Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:15, реферат
Несмотря на то, что уже в X в. (со времен Ольги) Русь узнала и, можно сказать, признала деятельность женщины-правительницы, в отечественной истории не было подобных примеров вплоть до XVIII в.. На протяжении многих веков русская женщина практически всегда находилась в тени мужчины. Возможно, именно по этой причине сегодня нам приходится говорить о скудности источников, которые помогли бы составить ясную картину жизни, быта и нравов женщины на Руси.
Если обратиться к восточнославянской мифологии, то уже там можно обнаружить некоторые противоречия, касающиеся женщины и отношения к ней. Так с Мокошью – единственным женским божеством в языческом пантеоне было связано не только благополучие девичьих судеб, но и плодородность земли и хороший урожай. «Мать – сыра земля» - постоянный эпитет высшего женского начала. C другой стороны, малочисленные женские образы связаны с мокрым, темным, плохим, то есть они соотнесены с проявлением негативных качеств (например русалки, завлекавшие своим пением прохожих, которые могли упасть в воду и утонуть).
I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… 3 стр.
II. БЫТ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ…………………….... 4 стр.
Положение в семье………………………………… 4 стр.
Праздники………………………………………….. 6 стр.
Одежда…………………………………………….... 7 стр.
III. РУССКИЕ ЦАРИЦЫ………………………………...... 9 стр.
Царские свадьбы…………………………………... 9 стр.
Жены Ивана Грозного…………………………... 10 стр.
Двор царицы……………………………………... 12 стр.
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….. 13 стр.
Список используемой литературы………………………. 14 стр.
Министерство сельского
Федеральное Государственное Образовательное
Учреждение Высшего Профессионального Образования
Пермская Государственная Сельскохозяйственная Академия
Им. Академика Д. Н. Прянишникова
Кафедра философия
Реферат
На тему: «БЫТ И НРАВЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН
В XVI- XVII ВЕКАХ»
по дисциплине «культурология»
Пермь - 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… 3 стр.
II. БЫТ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ…………………….... 4 стр.
III. РУССКИЕ ЦАРИЦЫ………………………………...... 9 стр.
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….. 13 стр.
Список используемой литературы………………………. 14 стр.
I. ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на то, что уже в X в. (со времен Ольги) Русь узнала и, можно сказать, признала деятельность женщины-правительницы, в отечественной истории не было подобных примеров вплоть до XVIII в.. На протяжении многих веков русская женщина практически всегда находилась в тени мужчины. Возможно, именно по этой причине сегодня нам приходится говорить о скудности источников, которые помогли бы составить ясную картину жизни, быта и нравов женщины на Руси.
Если обратиться
к восточнославянской
В отечественной
и зарубежной историографии
У большинства же наших современников нормы поведения, семейных устоев, морали в XVI-XVII вв. ассоциируется с таким понятием, как «Домострой».
«Домострой»
- это домоводство, собрание
Так как
же и чем жили русские женщины
в период затворничества и
господства правил «Домостроя»?
II. БЫТ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ
1. Положение в семье.
Дочерей отцы держали в строгости. До замужества мужчина должен был быть неизвестен девицам. Матери или няньки (в богатых семьях) обучали девочек шитью и различным домашним занятиям. Чем знатнее был род, тем больше строгости присутствовало в воспитании.
Если в крестьянском быту женщина и находилась под гнетом тяжелых работ, если на нее, как на рабочую лошадь и взваливали все, что было потруднее, то по крайней мере не держали взаперти.
В семьях же знатных девицы, погребенные в своих теремах, не смея показываться на свет, без надежды кого-нибудь полюбить, они день и ночь и всегда в молитве пребывали и лица свои умывали слезами.
Выдавая замуж девушку, не спрашивали о ее желании. Она сама не знала, за кого идет, не видела своего жениха до замужества. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться.
По законам
приличия считалось
Женщине
не предоставлялось права
Встречалось,
что муж приставлял к жене
«шпионов» из служанок и
Привыкшие к рабству, которое им суждено было влачить от пеленок и до могилы, русские женщины понятия не имели о возможности иметь другие права и верили, что они в самом деле рождены для того, чтоб мужья их били, и сами побои были признаком любви.
Иностранцы
рассказывали следующий
Женщины говорили: «Кто кого любит, тот того лупит, коли муж не бьет, значит, не любит», «Не верь коню в поле, а жене на воле». Последняя пословица показывает, что неволя считалась принадлежностью женского существа.
В домашнем
быту женщина не обладала
Редко дозволялось матери иметь влияние на детей своих, начиная с того, что знатной женщине считалось неприличным кормить грудью детей, которых поэтому отдавали кормилицам. Впоследствии мать имела над детьми надзора менее, чем няньки и дьяки, которые воспитывали господских детей под властью отца семейства.
Положение
жены всегда было хуже, если
у нее не было детей, но
оно делалось в высшей степени
ужасно, когда муж, наскучив ею,
заводил себе на стороне
Иногда жена, бойкая от природы, возражала мужу на побои бранью, часто неприличного содержания. Были примеры, когда жены отравляли своих мужей. Правда, за это их ждало суровое наказание: преступниц закапывали живыми в землю, оставляя снаружи голову, и держали в таком положении до смерти, им не давали есть и пить, и сторожа стояли при них, не допуская, чтобы кто-нибудь покормил женщину. Прохожим разрешалось бросать деньги, но эти деньги употреблялись на гроб для осужденной или на свечи для умилостивления Божьего гнева к ее грешной душе. Смертную казнь могли заменить на вечное заточение. Н.Костомаров приводит описание одного случая, когда двух женщин за отравление своих мужей держали трое суток по шею в земле, но так как они просились в монастырь, то их откопали и отдали в монастырь, приказав держать их порознь в уединении и в кандалах.
Некоторые жены мстили за себя доносами. Дело в том, что голос женщины (как и голос всякого, в том числе и холопа) принимали, когда речь шла о злоумышлении на особу царского дома или о краже царской казны.
Иностранцы
рассказывают замечательное
Из всего
вышесказанного мы можем
2. Праздники
В XVI-XVII вв. порывы всякой веселости у высших сословий были подчинены правилам церковного порядка. И во время праздников, самыми почитаемыми из которых считались Рождество и Пасха, девушкам и женщинам позволялись некоторые «вольности».
В крестьянском быту, помимо церковных, существовали и празднества, связанные с определенными сельскохозяйственными периодами.
Летом в праздники девицы и женщины водили хороводы и собирались, как правило для этого близ селений. Русские пляски были однообразны: они состояли в том, что девицы, стоя на одном месте, притопывали, вертелись, расходились и сходились, хлопали в ладоши, выворачивали спину, подпирались руками в бока, махали вокруг головы расшитым платком, двигали в разные стороны головою, подмигивали бровями. Все эти движения делались под звуки какого-нибудь одного инструмента.
В высшем
обществе пляска вообще
Любимым
препровождением праздничного
Информация о работе Быт и нравы русских женщин в XVI- XVII веках