Ценности культуры в их многообразии. Вопрос о ценностях в аксиологических теориях. «Система ценности» Г. Риккерта. Культурные ценности и н

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

Культура- это, прежде всего, творчество смыслов. По образному выражению М. Вебера, человек- это животное, опутанное «сетями» смыслов, сотканными им самим. Эти «сети» и есть культура. Корректируя эту мысль, можно сказать, что люди постоянно меняют конфигурацию такого рода «сетей», чтобы добиться большей свободы в социальных действиях, поступках и творческих порывах.

Файлы: 1 файл

Ценности культуры в их многообразии.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)


Ценности культуры в их многообразии. Вопрос о ценностях в аксиологических теориях. «Система ценности» Г. Риккерта. Культурные ценности и нормы

Смыслы, ценности, идеалы культуры.

Культура- это, прежде всего, творчество смыслов. По образному выражению М. Вебера, человек- это животное, опутанное «сетями» смыслов, сотканными им самим. Эти «сети» и есть культура. Корректируя эту мысль, можно сказать, что люди постоянно меняют конфигурацию такого рода «сетей», чтобы добиться большей свободы в социальных действиях, поступках и творческих порывах. Но абсолютной свободы от культуры еще никому достичь не удалось.

Смысл представляет собой центральный целеполагающий мотив, исходя из которого личность определяет полностью самостоятельно свой рискованный поступок, руководствуясь голосом совести и внутренней ответственностью, сама прочерчивает единственно правильную линию поведения в проблемных и конфликтных ситуациях.

Ценности- это значения вещей, явлений, событий и самих индивидов, их группирований, формирующиеся и утверждающие себя под воздействием материальных и духовных потребностей, социальных интересов, жизненных и духовных устремлений. Каждый предмет или конкретный человек имеет множество ценностных характеристик, которые складываются в подвижную иерархию. В целом, на первом месте стоят культурные (прежде всего духовные) ценности.

Идеалы представляют собой обобщенные ценностные представления о пределах, вырисовывающихся при достижении ключевых общественных и индивидуальных целей. Они ориентируют как некие виртуальные маяки, направляют изменение и взаимное преобразование смыслов, ценностей и норм. Идеалы в своем абсолютном выражении недостижимы и могут изменяться.

Ценности в аксиологических теориях

Аксиоло́гия- теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

   Аксиология установила, что ценность-это и идея и нечто совершенно иное-веление, обращенное к действительности, закон, предписывающий ей совершенство. Это некая движущая сила, которая вот-вот осуществит себя в реальности. Но это и не закон самой действительности, в которой все происходит по причинам и естественной необходимости.

Система ценности Г. Риккерта

Автор одной из классических философских теорий ценностей Г. Риккерт (1863-1936) отмечал, что природа как таковая возникла и существует сама по себе, без человека. Только его подход в виде философской аксиологии сочетает бытие и ценности в реальное единство и признает три царства: действительность (бытие), ценности и смыслы.

В мир человека любая цель вносит определенное напряжение и беспокойство, поскольку цель заявляет некое благо, которого нет и которое нуждается в появлении. Или, иначе говоря, есть содержательный материал, которому следует придать форму (ценность). Риккерт предлагает два способа достижения свершения: действенность и созерцание.

Первое заключается в практическом преобразовании мира, формами которого являются: хозяйственная деятельность, разновидности познания реальности, социальные перемены, искусство и т.п. Созерцание охватывает все здесь объекты не преобразуются, но в связи с ними возникают различные формы знания как «все мыслимые содержания переживания».

Всякий индивид, осуществляющий ценности в благах, ставит себе некоторую цель, причем, стремление к ней будет только тогда представляться ему осмысленным, когда он к ней приближается или достигает ее. Эта осмысленная динамика, направленная на осуществление ценностей, является одним из оснований установления иерархии ценностей. Всякое осуществление ценностей предполагает содержание, которое становится культурным благом.

Г. Риккерт делил блага на три вида:
1. блага бесконечной целостности,        2. блага совершенной частичности, 
3. блага вечности.
Также Риккерт выделял шесть областей    ценностей:
1. Наука.
2. Искусство.
3. Религия пантеизма.
4. Этика.
5. Любовь.
6. Религия личного Бога.

Интересно заметить, что даже сам Риккерт признавал свою классификацию из трех ступеней свершения и шести областей ценностей чисто формальной. Таким образом, аксиология Риккерта предлагает важные аспекты ответа. Правда, некоторые из них требуют должного переосмысления. Это относится, прежде всего, к акту оценки. У Риккерта данный процесс отвечает лишь за реализацию и познание готовой ценности, но именно акты оценки устанавливают субъективные значимости или производят ценности.

Культурные ценности и нормы

Нормы- это рассчитанные на типичные ситуации запреты и предписания, правила и установления, социальные требования должного, своеобразные алгоритмы, регулирующие формы поведения либо деятельности людей. Любые нормы ограничены историческим временем и окружены допустимыми отклонениями.

Нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то, к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормы выступают также в роли запретов. К примеру, в штате США Индиане человек, поевший лука, не имеет права в течение двух часов после этого пользоваться общественным транспортом. В штате Монтана под угрозой тюремного заключения запрещается строить рожи из окна автобуса.

В общем виде иерархию человеческих ценностей можно представить так:

1. сфера жизненных ценностей и благ (жилище, питание, одежда и т.д.);
2. духовные ценности (наука, искусство и т.д.);
3. моральные ценности ( уважение к жизни и к смерти, любовь к истине, порядочность, бескорыстие)

Есть большая разница в восприятии ценностей людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их индивидуальных установок, и от универсальных ценностей, являющихся совокупностью идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания и т.д.

Но одно можно сказать точно:  ценности, распространенные повсеместно, одинаковые или сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть, они вечны и обязательны для всех обществ.

 



Информация о работе Ценности культуры в их многообразии. Вопрос о ценностях в аксиологических теориях. «Система ценности» Г. Риккерта. Культурные ценности и н