Человек и общество в эпоху преобразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Цель работы К. Манхейма – показать, что в период обновления общества конфликтные ситуации возникают не только в политике и экономике, но и в культуре. И то напряжение, которое они вызывают, может оказывать не менее губительное влияние на формирование этого общества. Автор стремится увидеть воздействие двух принципов – конкуренции и регулирования – в области культуры, несмотря на то, что они исходят из экономики и рассматриваются в большинстве случаев в этой науке. И задача его исследования – увидеть и показать, как изменения в различных сферах общества влекут за собой полное его обновление.

Содержание работы

Введение 2
Рациональные и иррациональные элементы в нашем обществе. 2
Связь рациональности и моральности. 2
Рациональность и иррациональность 2
Моральность в современном обществе. 2
Социологические причины культурного кризиса наших дней. 2
Мышление на стадии планирования 2
Направления изучения человека и общества 2
Заключение 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

Международный университет природы, общества и  человека «Дубна»

Кафедра социологии и гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по культурологии

на тему

 

«Человек и  общество в эпоху преобразования»

 

Выполнила:

студентка гр. 2191

 Волкова И.Р.

 

Проверила:

Мельникова Н.Е

 

 

 

 

Дубна

                                                 2009

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Первая половина XX века – это время огромных перемен в жизни и сознании людей. Во всем мире происходит переход к совершенно новой эпохе. При этом перемены затронули всех людей, общество в целом. Любое изменение не может произойти гладко, всегда возникают конфликты, а когда они касаются большого количества людей, это неизбежно влечет за собой кризис. Именно об изменении человека и общества в период обновления, в переходную эпоху пишет философ и социолог Карл Манхейм в работе “Человек и общество в эпоху преобразования”. В момент написания книги автор лично наблюдает возникновение новых порядков, новой жизни, но в книге подчеркивается, что даже абсолютно новая система всегда появляется из старой, а значит, сохраняет ее некоторые свойства. И для Манхейма важно увидеть особенности преобразования старой формы общества в новую. Люди могут лишь предугадать, каким будет это новое общество, но они могут также и повлиять на его формирование, и именно отсюда возникает борьба между ними, что и приводит к различию политики, экономики в разных странах. И хотя в большинстве своем цель общества в период борьбы – это улучшение качества жизни, материального положения общей массы населения, но эта цель не всегда выполняется, и результаты могут быть совсем не такими, как ожидалось.

Манхейм рассматривает несколько  ключевых проблем: изменения в пространстве культуры, упадок духовной жизни людей, отрицательный феномен распада. Самое важное исследование автора направлено на то, чтобы увидеть “какое коренное социальное преобразование человека осуществляется на наших глазах”1.

Цель работы К. Манхейма – показать, что в период обновления общества конфликтные ситуации возникают  не только в  политике и экономике, но и в культуре. И то напряжение, которое они вызывают, может оказывать не менее губительное влияние на формирование этого общества. Автор стремится увидеть воздействие двух принципов – конкуренции и регулирования – в области культуры, несмотря на то, что они исходят из экономики и рассматриваются в большинстве случаев в этой науке. И задача его исследования – увидеть и показать, как изменения в различных сферах общества влекут за собой полное его обновление.

 

Рациональные и иррациональные элементы в нашем обществе.

Связь рациональности и  моральности.

Свои рассуждения в этом вопросе  Манхейм начинает с изучения предпосылок  возникшего в обществе кризиса. По его  мнению преобразования протекают медленно лишь при наличии соблюдения определенных условий. Причиной резкого перехода к новому устройству является не то, что те слои, которые раньше не могли открыто высказать свое мнение, теперь решились на это, а то, что люди, более привилегированные, способные противостоять этому, уверенные в господстве разума, не смогли предотвратить выступление первых только из-за того, что потеряли веру. Чтобы увидеть причины преобразований в обществе, Манхейм ставит перед собой задачу заново осветить картину произошедшего. Для этого автор предлагает рассмотреть проблемы, поставленные в эпоху Просвещения: степень действия рационального мышления, предел иррациональных сил, меру влияние простых инстинктов в переломные моменты истории, - с помощью применения вновь обретенного опыта. Далее Манхейм приводит пример из нашей обычной повседневной жизни: уличное движение, машины, самолеты, - в общем, то, к чему мы привыкли и не обращаем внимание, у кого-то вызовет восхищение силой человеческого ума. Но стоит представить, что весь наш прогресс может нести вред, и всего лишь один летчик в самолете способен погубить множество жизней, сбросив бомбу, как мы задумываемся, для того ли люди прошлого так стремились к развитию науки и техники. И быть может вместе со значительным совершенствованием ума, мы теряем моральные качества, необходимые для правильного и справедливого устройства общества. На основе этого автор делает вывод о неравномерном развитии людских способностей. Далее он выводит следующий тезис: современный общественный порядок ждет гибель, если развитие моральных качеств человека не будет соответствовать техническому прогрессу.

Второй тезис Манхейм формулирует  на основе мысли о том, что в  любом обществе разум и моральные  качества в различных классах и группах людей зависят от целей, к реализации которых они стремятся. Поэтому формирование моральных принципов и рациональных качеств носит не случайный характер, а определяется задачами, поставленными в данном обществе.

Рассматривая общества прошлого и  их устройство, автор приходит к  выводу о том, что они могли  себе позволить неравномерность в развитии моральности и рациональности, так так основывались именно на этом. Но для современного Манхейму времени такая структура общества является ошибочной, потому что слои, ранее практически бесправные, обретают право голоса и играют активную роль в жизни общества (“фундаментальная демократизация общества”), а также в силу появления в жизни людей “процесса всеобщей взаимопомощи”, то есть тесного взаимодействия различных областей деятельности. Рассматривая более подробно первый из данных двух факторов, Манхейм говорит о том, что столь сильная активизация участия в жизни общества ранее бесправных классов может быть опасна для господствующих слоев, так как они по-прежнему недооценивают силу влияния тех, кто раньше не мог высказать свое мнение, да и не стремился к этому. В современный же век, век “власти народа”, участие в политической жизни способны принимать все слои населения, и это влечет за собой названную Шелером “демократию настроения”, то есть спонтанное управление порядками в обществе. Сила влияния народных масс столь велика, что даже руководители государств, держащие в своих руках власть и уверенные в главенстве своей роли, в реальности лишь направляются этими массами. Поэтому необходимо, чтобы люди понимали хотя бы приблизительно, что такое демократия.

Также Манхейм останавливается  на вопросе, что препятствует развитию демократии. По его мнению, главное, что мешает установлению “власти  народа” – это нахождение “сознания  общества” в очень малом кругу  правящей элиты. Также препятствует этому слой формирующейся бюрократии, возникающей во всех сферах хозяйства и культуры. И, наконец,  решающее значение приобретает военная сила, так как возникает угроза концентрации власти в руках тех, кто контролирует эту силу, а значит, может воздействовать на народные массы, не давая им осуществить демократию. Но все же, несмотря на весомость этих противостоящих сил, общество достигло такого развития, что “фундаментальная демократизация” находится в его основе и продолжает свое построение.

Манхейм говорит об опасности, связанной с тесной взаимосвязью современного общества в целом, ведь в этом случае кризис в одной стране перетекает в другую, что влечет за собой бедствия гораздо большего масштаба, чем возникли бы при аналогичных условиях в прошлом. Поэтому люди должны в той же степени уметь контролировать общество, какой они достигли в технике.

 

Рациональность и иррациональность

Изучая рациональный и моральный  прогресс последнего времени, автор  приходит к выводу, что не всегда он изменяется в сторону возрастания, и человечество, в отрицательные периоды может быть как бы отброшено назад. Проводя социологические исследования видов рациональности и иррациональности, Манхейм говорит о необходимости анализа с помощью вопросов о том, какие типы ситуаций усиливают тот и другой вид. Рассматривая единичные случаи, постепенно выстраивается широкая область проблем. Также автор акцентирует внимание на том, что мы никогда не сможет изучить формирование рациональности и духовности одного человека, но мы можем осветить и понять такие пути для всего общества в целом.

Чтобы понять, в каких видах современного общества и в каких случаях  возникают и развиваются рациональность и иррациональность, Манхейм подробно анализирует сущность и виды этих двух явлений. Он рассматривает  “субстанциональную” рациональность и иррациональность. Под первой он понимает акт мышления, под второй все, что связано с чувствами, желаниями, эмоциями. Второй тип – это “функциональная” рациональность, означающая определенный порядок следования действий, ведущий к выполнению определенной задачи. А то, что нарущает этот порядок и препятствует исполнение задачи, представляет собой “функциональную” иррациональность. Автор вводит еще один тип рационализации, характерной именно для современного периода, - саморационализация. Она означает управление над влечениями, которое человеку нужно произвести, чтобы выполнить определенный набор рациональных действий. Манхейм, отмечая, что все типы рационализации переплетаются друг с другом, указывает на то, что развивающаяся в человеке функциональная рациональность, как бы тормозит субстанциональную, так как человек перестает думать сам, стремиться к пониманию определенных вещей, полагаясь на мнение и умения ведущих индивидов. Таким образом, все больше людей теряют способности к размышлению и анализу над ситуациями, все меньше остается “думающих” людей, и это становится бедой нашего времени. Народ становится просто массой, которой можно легко управлять, и не только в рациональном плане, но и в области иррациональности. Именно воздействие на людей в моральном ключе может вызвать катастрофы, которые несут вред обществу. Поэтому нужно выделить те обстоятельства, вызывающие взрыв иррациональности, и определить, когда они наносят обществу урон. Все же не всякая масса способна легко управляться, но в современном автору обществе, после огромного количества революции, появившиеся после распада, влечения имеют тот самый вредный для мирового порядка характер. К тому же иррациональность может быть полезна для общества, когда она объединяет людей для достижения значимых, ценных целей. Чтобы более широко осветить вопрос взаимодействия рациональности и иррациональности в человеческом сознании, необходима совместная работа психологов (они изучают то, что побуждает человека на то или иное действие в духовной области), социологов (их задача, рассматривая общество в целом, увидеть как действует рациональность и иррациональность) и историков (они, изучая общества прошлого, могут анализировать предпосылки существующего сегодня влияния разума и духовности на поступки людей).

 

 

 

 

Моральность в современном обществе.

Далее Манхейм рассматривает проблему моральности человека в современном  обществе. Автор использует два критерия в характеристике этого качества человека: дальновидность  и способность  нести ответственность. Но для того чтобы объективно судить об этом качестве в сегодняшних людях, автор анализирует, как оно формировалось и развивалось в различные исторические периоды. Манхейм рассматривает три периода:

1. Человек на стадии солидарности  орды – на этом этапе все общество той или иной страны представляет собой единый организм, то есть каждый человек является частью единого целого, а значит, он поступает в соответствии с общим мнением.

2.Человек на  стадии индивидуальной конкуренции  – в этот период люди начинают осознавать каждый свою особенность, поэтому они ставят в центр не общие интересы, а свои собственные и зачастую действуют друг против друга в достижении определенных целей.

3.Человек на  стадии постиндивидуальной групповой  солидарности – это современный  период развития человечества – эпоха преобразования. На этом этапе люди преследуют не конкретно свои личные интересы, но и не являются частью единого организма – всего общества. Они разделяются на небольшие группы, так как индивидуальная борьба друг против друга становится невыгодной. И главная цель – это соблюсти интересы всей группы. Также, существенное отличие данного периода од первого, это то, что там весь “организм” действовал, а человек, то есть его часть, поступал в соответствии с этим действием, не задумываясь над этим, то есть механически. В этот же, третий, период, каждый индивидуум действует в соответствии со своими определенными мыслями и решениями. Каждый из этих этапов плавно перетекал в следующий, из стремления к личной выгоде, человек приходит к выводу, что необходимо ограничивать себя и начинает “размышлять в целом”, как пишет Манхейм. То есть, хотя это происходит пока лишь в зачатке, человечество вступает в “высшую стадию общественной рациональности и моральности – в стадию планирования”2. Пока что люди делают только первые шаги на этом пути, и каждая из групп стремится реализовать по большей части свои цели и выйти на лидирующие позиции в таком планировании. Но постепенно “кругозор” данных групп расширяется, и их участники все более ощущают ответственность в планировании. На основании всего этого, Манхейм делает вывод, что возникают значительные изменения в духовной жизни и характере поведения, и происходит это благодаря одному только процессу адаптации, а значит преобразование человека все-таки возможно.

Хотя моральные  качества с ростом индустриализации изменяются к лучшему, может происходить  и обратный процесс. Демократизация, может служить как во благо  развитию моральности, так и являться ее ингибитором, ведь при власти народа, в обществе могут существовать не только силы, способствующие росту моральности, но и силы, разрушающие духовное развитие. Таким образом, Манхейм делает вывод о двойной природе демократизации. В эту самую эпоху преобразования человек может выбрать два пути своего развития: возвышение рациональности и моральности с одной стороны или гибель всех этих добродетелей. Из-за развивающейся сегодня демократизации для любого человека открыты оба эти пути, и опасность в том, что тот, кто выберет второй, сегодня может свободно влиять на других людей, пользуясь всеми современными благами цивилизации. Это совершенно новые проблемы, возникшие именно в новое время. Их решение будет зависеть от того, какие люди будут составлять наше общество, к чему они будут стремиться, сможет ли их рациональность и моральность подняться до уровня планирования. В конце размышления над данной ситуацией Манхейм задумывается еще над одной проблемой: даже если человечество достигнет этого, то есть будет планировать общество, развитие человека, но “кто же будет далее планировать планирующих?”3 Этот же открытый вопрос он формулирует в другом ключе, для тех, кто не хочет полагаться на судьбу, а сам желает ее создавать: “Какая из существующих групп ее совершит?”4

 

Социологические причины культурного кризиса  наших дней.

Вместе с духовным кризисом в  современном обществе  наблюдаются  и проблемы в пространстве культурном. Для человечества, как отмечает Манхейм  очень характерно отделять культуру как бы в отдельный мир и  полагать, что все факторы, разрушающие  наше общество и создающие в нем проблемы, область культуры обходят стороной и почти никак на нее не влияют. Но, между тем, сами люди формируют культуру, а значит, все те потрясения, которые случаются в политике, экономике, то есть в обществе, как мы его чаще всего представляет и понимаем, всегда присутствуют в культуре. Автором здесь формулируются два важных принципа, находящиеся в противоборстве друг с другом и угрожающие культуре с двух сторон: принцип “laisess-faire” (позволяйте делать, что угодно) и принцип регулирования. Первый из них опасен тем, что современное общество предоставлено самому себе. Второй же еще более разрушительный для культуры, поскольку он означает ограничение свободы, диктатуру.

Более широко Манхейм рассматривает воздействие либеральной системы на культурную жизнь. Поскольку для либерального общества не характерна жесткая управляемость, здесь на культуру действуют закономерности. Изучение роста культуры здесь должно начинаться с рассмотрения позиции интеллектуальной элиты. Именно интеллигенция показывает и отражает всю полноту ценности культуры в разных сферах социальной жизни.  Для каждой из областей: политики, экономики, религии, искусства, - характерна своя элита, которая имеет определенные задачи, влияет на людей или в их стремлениях и воле, или в духовной жизни. В области религии, эстетики, знания человек должен преобразовывать свою нерастраченную энергию, и задача интеллигенции здесь управлять этим процессом. В каждом обществе должны существовать оба этих класса: интеллектуальная элита, как формирующая культуру, и обычные люди, как воспринимающие ее. В обществе, где господствует политическая и военная элита, возникает опасность вытеснения элиты культурной, и такое общество неизбежно будет терять свой уровень духовного развития. В современном индустриальном обществе рост демократизации с одной стороны может влиять на повышение формирующих сил культурной элиты, но с другой оказывать противоположное действие. Манхейм выделяет четыре процесса, действующие негативно на духовное развитие в либеральном обществе:

Информация о работе Человек и общество в эпоху преобразования