Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

В последнее время возрос интерес к истории города - названиям улиц, площадей, запечатлевшим события прошлого, к памятникам архитектуры. Этот интерес, пробудившийся особенно в наше время, понятен: многие убедились, что прошлое определяет будущее, что без знания истории нарушается связь времен, прочность нравственной основы. Москва величайший город мира, в связи с чем появилось желание глубже узнать, какой была Москва на всем этапе своего развития, какой быт и нравы царили в ней.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Быт и нравы Москвы в различные века………………………………….5
1.1 Жилище…………………………………………………………………….5
1.2 Одежда………………………………………………………………...……8
1.3 Пища…………………………………………………………………………..11
1.4 Игры, праздники, обряды…………………………………………..13
2.Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы……………17
2.1 Быт и нравы современности………………………………………..……17
2.2 Массовая и элитарная культура…………………………………………20
2.3 Памятники культуры и архитектуры…………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Москва и москвичи(быт и нравы).docx

— 72.12 Кб (Скачать файл)

     Как же развивалась формальная культура и каковы ее достижения на сегодняшний  день? В начале 1980-х гг. сеть культурно-просветительских учреждений (клубов, кинотеатров и  т. д.) уже себя исчерпала, прежде всего  благодаря несоответствию между  числом и мощностью учреждений культуры и действительной потребностью горожан. Социологи еще при советской  власти выявили разрыв между культурными  запросами людей и структурой предложения. Залы театров, концертных залов заполнялись менее чем  на треть, тогда как эти залы строили  все более вместительными. Стеллажи библиотек были заполнены книгами, которые никто не спрашивал, и  библиотекари заполняли фальшивые  читательские формуляры, тогда как  домашние библиотеки стремительно разрастались. Дома культуры, дворцы культуры превращались в убыточные кинотеатры, концертные залы, а чаще использовались для  проведения партийных конференций  и сессий. В студиях и кружках  занималось не более двух процентов  горожан. Формальная система учреждений культуры стала дополняться неформальной, неорганизованной самодеятельностью  «тусовки». С начала 1985 г. коммерческие начала робко, а потом все быстрее  проникли в сферу досуга, сначала  «прикрытые» «щитом» ВЛКСМ. 13Начала складываться параллельная система учреждений: народные музеи, клубы по интересам, любительские объединения, центры молодежной инициативы и т. п. Между первой и второй системами не было связи, но и различия были незначительными. Освобожденные от традиционного политического контроля, но подконтрольные в финансовом отношении городские учреждения культуры сохранились, получив некоторую возможность осуществлять коммерческую деятельность, за счет чего, собственно говоря, и существуют. Коммерческую деятельность по преимуществу реализуют через сдачу в аренду своих помещений. Всевозможные культурные объединения, студии, театры, созданные в разгар Перестройки, либо рассыпались, либо сумели закрепиться при постоянных спонсорах-покровителях, либо вернулись в лоно городской системы учреждений культуры.

     В таком виде культурная жизнь существует на настоящий момент. Можно ли создать  какие-то программы, чтобы «улучшить» массовую культуру в Москве? Мы знаем, что было много попыток создать  программы по развитию культуры, особенно молодежной. Но практически всех их можно назвать неудачными. Как и раньше, существует официальная культура и параллельная ей субкультура. Возможно ли, что при решении экономических проблем, «экономическом расцвете» культура тоже расцветет? Большинство социологов, культурологов считает, что нет. Развитие культуры вовсе не зависит от каких-то денежных дотаций или успехов в экономике. Сегодняшний спад культуры вызван, скорее, не самой экономической ситуацией, а тем, что экономическая нестабильность порождает стресс и неуверенность в завтрашнем дне у большинства граждан.

     Кроме того, сегодняшнее поколение 30–40-летних было воспитано на советской культуре, а из-за коренной ломки общества прервалась связь поколений. Родители с точки зрения мировосприятия, мироощущения, культуры стоят на разных полюсах  со своими детьми. Сломался механизм передачи культуры из поколения в поколение. У сегодняшней молодежи другие жизненные  ценности и запросы, чем у молодежи семидесятых. Например, в исследовании С. А. Костюшко системы ценностей  молодежи, проведенной в 1980-е гг., было выявлено, что на первом месте  стояли такие ценности, как любовь, учеба, семья, работа, здоровье. Идентичное исследование проводилось на молодежи г. Норильска, Таймырский автономный округ  Красноярского края, в 1992 г., и было выявлено, что система ценностей  значительно изменилась. Первое место  заняло здоровье, потом шли деньги, потом любовь, семья и работа.

     Сейчас  среди молодежи прижился культ денег. Как всегда, у этого есть свои плюсы и минусы. Молодежь стала  самостоятельнее, быстрее адаптируется ко всему новому, легче входит во взрослую жизнь. С другой стороны, не имея достаточного жизненного опыта, при  развитой индустрии развлечений, нехватке карманных денег — среди молодежи растет преступность.

2.2 Массовая и элитарная культура

     Если  в доперестроечные времена и  существовало такое деление, большинство  народа об этом даже не подозревало. На специальных просмотрах партийные  бонзы могли смотреть фильмы Феллини, запрещенные советские фильмы, любые  западные фильмы, включая «клубничку»; для них была доступна подписка на все виды информационных изданий  и художественной литературы, не доступной  простому человеку; им привозились  из-за границы издания наших писателей-диссидентов, шедевры музыкальной мировой  культуры, в т. ч. поп-культуры, запрещенной  у нас; лучшие места в любых  театрах; возможность поехать за границу; много развлечений было и дома. Давно уже прошли скандальные  статьи о «баньках», «коттеджах», «виллах» в лучших местах в СССР, лесничества всегда готовы были принять выскопоставленных гостей и предложить им такое аристократическое развлечение, как охота. Из «спецраспределителей» доставлялось на дом всё, начиная от продуктов питания и кончая мебелью и техникой. Все это мы описали для того, чтобы можно было почувствовать разницу. Раньше единицы могли воспользоваться и пользовались этим. Сейчас этими благами, в принципе, могут пользоваться все, но реально пользуются единицы — те, кому это по карману. Сейчас человеку среднего достатка трудно позволить себе сходить в театр, особенно на премьеру или интересную постановку, тем более на концерт, где билеты «зашкаливают» за одну тысячу рублей. Из всех культурных источников общедоступными остаются только телевидение и книги. С другой стороны, выбор книг в районных библиотеках, мягко говоря, нельзя назвать очень богатым. На прилавках магазинов можно найти любую книгу, но по-настоящему хорошие вещи стоят достаточно дорого, а наиболее дешевые книги — это «бесконечные» любовные романы, российские детективы и триллеры, состряпанные в неимоверных количествах; после их прочтения в голове ничего не остается. Правда, эти романы играют, как и «мыльные оперы», немалую психотерапевтическую роль: они помогают выжить, избавляют от чувства безысходности, отвлекают от мыслей о завтрашнем дне.

     Мы  говорили о массовой и элитарной  культуре как о культуре для бедных и для богатых соответственно. Но общепринято понимать эти термины  в ином контексте. Так, под массовой культурой подразумевается низкопробный ширпотреб, а под элитарной культурой  — произведения живописи, литературы, музыки и т. п., понятные только для  особого круга «гурманов от искусства». В этом смысле какие-то произведения элитарного искусства доступны и  для бедных. В конце концов, если нет возможности постоянно посещать консерваторию и слушать вживую Вагнера, можно купить кассету с  его произведениями и слушать  его дома. Это, конечно, суррогат, но тем, кто стремится к искусству, и это — благо. К сожалению, в настоящее время особенно заметно  наступление массовой, ширпотребной культуры.

     Досуг москвичей сводится не только к посещению  театров, чтению литературы или слушанию музыки. Существуют и другие формы  развлечений, главными из которых ныне являются клубы, рестораны, различные  мини-кафе, бары, дискотеки и казино, причем большинство их работает круглосуточно. Ночная жизнь в Москве бурлит.

     Состав  публики в этих заведениях изменился  с начала 1990-х гг. По мере становления  частного предпринимательства в  нашей стране растет и число бизнесменов и просто людей среднего класса, которые посещают дорогостоящие рестораны, ночные клубы, казино и т. д. (Хотя, например, казино пока что — это не развлечение для простого человека. К тому же американская статистика показала, что в городах, где разрешены казино, повышенная частота самоубийств. А вот в игральные автоматы, до недавнего времени распространенные повсеместно, играли даже дети, и игра на них стала одним из элементов массовой культуры.) В начале же 1990-х гг. основной контингент был криминальный.14

     В настоящее время мы можем провести отпуск за границей. Здесь, опять же, не все доступно каждому, и те, кто  раньше мог себе позволить отдых  на черноморских курортах, сегодня  должны довольствоваться дачей или  «отдыхом» в Москве. Средний же класс может сегодня слетать  в Турцию, Египет, Грецию или отдохнуть  в Болгарии, а вот отдых в  Западной Европе или круиз по Средиземному морю им уже недоступен.

     Врачи-психиатры  утверждают, что 80% москвичей страдают синдромом большого города, что выражается в неуравновешенности, озлобленности, повышенной раздражительности и  тревожности. Все это — не что  иное, как результат воздействия  на горожан низкого качества городской  среды, низкого уровня жизни, отсутствия культурного досуга.15

     Чтобы закончить эту тему, нужно сказать, что в нашу жизнь с огромной скоростью вторгается компьютерная культура. Компьютер — сравнительно недавнее изобретение человека, и  исследования его влияния на здоровье и работоспособность человека только начинаются, но уже сейчас ясно, что  это не так безопасно, как кажется  на первый взгляд. 90% профессиональных компьютерщиков страдает от боли в  спине и шее, жжения в глазах, ухудшения  зрения. Есть и другая проблема- компьютерная зависимость. Она чаще возникает  у детей. Ребенок очеловечивает  компьютер, все свои положительные  и отрицательные эмоции пробует  в основном с его помощью. Удовольствие, любопытство, снятие напряжения постепенно становятся возможными только через  посредство компьютера. Уже есть научные  данные о том, что дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто испытывают детские страхи, они раздражительны и некоммуникабельны, у них нет  настоящих друзей.

     Внедрение информационных, компьютерных технологий во все области человеческой жизни, развитие мировых компьютерных сетей, прежде всего Интернет способствует замене живого общения, воспитания, обучения, игры на суррогатное, виртуальное (например, тамагучи). В принципе, возможна замена всей реальной жизни человека и погружение его в виртуальный мир, потеря собственного «Я». 

2.3 Памятники культуры и архитектуры

     После того, как наша страна отказалась от идеологии марксизма-ленинизма, встал  вопрос о памятниках идеологической пропаганды и агитации советского периода. На начальном этапе, когда дух  свободы охватил огромные массы  москвичей, когда по воскресеньям проходили  многочисленные демократические демонстрации, развернулась волна по сносу и  уничтожению памятников Ленину, Дзержинскому и другим революционерам. В этот же период были переименованы носящие  названия, связанные с именем Ленина, Маркса, Энгельса, событиями революции  и т. п. Например, ст. м. «Проспект  Маркса» сейчас называется «Охотный ряд», ул. Горького — Тверской ул. и  т. д.

     Когда пик «борьбы с памятниками» прошел, то различные научные и интеллигентские  задумались о том, правомерно ли с  исторической точки зрения уничтожение  памятников идеологии и культуры целой эпохи. Точки зрения разделились. Одни считают, что необходимо с корнем вырвать все то зло, принесенное 70 гг. застоя, которое выражено в  памятниках Ленину и др. Другие же думают, что для того, чтобы прошлое  не повторилось, мы не должны его забывать, поэтому необходимо сохранять все  культурно-исторические памятники. Такой  точки зрения часто придерживаются и на Западе. Например, в Германии памятники советской эпохи были собраны и установлены в специальных  мемориальных музеях-парках. Есть и  третья точка зрения: памятники нельзя уничтожать, потому что эпоха социализма — лучшее время и лучшие годы в жизни всех людей, а то, что  творится сейчас, — это беспредел.

     Еще одной актуальной проблемой является проблема Мавзолея В. И. Ленина. Тут  также существует масса точек  зрения: убирать с Красной площади  — или не убирать; хоронить —  или не хоронить; продолжать биологические  исследования — или не продолжать. Звучат разные предложения, и кажется, что все они как-то обоснованы. С одной стороны, Мавзолей действительно  является мощным символом ушедшей эпохи, и в память потомкам нужно его  сохранить. С другой стороны, Церковь  призывает захоронить останки В. И. Ленина, чтобы упокоилась с миром  его душа. Видимо, время рассудит и подскажет правильное решение этой проблемы.

     К сожалению, меньше общественное внимание привлечено к сохранению памятников усадебной культуры, старинного зодчества, которым необходима реставрация  и поддержание их в должном  виде. Особенно это касается памятников исторической архитектуры, которые  находятся за пределами Садового кольца.

     В проекте нового Генплана города намечено не только сохранение отдельных компонентов  историко-культурного наследия Москвы, но и их композиционных, пространственных и зрительных взаимосвязей. Для этого  предстоит решить комплекс задач. Генеральный  план предусматривает:

     -сохранение ценной исторической планировки города, основу которой составляет радиально-кольцевая система;

     -ограничения в историческом центре города на размещение построек, имеющих тенденцию к активному развитию и потенциально способных нарушить среду и ритм жизни в ней;

     -установление зон охраны природного ландшафта по пойме р. Москвы и склонам ее берегов;

     -принятие под охрану государства еще 724 зданий памятников архитектуры, 204 зданий памятников истории, 363 объектов археологии, девяти объектов садово-паркового искусства;

     -продолжение выявления и паспортизации памятников;

     -расширение  реставрационных работ;

     -сохранение функциональной значимости исторических ансамблей, садово-парковых и дворцово-усадебных комплексов, долин Москвы-реки и малых рек на территории столицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   В своем реферате я попыталась осветить быт и нравы Москвы на различных  этапах исторического развития ,а  также описать состояние нравственности и культуры современной Москвы через  призму проблем, которые сейчас существуют в нашей столице.

Информация о работе Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы