Античный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:26, реферат

Описание работы

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раннее римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменных источниках, охватывает на менее, чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры – пятый век нашей эры).
Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

Файлы: 1 файл

античный театр.docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

 Богатый  героический эпос – поэмы «Илиада»2 и «Одиссея»3, дидактический эпос – поэм Гесиода4 (седьмой век до н. э.); и произведения лирических поэтов седьмого века до нашей эры. Как уже упоминалось раннее, рождение лирического театра и драмы связано с обрядовыми лирическими играми, которые входили в состав праздников, посвященным умирающим и воскресающим богам плодородия. Обряд в Греции был связан не только с культами Диониса, но и с Деметрой, а также ее дочерью Корой. Таким образом, культы иногда превращались в драмы. Например, в городе Элевсин во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры во время которых изображалось бракосочетания Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение коры на Землю.            

 Интерес  зрителя в древности сосредотачивался  сначала не на фабуле, а на  трактовке мифа автором, на  той общественной нравственной  проблематике, которая разворачивалась  вокруг всем известных эпизодов  мифа. Уже во второй половине 6-ого  века до н.э. трагедия достигла значительного развития.

2. Римский  театр           

 Латиняне  были одним из многочисленных  племен, населявших Италию. Они жили  по нижнему течению Тибра, в  области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный по преданию, в 753 году до н.э. Подчинив себе в четвертом веке до нашей эры среднюю Италию, римляне все дальше и дальше продвигались на юг. По своему культурному развитию римляне были гораздо ниже этруссков и греков. Через этруссков они познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Истоки римского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий1 – в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была «переворачивание» привычных общественных отношений. Господа на время праздника становились «рабами», а рабы «господами». В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста.            

 Как и  в Греции, обычно выступали два  полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба  между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесцининннские насмешки не щадили знати, которая и постаралась их обуздать: было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах2. Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Основой для сатур послужили мимические жанры этрусских плясунов. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий3 (1 в до н.э.). В 364 г до н.э.  Рим  постигло моровое поветрие: чтобы умилостивить богов, римляне устраивали сценические игры, прибегнув таким образом к делу новому для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами. Появились актеры-плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и жестикуляцию. Так постепенно возникли сатуры (в дословном переводе – смесь). О влиянии этрусцев свидетельствует и перенесенное ими в Рим слово сиетрион, которым в Риме стали называть народных развлекателей.             

 Еще одним  видом ранних драматических представлений,  также комического характера,  были ателланы. Римляне заимствовали их от племен осков в Кампании – вероятно, около 300 года до н.э., когда Рим вел многочисленные войны в Южной Италии. В кампании был город Ателла. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Наиболее распространенными героями ателлан были: Макк—дурак и обжора, Буккок – болтливый, но смышленый парень, Панн – богатый, скупой и глупый, Доссен – хитрый горбун, невежда. В 1 веке до н.э. ателланы получили литературную обработку.            

 Мим в  Риме тоже был очень распространен,  как и в Греции. Римский мим  представлял собой сценки из  народного быта. Литературная драма  появилась в римском театре  в эпоху Республики (от середины 3-его века до конца 1-ого  века до н.э.). Самыми популярными авторами были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне взяли литературную драму у греков в готовом виде и перевели ее на латинский язык. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южноиталийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могли не пройти бесследно для римлян. Греки впервые оказались в Риме в качестве пленных, заложников дипломатических представителей педагогов.            

 В обстановке  общественного подъема, вызванного  победоносным окончанием Пунической  первой войны на праздничных  играх 240 года до н.э. решили устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в рабство к римлянам. Эта постановка удалась, она была толчком к развитию римского театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий и три комедии. Цицерон говорил, что второй раз их читать просто невозможно. Однако Андроник явился родоначальником римской драматургии, первым создателем театрального репертуара. С 235 года до н.э. Гней Невий рассматривал сцену как арену бичевания пороков и раболепства. Метеллы (аристократы) отправили его в тюрьму, однако, за Невия заступилась народная трибуна. Его освободили, но умер он все же в изгнании. Он выступал и с трагедиями на сюжеты из римской истории (такие трагедии у римлян назывались претекстами). Славы он достиг в области комедии. Невий был создателем паллиаты – переработка новоаттической, т.е. бытовой комедии.  (3-2-ой века до н.э. произошла от развития греческого танца – паллии). Невий был основоположником контоминации (соединение нескольких сюжетных линий) и тогаты. Одновременно и после него писали Энний (239-169 до н.э.), Пакувий (220-19 до н.э.) и др. Больше всего римляне любили подражать Еврипиду, чем Эсхилу и Софоклу. Роль хора у римлян значительно уменьилась. Интенсивная эллинизация римского общества отразилась в творчестве Плавта (254-184 до н.э.). Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элементами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками.  Дошли 20 его комедий и одна в отрывках, среди них: «Хвастливый воин», «Амфитрион», «Клад»1. У римского автора Теренция  нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта. Зато он стремится дать более глубокую психологическую характеристику. Например, в произведении «Братья». Европейский театр неоднократно обращался к его творчеству. На римской сцене пьесы Теренция ставились несколько десятилетий после его смерти2. До первого века нашей эры сенат противился сооружению театрального здания и потому представления шли  на деревянных помостах, которые после представления ломались. Но играли уже не любители, а актеры или гистрионы, которые происходили из серии вольноотпущенных или рабов. В Риме актерство не связано с культом, потому к артистам не относились та уж почетно. Женщин все еще не было на сцене. Но все-таки навечно сохранились имена известных актеров, например, трагик Эзоп и комик Росций. А в период империи римский театр пришел в упадок. Ставились в основном мимы, пантомимы и пиррихии (танцевальный спектакль)3. Потом пришла новая эпоха – феодальная, которая принесла миру и свой театр.           

 Римляне  строили и великолепные театральные  здания. Их архитектура, как и  искусство великих драматургов  Греции и Рима, вдохновили художников  возрождения.

Театр Марцелла. Рим

Заключение            

 Античная  архитектура, скульптура и театр  были предметами изучения и  подражания и в последующие  века. Если обратиться специально  к театральному искусству, то  известно, что значение античного  театра выходит далеко за рамки  породившего его общества. Некоторые  жанры римского театра продолжали  жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенств и церкви. А когда в эпоху возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античности авторов. И позже западно-европейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию.            

 В эпоху  Просвещения культ античного  театра находит яркое выражение  в ряде европейских стран. В  Германии горячими поклонниками  античности были Лессинг (1729-1781), Гете (1749-1832), Шиллер (1759-1805).            

 Это увлечение  продолжалось и в 19 веке. Произведения  Байрона (1788-1824) полны отголосков  античности. На протяжении всего  19, как и 20 веке на европейских  и советских сценах шли античные  пьесы. Во Франции в 80-х годах  позапрошлого века ставили «Царя  Эдипа» Софокла в Оранже под открытым небом, в театре, сохранившемся еще со времен Римской империи.            

 Во времена  своего расцвета античный театр  был подлинно народным театром.  В дни определенных празднеств  этот театр собирал все свободное  население города. Античный театр  был настоящей школой для античных  граждан.  Не отгораживаясь от жизни, он поднимает все вопросы, волновавшее афинское общество: религия, философия, литература, политика, воспитание детей, положение женщин в обществе – все это находило отклик у драматургов. Им мог бы позавидовать любой современный театрал. Ведь спектакли крайне редко играли больше одного раза, поэтому в античности новых шедевров в Афинах, например, рождалось около 24 за год.  Действующими лицами были герои: Прометей, Гермес, Афина, Артемида, Геракл, Агамемнон, Менелай и т.д. В уста мифологических героев вкладываются пропагандистские реплики, агитирующие за правду и свободу.            

 Античный  театр – это одно из самых  ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль  в развитии европейской культурной  традиции. Склад античной культуры  был определен общественными  условиями рабовладельческой формации. Сами Греция и Рим обязаны  в развитии своей науки и  своего искусства Востоку. Но  Греция  и Рим в своей культуре сумели не только творчески переработать культурное наследие, полученное ими с востока, но умножить и обогатить его и передать, Европе культуру, которая несет на себе яркий отпечаток оригинальности.                        

 Театр  античного мира стал неотделимой  частью духовного опыта всего  человечества, заложив многое в  основу того, что мы сегодня  зовём современной культурой.

Литература

1.Аристофан.  Комедии. Том 2. Государственное издательство художественной литературы, 1954.

2.      Брабич В.М. Зрелища древнего мира / Брабич В.М., Плетнева Г.С.-Л.: Искусство, 1971.

3.      Бузескул В. П. «Перикл. Личность. Деятельность. Значение», П., 1923.

4.      Варнеке Б.В. История античного театра: Учебник для театрал. ин-тов / Варнеке Б.В.-М.: Искусство, 1940.

5.      Гомер. Илиада. Одиссея. Изд.: АСТ, 2003.

6.      Гончарова Т. Еврипид. ЖЗЛ, вып. 12 (651). «Молодая гвардия», 1984 г.

7.      Дератани Н. Гораций / Литературная энциклопедия: Т.2. – 1929.

8.      История зарубежного театра. Под ред. проф. Г.Н. Баоджиева и проф. А. Г. Образцовой. Москва, - Изд. «Просвещение», 1981.

9.      Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение. Изд. «Искусство», 1970.

10.  Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959.

11.  Радциг С. С., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977.

12.  Софокл. Драмы. Литературные памятники. Перевод Ф.Ф.Зелинского. М. Наука 1990 г.

13.  Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга II. Перевод В.М. Смирина. Изд. Терра-Книжный клуб. М., 2002. Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001.

14.  Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. М., 2002.

15.  Феофраст. Характеры. М., 1993.           

                

            

  

 

 

 

1 Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение. Изд. «Искусство», 1970.

2 Бузескул В. П. «Перикл. Личность. Деятельность. Значение», П., 1923.

3 Радциг С. С., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977.

4 Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001.

1 Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001.

2 Софокл. Драмы. Литературные памятники. Перевод Ф.Ф.Зелинского. М. Наука 1990 г.

3 Татьяна Гончарова. Еврипид. ЖЗЛ, вып. 12 (651). «Молодая гвардия», 1984 г.

4 Аристофан. Комедии.Том 2. Государственное издательство художественной литературы, 1954 г.

1 Феофраст. Характеры. М., 1993.

2 Гомер. Илиада. Одиссея. Изд.: АСТ, 2003.

3 Там же.

4 Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959.

1 Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. М., 2002.

2 Дератани Н. Гораций. / Литературная энциклопедия: Т.2. – 1929.

3 Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга II. Перевод В.М. Смирина. Изд. Терра-Книжный клуб. М., 2002.

1 История зарубежного театра. Под ред. проф. Г.Н. Баоджиева и проф. А. Г. Образцовой. Москва, - Изд. «Просвещение», 1981.

2 Варнеке Б.В. История античного театра: Учебник для театрал. ин-тов/Варнеке Б.В.-М.: Искусство, 1940.

3 Брабич В.М. Зрелища древнего мира /Брабич В.М., Плетнева Г.С.-Л.: Искусство, 1971.


Информация о работе Античный театр