Богатый
героический эпос – поэмы «Илиада»2 и «Одиссея»3, дидактический эпос – поэм Гесиода4 (седьмой век до н. э.); и произведения
лирических поэтов седьмого века до нашей
эры. Как уже упоминалось раннее, рождение
лирического театра и драмы связано с
обрядовыми лирическими играми, которые
входили в состав праздников, посвященным
умирающим и воскресающим богам плодородия.
Обряд в Греции был связан не только с
культами Диониса, но и с Деметрой, а также
ее дочерью Корой. Таким образом, культы
иногда превращались в драмы. Например,
в городе Элевсин во время мистерий (таинств,
на которых присутствовали лишь посвященные)
устраивались игры во время которых изображалось
бракосочетания Зевса и Деметры, похищение
Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках
дочери и возвращение коры на Землю.
Интерес
зрителя в древности сосредотачивался
сначала не на фабуле, а на
трактовке мифа автором, на
той общественной нравственной
проблематике, которая разворачивалась
вокруг всем известных эпизодов
мифа. Уже во второй половине 6-ого
века до н.э. трагедия достигла значительного
развития.
2. Римский
театр
Латиняне
были одним из многочисленных
племен, населявших Италию. Они жили
по нижнему течению Тибра, в
области, которая называлась Лациум.
Столицей их был город Рим, основанный
по преданию, в 753 году до н.э. Подчинив
себе в четвертом веке до нашей эры среднюю
Италию, римляне все дальше и дальше продвигались
на юг. По своему культурному развитию
римляне были гораздо ниже этруссков и
греков. Через этруссков они познакомились
с греческой мифологией и драматургией.
Развитие римского театра началось в середине
3 века до н.э. Это было время, когда классический
период у греков был уже позади и достиг
расцвета культуры эллинистского периода.
Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто
находил там ответы на многие идеологические
вопросы. Истоки римского театра и драма
восходит, как в Греции, к обрядовым играм,
с богатым карнавальным элементом. Таков,
например, праздник Сатурналий1 – в честь италийского божества Сатурна.
Особенностью этого праздника была «переворачивание»
привычных общественных отношений. Господа
на время праздника становились «рабами»,
а рабы «господами». В Риме на праздниках
сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые
песни, в которых по мере того, как обострялась
борьба между патрициями и плебеями, всё
более резко звучали актуальные темы,
социальные мотивы. Где песни, где праздник
– там и танцы, поэтому античный театр
в истоках своих нёс и высокую пластическую
культуру движения, жеста.
Как и
в Греции, обычно выступали два
полухория, которые обменивались шутками,
подчас язвительного содержания. В них,
по свидетельству Горация, находила отражение
и социальная борьба между патрициями
и плебеями. Гораций говорит, что фесцининннские
насмешки не щадили знати, которая и постаралась
их обуздать: было установлено строгое
наказание всякому, кто будет порицать
другого в злобных стихах2. Существовала и другая форма примитивных
зрелищ – сатура. Основой для сатур послужили
мимические жанры этрусских плясунов.
Об этом интересно рассказывает римский
историк Тит Ливий3 (1 в до н.э.). В 364 г до н.э. Рим постигло
моровое поветрие: чтобы умилостивить
богов, римляне устраивали сценические
игры, прибегнув таким образом к делу новому
для воинственного народа, так как до этого
зрелища ограничивались только конскими
бегами. Появились актеры-плясуны, которые
исполняли свои танцы под аккомпанемент
флейты. Этрусским актерам стала подражать
римская молодежь, которая прибавила к
пляске шуточный диалог, написанный нескладными
стихами, и жестикуляцию. Так постепенно
возникли сатуры (в дословном переводе
– смесь). О влиянии этрусцев свидетельствует
и перенесенное ими в Рим слово сиетрион,
которым в Риме стали называть народных
развлекателей.
Еще одним
видом ранних драматических представлений,
также комического характера,
были ателланы. Римляне заимствовали
их от племен осков в Кампании – вероятно,
около 300 года до н.э., когда Рим вел многочисленные
войны в Южной Италии. В кампании был город
Ателла. Участие в таких представлениях
не несло в себе в те времена никакого
бесчестья для граждан, тогда как позже,
когда у римлян появилась литературная
драма, актерская профессия стала считаться
постыдной. Наиболее распространенными
героями ателлан были: Макк—дурак и обжора,
Буккок – болтливый, но смышленый парень,
Панн – богатый, скупой и глупый, Доссен
– хитрый горбун, невежда. В 1 веке до н.э.
ателланы получили литературную обработку.
Мим в
Риме тоже был очень распространен,
как и в Греции. Римский мим
представлял собой сценки из
народного быта. Литературная драма
появилась в римском театре
в эпоху Республики (от середины
3-его века до конца 1-ого
века до н.э.). Самыми популярными авторами
были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне
взяли литературную драму у греков в готовом
виде и перевели ее на латинский язык.
Объясняется это исторической обстановкой
того времени. Завоевание южноиталийских
городов, обладавших всеми сокровищами
греческой культуры, не могли не пройти
бесследно для римлян. Греки впервые оказались
в Риме в качестве пленных, заложников
дипломатических представителей педагогов.
В обстановке
общественного подъема, вызванного
победоносным окончанием Пунической
первой войны на праздничных
играх 240 года до н.э. решили устроить
драматическое представление. Постановку
поручили греку Ливию Андронику, попавшему
в рабство к римлянам. Эта постановка удалась,
она была толчком к развитию римского
театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий
и три комедии. Цицерон говорил, что второй
раз их читать просто невозможно. Однако
Андроник явился родоначальником римской
драматургии, первым создателем театрального
репертуара. С 235 года до н.э. Гней Невий
рассматривал сцену как арену бичевания
пороков и раболепства. Метеллы (аристократы)
отправили его в тюрьму, однако, за Невия
заступилась народная трибуна. Его освободили,
но умер он все же в изгнании. Он выступал
и с трагедиями на сюжеты из римской истории
(такие трагедии у римлян назывались претекстами).
Славы он достиг в области комедии. Невий
был создателем паллиаты – переработка
новоаттической, т.е. бытовой комедии.
(3-2-ой века до н.э. произошла от развития
греческого танца – паллии). Невий был
основоположником контоминации (соединение
нескольких сюжетных линий) и тогаты. Одновременно
и после него писали Энний (239-169 до н.э.),
Пакувий (220-19 до н.э.) и др. Больше всего
римляне любили подражать Еврипиду, чем
Эсхилу и Софоклу. Роль хора у римлян значительно
уменьилась. Интенсивная эллинизация
римского общества отразилась в творчестве
Плавта (254-184 до н.э.). Плавт умел искусно
соединить новую аттическую комедию с
элементами народной римской ателланы,
с ее буффонадой, живостью действия, с
ее порой непристойными, но остроумными
шутками. Дошли 20 его комедий и одна в отрывках,
среди них: «Хвастливый воин», «Амфитрион»,
«Клад»1. У римского автора Теренция нет такой
динамики в развитии интриги, как у Плавта.
Зато он стремится дать более глубокую
психологическую характеристику. Например,
в произведении «Братья». Европейский
театр неоднократно обращался к его творчеству.
На римской сцене пьесы Теренция ставились
несколько десятилетий после его смерти2. До первого века нашей эры сенат противился
сооружению театрального здания и потому
представления шли на деревянных помостах,
которые после представления ломались.
Но играли уже не любители, а актеры или
гистрионы, которые происходили из серии
вольноотпущенных или рабов. В Риме актерство
не связано с культом, потому к артистам
не относились та уж почетно. Женщин все
еще не было на сцене. Но все-таки навечно
сохранились имена известных актеров,
например, трагик Эзоп и комик Росций.
А в период империи римский театр пришел
в упадок. Ставились в основном мимы, пантомимы
и пиррихии (танцевальный спектакль)3. Потом пришла новая эпоха – феодальная,
которая принесла миру и свой театр.
Римляне
строили и великолепные театральные
здания. Их архитектура, как и
искусство великих драматургов
Греции и Рима, вдохновили художников
возрождения.
Театр Марцелла. Рим
Заключение
Античная
архитектура, скульптура и театр
были предметами изучения и
подражания и в последующие
века. Если обратиться специально
к театральному искусству, то
известно, что значение античного
театра выходит далеко за рамки
породившего его общества. Некоторые
жанры римского театра продолжали
жить и в первые столетия средних
веков, несмотря на гонения со стороны
духовенств и церкви. А когда в эпоху возрождения
стали создаваться первые литературные
трагедии и комедии, образцами для них
послужили пьесы античности авторов. И
позже западно-европейская драматургия
неоднократно обращалась к богатому театральному
наследию.
В эпоху
Просвещения культ античного
театра находит яркое выражение
в ряде европейских стран. В
Германии горячими поклонниками
античности были Лессинг (1729-1781),
Гете (1749-1832), Шиллер (1759-1805).
Это увлечение
продолжалось и в 19 веке. Произведения
Байрона (1788-1824) полны отголосков
античности. На протяжении всего
19, как и 20 веке на европейских
и советских сценах шли античные
пьесы. Во Франции в 80-х годах
позапрошлого века ставили «Царя
Эдипа» Софокла в Оранже под открытым
небом, в театре, сохранившемся еще со
времен Римской империи.
Во времена
своего расцвета античный театр
был подлинно народным театром.
В дни определенных празднеств
этот театр собирал все свободное
население города. Античный театр
был настоящей школой для античных
граждан. Не отгораживаясь от жизни, он
поднимает все вопросы, волновавшее афинское
общество: религия, философия, литература,
политика, воспитание детей, положение
женщин в обществе – все это находило
отклик у драматургов. Им мог бы позавидовать
любой современный театрал. Ведь спектакли
крайне редко играли больше одного раза,
поэтому в античности новых шедевров в
Афинах, например, рождалось около 24 за
год. Действующими лицами были герои: Прометей,
Гермес, Афина, Артемида, Геракл, Агамемнон,
Менелай и т.д. В уста мифологических героев
вкладываются пропагандистские реплики,
агитирующие за правду и свободу.
Античный
театр – это одно из самых
ярких проявлений античной культуры,
сыгравшей основополагающую роль
в развитии европейской культурной
традиции. Склад античной культуры
был определен общественными
условиями рабовладельческой формации.
Сами Греция и Рим обязаны
в развитии своей науки и
своего искусства Востоку. Но
Греция и Рим в своей культуре сумели не
только творчески переработать культурное
наследие, полученное ими с востока, но
умножить и обогатить его и передать, Европе
культуру, которая несет на себе яркий
отпечаток оригинальности.
Театр
античного мира стал неотделимой
частью духовного опыта всего
человечества, заложив многое в
основу того, что мы сегодня
зовём современной культурой.
Литература
1.Аристофан.
Комедии. Том 2. Государственное издательство
художественной литературы, 1954.
2. Брабич В.М.
Зрелища древнего мира / Брабич В.М., Плетнева
Г.С.-Л.: Искусство, 1971.
3. Бузескул
В. П. «Перикл. Личность. Деятельность.
Значение», П., 1923.
4. Варнеке Б.В.
История античного театра: Учебник для
театрал. ин-тов / Варнеке Б.В.-М.: Искусство,
1940.
5. Гомер. Илиада.
Одиссея. Изд.: АСТ, 2003.
6. Гончарова
Т. Еврипид. ЖЗЛ, вып. 12 (651). «Молодая гвардия»,
1984 г.
7. Дератани
Н. Гораций / Литературная энциклопедия:
Т.2. – 1929.
8. История зарубежного
театра. Под ред. проф. Г.Н. Баоджиева и
проф. А. Г. Образцовой. Москва, - Изд. «Просвещение»,
1981.
9. Каллистов
Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение.
Изд. «Искусство», 1970.
10. Радциг С.
И., История древнегреческой литературы,
2 изд., М., 1959.
11. Радциг С.
С., История древнегреческой литературы,
4 изд., М., 1977.
12. Софокл. Драмы.
Литературные памятники. Перевод Ф.Ф.Зелинского.
М. Наука 1990 г.
13. Тит Ливий.
История Рима от основания города. Книга
II. Перевод В.М. Смирина. Изд. Терра-Книжный
клуб. М., 2002. Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001.
14. Уколова В.И., Маринович Л.П.
История древнего мира. М., 2002.
15. Феофраст.
Характеры. М., 1993.
1 Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинградское
отделение. Изд. «Искусство», 1970.
2 Бузескул В. П. «Перикл. Личность. Деятельность.
Значение», П., 1923.
3 Радциг С. С., История древнегреческой
литературы, 4 изд., М., 1977.
4 Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001.
1 Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001.
2 Софокл. Драмы. Литературные памятники.
Перевод Ф.Ф.Зелинского. М. Наука 1990 г.
3 Татьяна Гончарова. Еврипид. ЖЗЛ, вып.
12 (651). «Молодая гвардия», 1984 г.
4 Аристофан. Комедии.Том 2. Государственное издательство
художественной литературы, 1954 г.
1 Феофраст. Характеры. М., 1993.
2 Гомер. Илиада. Одиссея. Изд.: АСТ, 2003.
3 Там же.
4 Радциг С. И., История древнегреческой
литературы, 2 изд., М., 1959.
1 Уколова В.И., Маринович Л.П.
История древнего мира. М., 2002.
2 Дератани Н. Гораций. / Литературная энциклопедия:
Т.2. – 1929.
3 Тит Ливий. История Рима от основания
города. Книга II. Перевод В.М. Смирина. Изд.
Терра-Книжный клуб. М., 2002.
1 История зарубежного театра. Под ред.
проф. Г.Н. Баоджиева и проф. А. Г. Образцовой.
Москва, - Изд. «Просвещение», 1981.
2 Варнеке Б.В. История античного театра:
Учебник для театрал. ин-тов/Варнеке Б.В.-М.:
Искусство, 1940.
3 Брабич В.М. Зрелища древнего мира /Брабич
В.М., Плетнева Г.С.-Л.: Искусство, 1971.