Античность как тип культуры.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Типологизация культуры – это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур.
Под культурными структурами понимают внутреннее строение, взаимосвязь и взаиморасположение составных частей исторически сложившейся культуры как самостоятельной многофункциональной системы. В своем существе каждая конкретная исторически сложившаяся культурная структура представляет собой совокупность функционирующих в конкретном историческом типе цивилизации ценностей, потребностей, черт, свойств, характеристик, которые, реализуясь в деятельности людей, образуют само содержание культуры как единой системы. Таким образом, в культурной структуре находит выражение состояние культуры в определенный момент времени как многоуровневой и многосторонней системы, соединяющей в себе познавательно-преобразовательную, семитико-трансляционную, нормативно-регулятивную и ценностную функции.

Содержание работы

------------------3
2.Культура античности-------------5
3.Античность как тип культуры-7
4.Характерные черты античной культуры--------------------------------10
5.Заключение-------------------------17
6.Список литературы---------------18

Файлы: 1 файл

Древневосточный тип культуры культурология.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

ТВЕРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ

 

Контрольная работа№1                           по Культурологии

На  тему: Античность как тип культуры.

 

 

   

Содержание:

1.Понятие<<исторический тип культуры>>-----------------------------3

2.Культура античности-------------5

3.Античность как тип культуры-7

4.Характерные  черты античной культуры--------------------------------10

5.Заключение-------------------------17

6.Список  литературы---------------18

 

Античность как тип культуры.


1. Понятие «исторический тип культуры»

Типологизация культуры – это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур.

Под культурными структурами  понимают внутреннее строение, взаимосвязь  и взаиморасположение составных  частей исторически сложившейся  культуры как самостоятельной многофункциональной  системы. В своем существе каждая конкретная исторически сложившаяся  культурная структура представляет собой совокупность функционирующих  в конкретном историческом типе цивилизации  ценностей, потребностей, черт, свойств, характеристик, которые, реализуясь в  деятельности людей, образуют само содержание культуры как единой системы. Таким  образом, в культурной структуре  находит выражение состояние  культуры в определенный момент времени  как многоуровневой и многосторонней системы, соединяющей в себе познавательно-преобразовательную, семитико-трансляционную, нормативно-регулятивную и ценностную функции.

В широком значении под  типологией культуры понимается любая  классификация фактов, явлений и  сторон культуры по наличию или отсутствию какой-либо группы признаков или  основных черт (например: религиозная  – светская типы культур, древневосточная – античная типы культур). Создание типологии культур может осуществляться по самым разнообразным признакам:

– регионально-географический;

– социально-экономический;

– культурно-хозяйственный;

– историко-этнографический;

– этнолингвистический.

Таким образом, типологизация культур способна отразить все многообразие видов деятельности человека и сложность социокультурного процесса.

В большинстве случаев  в основу для выявления типа культуры кладется то или иное философское  учение или система взглядов на мир (например, теория Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах).


Одной из общепринятых научных  концепций стала такая типологизация культур, которая была разработана на основе сравнительно – исторического метода исследования. При сравнительном изучении различных, генетически не связанных между собой культур, где вероятность их взаимодействия и взаимопроникновения мала, было выявлено, что эти культуры имеют черты сходства, которые были названы «историко-типологическими аналогиями или схождениями». Выявленные таким образом аналогии позволили усилить теорию диалога культур, происходящего по вектору культурная среда – человек. Таким образом культура еще раз предстала как открытая для человека целостность доступная пониманию в процессе познавательной и творческой деятельности человека. Более того, было еще раз убедительно показано, что культура не может существовать без человека, а человек без культуры. Осуществляя свой диалог с культурой в ее конкретном историческом типе, человек приобщается к наследию прошлого и осознает многообразие культурного развития своего времени. Именно через этот диалог человек обретает свое самосознание и понимает свое значение и место в историческом процессе.            
                                                                 

                                                                                                                                                                                           2. Культура античности

 
Античная  культура — это культура средиземноморского региона, культура Древней Греции и Рима с Х—1Х вв. до н.э. по IV—V вв. н.э. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция. Основанием греческой культуры являлась крито-микенская культура II тыс. до н.э., тесно связанная с культурным кругом Ближнего Востока, особенно Малой Азии и Египта. В Греции сложилась и отсюда распространилась по Средиземноморью античная культура — в результате расселения самих греков по заморским колониям и за счет эллинизации местного населения. 
       
Следует отметить три важнейших этапа этого распространения: 
1) эпоха Великой колонизации (VIII—VI вв. до н.э.) — разносимая греческими поселенцами культура распространяется по всем берегам Средиземного и Черного морей от Марселя до Кипра и от Танаиса до Киренаики;                                                                                                              2) эпоха эллинизма (IV—III вв. до н.э.) - по путям, открытым македонским завоеванием Персии, античная культура идет на Восток, достигая Индии и Средней Азии; 
3) эпоха римских завоеваний (II—I вв. до н.э.) — античная культура распространяется на Запад , до берегов Атлантического океана. 
 
Общая периодизация античной культуры, выработанная, также, на основе оценки каждого этапа с точки зрения его продуктивности и значимости:        1) греческая культура архаического периода (VIII—VI вв. до н.э.);                       2) греческая культура классического периода (V в. до н.э.) — расцвет драмы и изобразительного искусства;                                                                                          3) греческая культура классического периода (IV в. до н.э.) — расцвет философии и литературы;                                                                                                   4) культура эллинизма (111—1 вв. до н.э.);                                                                       5) античная культура эпохи расцвета Римской империи (1—11 вв. н.э.);                   6) античная культура на исходе Римской империи (III—V вв. н.э.). 
    
             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    3. Античность как тип культуры 
 
      Главная сложность определения античности как особого типа культуры в том, что мы не можем это сделать исходя из предшествующего античности культурного периода — его просто не было. Культура европейской античности является отправной точкой культурного восхождения человечества. Поэтому мы вынуждены определять античность через понятия более позднего времени и стараться представить себе данную эпоху, имея в виду культурные достижения Средневековья, Нового времени и современности, т.е. определять начало, имея в виду результат. 
      Чтобы избежать очевидных искажений, очень возможных при таком подходе, необходимо установить ряд особенностей, присущих только античности (а иногда лишь отдельным ее периодам), и расшифровать их. Вместе с тем, правильно найти и распределить особенности античной культуры можно, только зная основной элемент античности — мировоззрение античного человека. От того, как человек античности соотносил себя с окружающим миром, зависит в конечном счете главная специфика античной культуры — ее абсолютная органичность, т.е. восприятие античным человеком мира и себя в мире как единого и неразделимого целого. 
      Окружающий мир получил название «космос», что в переводе с греческого означает «порядок», «украшение» — эстетически прекрасное, упорядоченное бытие, рожденное из Хаоса ("зияние", «бездна»), в котором человек мыслился лишь как один из обязательных, но далеко не важнейших элементов. Таким образом, первым и основным принципом античного мировоззрения является существование физического, видимого космоса, кроме которого ничего не признается. Космос зависит только от самого себя, сам себя создает и управляет самим собой и является, таким образом окончательным и абсолютным божеством. 
     Отсюда логически вытекает второе важнейшее положение античности — принцип всеобщей космической целесообразности, в основе которого представление о гармонии и порядке, идеальном общественном и мировом устройстве. Поскольку космическая гармония и целесообразность были данностью для античного человека, ему следовало стремиться к подобной гармонии во всех сферах своей деятельности, включая общественную. Наличие идеального образца в каждой области античной культуры создавало устойчивые схемы, каноны, ориентация на которые была обязательной, а умение следовать им — главным критерием оценки того или иного произведения. 
     Естественно, что в таком мире отсутствовало понятие об истории как поступательном развитии человеческого общества. Поэтому третий принцип античного мировоззрения заключается во всеобщей цикличности мирового развития, которая представляла собой периодическое повторение гибели и рождения миров. 
     Боги греческого, а затем и римского, пантеона были для античного человека не только предметом преклонения и олицетворением природных сил, но и таким же порождением Хаоса и органичной частью космоса, как и сам человек. Божественное, в силу первого принципа, не могло существовать вне или над космическим, а только внутри него, выполняя роль организующего и управляющего начала. 
    Из этой существенной особенности греческой религии и из необходимости найти субстанцию, определяющую космические циклы, возникло понятие о судьбе (роке) как о единственной силе, реально управляющей миром людей и богов. С появлением и развитием философии привлечение и трактовка этого понятия стала непременным атрибутом философских концепций античности. 
    Наконец, в области общественных отношений и этики античное мировоззрение означало отсутствие внутренних побудительных нравственных стимулов, порожденных индивидуальными переживаниями человека, т.е. отсутствие совести в ее современном понимании. Поведение человека оценивалось с точки зрения объективных нравственных норм. Соответственно, и сам человек судил себя не по внутренним стимулам, а по объективному результату  .  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

4.Характерные черты античной культуры. 
Прежде всего, античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.  Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики

онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.  
  Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — предлагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. Мера вводится в античной Греции в философию.  
   Природа Греции сама осуществляет меру— в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представлении о родном и любимом городе-полисе.  
   Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.  
   Античная культура - это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить  все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если  гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда — наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой  фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до н. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета  выражена , прежде всего, в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и « Диаду мена»(« Юноша с победной повязкой»).  
    Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса — калокагатия. Прекрасная (kalos) и ,хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени.  
   Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения.  
   Античный грек был способен на героические самопожертвования, но умирая, жалел о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир. Антигона, одна из самых популярных в античной Греции мифических героинь, главное действующее лицо трагедии Софокла, шествуя на смерть, жалеет о тех днях счастья, которые подарила бы ей жизнь. Ахилл, герой Троянской войны, уже провозглашенный царем над умершими, готов к жизни, как «поденщик, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, нежели здесь над бездушными мертвыми ,

царствовать мертвым».  
   Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.  
   Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.  
   Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия, искусство — архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.  
   Человек и его качества служили критерием определения даже таких, казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритор Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена — с воинами, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины — физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, «в подражание девичьей грации.  
   Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком — для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.  
    Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные — поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего, как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины Промахос, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.  
    В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая, доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто. В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса. Философия — любовь к мудрости —— «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины. Формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства-мастерства. 
     Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание еще на одну черту ее — празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов — покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин — Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем — музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево) — венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом.  
       Широкую известность получают и Дионисии — аттический праздник в честь бога Диониса. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.  
      Культура античной Греции, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная — искусство.              
                

Информация о работе Античность как тип культуры.