Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:51, доклад
Среди замечательных архитектурных ансамблей, построенных под Москвой в конце XVIII — начале XIX века, одно из первых мест по праву занимает Архангельское.
В Архангельском в процессе строительства и украшения усадьбы — работы, которая продолжалась почти 50 лет,— выросла целая плеяда крепостных художников, архитекторов, лепщиков, краснодеревцев, хрустальщиков — настоящая художественная школа. Основную роль в ней играло «живописное заведение», откуда вышло несколько десятков крепостных живописцев.
Коллекция парковой скульптуры в Архангельском, выполненная в XVIII—начале XIX века, насчитывает около 200 вещей и является уникальным собранием, равного которому трудно найти в нашей стране.
Скульптура на редкость многообразна. Здесь и мастерски исполненные копии широко известных античных памятников, и декоративные садовые фигуры середины XVIII века, где хорошо заметно влияние барочных традиций, и строгие по композиции, часто обобщенно трактованные скульптуры эпохи классицизма.
Не совсем верно широко распространенное мнение о том, что парковая скульптура в Архангельском сделана в основном итальянскими мастерами, Многие скульптуры, действительно, сделаны итальянцами-мраморщиками; они сделаны в России из мрамора, который князь Н. Б. Юсупов специально заказывал и привозил из Каррары. Подобную скульптуру делали известные в то время итальянские мастера С. П. Кампиони и братья Трискорни, большую часть жизни прожившие в России. Менее известным мастером был итальянец Карл Сильвестр Пенно, который, судя по документам, в течение многих лет выполнял заказы Н. Б. Юсупова.
Монументально-декоративная скульптура в Архангельском является неотъемлемой частью. ансамбля, органически связана с ним.
Среди немногочисленной бронзовой скульптуры нужно упомянуть модель памятника К. Минину и Д. Пожарскому, исполненную по оригиналу И. П. Мартоса.
Кроме скульптуры парк украшают беседки, павильоны, памятные колонны. Сейчас с террас почти не видны скрытые разросшимися деревьями две наиболее старые постройки, оставшиеся еще со времен Голицына. Это малый дворец «Каприз» и центральная часть бывшей «Библиотеки»—павильон «Чайный домик», получивший такое название в XIX веке. После пожара 1829 года, когда сгорели деревянные крылья этого павильона, фасад его был заново отделан архитектором В. Г. Дрегаловым.
Достойным обрамлением дворцового комплекса является парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».
В 1901 году архитектором П. В. Харко был проведён ремонт и реставрация отдельных помещений главного усадебного дома. В 1919 году усадьба была превращена в историко-художественный музей. Позднее, в 1934—1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), несколько изменившие вид на долину Москвы-реки.
В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на ее территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзага и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе.
Ведутся реставрационные работы в Большом дворце и Театре Гонзага. Отреставрированные парадные залы дворца (Вестибюль, Аванзал, Овальный зал) будут открыты для экскурсионного посещения с 30 апреля 2009 года, а Театр Гонзага — с 10 июня 2009 года. Для осмотра также открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, экспозиция живописи западноевропейских художников XVIII в. в «Колоннаде», в «Конторском флигеле» готовится к открытию выставка, посвященная юсуповскому фарфору, на которой будут представлены экспонаты из 11 ведущих музеев России (открытие 30 апреля 2009 г.), выставки современных художников в «Кладовой над оврагом» и Нижнем зале «Колоннады».
В усадьбе периодически проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз».
Информация о работе Архитектурные памятники музея-усадьбы Архангельское