Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Файлы: 1 файл

контрольная культурология.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

Больше  в пирамиде Хефрена нет никаких помещений, камер или шахт. Даже туннель Бельцони уже засыпан песком.

Пирамида Микерина (Менкаура) - самая маленькая и самая «младшая» из всех трех пирамид комплекса Гиза. Пирамида Микерина, внука Хеопса, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина стороны – около 109 метров. Первоначально она была на 4 метра выше, но длину сторон сохранила, ибо наносы песка защитили нижнюю часть ее облицовки. Облицовка эта - из красного асуанского гранита - первоначально покрывала пирамиду почти на треть ее высоты, дальше ее сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной она была еще в XVI веке, пока ее не ограбили мамелюки.

Вначале пирамида Микерина (Менкаура) имела основание примерно 60х60 метров, и только позднее оно было почти вдвое увеличено. Свою погребальную камеру фараон Менкаура повелел вытесать всего в 6 метрах под основанием, но на следующей фазе строительства опустил ее на более безопасную глубину. Для строительства пирамиды он приказал использовать крупные блоки, по размерам намного большие, чем в пирамидах Хуфу или Хафра. Он хотел ускорить строительство и поэтому не заставлял рабочих тщательно обрабатывать камень. Но, не смотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды Менкаура явно не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигала примерно двадцатиметровой высоты, т.е. уровня гранитной облицовки.

В отличие от остальных пирамида Менкаура стоит не на скальном основании, а на искусственной террасе из известняковых блоков. Погребальная камера сравнительно мала - всего 6,5х2,3 метра и высотой 3,5 метра. Потолок составлен из двух блоков, снизу вытесанных наподобие полуарки, так что создается впечатление свода. Стены погребальной камеры и входного коридора выложены отшлифованным гранитом, коридор с первоначальной усыпальницей и помещениями для погребальной утвари соединяла лестница. Когда британский полковник Говард Венс проник в 1837 году в погребальную камеру этой пирамиды, он обнаружил там базальтовый саркофаг, деревянную крышку гроба в виде человеческой фигуры и кости. Саркофаг утонул вместе с кораблём, перевозившим его в Англию, а датировка крышки гроба и костей отнесла их к эпохе раннего христианства.

Перед Пирамидой Микерина возвышаются три Пирамиды-спутницы, которые еще меньше, чем спутницы Пирамиды Хеопса. Пирамида-спутница с восточной стороны, изначально облицованная розовым гранитом, была, без сомнения, предназначена для супруги фараона Хармер-Нсхти II. Заупокойный комплекс Микерина сохранился плохо, так как некоторые части его, построенные в спешке из кирпича-сырца, вскоре обрушились.

 

 

 

 

 

Сфинкс

Статуя  Сфинкса повёрнута лицом к  Нилу и восходящему солнцу. Почти  все древневосточные цивилизации  видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В  свете этих данных позволительно  считать Сфинкса стражником вечного  покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально  посвящены солнечному богу Ра, и  только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аманхотеп посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.

Древнеегипетское  название Большого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса».

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта было создано народом, который был  творцом одной из древнейших культур  человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую  роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым  и наиболее совершенным среди  искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в  мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей  реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного  ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди  многих его достижений главным было изображение человека с несравненно  большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.

Исторические условия  развития египетской культуры привели  к сложению и очень длительному  сохранению некоторых характерных  особенностей египетского искусства. С самого начала образования классовых  отношений оно стало мощным средством  воздействия на сознание народных масс в целях укрепления и возвеличения власти фараона и рабовладельческой  верхушки общества.

Общая медлительность развития египетской культуры была вызвана застойным  характером древневосточных обществ. Давящая деспотическая власть фараона, порожденная консервативным древневосточным  земледельческим обществом, исключала понятие о свободе личности. Длительное сохранение фантастических религиозных объяснений окружающего мира мешало человеской мысли выходить за их пределы.

В Египте не произошло и  не могло произойти широкого развития материалистических взглядов, и реальные представления о мире никогда  не были там основой философского миросозерцания, хотя в некоторые  исторические моменты и возникали  сомнения в правильности жреческих  учений и даже в существовании  богов. Естественно, что в этих условиях в Египте не было почвы для развития реалистического искусства в  такой мере, как это было позднее  в Греции. Поэтому К. Маркс, говоря, что «предпосылкою греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией», - добавляет: «не любая мифология, т. е. не любая бессознательно-художественная переработка природы... Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой или материнским лоном греческого искусства»( К. Маркс. К критике политической экономии, 1953, стр. 225. ).

Еще греки и римляне  обратили внимание на одну из самых  характерных особенностей египетского  искусства: длительное следование принятым в древности образцам. Причина  этого заключалась в том, что  религиозные воззрения, складывавшиеся вместе со сложением классового рабовладельческого общества, приписали священный смысл  художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства, почти полностью имевших религиозное  назначение. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.

Поэтому в искусстве рабовладельческого Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко еще к искусству  доклассовому и закрепленных затем  в образцах^ ставших каноническими. К таким пережиткам относится изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой), изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперения птиц в виде отдельных перьев), сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (так, птица изображается в профиль, а хвост сверху; в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль). Пережитком искусства и религиозных представлений доклассового общества явилось сохранение в искусстве рабовладельческого Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен. Целый ряд художественных принципов, возникших и сложившихся уже в раннеклассовом обществе Египта, в свою очередь стали каноническими для последующих периодов.

Создание канонов означало сложение строгой и разработанной  системы художественных взглядов.

 
Древний Египет.

Необходимость следовать  канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Хотя они до нас не дошли, мы знаем о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Элфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Сохранились деревянные доски, на которых по разграфленному сеткой фону нанесены рисунки отдельных фигур, которые художниками соответственно переносились на разграфленные более крупными клетками поверхности стен. Следы таких сеток на стенах также сохранились. Удалось установить, что в Древнем царстве стоящая человеческая фигура делилась на шесть клеток, в Среднем и Новом царстве — на восемь, в Саисское время — на двадцать шесть, причем строго определенное количество клеток отводилось на каждую часть тела. Соответственные канонические образцы существовали и для фигур зверей, птиц и пр.

Однако каноны в то же время сковывали творчество художников, а позднее играли уже только консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.

Не следует все же думать, что египетское искусство было полностью  сковано канонами в течение своего многовекового существования или  что личность египетского художника  не играла никакой роли в развитии искусства. Египетское искусство, как и искусство каждого народа, развивалось и изменялось в Зависимости от конкретных изменений исторических условий, отражая и новые требования, выдвигавшиеся в связи с этими изменениями, и борьбу различных социальных слоев, и то значение, которое имели местные художественные школы и отдельные мастера, сумевшие проявить свою творческую силу даже в пределах канонических рамок. Памятники сохранили нам много имен творцов египетского искусства. Из автобиографий наиболее выдающихся мастеров видно, что они и сами сознавали свое значение в развитии искусства их страны. Так, в надписи знаменитого зодчего 16 в. до н.э. Инени, высеченной по его приказанию в Карнакском храме, мы читаем: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за мое знание в грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил».

Хотя египетское искусство  сложилось в первом в истории  человечества классовом обществе и  отражало идеи господствовавшего класса, в нем постоянно отражалась народная мифология, созданные народом поэтические  и художественные образы; реалистические тенденции египетского искусства, выразившиеся в интересе к живому человеку и к подробному изображению  жизни египетского народа и определившие жизненно правдивые черты художественного  творчества, имели глубокую народную основу и в силу этого приносили  особенно значительные плоды в те периоды, когда усиливалась общественная роль широких масс.

Тест.

Укажите памятники искусства  Древнего Египта

1)Пирамида Хеопса

3)Большой сфинкс в Гизе

4)Пирамида Джосера


Информация о работе Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта