Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:46, реферат
На огромных пространствах Европы и Азии, лежавших вне областей развития древних рабовладельческих государств, на рубеже III и II тысячелетий до н. э., так же как и в этих государствах, создались условия, благоприятствовавшие развитию бронзолитейного дела. Успехи скотоводства, которыми отмечена вторая половина III тысячелетия во многих областях евразийского континента от Енисея до Пиренейского полуострова, вели к значительному изменению всей общественной структуры живших на этой территории племён. Устои матриархально-родовых отношений были подорваны, создались возможности для широкого накопления племенами богатств в виде скота, всё чаще стали возникать межплеменные конфликты из-за пастбищ и водоёмов.
Археологические культуры бронзового века
Племена Европы и
Азии во II тысячелетии до н. э.
На огромных пространствах Европы и Азии,
лежавших вне областей развития древних
рабовладельческих государств, на рубеже
III и II тысячелетий до н. э., так же как и
в этих государствах, создались условия,
благоприятствовавшие развитию бронзолитейного
дела. Успехи скотоводства, которыми отмечена
вторая половина III тысячелетия во многих
областях евразийского континента от
Енисея до Пиренейского полуострова, вели
к значительному изменению всей общественной
структуры живших на этой территории племён.
Устои матриархально-родовых отношений
были подорваны, создались возможности
для широкого накопления племенами богатств
в виде скота, всё чаще стали возникать
межплеменные конфликты из-за пастбищ
и водоёмов. Война с целью обогащения за
счёт соседей становится всё более обычным
делом. Не случайно появились обнесённые
высокими валами и рвами обширные городища,
как, например, на Верхнем Рейне и в Западной
Франции.
Бронзовый век у племён Европы и Северной
Азии в основном совпадает со II тысячелетием
до н. э., но у большинства из них он продолжался
ещё и в начале I тысячелетия. В течение
этого времени развивались патриархально-родовые
отношения с господствующим положением
мужчин в семье и роде. Экономической основой
этих изменений было усиление значения
скотоводства, а также общий подъём производительных
сил и прежде всего развитие металлургии.
Немалую роль в этом процессе сыграло
и постепенное распространение плужного
земледелия, признаки применения которого
в бронзовом веке становятся всё более
многочисленными; по мере дальнейших успехов
археологической науки об этом можно говорить
со всё большей уверенностью Родовые общины,
возглавляемые старейшинами — главами
патриархальных семей, были объединены
в это время в многолюдные племена, занимающие
обширные территории, отделённые от территорий
других племён лесами, реками и озёрами.
Во главе племени стояло народное собрание
мужчин-соплеменников. Однако с увеличением
численности племён и особенно с образованием
объединений нескольких племён собрание
теряет первоначальный характер. В нём
теперь участвуют лишь члены ближайших
к месту собрания родовых общин. Остальных
представляют старейшины и военные предводители.
Процесс имущественной дифференциации
способствует усилению родовой знати
и её обособлению от массы соплеменников.
Постепенно в руках знати сосредоточивается
и экономическая сила, и богатство, и власть,
а также отправление религиозных обрядов.
Старейшины и предводители очень часто
становятся одновременно и жрецами.
Основные районы
распространения культур бронзового века
в начале II тысячелетия до н. э.
Если взглянуть на карту Европы и Азии
начала II тысячелетия до н. э. зоны древних
рабовладельческих государств, то мы увидим
следующую картину.
К востоку от Енисея обширные пространства
Прибайкалья и прибайкальских степей
были ещё с энеолитического времени заняты
населением, оставившим памятники так
называемой глазковской культуры (по месту
находки в предместье города Иркутска,
ранее называвшемся Главково), в которых
обнаружены первые признаки связей с раннебронзовой
культурой Северного Китая.
Вся обширная область Казахстана, степной
и лесостепной части Западной Сибири и
Южного Приуралья вплоть до Каспия представляет
территорию, занятую племенами, оставившими
нам памятники так называемой андроновской
культуры(Андроновской она названа по
месту первой находки у села Андроново,
на юге Ачинского района, Красноярского
края.), в целом поразительно однородные
на всём этом огромном пространстве. К
западу, охватывая всё Нижнее и Среднее
Поволжье, причерноморские степи вплоть
до Днепра, а южнее — до радона современной
Одессы, занимая также лесостепную зону
до границ бассейна Оки, лежит вторая огромная
территория племён так называемой «срубной»
культуры(«Срубной» культура названа
по характерному для неё обряду погребения
в срубах под курганом.), весьма близкой
по своему облику к андроновской культуре.
В Средней Азии наряду с развитием местных
культур в течение бронзового века всё
в большей и большей степени распространяются
элементы, обнаруживающие близость с андроновской
культурой Сибири и Казахстана. Продолжают
развиваться культуры Иранского нагорья,
связанные с культурами Передней и Средней
Азии.
Хотя Северный Кавказ обычно разделяется
современной наукой на несколько культур
бронзового века, однако все они имеют
связи друг с другом. Родственные северокавказским
культурам черты обнаруживают памятники
в большинстве районов Грузии и Армении.
Обширные области Волго-Окского междуречья
занимали племена, оставившие нам памятники
так называемой фатьяновской культуры.
Среднее Поднепровье ещё со времён энеолита
населялось племенами так называемой
среднеднепровской культуры. Далее на
северо-запад, от Волыни до северной части
Польши и среднего течения Эльбы, в начале
бронзового века продолжали обитать племена,
отличавшиеся родственными формами культуры.
Центр Европы — нынешние Чехию, Нижнюю
Австрию, Силезию и Саксонию с Тюрингией
— населяли племена унетицной культуры(Культура
названа по наиболее обширному могильнику,
расположенному у села Унетица.), позднее
развившейся у основных унетпцких племен
в лужицкую культуру (Лужицкая культура
получила своё название от Лужицкой области
в Германии (по-немецки— Lausitz), где были
впервые найдены погребения, характерные
для этой культуры.), охватившую ещё более
обширную территорию как в Германии и
Польше, так и на юге в направлении Дунайского
бассейна, где на территории Венгрии образовался
особый центр бронзовой культуры, связанный
через Балканы с крито-микенской цивилизацией.
Особыми областями с группой родственных
культур были в начале бронзового века
северная часть Италии, Франция, а также
Пиренейский полуостров, где ещё во времена
энеолита сложился один из крупнейших
центров древней европейской металлургии.
В начале бронзового века юг Пиренейского
полуострова был занят племенами единой
культуры (так называемой эль-аргарской(Названа
по месту первых находок в местности Эль-Аргар,
на юге Испании.)). Значительным культурным
единством отличались и племена, населявшие
Британские острова. Эта картина культурно-исторических
особенностей, сложившихся в начале II
тысячелетия до н. э., разумеется, не оставалась
неизменной.
Археологические
культуры периода бронзового века –
II тысячелетие до н.э.
Ниже будет рассказано о наиболее характерных
центрах культуры того времени и о тех
изменениях, которые произошли на протяжении
столетий.
Племена андроновской
и «срубной» культур
Глиняные и
бронзовые изделия андроновской
культуры
Огромное пространство занимали в бронзовом
веке племена близких между собой андроновской
и «срубной» культур. Первоначально эти
племена обитали в Среднем Поволжье и
Южном Приуралье, и культура их была близка
культуре племён, оставивших катакомбные
и ямные курганы. В начале бродзового века
они расселились на восток до Минусинской
котловины и на запад до Днепра и низовьев
Южного Буга. Племена эти вели уже относительно
сложное хозяйство. С одной стороны, у
них развивалось скотоводство и, возможно,
они первые включили лошадь в число домашних
животных сначала как мясной скот, а потом
и как транспортную силу. С другой стороны,
племена, создавшие «срубную» и андроновскую
культуры, гораздо шире, чем их энеолитические
предшественники, занялись земледелием.
Эта отрасль хозяйства определила и весь
образ их жизни: они были более оседлыми,
селились значительными посёлками, которые
к концу бронзового века, например на Волге,
достигали размеров современных больших
сёл и тянулись вдоль реки на несколько
километров. Им известно было стойловое
содержание скота зимой.
Глиняные изделия,
вислообушный топор и бронзовые
изделия срубной культуры
При раскопках андроновского поселения
у села Алексеевского, на реке Тоболе,
были открыты рядом с жилищами остатки
загонов, очень близкие по типу к крытым
помещениям для скота, окружавшим дома
на позднейших казахских зимниках в этом
же районе. Жители андроновских и «срубных»
посёлков составляли общины, которые вели
замкнутое хозяйство и сами производили
всё необходимое. На месте ткали шерстяные
ткани, вязали шапки, выделывали кожи и
меха, шили одежду и обувь. Все орудия и
инструменты также изготовлялись на месте
из камня, кости, дерева и металла.
Большого совершенства достигло, особенно
у племён андроновской культуры, домашнее
производство глиняной посуды. Горшки
стройных форм отличались хорошо полированной
поверхностью и красивым геометрическим
узором, напоминающим сложные орнаменты
среднеазиатских ковров.
Бронзовые изделия
срубной культуры
Обработка бронзы достигла уже высокого
развития; в ранних погребениях племён
«срубной» культуры найдены литейные
формы для изготовления такого сложного
орудия, каким был боевой топор, характерный
тип которого в начале II тысячелетия до
н. э. проник из Двуречья через Кавказ в
наши южные районы. Из бронзы отливались
также кинжалы, копья, стрелы и украшения
— серьги, браслеты и бляшки, нашивавшиеся
на одежду. В ранний период существования
этих культур литьё из бронзы, повидимому,
осуществлялось дома. Однако с развитием
техники литья и усложнением форм изделий
бронзолитейным делом стали заниматься
специалисты — литейщики. Некоторые из
них жили в общинных посёлках, обслуживая
нужды общины, другие же постепенно отрывались
от общины, превращаясь в странствующих
мастеров, работающих на заказ, обладающих
своими инструментами, запасом сырья и
полуфабрикатов. К концу II тысячелетия
до н. э. число таких странствующих мастеров
особенно увеличилось. До нас дошло множество
их складов, содержащих литейные формы,
слитки бронзы, а также заготовленные
орудия и оружие. Такие склады найдены
и на территории, занятой племенами «срубной»
культуры и во многих частях Западной
и Южной Сибири и Казахстана.
Между общинами и странствующими мастерами,
которые являлись обладателями не только
своих простейших инструментов, но и произведённых
продуктов, возникал обмен. Обмен возникал
и внутри общины, способствуя неравномерности
накопления, дифференциации имущественного
положения её сочленов. Развитие бронзолитейного
дела способствовало и оживлению межплеменной
торговли. Племена и общины, на территории
которых имелись месторождения металлов,
стали заниматься в значительной мере
специально их разработкой. Такие основные
районы древней металлургии найдены во
многих частях СССР. В качестве примера
можно назвать Калбинский хребет, южное
Семипалатинска, со множеством древних
медных рудников, ряд местностей Южного
Урала, Донецкого кряжа и Кавказа.
Значительный подъём производительных
сил вызвал дальнейшее усложнение общественных
отношений. Постепенно формируется племенная
аристократия, отличавшаяся от своих соплеменников
богатством. Она начинает присваивать
право на занятие общественных должностей
и на особую долю в военной добыче. Память
об этом хранят обнаруженные клады драгоценностей
конца бронзового века, содержащие дорогие
и редкие изделия, главным образом оружие
(наконечники стрел, кинжалы и топоры),
сделанные из металлов или ценных пород
камня.
Признаком выделения племенной знати
служит сооружение огромных курганов.
Один из таких курганов находится в урочище
«Три брата» около города Степного. Его
огромные размеры — высота до 15-и — говорят
об особом положении лица, погребённого
под этой грандиозной насыпью, над сооружением
которой трудились сотни людей. Таким
же огромным курганом этого же времени
является так называемая «Широкая могила»
у села Лепетиха, на Нижнем Днепре. Аналогичные
курганы, возвышающиеся среди скромных
рядовых могил, в значительном числе расположены
и в степях Центрального Казахстана. В
своих недрах они скрывают богатые погребения
в обширных каменных склепах.
Изучение поселений и курганов показывает,
что у племён андроновской культуры сложились
многие из тех своеобразных элементов,
которые позднее стали характерными для
культур племён саков и савроматов VI—IV
вв. до н. э. Антропологическое изучение
останков андроновпев и савроматов также
говорит об их генетическом родстве. Всё
это позволяет предполагать, что племена,
создавшие андроновскую культуру, и по
языку были прямыми предками саков и савроматов,
т. е. говорили на языке иранской ветви
индоевропейской семьи. Древние языки
— скифский, савроматский (позднее сарматский),
сакский, а из современных — осетинский,
восходящий к одному из диалектов сарматского
языка, — относятся к восточноиранской
подгруппе индо-иранских языков индоевропейской
семьи.
Во второй половине II тысячелетия до н.
э. андроновские племена широко расселились
в южном направлении — они появляются
в Южном Казахстане, в Киргизии, где в большом
числе известны памятники андроновской
культуры этого времени. Племена с культурой,
родственной андроновской, появляются
в это время не только в Хорезме, но и на
юге Средней Азии вплоть до границ современных
Афганистана и Ирана.
Укрепление связей
между южносибирскими и китайскими племенами
До недавнего времени оставалось непонятным,
почему культура восточной части территории,
занимавшейся андроновскими племенами,
в конце II тысячелетия до н. э. стала отличаться
от культуры западной территории столь
сильно, что это заставило археологов
выделить на Среднем Енисее и на Алтае
особую карасукскую культуру. Действительно,
изменения произошли самые резкие. Изменились
формы глиняной посуды; бронзовые изделия
в большинстве своём приобрели вид совершенно
иной, чем андроновские; в хозяйстве наряду
с земледелием особое значение получило
скотоводство и прежде всего овцеводство;
население стало более подвижным; изменился
его физический тип, ставший более близким
к типу, характерному для тогдашнего населения
Северного Китая. Всё это заставляет предполагать
значительное включение в племенной состав
Южной Сибири выходцев из Северного Китая.
Это подтвердилось и дальнейшим исследованием
карасукских памятников. Карасукские
кинжалы, ножи, копья, топоры-кельты, украшения
в виде лапчатых привесок и всевозможных
блях оказались особенно близкими к находимым
в районах, прилегающих с севера к Великой
Китайской стене. Но ряд типичнейших карасукских
предметов, особенно ножи, миниатюрные
изображения парной упряжки колесницы,
орнаментация керамики нашли свои прямые
прототипы в изделиях и украшениях бронзовых
вещей из столицы царства Шан (Инь), близ
Аньяна. Это же наблюдение подтвердил
и тот факт, что на своеобразных карасукских
стелах (каменных вертикальных плитах-памятниках)
орнаменты прямо восходят к иньским.
В настоящее время памятники карасукского
типа прослеживаются в виде нескольких
местных групп: в Прибайкалье, где найдены
иньские сосуды на трёх полых ножках —
триподы, в Минусинской котловине и на
Алтае, где количество собственно карасукских
памятников особенно велико, а также в
Казахстане— около Семипалатинска и озера
Зайсан. Именно в этих местах, согласно
указаниям китайских хроник, расселялись
жившие ранее в Северном Китае родственные
китайцам племена дин-лин. Очевидно, это
они принесли в Южную Сибирь многообразные
элементы культуры, особенно в области
бронзолитейного мастерства, заимствованные
ими у населения древнего Китая времени
царства Шан (Инь).
Карасукские памятники прослеживаются
вплоть до VIII в. до н. э., когда и в Южной
Сибири начинают распространяться формы
вещей и орнаменты, свидетельствующие
о растущем значении родственных скифам
степных племён Евразии. В это же время
появляются, раньше всего на Алтае, и первые
изделия из железа.
Бронзовый век в
Иране и Средней Азии
Культура племён горного Ирана и Средней
Азии конца III и II тысячелетия до н. э. является
продолжением энеолитической, однако
за истекшее время в этой культуре произошли
серьёзные изменения. Поселения начинают
укреплять стенами. Материальная культура
становится богаче и разнообразнее. Наряду
с каменными и медными изделиями всё чаще
начинают появляться и бронзовые. Повидимому,
сильно развивается скотоводство — особенно
разведение мелкого рогатого скота, в
связи с чем начинает применяться летний
выпас скота на отдалённых горных пастбищах;
таким образом, скотоводство начинает
приобретать полукочевой характер. Большую
роль начинает играть лошадь, что придаёт
скотоводческим племенам большую подвижность;
с этим обстоятельством, вероятно, связано
проникновение касситских племён с гор
Ирана в Двуречье. В то же время ряд поселений
продолжает вести оседлое земледельческое
хозяйство, которое отныне в этих областях
сосуществует с полукочевым скотоводством.
У оседлых племён накапливаются материальные
ценности и начинается имущественное
расслоение внутри общин. Ремесло получает
значительное развитие. Особенно замечательны
относящиеся, повидимому, в основном ко
второй половине II тысячелетия до н. э,
художественные бронзовые изделия из
Луристана (Иран), главным образом части
конской упряжи, украшенные стилизованными
изображениями мифических чудовищ и зверей.
Развивается также камнерезное искусство
и гончарное дело. Всё чаще начинает применяться
гончарный круг.
Можно проследить несколько местных культур,
принадлежащих близким друг к другу в
культурном отношении племенам. Так, население
Южного Азербайджана и Курдистана (городище
Гёй-Тепе и др.) стояло близко к жителям
Восточного и Центрального Закавказья;
племена Центрального Ирана и предгорных
районов Южной Туркмении (городища Тепе-Сиалк,
Тепе-Гиссар в Иране, южное городище Анау,
Намазга-Тепе в Туркмении и др.) обладали
самобытными, но близкими культурами.
Позже, чем в этих районах, развилось земледелие
в районах, примыкающих к юго-восточному
углу Каспийского моря (район Дехистан
в Туркмении, поселения которого близки
по культуре к поселениям, обнаруженным
около Астрабада в Иране). В Хорезме —
в нижнем течении Аму-Дарьи, на смену энеолитической
культуре рыболовов и охотников приходит
тазабагъябская культура, культура скотоводов
и мотыжных земледельцев.
Существенные изменения наступают в Средней
Азии к концу II тысячелетия до н. э., по-видимому,
вызванные проникновением с севера племён,
связанных с андроновской культурой. В
конце этого тысячелетия замирает жизнь
в старых земледельческих поселениях
Южной Туркмении. На несколько столетий
раньше то же явление наблюдалось в городах
культуры Хараппы в долине Инда, с которой
у древнейших среднеазиатских поселений
имеются определённые связи.
Новая земледельческая культура, носители
которой, научившись выплавлять железо,
уже начинают осваивать речные низменности,
возникает в оазисах Средней Азии лишь
ко второй четверти I тысячелетия до н.
э. Изменения в культуре наблюдаются также
в Восточном и Центральном Иране (как можно
судить, например, по могильнику на городище
Тепе-Сиалк), куда, очевидно, также проникли
к этому времени пришельцы с северо-востока,
говорившие, по всей вероятности, на диалектах
иранской ветви индоевропейской семьи
языков.
Бронзовыи век на
Кавказе
Постоянные связи племён, обитавших в
Закавказье, с переднеазиатскими центрами
рабовладельческой цивилизации установились
ещё во времена раннего энеолита. Уже упоминался
широкий вывоз из района Арарата обсидиана,
служившего основным материалом для выделки
каменных наконечников стрел и других
орудий в Двуречье и Эламе. Эти связи способствовали
проникновению в Закавказье многих достижений
древневосточной техники, более совершенных
образцов орудий и оружия. Формы кинжалов,
известные в Двуречье, древнеассирийская
форма бронзового меча, древневосточные
секиры, особый тип топоров и многое другое
было воспринято металлургами Закавказья
и широко распространилось в их производстве.
Многие из этих форм проникли и дальше
на север. Тот же тип топора, например,
был распространён на востоке — в Средней
Азии, на севере — у племён «срубной» и
андроновской культур, а на западе он выделывался
бронзолитейщиками племён, заселявших
во II тысячелетии до н. э. территории современной
Румынии, Болгарии и Венгрии. Известное
влияние древневосточных цивилизаций
испытало и керамическое дело закавказских
племён. Распространившаяся во II тысячелетии
до н.э. в Закавказье расписная посуда
(так называемого эларского типа). Название
этого типа посуды происходит от поселения
Элар, близ Еревана.)) в известной мере
представляет собой вариант широко применявшейся
в Двуречье и в Эламе посуды. Это — красная
или розовая посуда, расписанная главным
образом тёмной краской; в её орнаментации
и на юге, и в Закавказье много геометрических
элементов и часто встречаются изображения
птиц. Ювелирное дело и изобразительное
искусство этого времени в Закавказье
также обнаруживают связи с Двуречьем,
а позднее и с хеттской культурой.
Памятники, особенно ярко характеризующие
своеобразие развития культуры племён
Закавказья в бронзовом веке, обнаружены
в Центральной Грузии (в районе Триалети)
и в ряде мест Армении и Азербайджана.
Формой поселения в этих местах в бронзовом
веке являлись посёлки, часто окружённые
стенами из крупных камней (так называемая
циклопическая кладка). Первоначально
эти посёлки сохраняли прежний вид общинных
поселений, застроенных домами, в строительстве
которых применялись камни или каменные
плиты. Позднее здесь появились внутренние
укрепления, за стенами которых скрывались
жилища представителей племенной знати,
более обширные дома родовых старейшин
и племенных вождей. Как и в странах древнего
Востока, знать отгораживалась стенами
не только от внешних врагов, но и от своих
соплеменников. Такие изменения в самой
планировке поселений Закавказья на протяжении
бронзового века наглядно говорят о процессе
разложения старых первобытно-общинных
порядков.
Расписной сосуд
из кургана в Триалети, Грузия.
Такую же картину рисуют и материалы раскопок
многочисленных погребений этого же времени.
В Триалети, в долине реки Цалки, было исследовано
большое число курганов, относящихся к
первой половине и к середине II тысячелетия
до н. э. Немалое число этих курганов сохранило
нам погребения рядовых общинников со
скромным инвентарём. Но рядом с этими
курганами высятся огромные насыпи, содержащие
или обширные каменные погребальные залы,
или глубокие подземные усыпальницы. Они
сохранили следы похоронных церемоний,
во время которых умершего вождя везли
на колеснице древневосточного типа, несли
его оружие и драгоценности. О богатстве
погребённых говорят находящиеся при
них серебряные кинжалы, серебряная и
золотая посуда, тонкие украшения и ожерелья
из серебра, золота и самоцветов. Орнаменты
на посуде и украшениях поражают своей
изысканностью. Запоминается, например,
золотой кубок, украшенный изящными спиралями
из золотых жгутов, усыпанных полудрагоценными
камнями, или серебряный кубок, на котором
изображена направляющаяся к алтарю и
священному дереву процессия людей в звериных
масках и одеждах с хвостами. Золотые статуэтки
животных, найденные в этом кургане, свидетельствуют
о прочном усвоении мастерами Закавказья
приёмов художников-ювелиров Двуречья.
Это нашло выражение, например, в статуэтке
барана, глаза которого сделаны из перламутра
и разноцветных камней, укреплённых на
горной смоле. Лучшие образцы посуды эларского
типа, особенно выразительно сохранившей
черты сходства с керамикой Передней Азии,
найдены в большом числе в богатых курганах
Триалети.
Золотой кубок
из Триалети, Грузия. II тысячелетие
до н.э.
В Армении, в городе Кировакане, было открыто
подобное же погребение, содержавшее множество
расписных сосудов. Бронзовое оружие оказалось
совершенно сходным с триалетским. Массивная
золотая чаша была украшена изображёнными
в древневосточном стиле фигурами львов.
Возле неё лежали серебряные сосуды, аналогичные
триалетским. Случайные находки, сделанные
в различных районах Закавказья, позволяют
полагать, что те изменения в общественном
строе, которые столь выразительно рисуют
нам находки в Триалети, имели место в
это же время во многих районах современных
Грузии, Армении и Западного Азербайджана.
Эти изменения были вызваны дальнейшим
развитием многих отраслей производства.
Во второй половине II тысячелетия до н.
э. в Закавказье уже применялось орошение
полей, повидимому, широко развились садоводство
и виноградарство, многочисленны были
стада. Важнейшим нововведением было распространение
коневодства и использование лошади для
верховой и колесничной езды. Именно с
этого времени в могильниках Закавказья
начинают попадаться бронзовые удила
разнообразных видов, рассчитанные на
управление полудикими конями. О военных
столкновениях племён из-за земли и добычи
свидетельствует и развитие оружейного
дела, от кинжала к длинному бронзовому
мечу и другим видам более совершенного
оружия. Военные столкновения доставляли
новые рабочие руки — военнопленных-рабов.
Именно в это время наличие рабов становится
настолько обычным, они считаются столь
необходимыми для знати, что их кладут
в могилы знатных, чтобы они могли служить
им в загробной жизни. В качестве примера
можно привести погребение, обнаруженное
в склепе под курганом на юго-западном
побережье озера Севан, где вокруг пышно
украшенной погребальной колесницы племенного
вождя было найдено 13 убитых рабов, а около
быков, привезших колесницу, был положен
и погонщик, также убитый при погребении.
Это показывает не только наличие рабства,
но и то, что производственная ценность
рабов в то время была ещё не велика.
Такие погребения известны сейчас по многих
местностях Закавказья. Они свидетельствуют
о том, что начавшийся ещё в ранний период
бронзового века процесс внутриплеменпой
дифференциации привёл к зарождению новых
форм общественных отношений, основанных
па эксплуатации рабов. Этот процесс особенно
усилился, когда некоторые области Южного
Закавказья в IX—VIII вв. до н. э. были включены
в состав рабовладельческого государства
Урарту.
На Северном Кавказе во II тысячелетии
до н. 8. развился мощный очаг культуры
бронзы. Он оказал сильное воздействие
на многие области степной зоны, на районы
Поволжья, Прикамья и Волго-Окского междуречья,
служа передатчиком передовых достижений
древневосточной техники.
В конце II — начале I тысячелетия до н.
э. племена Северного Кавказа обладали
высокоразвитым бронзолитойным производством
и делали первые шаги в овладении техникой
обработки железа. Особенно известен в
этом отношении район современной Северной
Осетии, где сосредоточены наиболее характерные
памятники (главным образом могильники)
так называемой кобанской культуры. Высококачественные
топоры, кинжалы и мечи, бронзовые боевые
пояса и всевозможные украшения, покрытые
рельефными и гравированными изображениями,
говорят о высоком уровне мастерства.
Среди кобанских находок много бронзовых
удил, свидетельствующих об использовании
лошади для верховой езды. Анализ форм
оружия говорит о том, что племена Северного
Кавказа в это время были знакомы не только
с древневосточными, но и с южноевропейскими
бронзовыми изделиями. Аналогичная культура
бронзы существовала и на восточном и
юго-восточном побережье Чёрного моря
(Колхида).
Бронзовый век в
Верхнем Поволжье
Глиняные сосуды
и бронзовый топор фатьяновской
культуры. Находки в Ивановской области
Ранее уже упоминалось о расселении по
верхнему течению Волги и области Волго-Окского
междуречья племён, вышедших, повидимому,
с верховьев Днепра и оставивших нам так
называемые фатьяновские могильники.
Эти племена принесли в лесные пространства
Верхней Волги и Они гораздо более прогрессивные
формы хозяйства, чем те, которые имелись
здесь у древнего местного населения.
Живя в среде местного населения охотников
и рыболовов, пришедшие сюда племена, очевидно,
должны были тратить свои силы в значительной
мере на защиту принадлежащих им территорий
и стад.
Племена фатьяновской культуры разводили
мелкий и крупный рогатый скот и, повидимому,
были знакомы с земледелием. Их каменные
орудия отличались большим совершенством,
так как искусно полировались и просверливались.
Их сверлёные клиновидные боевые топоры
представляли совершенные образны этого
рода оружия. Особенно значителен был
уровень развития металлургии; литейщики
отливали в большом числе прекрасные бронзовые
топоры древневосточного типа. Фатьяновская
керамика по своей форме и орнаментации
имела некоторые черты сходства с северокавказской.
Известны были племенам фатьяновской
культуры и изделия литейщиков тех племен,
которые были расселены к западу от них.
В Мытищах, в Ивановской области, вместе
с фатьяновской посудой найден бронзовый
браслет в виде манжеты, характерный для
унетицкой культуры Центральной Европы.
В конце II тысячелетия до н. э. эти племена,
особенно в приволжских районах, продолжали
развивать передовую технику бронзолитейного
дела. Находки, сделанные в могильнике
около станции Сейма, близ города Горького,
дали образцы выдающихся достижений тогдашних
литейщиков. Здесь отливались высококачественные
топоры-кельты, своеобразные копья, широко
распространившиеся до Дуная, Енисея и
Иссык-Куля, а также оригинальные кинжалы
и боевые ножи. Судя по их типу и способам
изготовления, можно предположить, что
мастера на Верхней Волге были знакомы
с достижениями литейщиков того времени,
находившихся и на территории современной
Венгрии и далёкого Китая периода Шан
(Инь).
Неудивительно поэтому, что Верхнее Поволжье
уже к Х в. до н. э. сделало первые шаги в
освоении новой металлургии железа и в
этом отношении нисколько не отставало
от других областей Европы.
Культура бронзового
века в бассейне Дуная и в Северной Италии
Области Дунайского бассейна в бронзовом
веке стали местом высокого развития бронзолитейного
дела. Особенно в этом отношении выделялась
территория современной Венгрии, где уже
в раннем бронзовом веке, в начале II тысячелетия
до н. э., бронзолитейное дело достигло
больших успехов, особенно в выделке оружия
— кинжалов, боевых секир и бронзовых
топоров различных видов. Связи с областями
крито-микенской культуры привели в середине
II тысячелетия к исключительному расцвету
мастерства изготовления бронзовых изделий
на среднем течении Дуная. Высококачественные
мечи, боевые топоры, различные украшения
и инструменты, покрытые тонким гравированным
узором, широко расходились из дунайских
мастерских в соседние страны.
Бронзовые орудия
и оружие из раскопок в Венгрии
Вместе с тем здесь развивалось и сельское
хозяйство — земледелие и скотоводство.
Особенно высокого уровня достигла материальная
культура подунайских племён во второй
половине II тысячелетия до н. э., когда
характерной формой их поселений стали
посёлки (так называемые террамары), состоящие
из деревянных хижин, сооружавшихся в
долинах рек Тиссы, Савы, Дравы и Дуная
на помостах, опиравшихся на сваи и окружённых
валом и рвом. В болотистых отложениях
долин указанных рек, в местах, где находились
террамары, сохранилось огромное количество
различных предметов, позволяющих восстановить
многие детали жизни обитателей этих посёлков.
Большое количество находимых здесь бронзовых
серпов и литейных форм для их изготовления
указывает на значение земледелия в хозяйстве
того времени. Остатки удил говорят о том,
что и на Дунае, как и на Кавказе, во второй
половине II тысячелетия до н. э. лошадь
уже использовалась для верховой езды.
Значительное количество привозных предметов
— янтарь из Прибалтики, бусы и ювелирные
изделия из областей Восточного Средиземноморья
— говорит о сравнительно оживлённых
для того периода меновых отношениях обитателей
дунайских поселений.
Культура, совершенно аналогичная дунайской,
характерна и для позднего бронзового
века Северной Италии, особенно в долине
реки По. Изображения плуга, обнаруженные
на скалах в Итальянских Альпах, позволяют
полагать, что земледельцы, жившие в Северной
Италии и на среднем течении Дуная, уже
применяли плужную обработку земли.
Сходство культур бронзового века североитальянских
и дунайских племён настолько велико,
что естественно возникает вопрос об их
возможном родстве. Можно полагать, что
племена, создавшие эти культуры, принадлежали
преимущественно к той группе индоевропейского
населения древней Европы, которая позднее
была известна под именем иллирийской.
Эта группа занимала пространство между
долиной реки По и верхним точением Дуная,
а также западную часть Балканского полуострова.
Унетицкая и лужицкая
культуры Центральной Европы
Обширные пространства Силезии, Саксонии
и Тюрингии, Чехии и Нижней Австрии, севернее
Дуная в первой половине 11 тысячелетия
до н. э. были заняты группой племен, оставивших
памятники так называемой упетицкой культуры.
Поселения этих племён состояли из четырёхугольных
домов с плетнёвыми стенами, обмазанными
глиной. Мостами встречались и округлые
ульевидныо землянки, вырытые в плотных
толщах лёсса. Сохранившиеся в поселениях
зерновые ямы говорят о занятии населения
земледелием. Многочисленные остатки
костей домашних животных, обычай класть
куски мяса в могилу — всё это показывает
значение скотоводства в экономической
жизни племён. В этом отношении унетицкая
культура была типичной для бронзового
века Центральной Европы.
Информация о работе Археологические культуры бронзового века