Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:20, реферат
Августин Блаженный (лат. Augustinus Sanctus, полное имя Аврелий Августин) (13 ноября 354, Тагаст, Нумидия — 28 августа 430, Гиппон, близ Карфагена) — философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов церкви, основатель августинизма. Оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»).
Введение……………………………………………………………………2
Жизнь Августина Аврелия. Духовные искания и обращение в христианство………………………………………………………………..2
Богословские взгляды и творения Блаженного Августина……………...5
Заключение. Значение Августина Блаженного и его трудов………………………………………………………………………..8
Список используемой литературы……………………………...................9
Содержание:
Введение
Августин Блаженный (лат. Augustinus Sanctus, полное имя Аврелий Августин) (13 ноября 354, Тагаст, Нумидия — 28 августа 430, Гиппон, близ Карфагена) — философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов церкви, основатель августинизма. Оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»).
Сила его интеллекта и жажда самоотверженного познания истины не перестает вызывать уважение теологов всех конфессий. Личность Августина чрезвычайно привлекательна своей искренностью, глубиной и живостью ума, а конкретность и непосредственность его интересов (в отличие от восточных отцов, столь часто витавших в сферах непостижимого и отвлеченного) делают блаженного Августина не просто интересным, но и очень близким нам человеком.
Жизнь Августина Аврелия. Духовные искания и обращение в христианство
Августин происходил из небогатой семьи римского гражданина Патриция, бывшего мелким землевладельцем и Св. Моники, ревностной христианки, настойчивость которой, в конце концов и привела мужа-язычника к принятию крещения незадолго до его смерти. Августин еще в детстве усвоил некоторые религиозные представления, однако родители были озабочены главным образом его будущей светской карьерой и приложили все силы к тому, чтобы обеспечить ему гуманитарное образование, открывавшее путь к карьере учителя, юриста или правительственного чиновника.
В отрочестве Августин не обнаруживал склонности к греческому языку, глубоких познаний в котором он так и не приобрел, однако был покорен латинской литературой и вскоре выказал значительные успехи в риторике и публичном красноречии. По окончании начальной школы в Тагасте его отправили учиться в Мадавру, ближайший культурный центр, а затем в Карфаген.
На личность и жизнь блаженного Августина оказала непосредственное влияние среда, в которой он рос, культурно-социальная атмосфера североафриканских городов. По свидетельству современников, жизнь в Карфагене и окружавших его городах отличалась ярко выраженным космополитизмом, сегодня мы назвали бы это явление мультикультурализмом. Наряду с римским язычеством и созданной им культурой, там широко была представлена греческая культура и философия (не случайно отсюда берет начало увлечение Августина неоплатонизмом).
В молодости Августин был настроен самым светским образом и учась в Мадавре и Карфагене весь отдавался вихрю наслаждений. К восемнадцати годам он обзавелся конкубиной и стал отцом мальчика, которому дал имя Адеодат. Общество того времени не осуждало подобных связей (конкубинатов), и Августин оставался верен этой женщине на протяжении последующих двенадцати лет. Образ жизни, который он вел в Карфагене и который впоследствии столь проникновенно осуждал с позиций христианской морали, в глазах его современников был совершенно обычен. Для самогó юного студента семейный образ жизни послужил стимулом к пробуждению интереса к философии, он задумывался и о крещении. Августин не сомневался в том, что крещение должно повлечь за собой полную перемену образа жизни, но продолжал откладывать его, мучаясь невозможностью принять окончательное решение, повторяя свою известную молитву: "Дай мне целомудрие и воздержание, но не сейчас".
Страстное стремление к постижению мудрости охватило его, когда он на девятнадцатом году жизни прочел «Hortensius» Цицерона. Это побудило его обратиться к чтению Библии, однако Библия показалась ему невразумительной. Августин обращается к манихейству. В то же время Августин начал преподавать риторику – сначала в Тагасте, а затем в Карфагене.
В Исповеди Августин подробно останавливается на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения, рассказывая, что манихейский дуализм привлек его тем, что все зло объяснялось в нем причастностью к материи, «темному» началу, противоположному и противоборствующему началу духовному, «свету», вследствие чего ответственность за грехи возлагалась не столько на волю человека, сколько на его тело. Однако в ходе своих собственных занятий Августин пришел к пониманию того, насколько бездоказательны были некоторые утверждения самих манихеев; и когда их духовный вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы, он утратил доверие к манихейству.
По прошествии некоторого времени, Августин получает должность преподавателя риторики в Медиолане (современный Милан). Он погружается в изучение скептицизма, а затем открывает для себя и философию неоплатонизма. Неоплатонизм формирует Августину Аврелию первые представления о Боге как о нематериальном трансцендентном Бытии и понимание зла как «убывания» бытия.
Здесь же в Медиолане Августин знакомится с великим богословом и святителем Амвросием и слушает его проповеди, что возвращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 году.
Удивительно
и ещё одно событие, которому Католическая
церковь посвятила особый праздник (3 мая).
По преданию, однажды в саду Августин услышал
голос ребёнка, побудивший его наугад
развернуть послания апостола Павла, где
ему попалось Послание к Римлянам.
Это обстоятельство произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принимает крещение от руки Амвросия Медиоланского.
Время, в которое жил и творил блаженный Августин, было переломным. Это распад римской империи и переход от старого, умиравшего, но еще не сдававшегося языческого общества, к новому, христианскому. Каким оно должно стать, — этот вопрос, несомненно, задавали себе тысячи христиан той эпохи, и скорее всего, большинство из них терялось в недоумениях. Нужна была личность, харизматический лидер и, не в последнюю очередь, интеллектуальный гений, который мог бы совершить этот назревший переход, и Западная Церковь его давно ждала. Святитель Амвросий Медиоланский и крещенный им Августин совершили этот долгожданный переход. Как отмечает шведский историк Церкви Бенгт Хенгглунд, Августин «осуществляет синтез античного философского наследия и христианства, но в то же время вносит в христианскую культуру нечто новое и своеобразное как отпечаток его личности».
Вскоре после крещения Августина умирает его мать блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. Ее последняя беседа с сыном, проникнутая духом радости, замечательно переданным в Исповеди, задает возвышенно-безмятежной тон, в котором Августин завершает свою автобиографию. После этого осенью 388 года новопросвещенный Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует всё свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь. Слава Августина как ученого богослова и подвижника распространяется по всей Африке, и в 391 году община города Гиппона, где он был со случайным визитом, настояла на его рукоположении в пресвитерский сан.
В Гиппоне новый пресвитер занимается учительством и проповедью, помогая престарелому епископу Валерию. Во время своего пресвитерства Августин основывает первый в Нумидии монастырь. Также он занимается толкованием Священного Писания и полемикой с манихеями. В 395 году епископ Валерий делает Августина своим викарием, а в следующем году, после смерти Валерия, Августин возводится на Гиппонскую кафедру и остается на ней в течение 35 лет, до самой своей смерти. Годы епископского служения становятся для святителя Августина временем написания огромного количества работ догматического, экзегетического, апологетического и пастырского характера, им было произнесено множество проповедей.
Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.
Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.
Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской Православной Церковью — 15 июня по старому стилю.
Богословские взгляды и творения Блаженного Августина.
Многоплановое наследие Августина, одно из самых значительных в истории патристики (ок. 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей, частью весьма обширных), сравнительно хорошо сохранилось.
В творчестве Августина можно выделить три основных периода.
Для первого
периода (386-395) характерны влияние античной
(преимущественно неоплатонической) догматики,
отвлеченная рассудочность и высокий
статус рационального: философские «диалоги»
(«Против академиков», «О порядке», «Монологи»,
«О свободном решении»), цикл антиманихейских
трактатов.
Второй период (395-410) отмечен преобладанием
экзегетической и религиозно-церковной
проблематики: «О книге Бытия», цикл толкований
к посланиям апостола Павла, ряд моральных
трактатов и «Исповедь», подводящая первые
итоги духовного развития Августина; антиманихейские
трактаты уступают место антидонатистским.
В третий период (410-430) его занимают в первую очередь вопросы сотворения мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и во многом итоговое сочинение «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах». Некоторые важнейшие трактаты писались с перерывами многие годы: «О христианской науке» (396-426), «О Троице» (399-419).
Он создал религиозно-философскую систему, в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса. Находился под влиянием идей Платона.
Августин Блаженный категорически отрицает наличие материала для сотворения мира, т.к. это ограничивает всемогущество Бога.
Проблема времени рассматривается через творение. Бог пребывает вне времени (в вечности, в постоянном настоящем). Деление времени на прошлое, настоящее и будущее — свойственно человеку (т.е. это человеческое понятие). Августин Блаженный обратил внимание на субъективное время.
Соотношение добра и зла Августин Блаженный рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, не автономно, зло — это отсутствие добра, также как тишина — это отсутствие звука). Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире. Теодицея — оправдание Бога. Теодицея Августина Блаженного — это христианский оптимизм. В своей моральной доктрине Августин Блаженный исходил из признания зла, которым наполнен мир. В наличии зла повинен человек, т.к. он не смог распорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека — жизнь по Богу.
Учение Августина Блаженного о душе.
Августин Блаженный определяет человеческую душу как созданную Богом, разумную и бесконечную. Главные свойства души — мысль, память и воля. Она хранит в себе все предшествующие события и управляет телом. Главные действия души определяются не разумом, а волей. Поэтому поиск истины возможен только при наличии твердой воли, основанной на вере — «верь, чтобы понимать».
Социально — исторические взгляды Августина Блаженного.
Имущественное неравенство людей — это необходимое явление, которое явилось следствием первородного греха. Бедность одних и богатство других — проявление божественной воли, а не личных качеств человека. Но в силу того, что род человека произошел от одного прародителя — перед Богом все равны. Историческое развитие по Августину — движение от «Града человеческого» к «Граду Божьему». Данными понятиями символически названы два сообщества людей, которые живут по разным моральным принципам. «Град земной» — это себялюбие, презрение к Богу, желание жить во плоти. «Град Божий» живет «по духу», т.е. следуя Божественным заповедям. В целом исторический процесс выражает волю Бога как заранее предусмотренного плана (провиденциализм). Человеческая история завершается вторым пришествием Христа и Страшным судом (отделение праведников от грешников). Взгляды Августина Блаженного на историю носит эсхатологический характер (эсхатология — наука о Конце света).
Основные произведения Августина Блаженного — «Исповедь», «О Граде Божьем».
«Исповедь» это автобиографическая повесть, состоящая из тринадцати книг. История взросления, становления, эволюции человеческой души, обуреваемой страстями и соблазнами. В первых девяти книгах Августин рассказывает о своей жизни до обращения; в 10–й, добавленной потом, о себе же после обращения; 11–13 посвящены толкованию первой главы «Бытия». Блаженный Августин писал «Исповедь» между 397 и 400 гг., будучи уже епископом в Гиппоне.
В «Исповеди» соединились две особенности, казалось бы, исключающие одна другую: ярчайшая индивидуальность автора и поразительная всеобщность его произведения.
Написанная в постоянном соприкосновении двух планов, временного и вечного, «Исповедь» победила время; трудно найти в мировой литературе произведение такой неувядаемой жизненной силы.
«О Граде Божием» один из основных трудов Августина Аврелия, в котором он представил развёрнутую концепцию философии истории. Эта попытка осмысления философии сквозь историю была проведена впервые.
Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. Град Божий это любовь к Богу, через презрение к себе. Град Земной – любовь к себе, через презрение к Богу. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждый человек определяет сам, к какому Граду он принадлежит, либо жизнью по законам Бога - к Божьему Граду, либо греховной жизнью - к Земному Граду. Но Бог всеведущ, и знает наперед о выборе каждого, поэтому можно говорить о предопределении того или иного человека. Впоследствии учение Августина о предопределении, видимо, ложно понятое в том смысле, что Бог определяет человека без его воли к тому или иному Граду, положило начало важному направлению христианского богословия (в частности, предопределение играет важнейшую роль в кальвинизме). Символом града Божия для Блаженного Августина был Иерусалим и Церковь Христова. Граду Земному, по Аврелию, соответствовал Рим, с его оргиями, насилием, убийствами, вакханалиями и полнейшим отсутствием морали.