Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:33, контрольная работа
Типологизация культуры – это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур.
Под культурными структурами понимают внутреннее строение, взаимосвязь и взаиморасположение составных частей исторически сложившейся культуры как самостоятельной многофункциональной системы. В своем существе каждая конкретная исторически сложившаяся культурная структура представляет собой совокупность функционирующих в конкретном историческом типе цивилизации ценностей, потребностей, черт, свойств, характеристик, которые, реализуясь в деятельности людей, образуют само содержание культуры как единой системы. Таким образом, в культурной структуре находит выражение состояние культуры в определенный момент времени как многоуровневой и многосторонней системы, соединяющей в себе познавательно-преобразовательную, семитико-трансляционную, нормативно-регулятивную и ценностную функции.
------------------3
2.Культура античности-------------5
3.Античность как тип культуры-7
4.Характерные черты античной культуры--------------------------------10
5.Заключение-------------------------17
6.Список литературы---------------18
На тему: Античность как тип культуры.
Античность как тип культуры.
Типологизация культуры – это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур.
Под культурными структурами
понимают внутреннее строение, взаимосвязь
и взаиморасположение составных
частей исторически сложившейся
культуры как самостоятельной
В широком значении под типологией культуры понимается любая классификация фактов, явлений и сторон культуры по наличию или отсутствию какой-либо группы признаков или основных черт (например: религиозная – светская типы культур, древневосточная – античная типы культур). Создание типологии культур может осуществляться по самым разнообразным признакам:
– регионально-географический;
– социально-экономический;
– культурно-хозяйственный;
– историко-этнографический;
– этнолингвистический.
Таким образом, типологизация культур способна отразить все многообразие видов деятельности человека и сложность социокультурного процесса.
В большинстве случаев в основу для выявления типа культуры кладется то или иное философское учение или система взглядов на мир (например, теория Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах).
Одной из общепринятых научных
концепций стала такая
Античная
культура — это культура средиземноморского
региона, культура Древней Греции и Рима
с Х—1Х вв. до н.э. по IV—V вв. н.э. Колыбелью
античной культуры была Древняя Греция.
Основанием греческой культуры являлась
крито-микенская культура II тыс. до н.э.,
тесно связанная с культурным кругом Ближнего
Востока, особенно Малой Азии и Египта.
В Греции сложилась и отсюда распространилась
по Средиземноморью античная культура
— в результате расселения самих греков
по заморским колониям и за счет эллинизации
местного населения.
Следует отметить три важнейших этапа
этого распространения:
1) эпоха Великой колонизации (VIII—VI
вв. до н.э.) — разносимая греческими поселенцами
культура распространяется по всем берегам
Средиземного и Черного морей от Марселя
до Кипра и от Танаиса до Киренаики;
3) эпоха римских завоеваний (II—I вв.
до н.э.) — античная культура распространяется
на Запад , до берегов Атлантического океана.
Общая периодизация античной культуры,
выработанная, также, на основе оценки
каждого этапа с точки зрения его продуктивности
и значимости:
1) греческая культура архаического периода
(VIII—VI вв. до н.э.);
2) греческая культура классического периода
(V в. до н.э.) — расцвет драмы и изобразительного
искусства;
Главная сложность определения античности
как особого типа культуры в том, что мы
не можем это сделать исходя из предшествующего
античности культурного периода — его
просто не было. Культура европейской
античности является отправной точкой
культурного восхождения человечества.
Поэтому мы вынуждены определять античность
через понятия более позднего времени
и стараться представить себе данную эпоху,
имея в виду культурные достижения Средневековья,
Нового времени и современности, т.е. определять
начало, имея в виду результат.
Чтобы избежать очевидных
искажений, очень возможных при таком
подходе, необходимо установить ряд особенностей,
присущих только античности (а иногда
лишь отдельным ее периодам), и расшифровать
их. Вместе с тем, правильно найти и распределить
особенности античной культуры можно,
только зная основной элемент античности
— мировоззрение античного человека.
От того, как человек античности соотносил
себя с окружающим миром, зависит в конечном
счете главная специфика античной культуры
— ее абсолютная органичность, т.е. восприятие
античным человеком мира и себя в мире
как единого и неразделимого целого.
Окружающий мир получил
название «космос», что в переводе с греческого
означает «порядок», «украшение» — эстетически
прекрасное, упорядоченное бытие, рожденное
из Хаоса ("зияние", «бездна»), в котором
человек мыслился лишь как один из обязательных,
но далеко не важнейших элементов. Таким
образом, первым и основным принципом
античного мировоззрения является существование
физического, видимого космоса, кроме
которого ничего не признается. Космос
зависит только от самого себя, сам себя
создает и управляет самим собой и является,
таким образом окончательным и абсолютным
божеством.
Отсюда логически вытекает
второе важнейшее положение античности
— принцип всеобщей космической целесообразности,
в основе которого представление о гармонии
и порядке, идеальном общественном и мировом
устройстве. Поскольку космическая гармония
и целесообразность были данностью для
античного человека, ему следовало стремиться
к подобной гармонии во всех сферах своей
деятельности, включая общественную. Наличие
идеального образца в каждой области античной
культуры создавало устойчивые схемы,
каноны, ориентация на которые была обязательной,
а умение следовать им — главным критерием
оценки того или иного произведения.
Естественно, что в таком
мире отсутствовало понятие об истории
как поступательном развитии человеческого
общества. Поэтому третий принцип античного
мировоззрения заключается во всеобщей
цикличности мирового развития, которая
представляла собой периодическое повторение
гибели и рождения миров.
Боги греческого, а затем
и римского, пантеона были для античного
человека не только предметом преклонения
и олицетворением природных сил, но и таким
же порождением Хаоса и органичной частью
космоса, как и сам человек. Божественное,
в силу первого принципа, не могло существовать
вне или над космическим, а только внутри
него, выполняя роль организующего и управляющего
начала.
Из этой существенной особенности
греческой религии и из необходимости
найти субстанцию, определяющую космические
циклы, возникло понятие о судьбе (роке)
как о единственной силе, реально управляющей
миром людей и богов. С появлением и развитием
философии привлечение и трактовка этого
понятия стала непременным атрибутом
философских концепций античности.
Наконец, в области общественных
отношений и этики античное мировоззрение
означало отсутствие внутренних побудительных
нравственных стимулов, порожденных индивидуальными
переживаниями человека, т.е. отсутствие
совести в ее современном понимании. Поведение
человека оценивалось с точки зрения объективных
нравственных норм. Соответственно, и
сам человек судил себя не по внутренним
стимулам, а по объективному результату
.
4.Характерные
черты античной культуры.
Прежде всего,
античная культура космологична. Космос
выступает ее абсолютом. Космос по-гречески
— вселенная, но и украшение, порядок,
мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью
и красотой. И если вся окружающая природа
прекрасна, то верность ей становится
незыблемым принципом греческого искусства.
Уже в самом общем подходе к миру, природе,
космосу античный грек утверждал эстетические
категории, тесно связанные между собой,
пронизывающие всю античную культуру
и получившие особое развитие в искусстве
— красота, мера, гармония. Красота, прекрасное,
согласно чтимому греками Аристотелю,
объективно существует в настоящем мире,
в ее основе лежат характеристики
онтологического порядка: соразмерность,
определенность, ограниченность и единство
в многообразии.
Мера понимается как исходный принцип
существования чего-то определенного.
Она едина и неделима, она — характеристика
совершенства. «Прекрасное есть надлежащая
мера во всем», — предлагает философ Демокрит.
«Меру во всем соблюдай» — рекомендует
Гесиод. Мера вводится в античной Греции
в философию.
Природа Греции сама осуществляет
меру— в ней нет ничего громадного. Все
обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков
и мореплавателей своей безбрежностью,
почти всюду видны берега, и остров, видимый
за 150 км, кажется греку «щитом, положенным
на море». Горы не отличаются значительной
вышиной, в прозрачном воздухе все видимые
предметы воспринимаются в отчетливых
формах. Грек не угнетен безбрежным пространством
как египтянин в пустыне или скиф в степи,
он воспринимает мир в четких естественных
границах. Незначительность размеров
греческих государств превращало абстрактное
понятие об отечестве в представлении
о родном и любимом городе-полисе.
Человек, привыкший к таким ясным
конкретным представлениям и образам,
как нельзя более был способен к пониманию
гармонии между видимыми частями созерцаемого.
Вот почему как основная черта бытия понималась
греками и гармония — единство в многообразии,
«внутренняя природа вещей». Наивысшее
выражение гармония, как и мера, получает
в искусстве, но образцом для произведений
искусства является гармония в космосе,
природе, гармония человека, общества.
Античная культура - это тип европейской
рациональной культуры. Грек созерцал
космос, воспринимая его таким, как он
есть, не задумываясь и не давая глубокого
осмысления античному мирозданию. Но восприняв
его, грек должен был доказать, просчитать
и вычислить все, что вначале он утвердил
умозрительно и принял на веру. И если
гармония, как настаивал Аристотель, есть
отношение величин, которым свойственно
«движение и положение», если она выражается
в «пропорции и связи вещей», то должны
быть математические нормы этой связи.
Отсюда — наличие канона, совокупности
правил, определяющих идеальные пропорции
гармонической человеческой фигуры.
Тело человека подверглось тщательному
геометрическому изучению, в результате
которого были установлены правила пропорционального
соотношения его частей. Историки полагают,
что теоретиком пропорций является скульптор
Поликлет (2-я половина V в. до н. э.), автор
труда «Канон». Практически теория пропорций
Поликлета выражена , прежде всего,
в его собственных статуях атлетов «Дорифора»
(«Копьеносец») и « Диаду мена»(« Юноша
с победной повязкой»).
Математические расчеты базировались
на наблюдении над реальным человеческим
телом. Но тело, совершенное и прекрасное
само по себе, было лишь частью гармоничной
личности античного мира. Идеал, к которому
должен стремиться каждый гражданин греческого
полиса — калокагатия. Прекрасная (kalos)
и ,хороший, добрый (agathos) человек соединяет
в себе красоту безупречного тела и внутреннее
нравственное совершенство, причем приоритет
явно принадлежит второму. Достигнуть
идеала можно было упражнениями, образованием
и воспитанием. Воспитание предполагало
единство развития физического и умственного
в равной степени.
Таким образом, уже космологизм
греческой культуры предполагал антропоцентризм.
Космос постоянно соотносится с человеком,
природные объекты — с человеческим телом.
Такой подход определяется и общим отношением
античного грека к земной жизни. Любовь
к повседневным радостям утверждалась
в качестве своеобразного идеала, преимущество
жизни над смертью огромно, понимание
его составляет смысл античного мировоззрения.
Античный грек был способен на
героические самопожертвования, но умирая,
жалел о том, что приходится оставлять
этот прекрасный мир. Антигона, одна из
самых популярных в античной Греции мифических
героинь, главное действующее лицо трагедии
Софокла, шествуя на смерть, жалеет о тех
днях счастья, которые подарила бы ей жизнь.
Ахилл, герой Троянской войны, уже провозглашенный
царем над умершими, готов к жизни, как
«поденщик, работая в поле, службой у бедного
пахаря хлеб добывать свой насущный, нежели
здесь над бездушными мертвыми ,
царствовать мертвым».
Антропоцентричность античной
греческой культуры предполагает культ
тела человека. Вспомним, что идеализируя
богов, греки представляли их в образе
человеческом и наделяли высшей телесной
красотой, потому что не находили более
совершенной формы.
Культ тела определялся и более
прагматическими причинами. Каждому греку
нужно было заботиться о ловкости и силе
для военных целей, ему приходилось защищать
отечество от врагов. Красота телосложения
почиталась высоко и достигалась физическими
упражнениями и гимнастикой. Историки
свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим
стимулом решения социально-политических
задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы
ободрить своих воинов, велел раздеть
пленных персов. Увидев их изнеженные
тела, свидетельствуют историки, греки
расхохотались и пошли вперед, полные
уверенности в победе над презренным противником.
Культ тела был настолько велик, что нагота
не вызывала чувства стыдливости. Стоило
знаменитой афинской красавице Фрине,
обвиненной в совершении преступления,
сбросить перед судьями свои одежды, как
они, ослепленные красотой, оправдали
ее.
Человеческое тело стало мерилом
всех форм греческой культуры. Греческая
философия не может быть понята без эстетики
— теории красоты и гармонии. Греческая
математика, физика, астрономия, искусство
— архитектура, скульптура, поэзия, драма.
Представленная на сцене трагедия походила
на ряд оживленных рельефов, маска актера
служила символом изображаемого им характера.
И сам актер представлял собой живую статую.
Человек и его качества служили
критерием определения даже таких, казалось
бы, далеких от телесной пластики видов
деятельности, как риторика. Один из авторов
сравнивал речи известнейшего в Афинах
ритор Исократа с ухоженными и прекрасными
телами юных атлетов на состязаниях, а
речи его ученика Демосфена — с воинами,
в полном вооружении, грозно сверкающими
оружием и доспехами. Но наиболее полно
телесность и пластичность были выражены
в таких видах искусства как архитектура
и скульптура. Математические расчеты
сооружаемых храмов соотносились с человеческим
телом. При всяких сооружениях основные
меры древние заимствуют от человеческого
тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т.
д. Мужественная дорическая колонна уподобляется
фигуре мужчины — физически сильного,
твердо стоящего на земле, не требующего
никаких украшений и прекрасного уже физическим
совершенством, стройная ионическая колонна
сравнивается с фигурой женщины, утонченной
и нарядной. Колонна украшена орнаментом
в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами,
аккуратными и симметричными как прическа
гречанки. И углубления на ионической
колонне тоньше и богаче, чем на дорической.
Коринфская колонна создана, как полагает
Витрувий, «в подражание девичьей грации.
Следует, однако, подчеркнуть, что
антропоцентризм имеет более глубокий
смысл, нежели соответствие с человеческим
телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось,
пропорции храма и его размеры соотносимы
с человеком. Но не с реальным человеком
— для этого составляющие храма слишком
велики, здание «предполагало» героя,
титанического человека, оно возвышает
человека и приобщает его к миру высоких
и могучих явлений. Такая архитектура
становится важной силой в духовной культуре
греческого общества, воспитывает в человеке
гражданина.
Принципом патриотизма проникнута
и такая черта античной культуры как состязательность:
она характеризует все сферы жизни. Главную
роль играли состязания художественные
— поэтические и музыкальные, спортивные,
конные. Греческий агон (борьба, состязание)
олицетворял характерную черту свободного
грека: он мог проявить себя, прежде всего,
как гражданин полиса, его личные заслуги
и качества ценились только тогда, когда
выражали идеи и ценности полиса, городского
коллектива. В этом смысле греческая культура
была безлична. Легенда гласит, что замечательный
афинский скульптор Фидий, посмевший на
щите Афины Промахос, огромной статуи
Акрополя, изобразить себя в образе бородатого
воина, был едва не изгнан из Афин.
В греческом агоне берет свое
начало диалектика – умение вести беседу,
опровергая рассуждения и аргументы соперника,
выдвигая, доказывая собственные доводы.
В таком случае «внимать Логосу» означало
«быть убедимым». Отсюда преклонение перед
словом и особое почитание богини убеждения
Пейто. В греческом агоне обосновывалось
право существования различных философских
направлений, явившихся источником культурного
прогресса. Философия — любовь к мудрости
—— «техне», но они приобретали и значимость
теории, знания ради знания, знания ради
истины. Формировала метод, который мог
использоваться в различных сферах жизни.
Знания имели практический смысл, они
создавали почву для искусства-мастерства.
Состязательный характер
античной культуры заставляет обратить
внимание еще на одну черту ее — празднична,
внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники
были связаны с регулярными шествиями
и соревнованиями в честь богов — покровителей
полиса. Раз в четыре года отмечался праздник
в честь богини города Афин — Большие
Панафинеи. Обязательно включались в празднование
факельные шествия, музыкальные и танцевальные
представления, большая процессия с жертвенными
животными и новыми одеждами для статуи
Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения,
затем — музыкальные и атлетические состязания
увенчивали праздник. Победитель награждался
дарами Афины (по преданию именно она подарила
грекам оливковое дерево) — венком из
священной оливы и замечательной амфорой
с оливковым маслом.
Широкую известность
получают и Дионисии — аттический праздник
в честь бога Диониса. Великие Дионисии
праздновались пять дней и включали яркие
шествия, сопровождавшиеся культовыми
песнями, танцами и драматическими представлениями.
Культура античной Греции,
отмеченная указанными выше характерными
чертами, представляет собой процесс становления
и развития различных форм материальной
и духовной деятельности. В конкретные
исторические периоды общественные приоритеты
отдаются разным видам этой деятельности.
Но во все века наиболее полно выражала
основные тенденции античности культура
художественная — искусство.