Министерство образования
и науки РФ
Исторический факультет
Кафедра отечественной
истории
Направление «История»
Борисоглебский Новоторжский
монастырь
Научный руководитель:
кандидат исторических
наук
кафедры отечественной
истории
Оглавление
Введение
Русская культура – это многогранное
явление. Большую роль в формировании
духовности и в культурном развитии русского
народа сыграли монастыри.
Монастыри издревле строились
на особых местах, помогающих найти просветление
или связанных с важными событиями. Также
кроме своей прямой функции божьей обители
многие монастыри служили стратегическими
объектами, защищавшими подходы к кремлю.
В этом случае монастырь располагался
недалеко от какого-нибудь пути сообщения
на возвышенном, пригодном для обороны
месте.
История не всегда благоприятствовала
сохранению многогранного творческого
наследия русского народа. Жестокие войны,
пренебрежение судьбою творений великих
и безымянных зодчих приводили к невосполнимой
утрате памятников. Однако трудом многих
людей огромная часть исторического наследия
России сохранена и возвращена к жизни,
составляя весомую часть туристических
и экскурсионных маршрутов по российским
просторам.
Повышенный интерес к духовным
ценностям стал проявляться в 80-х гг прошлого
века в связи с «перестройкой» общественного
сознания, которая продолжается до сих
пор. Восстанавливаются святыни, возвращаются
в страну церковные ценности. В частности,
это затронуло и Борисоглебский Новоторжский
мужской монастырь. Трудами людей и государства
он медленно начинает возрождаться в первоначальный
образ.
Историографическая база представлена
достаточно широко, но она имеет в основном
ознакомительно-путеводительный характер.
Одним из таких путеводителей
является труд О.Д.Балдиной. В работе «От
Валдая до Старицы»1 она рассказывает о трех старинных
русских населенных пунктах Валдае, Торжке
и Старице. Автор в одном из разделов затрагивает
историю Борисоглебского Новоторжского
монастыря.
Другой труд такой же направленности
принадлежит А.А.Суслову и А.А.Фомину под
названием «Торжок и его окрестности»2, в котором авторы повествуют
о памятных местах этого древнего города.
Один из разделов посвящен Борисоглебскому
Новоторжскому мужскому монастырю. Эта
книга дополнена иллюстрациями и схемами.
Однако эти работы не имеют
какой-либо научной ценности, а носят лишь
просветительный характер.
По-настоящему научную достоверность
имеет труд Н.А.Лопатиной, опубликованный
в «Краеведческом альманахе» № 4 под названием
«Материалы по истории Новоторжского
Борисоглебского монастыря»3 в 2004г. Автор затрагивает историю
монастыря, его создателей, архитектурные
строения, современное состояние. Работа
подкреплена иллюстрациями и схемами.
Можно сделать вывод о том, что
тема недостаточно изучена, так как большая
часть этих работ имеет лишь просветительный
характер в качестве путеводителей.
Цель данного реферата: выявление
культурной ценности Борисоглебского
Новоторжского мужского монастыря.
Для достижения данной цели
необходимо решить следующие задачи:
- Изучить историю возникновения
и развития монастыря;
- Охарактеризовать строения
на территории монастыря.
Глава 1: История монастыря
Борисоглебский Новоторжский
мужской монастырь является одним из древнейших
русских монастырей. Он основан почти
одновременно с Киево-Печерской лаврой
в 1038 году боярином4 Ефремом в посаде к югу от земляного
вала. По другим источникам, Ефрем был
слугой5 Бориса и Глеба, после убийства
которых и основал монастырь. Свое название
святыня получила в честь Благоверных
князей и старого названия Торжка – Новый
Торг.
Борисоглебский монастырь со
времени своего существования перенёс
множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством
своим он претерпел неоднократные опустошения
и разорения. Трижды монастырь горел в
междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах.
В 1237 году подвергся нападению монголо-татар.
От Литвы и поляков обитель страдала дважды.
Первый раз - во времена великого князя
Александра Невского, а 1258 году, когда
литовцы захватили город Торжок, разорили
монастырь и разогнали братию. Другой
раз - в 1609 году, в царствование Василия
Шуйского. Монастырь с городом были разорены
поляками; деревянная церковь Введения
Пресвятой Богородицы была сожжена, и
в ней погибли в пламени архимандрит монастыря
Константин с братией и некоторыми людьми.
После столь многократных разорений
и опустошений Борисоглебская обитель
была приведена в такую нищету и бедность,
что в конце XIV - начале XV веков в ней не
было ни одного инока, знавшего грамоту,
достояние монастыря по описи было очень
скудным.
Далее начинается новый период
времени для обители. Появлялись новые
строения, реконструировались старые.
На территории монастыря находились духовное
управление и до 1825 года — духовное училище.
Борисоглебский монастырь был
крупным феодалом6. За монастырем было записано
2 232 души крестьян с землями и угодьями.
Кроме того, монастырь имел на Тверце три
мельницы, пожалованные грамотами царя
Михаила Федоровича, и воскобойный завод.
Грамотой царя Василия Шуйского
монастырю разрешалось брать пошлины
с провозимых по городу товаров, предоставлялось
право рыбной ловли в реке. По грамотам
царей Ивана и Петра и царевны Софьи к
Борисоглебскому монастырю были приписаны
три соседних монастыря: Семеновский,
Рождественский и Богословский. Ежегодно
монастырь получал большие пожертвования
от местного купечества. На протяжении
многих лет существовал обычай сдавать
в монастырь первого теленка молодой коровы.
Это способствовало росту монастырского
молочного стада.
При монастыре была открыта
начальная школа для детей ремесленников
и кустарей.
Процветание монастыря продолжалось
до революции 1917 года. А затем он, как и
большинство русских монастырей, разделил
судьбу своей страны. В 1925 году монастырь
закрыли и разместили тюрьму строгого
режима. Позднее был лечебно-трудовой
профилакторий для алкоголиков, а в последние
годы разместился Всероссийский историко-этнографический
музей. В 1993 году было принято решение
о совместном использовании монастыря
музеем и православной церковью. В 1995 году
пять монахов поселяются на территории
монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном
когда-то для содержания заключённых.
Первое здание архитектурного ансамбля
Борисоглебского монастыря (Введенский
зимний храм) было передано монахам лишь
в декабре 1997 года.
Глава 2:
Строения монастыря
§1. Борисоглебский собор
Первая каменная церковь во
имя Бориса и Глеба была построена еще
при основании монастыря в 1038 году и простояла
700 лет. Она была небольшой. Во время правления
Ивана Грозного в 1577 году к ней пристроили
первый предел справа во имя преподобного
Ефрема, а в 1580 году - слева во имя святого
богоотеца Иоакима и Анны7.
К середине XVIII в. древняя Борисоглебская
церковь сильно обветшала и по решению
Священного Синода в 1784 г. была разобрана8. Императрица Екатерина II выдала
разрешение и выделила деньги на постройку
нового храма.
9 июня 1785 года во время
высочайшего проезда императрицы
из Москвы в Санкт-Петербург
через Торжок она заложила
первые кирпичи в его основание.
Архитекторами были назначены Н.А.Львов
и Ф.И.Буци9.
Проектируя Борисоглебский
собор, Львов разработал тип церковного
здания, который стал господствующим на
следующем этапе развития классицизма.
Применив в соборе схему крестово-купольного
храма, Львов при этом смог добиться почти
идеальной внешней кубовидности, создав
композицию с практически равными фасадами.
Храм увенчан пятью главами.
Центральный восьмигранный купол покоится
на неравностороннем барабане. Его большие
грани прорезаны полуциркульными трехчастными
(«палладиевыми») окнами. Угловые купола
- полусферические, с круглыми окнами,
характерными для творчества Львова. Завершение
всех глав тоже типично львовское – золоченый
шар с ажурным крестом.
Храм гармонично вписывается
в ансамбль монастыря. Удачно выбрано
место – с разных сторон он воспринимается
по-новому. Собор поставлен так, что можно
обозревать сразу два фасада, создающие
эффект монументальности. Западный и восточный
фасады оформлены двухколонными портиками,
а северный и южный - шестиколонными. Благодаря
такой планировке собор величественно
смотрится со стороны города.
11 июня 1796 главный престол был
освящен во имя святых благоверных князей
Бориса и Глеба, правый придел - во имя
преподобного Ефрема, а левый придел —
во имя великомученицы Екатерины10.
§2. Теплая Введенская церковь
с колокольнею
Название свое получила во имя
введения в храм Пресвятой Богородицы.
Построена на месте древней деревянной
церкви, уничтоженной поляками в 160911. Вместе с церковью тогда погибли
настоятель Константин, 17 монахов, укрывшиеся
на колокольне, и некоторые жители Торжка.
Церковь строилась в 1620 году,
в это же время примерно и колокольня.
С этого момента до 1832 года существовала
в первоначальном виде.
Архитектурный облик Введенской
церкви представляет собой сочетание
простых форм и нарядного декора.
Кубообразная, одноглавая, бесстолпная,
с одной апсидой, она поначалу, видимо,
не была оштукатурена и имела открытый
красный цвет кирпича в сочетании с резными
белокаменными декоративными деталями.
Оконные проемы подчеркнуты муфтированными
полуколоннами и увенчаны килевидными
«очельями». Причудливая лепнина придавала
храму праздничный вид. Исследователи
полагают, что Введенская церковь принадлежит
к московской архитектурной школе XVI-XVII
вв., так называемому нарышкинскому барокко.
Храм играл значительную роль в монастырском
богослужении, ведь он был теплым при холодном
Борисоглебском соборе. Здание церкви
двухэтажное. В нижнем этаже располагались
различные кладовые и амбары, братская
трапезная с кухней, а в верхнем – церковь.
В 1833 году церковь перестроили12. Бывший алтарь обратили в пономарскую
комнату, часть церкви - в алтарь, а другую,
с трапезной, в церковь. Тогда же здание
было оштукатурено, белокаменный декор
заменили гипсовым.
В 1879 при архиепископе Антонии
усердием новоторжского купца Штаковского
на левой стороне церкви был устроен предел
во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны
и в том же году освещен13.
§3. Церковь с колокольней над
Спасскими воротами
Эта церковь заменила каменный
надвратный храм в честь Воздвиженья Креста
Господня с приделами св. Иоанна Богослова
и св. Николая чудотворца постройки 1684
г.
Надвратная Спасская церковь
строилась по проекту Н. А. Львова, но уже
после его смерти, с 1804-1811 гг., под наблюдением
городского архитектора Торжка Ф. Ананьина
на средства монастыря и доброхотных дателей14.
Эта церковь представляет собой
соединение принципов классицизма и многоярусности,
свойственной русскому деревянному зодчеству.
Первый ярус - парадный арочный вход в
монастырский двор — Святые врата, через
которые проходили торжественные процессии
и крестные ходы. Слева от парадного входа
- небольшие ворота для прихожан. Следующий
ярус - церковь, построенная в стиле классицизма.
Колокольня имеет 3 яруса. Самый большой
колокол весил 500 пудов15.
§4. Прочие строения
Настоятельский корпус в два
этажа построен в 1717 году16. Корпус братских келий, совершенно
отдельный, каменный, двухэтажный, построен
в 1818 — 1819 годах. Они имеют второе название
«зимние». По углам ограды находились
две каменные башни. В одной из башен помещались
архив и библиотека, а в другой — предметы
хозяйства. В 1811 году около колокольни
построен двухэтажный флигель для приходящих
странников и молящихся17.
Монастырь всегда был окружен
деревянной оградой. Каменные стены начали
строить только в 1734 при архимандрите
Илларионе, закончили первый этап строительства
в 1747 при архимандрите Адриане, и совершенно
достроели в 1803 при архимандрите Никаноре18. Имеет длину 437метров.
Заключение
Борисоглебский Новоторжский
мужской монастырь является древнейшим
на территории Тверской области. Он стоит
на холме в самом центре города и лежит
ныне в разрухе, хотя и в таком состоянии
читается былое его величие. Этим монастырь
и привлекает туристов. Но для дальнейшего
развития туристического потенциала города,
необходимы реконструкция и реставрация
обители.
Борисоглебский монастырь для
Торжка замещает Кремль. Так было всегда,
несмотря на наличие в прошлом помимо
него настоящей городской крепости. Но
крепость стояла невыигрышно, в то время
как монастырь над городом царил.
Постройки на территории монастыря
величественные и древние. Введенская
церковь - самое старое здание в городе
Торжке. Эти стены видели и славу монастыря
и города, и разруху, царившую в стране.
Монастырь нуждается в поддержке
и реставрации, дабы сохранить его для
будущих поколений и способствовать дальнейшему
процветанию культурной жизни города.
Список литературы:
- Балдина О.Д., От Валдая до Старицы, М.: Искусство, 1968.
- Лопатина Н.А. Краеведческий
альманах № 4: Материалы по истории Новоторжского
Борисоглебского монастыря. Тверь, 2004.
- Суслов А. А., Фомин А. А., Торжок
и его окрестности. М., 1983
1 Балдина О.Д., От Валдая до Старицы,
М.: Искусство, 1968.
2 Суслов А. А., Фомин А. А., Торжок
и его окрестности. М., 1983