Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 11:34, контрольная работа
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Прибыль или человек - основная дилемма будущего человечества . ……...5
2. Перспективы технотронной цивилизации……………………………………8
3. Проблемы развития искусства и его значение для совершенствования человека…………………………………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованной литературы …………………………………………..28
Генная технология имела целью «обогатить биосферу новыми полезными видами и послужить принципиально новым экономичным и экологичным инструментом в производстве продуктов питания и даже небиологических изданий», а в перспективе «усовершенствовать биологию самого человека».
Отмеченные технологии в корне отличаются от прежних способов производства. Связано это прежде всего с тем, что современные технологии нацелены на коренное изменение базовых условий существования человечества. Подобных аналогов не знает история. Овладение огнем, металлом, письменностью, порохом, электричеством, связью, воздухоплаванием и многое другое имело колоссальные последствия, но все, же не затрагивало, ни природные возможности интеллекта, ни генетических основ жизни, ни ареала ее распространения.
Со второй половины XX века возникла совершенно новая ситуация. Отныне для науки и техники в земном мире нет недосягаемого, нет недоступного. Но радости это пока не вызывает. Даже если полностью исключить появление новых «атомщиков», сознательно служащих идее уничтожения людей, где все же гарантия от научно-технических «сюрпризов» образца 1945 г. НТР резко сократила сроки от изобретения до внедрения. Но ведь этот срок необходим. Необходим для тщательной проверки новшества, для исключения нежелательных последствий. Ныне же имеем массу примеров внедренческой поспешности, когда появляются лекарства-убийцы, опасные для здоровья и жизни продукты, строительные материалы и т.п. Было бы полбеды, если бы за этим стояло лишь тщеславие изобретателей. С ним легко справиться. Однако за негуманностью современного производства стоят гораздо более серьезные факторы - политическая интрига, конкурентная борьба, деловая расчетливость - то, что в современной морали ставится неизмеримо выше любых нравственных принципов. Надо совершенно ясно понимать, что пока заказ науке определяет финансово-промышленная олигархия, наука будет «дарить» человечеству новых и новых «малышей» и «толстяков». Секретное название первых в истории человечества атомных бомб. «Толстяком» именовалась атомная бомба, впервые взорванная 16 июня 1945 г. на американском ядерном полигоне в Аламагордо. Аналог ее был сброшен на японский город Нагасаки. Атомная бомба, носившая кодовое название «малыш», сброшена на Хиросиму. В секретном донесении военного министерства США президенту об их изготовлении первые ядерные бомбы именовались «подарками».
Сегодня наиболее чувствительным последствием НТР и связанной с ней промышленной экспансии являются экологические проблемы, проще сказать - разрушение естественной среды обитания человека. На протяжении всей истории своего существования общество создает свой собственный мир, взаимодействующий с миром природы. Технология – это инструмент создания искусственного мира, она неизбежно оказывает экологическое давление на естественную среду обитания. Опасным это давление становится тогда, когда превышает восстановительные возможности природы. Если с этой точки зрения дать обобщенную оценку научно-технических достижений XX века, то можно сказать одно: в массе своей они крайне опасны, так как значительно превышают, а подчас и вовсе не учитывают восстановительные возможности природы.
Наиболее очевидно данное обстоятельство проявляется в неудержимом поглощении современным производством и в целом современной цивилизацией (ставшей, по существу, придатком производства, его непроизводственной сферой) естественных природных ресурсов, включая весь их комплекс: воду, воздух, растительный и животный мир, полезные ископаемые. За XX век из недр планеты было извлечено гораздо больше полезных ископаемых, чем за всю историю человечества начиная с палеолита. То, чем довольствовалось человечество от своего возникновения по XIX столетие включительно, ныне извлекается из природы за 15 лет! При этом каждые 14-15 лет потребление природных ресурсов удваивается!
Важнейшее значение для существования человечества имеют энергоресурсы. На протяжении тысячелетий вплоть до конца XIX века главными источниками энергии для человека были его собственная сила и сила прирученных животных, а также сжигание легко восполнявшейся в то время древесины и органических отходов. В XX веке необходимую энергию человечество получало, сжигая практически невосполнимое минеральное сырье. В первой половине столетия интенсивно сжигался каменный уголь, во второй - нефть и газ. В настоящее время на их долю приходится 3/4 потребляемой в мире энергии. Когда-то Д.И. Менделеев, обращая внимание на высокую ценность нефти как минерального сырья, писал, что использовать ее в качестве топлива все равно, что топить печь ассигнациями. Ныне мир неистово сжигает природные ассигнации. От великой нужды? Нет!
Известно, что 70 процентов всех невозобновляемых ресурсов планеты потребляют наиболее развитые в промышленном отношении страны с населением, составляющим всего лишь 13 процентов от общей численности современного человечества. Лидируют в сжигании чужих «ассигнаций» США. Из 26 важнейших для американской промышленности минеральных продуктов 12 ввозятся из-за рубежа в объеме более 80 процентов от общего потребления, остальные - в объеме более 50 процентов.
Совершенно очевидно, что ставший эталоном цивилизации XX века американский образ жизни - фантом, утопия. Он так же недостижим большинством человечества, как недостижимо всеобщее коммунистическое благоденствие. Если бы сегодня каждый житель планеты стал потреблять столько же, сколько приходится на одного среднестатистического жителя США, месторождения важнейших минералов, многие источники природных ресурсов были бы исчерпаны моментально. Человечеству не хватило бы даже воздуха, так как хорошо известно, что только заводы и электростанции США сжигают кислорода гораздо больше, чем производят его леса и прочие зеленые насаждения этого государства. Реально практиковать американский образ жизни можно лишь за счет ограбления народов других стран или, если это невозможно, народа собственной страны.
Следует заметить, что по XIX век включительно взаимодействие искусственной и естественной сфер обитания человека носило более или менее гармоничный характер. Природа в целом справлялась с отходами человеческой жизнедеятельности, включая их в свой собственный, природный продуктообмен. В XX столетии человек впервые нарушил эту столь важную для сохранения мира гармонию. Природе отныне «предлагается» то, что она не в состоянии «переварить», по крайней мере достаточно быстро.
XX век, помимо того что он атомный, космический и компьютерный, является еще и пластмассовым. Каждый при желании может окружить себя изделиями только из пластмасс - от одежды до посуды, от мебели до стен квартиры. На пластмассы возлагаются большие надежды в связи со стремительным сокращением древесины, металлов и других природных материалов. Однако у пластмасс есть серьезный недостаток. Они могут перерабатываться только внутри производственного цикла. Природа пластмасс не производит, она их не усваивает, не перерабатывает в пригодную для питания растений неорганику. Возможности же утилизации пластмасс, как и прочих чужеродных природе отходов человечества, крайне преувеличены. Не только населенные пункты и их окрестности, но совершенно удаленные от них уголки планеты наполняются ныне «неперевариваемым» мусором. Специалисты считают, что если дело пойдет так, то уже в недалеком будущем до Луны можно будет добираться без ракеты по горе мусора, которую возводит современная цивилизация в качестве памятника самой себе.
Некогда Леонардо да Винчи в шутливой форме писал: « Ничто не останется на земле или под землей и водой, что бы не преследовалось, не перемещалось или не портилось; и то, что находилось в одной стране, перемещается в другую». Шутка оказалась пророческой: современная цивилизация все подвергает порче, а из страны в страны перемещается отравленный воздух.
Подобных сюжетов история современного человечества дает массу, и это всего за несколько десятилетий. Что делать? Как быть? Извечные вопросы возникают ныне с угрожающей остротой и безотлагательностью. Как никогда, в решении их должно принимать участие все человечество. Увы, тенденции наблюдаются иные. Многие люди, подавленные глобальностью современных проблем, вовсе не желают о них знать. Как метастазы распространяется самый примитивный, обывательский эгоизм типа «я не доживу», «на мой век хватит». Смотря какой будет век. Ведь еще 30-40 лет назад мало что предвещало нынешнюю остроту экологических проблем. Однако они появились, причем, с нарастающим ускорением. Но даже если не доживет конкретно взятый человек, доживет общество, доживут не гипотетические потомки, а дети и внуки.
Глубокие корни в современной общественной психологии пустил эгоизм «преуспевающих» людей - той части общества, которая сумела не только приспособиться к технотронной цивилизации, но жить в ней комфортно или, по крайней мере, приближаясь к комфортному состоянию. По большому счету технотронная цивилизация создана этими людьми, их прежде всего обеспечивает. Это их среда обитания, вне которой они могут лишиться не только комфорта, но и общественного положения. Это - слой сознательных и бескомпромиссных защитников технотронной цивилизации. Слой могущественный, включающий политиков, деловых людей, близкую к ним часть научной и творческой интеллигенции. Слой, который не любят и в который желают попасть. Эгоизм «преуспевающих» не только расчетлив и циничен, но и заразителен. Еще вчера человек мог с искренним возмущением критиковать пороки «преуспевающих», сегодня, оказавшись среди них, с апломбом доказывает свое право на комфортную жизнь, демонстрирует неприязнь и презрение к своим вчерашним собратьям.
Еще две тенденции в отношении к проблемам современной цивилизации взаимно пересекаются и дополняют одна другую. Первая проявляется в излишнем доверии к политическим властям: «пусть политики думают», вторая - в излишнем уповании на науку: «ученые придумают что-нибудь». В конечном счете, это означает переложение всех забот о будущем человечества на слой «преуспевающих», что вполне отвечает и их настроениям. Но не надо делать иллюзий. В таком случае человечество может оказаться без будущего.
Конечно, и среди «преуспевающих» есть альтруисты. Однако если чему и учит XX век, то это тому. Что политику, экономику, науку надо поставить под контроль человечества, и чем быстрей, тем лучше. Идея совершенно не оригинальная. После каждой катастрофы, военной, атомной или еще какой, идея контроля оживает, обретает подчас и какие-то организованные формы. После Первой мировой войны появилась Лига наций, после второй - ООН, после ядерных демонстраций США - всемирная федерация научных работников, Всемирный Совет Мира, Пагуошское движение и другие организации. Как результат их деятельности можно расценивать то, что человечество в целом последние полвека прожило в условиях неустойчивого, ненадежного, но все же мира, что определенные ограничения наложены на производство и испытания ядерного оружия.
Мир пытается реагировать и на новые проблемы своего существования, порожденные НТР, неудержимым наращиванием промышленного производства, культом потребления и тому подобным. В 1968 г. возник так называемый Римский клуб как реакция части ученых и общественных деятелей на усиливающийся экологический кризис. Основная форма деятельности клуба - подготовка докладов с анализом современных экологических и экономических проблем и предложением мер по их преодолению, моделирования тех ситуаций, которые произойдут, если меры не будут приняты. Таким образом, авторы и организаторы клуба стремятся обратить внимание широкой общественности на катастрофические последствия загрязнения окружающей среды, исчерпания природных ресурсов, неограниченного роста населения.
Доклады, подготовленные Римским клубом, обрели широкую известность на Западе, но эффективность их не велика. Авторов поспешили зачислить в ряды пессимистов, противопоставив им из среды самой же науки более оптимистическую позицию по отношению к современной культуре и цивилизации. Это теории стадий экономического роста Ростоу, единого индустриального общества Арона, постиндустриального общества Бэлла, информационной культуры Масуды, информационного общества Маклюэна, концепция «третьей волны» Тоффлера и другие, в которых НТР и ее результаты рассматриваются как главные достижения современной культуры. Новые возможности для человечества пытаются показать американские социологи Джон Нэсбит и Патриция Эбурдин. Главное в их подходе к современной цивилизации - найти в ее развитии позитивные тенденции, позволяющие человечеству сделать выбор из двух альтернатив: «апокалипсис или золотой век» в пользу последнего.
Не отрицая полезности имеющихся инициатив по решению проблем современной цивилизации, следует все же признать, что все это малоэффективно. Те, от кого реально зависит положение дел в экономике, экологии, политике и так далее, давно научились «ладить» с общественными инициативами: изображать заинтересованность, обходить и замалчивать, возбуждать встречные инициативы и мнения, сбивать с толку общественность. А время идет.
Еще в начале 70-х годов в представленных Римскому клубу докладах Дж. Форрестера «Мировая динамика» и Д. Медоуза «Пределы роста» отмечалось, что развитие человечества достигло критического предела. Предлагалось, в частности, ограничить рост капитала 1990-м годом и затем стабилизировать, сократить потребление природных ресурсов до 1/8 от уровня 1970 г., сократить загрязнение окружающей среды в четыре раза по сравнению с 1970 г. Кто к этому прислушался? Практически все страны мира, владеющие полезными ископаемыми, увеличили их добычу за последние тридцать лет. Существенно возросло потребление топливных запасов - нефти, угля, газа. Если где и происходило снижение добычи полезных ископаемых, то не по чьей-то инициативе, а по причине истощения запасов. Все эти годы непрерывно нарастало загрязнение окружающей среды.
Важнейшее условие для преодоления эгоизма сильных мира сего - это массовое осознание данного эгоизма населением планеты и неприятие его.
Надо прежде всего хорошо представлять, что действия защитников сформировавшейся в XX веке цивилизации вполне естественны. Иначе себя они не могут и не будут вести. Дело в том, что ныне всем человечеством осуществляется выбор - выбор образа и ценностей жизни, ее принципов и установок. По существу речь идет о выборе принципиально новой культуры, в корне отличающейся от той, которую человечество сформировало за тысячелетия своего существования.
Культура в полном объеме этого понятия охватывает все сферы деятельности человека - духовной и материальной - и плоды этой деятельности. Важнейший суммарный итог этой деятельности - та искусственная среда обитания, которая создана человечеством. Важнейшее назначение культуры - обеспечить гармонию между искусственной и естественной средой обитания, включая в последнюю и самого человека как часть живой природы, существо биологическое.
Все же обозримое время своего существования - от каменного века до сегодняшних дней - человечество создавало и продолжает еще по инерции создавать культуру иную: культуру насилия над природой и человеком. Потому-то и становились утопией неоднократные явления гуманизма, что они не вписывались в общекультурный процесс. Неизбежный результат такого развития – массовое лицемерие правящей элиты, прикрываемое гуманистической фразеологией.