Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:40, реферат
Понятие архитектуры и архитектурного стиля
Архитектура Древнего Египта
Античная архитектура
Византия
Романский стиль
Готический стиль
Архитектура Ренессанса (Возрождение)
Барокко
Классицизм
Неоклассицизм
Романтизм
Рококо
Модерн
Постмодерн
Ампир
Английский стиль
Викторианский стиль
Функционализм
Чиппендейль
Кантри
Эклектика
Японский стиль (Сёин)
Конструктивизм
Деконструктивизм
Хай-тек
Министерство сельского
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная
Реферат по дисциплине «Культурология»
на тему
«Архитектурные стили и направления».
Выполнила студентка
3 курса 3 группы факультета ВБФ
Чепарева Ярослава.
Проверила доцент кафедры философии и
социально-гуманитарных наук,
Пепелина Н.И.
2012-2013 учебный год
План
Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры
Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурных композиций) формируют архитектурный стиль.
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных, исторических и культурных факторов.
Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. В теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало как раз понятие стиля.
Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Его понимают как пространственную (территориальную) и как временнyю характеристику архитектурного языка.
Стиль называется
„чистым“, если все элементы в неизменном
виде и должном соотношении
Древний Египет
Древние египтяне верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в «пирамиду», то дух тела Ка, вернувшись из страны мёртвых, навестив потомков, узнает «себя» и войдёт в своё тело. Поэтому, дошедшие до нас памятники, - это храмы, дворцы и гробницы, то есть монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.
Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной «египетской» позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.
В постройках встречается три типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки).
Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств «в сторону человека».
Погребальные
сцены сменили изображения
Античность
Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.
Основываясь на мифологии, олицетворявшие силы природы, греческое искусство являлось довольно реалистичным.
Возникновение геометрии, как науки, позволило осознать пропорции, как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было «изобретение»
ордера1.
Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они «изобрели» арочно-ордерную ячейку. Римляне также экспериментировали с такой красивой формой, как купол.
Архитектура Древней Греции
Ранний период развития античной архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура.
Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму микенского периода, строительный материал остался все тот же - дерево и глина.
Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два направления в архитектуре: дорическое и ионийское.
Дорическая
архитектура отличалось стремлением
к монументальности, серьезности, «мужественности»,
совершенству пропорций. Дорический стиль
архитектуры сформировался
Ионический стиль архитектуры, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий.
«Дорическое» и «ионийское» - не географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. архитектура быстро развивалась в рамках нескольких характерных стилей.
Оба стиля с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет античной архитектуры в Греции приходится на вторую половину V в.до н. э.
Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, вероятно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался к низу, дорическая колонна — к верху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными.
В истории строительства трех последовательно сменявших один другой храмов Геры в Олимпии можно проследить все перемены в архитектурных стилях греков: так, старейшая из этих построек колоннады еще не имеет.
В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э. встречаемся со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая — мужская часть служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая — женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов. Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон.
Первоочередной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов. Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом.
Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы.
Храмы обычно
были сгруппированы на огороженной
территории, куда вели монументальные
входные ворота. Комплекс этих зданий
постепенно дополнялся все большим
количеством скульптур и
Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города. К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение архитектуры, которое во время Перикла возводили виднейшие мастера.
Акрополь стал композиционным центром города. Его характерная черта — свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами.
Наследником культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э.
Архитектура Древнего Рима
Однако Рим, прошедший за восемь столетий (с VIII по I в. до н. э.) путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.
Еще в эпоху
существования Римской
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.
Начало древнеримского
искусства относится к периоду
республики (конец VI — середина I в.
до н. э.). Оно достигло расцвета в
период образования мировой
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.
Официальным
направлением в искусстве стал «августовский
классицизм», оказавший огромное влияние
на последующее развитие западно-европейского
искусства. Римские художники
Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство. По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным».
Город поражал современников необозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания, колошше портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.
Император Нерон решил придать Риму новый облик. Он смотрел на Рим, как на свое личное владение, в котором центром должен был стать его дом. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг его - знаменитый Золотой дом.
Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон — «храм всех богов» — стоит и сейчас в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье.
Великая империя идет к концу, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия окончательно изжила себя. После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.