Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:32, реферат
Формирование крестово-купольного типа храма происходило на протяжении V—VIII вв. Постепенно именно центрический, а не базиликальный тип храма стал преобладающим в восточной части христианского мира. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Второй важнейшей особенностью сделалось крестообразное пространство интерьера. Однако, прежде чем крестово-купольный тип храма появился в законченном виде, было создано множество разнообразных центрических построек, благодаря которым можно увидеть, как интенсивно шёл процесс осмысления образа христианского храма.
Художественный образ целого комплекса имеет заложенные в себе смысловые элементы, которые приблизили архитектуру мечети именно к татарским традициям. Композиция в основе та же, но здесь символически отразилась легенда о трагической судьбе мечети Кул-Шариф. Архитекторы также ввели дополнительные башни, приблизив тем самым мечеть к легендарному образу. А купол имеет форму, которая ассоциируется с образом короны ханов Казани. Президент республики Татарстан неоднократно говорил о мечети Кул-Шариф, как о символе возрождения.
На строительство ушло около 400 млн. рублей, эти деньги пожертвовали 40 тысяч граждан и множество организаций. День открытия мечети стал настоящим торжеством татарского народа. Многотысячные потоки людей стекались в Казань чтобы своими глазами увидеть эту мечеть, мечеть, названную в честь легендарного сеида Кул Шарифа
Архитектура мечети Кул-Шариф
Современная мечеть Кул-Шариф является западной частью Казанского Кремля. Находится мечеть во дворе бывшего Юнкерского училища. Кул-Шариф ориентирована на Мекку с самой высокой точностью, который определяет спутник. Комплекс мечети состоит из трех частей:
Проектировали мечеть архитекторы И. Сайфулин, С. Шакуров, Ш. Латыйпов и А. Саттаров. Их проект победил в конкурсе, который был объявлен для выбора лучшего проекта по возрождению мечети. Конкурс был завершен в мае 1996г. Архитекторы постарались сохранить общую композицию всего комплекса, но немного изменили его художественный образ. Архитекторы заложили ряд смысловых нюансов, которые приблизили архитектуру Кул-Шариф к местным традициям.
|
|
Композиция мечети Кул Шариф
Композиция мечети симметрична, в центре размещен двор, по краям – два павильона, которые как бы связывают в пространстве здание бывшего юнкерского училища и комплекс мечети. Таким образом, архитекторы придали особую градостроительную значимость и обогатили панораму Кремля. Мечеть может вмещать в себя около полторы тысяч человек – внутреннее пространство позволяет это. А на площади могут разместиться до десяти тысяч человек. Кул-Шариф это огромный комплекс, который включает в себя не только здание мечети, но и большую библиотеку в виде музея, управление имама и издательский центр.
Купольное здание имеет четыре минарета по углам – это и есть центр задуманной композиции. Идея построения минаретов заключалась в том, чтобы символически показать воссоздавшийся разрушенный несколько веков назад древний символ ислама – аль-Кабир города Булгар. Каждый основной минарет имеет высоту около 57 метров. В Казани есть убеждение, что их мечеть самая высокая в Европе. Минареты покрашены в бирюзовый цвет для того, чтобы придать светлый образ мечети.
Двухэтажный полуцилиндр примыкает к основной части, здесь находятся псевдоминареты, которые акцентируют вход. Над входом нависает второй этаж, он опирается на несколько круглых колон. Вестибюль главного входа располагается недалеко от помещения имама, молельного зала и балкона-галереи для женщин. В мечеть можно зайти с главной молельной площади – это северная сторона здания. Однако вход в музей ислама находится с другой стороны – с южной.
Купол украшен формами, ассоциирующиеся с образом «Казанской шапки». Он находится на высоте 36 метров. Существует легенда, что после падения Казани корона Казанских ханов была вывезена в Москву. Корону сейчас можно узреть в Оружейной палате на экспозиции. Также существует версия, что корона была изготовлена восточными мастерами, скорее всего, жителями Казани, по приказу царя Ивана Грозного, непосредственно после взятия Казани. Как говорится в этой легенде, это было сделано для упрочнения титула Казанского царя.
Составной частью комплекса мечети является здание пожарной части. Оно располагается южнее мечети, эти два здания связаны стилистически между собой. Например, форма и цвет купола, здания одинаково отделаны мрамором.
Архитектурные элементы интерьера Кул Шарифа
Еще одно условие, которое поставили перед собой архитекторы мечети: отразить архитектурными методами традицию тысячелетнего зодчества татар. Эта идея переплетается в конструкции стрельчатых арок, которые обрамлены в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. Арки подчеркивают сходство с конструкцией юрт. Ведь юрты были первыми мобильными мечетями кочующих турок. В стены вписаны окна, которые заполнены цветными витражами. Таким образом, восьмилучевое пространство покрывается кровлей из восьми лотков.
Еще одним художественным элементом, который органично вплелся в архитектуру мечети, можно смело считать тюльпан. Этот цветок является древнебулгарским знаком возрождения и процветания. В форме тюльпана прорезаны окна на куполе.
План здания представлен в виде двух квадратов, пересеченных под углом 45 градусов. Они пересечены в виде знаменитого мусульманского знака, который означает «благословение Аллаха». Внутри здания находятся пять этажей, это включая цокольный этаж и технический. Цокольный этаж образует стилобат здания, в нем запроектированы женский вестибюль, здесь же располагаются помещения для омовений.
Тахаратхана в мечети Кул шариф
В цокольном этаже также
Мечеть украшают восемь полумесяцев, их столько же, сколько было минаретов у исторической мечети 16 века.
|
Детали внутреннего убранства "Кул-Шарифа"
Что касается отделки, то здесь можно увидеть отделочные работы, которые уникальны в своем роде. Здесь и панно из керамики, и росписи, которые были выполнены по технологии 16 века (времени знаменитого сеида Кул Шарифа, в честь которого и названа эта мечеть), резной ганч (ганч - это такой прочный материал, который податливее камня и дерева, его еще называют алебастром). Интерьер украшен также римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву, здесь уникальные витражи, цветные стекла, которые были изготовлены по технологии запекания. Очень много позолотных работ, золотого шитья.
Фасад облицован мрамором и гранитом. В отделке были также применены такие камни как мраморный оникс и змеевик (серпентин).
Красивый внешний вид и
Восстанавливая мечеть, архитекторы не только старались реабилитировать утраченную градостроительную и композиционную целостность Кремля, но, важно также было архитектурными элементами показать и символизировать мир, мир между двумя главными конфессиями Татарстана – мусульманской и православной.
Молитвенный зал Кул-Шариф
Молитвенный зал мечети создает впечатление легкости и торжественности. Главный смысловой акцент молитвенного зала это михраб (ниша в стене, которая указывает направление на Мекку). Во время молитвы мусульмане обращаются к михрабу лицом. Ниша богато оформлена декоративными деталями, а ее оригинальная конструкция обусловлена формой плана подкупольного пространства. Перед нишей находится декоративная ажурная решетка, которая открывается как портал. Эта решетка только усиливает звучание михраба и напоминает о Рае (у мусульман - Фирдаус).
Михраб окаймлен кораническими надписями. Справа от ниши располагается кафедра – минбар, которая украшена резьбой. С этой кафедры имам читает пятничные проповеди.
Большое внимание в интерьере молитвенного зала уделяется украшению пола. Пол оформлен коврами, которые разбиты на организованные ряды бесчисленных ячеек молитвенных ковриков. Все ковры ручной работы были изготовлены в Иране и подарены правительством страны. Молитвенный зал освещается центральной люстрой и оригинальной подсветкой.
Стены зала - мраморные, в светлых тонах. Внутреннее пространство имеет светло-голубые оттенки, которые сочетаются с золотыми надписями. В подкупольном пространстве размещены надписи из Корана и панно с "Прекрасными именами Аллаха". Окна в зале высокие и узкие, на концах – стрельчатые арки, которые заполнены цветными витражами. Витражи красиво окрашивают свет, вливающийся в помещение.
На голубом фоне опорного кольца купола красиво нарисована позолотой надпись из суры "Имран" (это третья сура Корана). Сам купол расписан декоративно татарскими мотивами. В розетке купола – красивый каллиграфический бордюр. Угловые ниши каллиграфически расписаны сурами "аль-Ихлас" и "ан-Нас".
Оба вестибюля - мужской и женский, являются распределительными залами, оттуда толпы верующих поднимаются наверх в молитвенные залы. Вестибюли парадны и торжественны. Двери оформлены красивой резьбой, а потолки богато расписаны. Бордюры облицованы керамикой с уникальным орнаментом. Колонны изящны, они облицованы белым мрамором. Боковые ниши имеют орнаментальные панно, которые сделаны из фаянсовых изразцов. Мужской вестибюль имеет охристо-голубую цветовую гамму, а женский – охристо-зеленую.
Музей Ислама при мечети Кул-Шариф
21 февраля 2006 года в мечети
Кул-Шариф был открыт Музей
ислама. Он располагается на цокольном
этаже. Общая площадь
Основная цель существования данного
музея это – осуществление
образовательной, научной, просветительной,
исследовательской
Очень интересна экспозиция предметов, необходимых для совершения намаза (молитвы): молитвенный коврик, четки (нужны только престарелым или другим людям с крайне слабой памятью), компас, с помощью которого можно определить нахождение направления в Мекку. Среди предметов также есть макет Каабы (Кааба это мусульманская святыня, которая имеет вид кубической постройки во дворе Мекки), множество экземпляров рукописного, а также типографского Корана, которые увидели свет в разные времена и во многих местах мира.