (Подземном дворце).
Иероглиф «гун» также используют для обозначения крупных религиозных сооружений. Дворец Потала в Лхасе по-китайски также называется «гун». А ламаисткий храм в Пекин носит имя «Юнхэгун». Кроме того, даосские храмы обычно называют «Саньцингун» (дворец тройной чистоты).
Архитектурные стили Китайских пагод
Различие двух стилей китайской архитектуры особенно четко проявляется в храмах и пагодах. Часто эти два стиля называют северным и южным, хотя их распространение не всегда следует географическим границам. Например, в Юннани преобладает северный стиль, а в Манчжурии встречается южный. Эти исключения обусловлены историческими причинами. В Юннани при Мин и в начале Цин северное влияние было очень велико, а на южную Манчжурию, в свою очередь, оказал влияние юг (через морские пути).
Основное различие двух стилей - в степени изогнутости крыши и орнаментации конька и карниза. В южном стиле крыши очень изогнуты, так что выступающий карниз вздымается вверх подобно горну. Коньки крыш часто усыпаны маленькими фигурками, изображающими даосских божеств и мифических животных, причем в таком изобилии, что линии самой крыши теряются. Карнизы и опоры украшены резьбой и орнаментацией, так что гладкой и "пустой" поверхности почти не остается. Самые яркие образцы такой страсти к украшательству, повлиявшие на европейский стиль XVIII века, можно видеть в Кантоне и южных приморских районах. Особого восхищения, однако, они не вызывают, ибо если тонкость резьбы и украшения сами по себе порой восхитительны, в целом линии постройки утеряны, и создается общее впечатление искусственности и перегруженности. От такого стиля постепенно отошли и сами китайцы. Даже в Кантоне многие здания, например, мемориальный зал Гоминьдана, построены уже в северном стиле.
Северный стиль часто называют дворцовым, ибо его самыми лучшими образцами являются великолепные здания Запретного города и императорские гробницы минской и цинской династий. Завиток крыши более мягкий и сдержанный и напоминает крышу шатра. Тем не менее, предположения, что этот стиль берет начало от знаменитых шатров монгольских императоров, не имеет под собой оснований. Орнаментация сдержанная и менее пышная. Маленькие и более стилизованные по сравнению с южным стилем фигурки можно видеть лишь на коньках крыш. Удачный компромисс между перегруженностью южного стиля и стилизацией дворцов Пекина особенно хорошо просматривается в Шаньси. Здесь коньки крыш украшены маленькими, но грациозными и живыми фигурками всадников.
Запретный город (Императорский дворец Гугун)
Запретный город (Императорский дворец Гугун в Пекине) — самый обширный дворцовый комплекс в мире. Задуманный еще в 1406 году, он на протяжении веков был закрытым для простых смертных (отсюда происходит и название дворца). С этого места Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Но даже сегодня, спустя 75 лет после того, как дворец покинул последний китайский император, он все еще остается запретным, половина города по-прежнему закрыта для любопытствующих туристов и окружена ореолом таинственности. Этот Дворец был первым из китайских объектов ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества (в 1987 г.).
Императорский дворец Гугун был построен в 1406—1420. Его общая площадь — 720 тыс. кв. м; дворцовый комплекс насчитывает 9999 комнат. Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется «Золотая вода». В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тысяч других специалистов — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. Ведут в него Врата Небесного Спокойствия.
Запретный город строился по указанию императора Юнлэ из династии Мин, который готовился перенести столицу в Пекин. В то же самое время император строил другой запретный город — на вершине горы Уданшань, который так и не посетил после завершения строительства. В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цин, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты. К XVIII веку запретный город приблизился к зениту своего великолепия.
Территория Запретного города
в плане представляет собой
квадрат. Город лежит на так
называемой пекинской оси (с севера
на юг) и окружен широкими рвами
и стенами высотой в 10,4 метра.
За ними симметрично
Если смотреть на Запретный город с высоты Угольной горки — любимого парка императора, то увидишь желтые крыши и красные стены. Желтый и красный — главные цвета Императорского дворца. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почтение. Дворцы, выкрашенные в красный, возводились здесь уже 2000 лет назад. Второй, самый важный китайский цвет — желтый, цвет черепицы Запретного города. Китайцы верили, что Вселенная состоит из пяти элементов: дерева, огня, земли, металла и воды. Самым важным из всех считалась земля, которая обозначала центр. Желтый — самый чистый из всех известных цветов, это цвет земли — центра мироздания. Он символизирует высокое положение и ритуал. Если какой-либо чиновник или члены его семьи одевались в желтое или использовали этот цвет иным образом — например, в оформлении интерьера или покрывали свои дома желтой черепицей, то их ждала суровая кара, вплоть до смертной казни вместе со всеми чадами и домочадцами.