Библейская живопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:51, практическая работа

Описание работы

Иван Николаевич Крамской— русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней.
несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

Файлы: 1 файл

живопись.docx

— 127.49 Кб (Скачать файл)

Иван Николаевич Крамской— русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

«Христос в пустыне». 1872 г. 180 х 210, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва. На картине мы видим человек. Он в безлюдном месте. Человек измучен. Одет он в накидку. Худые руки и ноги. Вокруг него много камней. Ощущение 
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Евангелие от Матфея 4:1-2

Картина "Христос  в пустыне" решена И. Крамским в  холодной цветовой гамме, передающей тона света, когда сквозь предутреннюю мглу начинают мерцать оживающие краски дня. Этот час на исходе ночи соответствует  тексту Евангелия и вместе с тем, как отмечала прогрессивная критика, символизирует начало новой жизни  человека. Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что  кажется, будто сюда не ступала еще  нога ни одного человека. Но благодаря  тому, что линия горизонта делит  плоскость холста почти пополам, фигура Христа одновременно и господствует в пространстве полотна, и, несмотря на одиночество, находится в гармонии с суровым миром картины.

Одеяние Христа написано И. Крамским сдержанно, вполсилы, чтобы еще больше выделить лицо и руки, более нужные для психологической убедительности образа. В этом произведении нет  действия, но зримо показана жизнь  духа, работа мысли. Ноги Христа изранены об острые камни, фигура согбенна, руки мучительно стиснуты, над склоненной головой не замечаемое им течет и  течет время. А между тем изможденное  лицо Христа передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную  силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем  к Голгофе.

Таким образом, изображая  евангельский сюжет, воплотил в картине  свой раздумья о выборе истинного  человеческого жизненного пути в  безнравственном обществе, о тяжести, но и необходимости следования велениям совести и любви.

 

«Хохот» (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е гг. 73 х 501, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 
«А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его». Евангелие от Марка 15:16-20.

«Молитва Моисея после перехода израильтян через  Чермное море». 1861 г. 142,6 x 105,7 холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 

 

 

 

«Адам и  Ева с детьми под деревом» 1803 г. 161 х 208, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Сретение Господне» Вторая половина 1800-х г. Пресованный картон, масло 50,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Крещение Спасителя» Вторая половина 1800-х г. Пресованный картон, масло 50,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Преображение» Между 1807 и 1809 гг. Пресованный картон, масло 83,5 х 155,5 Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.


 

 

 

«Христос и грешница (Кто из вас без греха?)» 1886-1887 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 
«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Евангелие от Иоанна 8:3-11 
Комментарий В.Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями».

«Воскрешение дочери Иаира» 1871 
«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти…, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть». Евангелие от Луки 8:41-42, 49-55.

«И был там» 1890-1900-е гг. 26,3 х 31,2 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 
«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Евангелие от Матфея 2:14-15 
Комментарий В.Д. Поленова: «На первом плане Иосиф с египтянином исполняют работу (стругают бревно); вблизи под навесом у стены, сидящая Мария, рядом колыбель младенца. Сцена происходит, по-видимому, во дворе египтянина, дом которого виден невдалеке».

«Привели детей» 1900 г. холст, масло. 
«Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Евангелие от Луки 18:15-17 
Комментарий В.Д. Поленова: «Небольшой домик в Иудее; Иисус сидит у стены дома; перед Ним ученики и родители с детьми; последних привели к Иисусу с просьбой возложить руки; Иисус ласкает стоящего перед Ним ребенка».

 

«Христос у Марии  и Марфы» 1886 г., холст, масло. 
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Евангелие от Луки 10:38-42

«Грешница» 1873 г. 250 х 499 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу»

На картине мы видим людей. Половина из них полуобнаженные. Рядом с ними лежит одежда в мешках, некоторые на ней сидят. Они собрались около реки. Стоящий мужчина в накидке возможно к чему-то призывает. В руках у него крест. Все люди смотрят на человека спускающегося с горы. Взгляд у них неуверенный. Так же с горы спускаются люди. На переднем плане двое мужчин выходят из воды.

икона очень отличается от картины. Картиной мы любуемся, а икона предназначена  для проникновения в иной, духовный мир. Особое место в иконе занимают жесты и цвета, их очень важно  знать.

Рублев Андрей ( около 1360 - 1370 - 1427 ), русский живописец, создатель московской школы живописи. Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней.

На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил  ветхозаветную Троицу — явление  Аврааму Бога в виде трех ангелов.  уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии с миром

Вокруг престола с чашей  сидят три задумчивых ангела, которые  образуют собой как бы замкнутый  круг — символ вечности, света и  любви. Ангелы в одеяниях густого  теплого тона, склоняя с бесконечной  грацией убранные высокими прическами головы, с какой-то спокойно-строгой  задумчивостью устремили глаза  в тихую вечность. В иконе нет  ни движения, ни действия — это триединое  и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и  видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от многих повреждений, краски ее до сих пор словно излучают свет, пронизывающий все ее детали. Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и зацветающий лен, и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи. [2;51] 
Таким образом, духовное богатство наследия Андрея Рублева неисчерпаемо. Ученые еще долго будут изучать жизнь Андрея Рублева, его творческую манеру. «Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.

 

Итак, несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших  днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

 

 


Информация о работе Библейская живопись