Человек
перед лицом смерти Ф.Арьес
Книга состоит из пяти частей,
которые подразделяются на главы. Всего
таких глав двенадцать. Издание также
включает в себя предисловия от А.
Я. Гуревича и переводчика В. Ронина
и примечания.
Основной предмет исследования
Арьеса – проблема отношения человека
к смерти на протяжении всей истории, начиная
с Раннего Средневековья (а именно со смерти
Роланда, т.е. с VIII в.) до середины XX века.
Автор выделяет пять этапов в изменении
установок по отношению к смерти: «прирученная
смерть», «смерть своя», «смерть далекая
и близкая», «смерть твоя» и, наконец,
«смерть перевернутая».
«Все умирать будем».
Такое отношение к
смерти существовало с древнейших
времён и, можно сказать, до
наших дней. Арьес же за отправную точку
своих исследований берёт Раннее Средневековье.
Выражение «все умрём» говорит о состоянии
«прирученной смерти». То есть, для людей
эпохи Раннего Средневековья смерть казалась
обычным явлением и не вызывала страх.
Смерть принимали как неизбежность, но
она не должна была быть внезапной. «Внезапная
смерть нарушала мировой порядок, в который
веровал каждый. Она была абсурдным орудием
случая, иногда выступавшего под видом
Божьего гнева». Такая смерть считалась
позорной, ибо в то время считалось естественным,
когда умирающий чувствовал приход смерти.
Человек, ожидающий своей смерти, принимал
необходимые меры: «он должен быть положен
на спину, дабы его лицо было обращено
всё время к небу. <…> Приняв такую позу,
умирающий может совершить последние
обряды» - вспомнить о тех, кого любил,
вспомнить свою жизнь и т.д. Но это, так
называемая, «интимная простота смерти».
Существовала и публичная смерть, которая
просуществовала вплоть до XIX века. «Умирающий
должен быть в центре, посреди собравшихся
людей». Такое же отношение к смерти –
покорность судьбе и природе – мы видим
и в отношении к мертвым, которое показывало
«чувство безразличной близости». Такая
позиция появляется около V в. н.э. и заканчивается
в конце XVIII в. «Этот период начинается
со сближения живых и мертвых и проникновения
кладбищ в города и деревни, в центр поселения
людей. Завершается же он тогда, когда
подобное смешение живых и мертвых стало
более неприемлемым». Сами погребения
чтили, хоть и боялись соседства с умершими.
Чтили скорее из-за того, что опасались
возвращения мертвых. Часто хоронили «у
святых», рядом с могилами мучеников, поскольку
желали обеспечить покойного его защитой,
и не только тела (от грабителей и др.),
но и «всего его существа в ожидании дня
пробуждения и Страшного суда».
Людей, которые могли заплатить,
хоронили либо в церкви, либо под
ее стенами. Тех же, кто не мог
– хоронили в братских могилах-колодцах,
которые могли вместить от 1200 до
1500 трупов. Когда же эта яма заполнялась
– ее присыпали землёй и копали
рядом новую. Если же места для
новой могилы-колодца не находилось,
то раскапывали старую могилу и переносили
из нее кости в другое место. В XIV в. начали
появляться оссуарии – место, в котором
складывали кости и черепа в художественном
порядке. «Разложенные вокруг церковного
двора кости и черепа образовывали мрачный
декор, напоминавший весьма восприимчивым
людям той эпохи о бренности и повседневности
их бытия».
Кладбище в Средневековье
не всегда было только тем
местом, в котором хоронили людей,
оно служило еще и убежищем
для живых. «Сфера действия
светских властей заканчивалась
перед входом в церковную ограду:
там, за стенами, на освященной
земле живые, как и мертвые,
обретали мир Божий». Люди, порою,
поселялись на кладбищах, нисколько
не смущаясь соседства с мертвыми.
Кому-то кладбище служило форумом,
кому-то рыночной площадью, а кому-то
это было место для прогулок
и любовных свиданий. Кладбище
в Средневековье имело публичный
характер до XV в., когда Нантский
и Анжерский соборы запретили на кладбищах
всякую мирскую деятельность. Стоит упомянуть,
что в это время кладбище существовало
неразрывно с церковью. Но на территории
церкви не имели право быть похоронены
отлученные от церкви и осужденные, их
хоронили просто в поле, или оставляли
даже без погребения. Но такие могилы считались
проклятыми. Что же касается предпочтительного
места захоронения, то в то время писали
в завещаниях место, в котором человек
хочет быть похоронен. Тут присутствовали
либо материальные интересы, либо семейные.
Предпочитали, в основном, быть захороненными
на территории церкви, аббатства.
«Смерть своя».
Этот этап отношения
к смерти ознаменовала идея
Страшного суда. В XII в. появилась
новая иконография, которая воспроизводила
три основных момента: «воскрешение
мёртвых, Суд и отделение праведных,
идущих на небо, от нечестивых, ввергаемых
в геенну огненную». А примерно с XV в. появляется
представление о суде индивидуальном,
который происходит в сам момент смерти
человека. В то же время появляется иконография
macabre – изображение Смерти (Пляски Смерти,
триумф Смерти и т.д.). Арьес пишет, что
искусство macabre не было переживанием смерти
в эпоху эпидемий, не было средством внушения
страха. В этих образах видели «знак страстной
любви к миру здешнему, земному и болезненного
сознания гибели, на которую обречен каждый
человек». На исходе Средневековья «смерть
перестала быть итогом, подведением счетов,
судом или блаженным сном. Она стала гниением
и разложением, физической смертью и страданием».
Из-за страха перед Судом погребение проводилась
заупокойная месса, чтобы спасти душу
умершего. Так же, важным стали и погребальные
обряды: отпущение грехов, благословление,
скорбный плач и перенос тела к месту захоронения.
Важным элементом погребального ритуала
было изъявление скорби. Сам умирающий
вручал свою душу Богу в спокойствии, а
вот скорбь живых «была поистине дикой
– или должна была такой казаться».
Начиная с XIII в. многое
меняется. Появляется контроль над
чувствами перед оплакиванием мертвецов
и становится обычным ритуальный плач
профессиональных плакальщиц. Неистовство
скорби сменилось сдержанностью, возобладал
траурный черный цвет. Главные роли отдаются
теперь не семье умершего, а священникам,
которые заменили плач родных чтением
псалмов.«В раннесредневековую эпоху
тело умершего после оплакивания выставляли
на всеобщее обозрении е уложенным на
драгоценных покрывалах», а в XIII в. мертвое
тело начали скрывать от глаз. Но в то время
стали появляться статуи, которые изображали
умершего. «Отказ от созерцания тела –
это было отрицание его физической, плотской
смерти».
С XII в. вошло в привычный
обиход завещание. «Завещание было религиозным
средством, как обрести вечное, не
потеряв совсем бренное, точнее – подчинив
богатства задаче спасения души». Это
можно назвать своеобразным контрактом,
который человек заключал с Богом. «Завещание
служило паспортом на небо».
Что касается могил,
то они имели надгробия, значение
которых было передать память
об усопшим другим поколениям. Но с V в.
могилы становятся безымянными, поскольку
люди были безразличны «к каменной оболочке
своего бренного тела и не заботились
об его идентификации». К XII в. надписи
вновь появляются, поскольку люди стремились,
как и раньше, увековечить память об усопшем.Существовали
в ту пору и различные типологии надгробий:
от простой эпитафии до скульптурного
изображения (были распространены позы
«лежащего» и «молящегося»). В этом проявляется
концепция прирученной смерти и потустороннего
мира – «мягкого отдохновения». Появляются
и семейные усыпальницы. Люди не желают
расставаться со своими родными даже после
смерти.
«Смерть далёкая и близкая».
На этом этапе смерть
становится «чем-то метафизическим,
выражаемым метафорой «расставание
души с телом», ощущаемое как
расставание супругов или же
двух друзей, давних и близких».
Думать о смерти теперь надо
было не в сам момент смерти,
а всю жизнь.
«Смерть отныне лишь
способ научиться лучшей, благой
жизни». Жить в это время нужно
так, чтобы быть в любой момент
готовым к уходу. То есть, в
повседневной жизни становится
важным момент смерти. Но с
этим не согласна ученая элита
XVII – XVIII вв. и стремится уменьшить
ее значение.
Происходит десакрализация
смерти. Отвергнутым в раннем Средневековье
внезапным и насильственным смертям не
придают значения, они становятся банальными.
В эту эпоху появляется новая смерть, в
которой присутствует даже некая театральность:
например, умирающий перед самым моментом
смерти встаёт с постели и принимает положение
«молящегося» или часто в воспоминаниях
описывают посмертную красоту лица: «И
вот как только она опочила в Господе,
бледность и напряжение изгладились с
ее лица. Черты ее утратили жесткость,
отталкивающий вид, и лик ее преисполнился
благородной красоты и величавого достоинства».
Этот момент театральности просуществует
до конца XVIII в., века барокко. На этом этапе
происходит разрыв церкви и кладбища.
Кладбище становится исключительно местом
захоронения.
Появляется желание
простоты во всем, что связано
со смертью, поскольку люди
верили в хрупкость жизни и
бренность человеческого тела. Тенденция
к простоте проявляется и в
сухости самого траурного обряда,
что довольно необычно для
эпохи барокко. Выражение горя
над телом не допускалось, при
смерти супруга человек пытался
как можно скорее найти замену
или удалялся от мира в ожидание
собственной смерти. «Траур начал
играть роль экрана, ширмы между
человеком и смертью». Простота проявляется
и в оформлении надгробий: всё было скромно
и неприметно. На плитах высекались только
имена и даты смерти. Это простота присуща
была как королям, так и простым людям.
В эту эпоху люди стали
выбирать для своего погребения кладбища,
а не как раньше церкви.
Смерть представала как
Ничто. Произошло возвращение к
природе. Некоторые выбирали себе погребения,
оставляемого на милость природы, что
показывало их безразличность к памяти
о себе Смерть в XVII – XVIII вв. возвращается
в другой форме, «в форме мертвого тела,
анатомического вскрытия и некрофилии».
Мертвое тело теперь
становится объектом исследования.
Тело осматривали не столько
из-за того, чтобы узнать причину
смерти, а сколько просто ради
изучения человеческого тела.
«Труп – еще тело
и уже мертвец». Считалось, что
смерть не лишает труп чувствительности,
он сохраняет свой «след жизни»,
ее остаток. Приводится наблюдение,
что у трупа есть чудесная
способность – источать кровь в
присутствии убийцы. Трупы начали рассматриваться
как сырьё для лекарств, которым приписывался
магический характер. Например, чтобы
вылечить эпилептика, нужно было приготовить
бульон из обломков иссохшего черепа.
В то время вошло в обиход бальзамирование,
поскольку нужно было как можно дольше
сохранить тело, чтобы оно «пережило»
длительные похоронные процессы. Но не
каждый человек этого хотел, желания все
были написаны в завещаниях.
В XVIII в. наступает
момент, когда первые признаки
смерти начинают внушать не
ужас, а вожделение. В литературе
появляются истории любви с мертвецами.
Смерть не становится отталкивающей. Она
начинает притягивать к себе интерес людей.
Чтобы сохранять контакт с мертвым телом,
его мумифицировали и выставляли напоказ.
До сих пор существуют музеи мумий, в которых
выставляются иссохшие за многие века
тела взрослых и детей. Часто в завещаниях
указывалось в какой одежде покойный предпочитал
бы выставляться. Можно сказать, что в
это время появился некий «вещизм» по
отношению к умершему человеку. С трупом
проделывали различные, порой, непристойные
вещи, которые ранее были просто неприемлемы.
Тема «живого трупа»
стала довольно популярной в
ту эпоху. Впоследствии чего
у людей появился страх быть
похороненными заживо. Отсюда получили
объяснение такие ритуалы как
троекратное окликание умершего по
имени, обмывание и одевание покойника,
выставление тела на всеобщее обозрение,
оплакивание усопшего и выжидании е нескольких
дней, прежде чем предать тело земле или
кремировать.
Страх быть похороненным
заживо длился до второй половины
XIX в.
«Смерть твоя».
На этом этапе меняется
отношение к смерти: люди перестают
верить в загробную жизнь. Смерть
теперь для них – это воссоединение
с умершим родным человеком.
В эту эпоху, люди очень болезненно
переносят смерть своих родных,
к своей же смерти они становятся
довольно равнодушны. Романтическая
наклонность этой эпохи поспособствовала
превращению страха смерти в чувство прекрасного.
Люди, на пороге перед смертью думают о
воссоединении со своими предками (супругами,
родителями, детьми и т.д.) и умирают с улыбкой
на лице. «…А когда ей сказали, что она
должна умереть, ее лицо просияло». Исчез
страх перед смертью, смерть стала желанной.
В то время существовала вера в отделение
души от тела. Считалось, что дух не умирает,
а возвращается к своим источникам. Отсюда
у людей пропадает вера в Ад.
«Вера в жизнь после
смерти – в действительности
реакция на невозможность принять
смерть близкого существа, примириться
с ней». В принципе, такое чувство
сохраняется у многих людей
и в наши дни.
К середине XVIII в. в
завещаниях перестают указывать
желаемое место захоронения. Теперь
завещатель полагается на своих
близких или душеприказчиков.
«Я полагаюсь на благоразумие
своих детей». Позже заказчик
в своём завещании даже не
говорит о том, что полагается
на своего наследника, поскольку об этом
говорить уже стало ненужно. Это было само
собой разумеющимся.
В эту эпоху меняется
стиль похорон: «понадобилось
немало времени, прежде чем
одним из этапов на пути
умершего из дома на кладбище
стала церковь с ее богослужением
в присутствии тела усопшего». В XIX-XX вв.
кладбище становится знаком культуры.
Если ранее, в XVI-XVII вв. врачи были озабочены
тем, что кладбища нельзя устраивать в
городе из-за того, что из трупов выделяются
вредоносные испарения, то сейчас, после
проведения различных экспертиз, это опровергли.
И кладбища снова появились в черте города.
Появляется некий «культ мертвых».
«Культ могил и кладбищ
– это литургическое проявление
новой чувствительности, в которой
начиная с конца XVIII в. смерть «другого»
становится нетерпимой».
«Смерть перевернутая».
Эта стадия развития
восприятия смерти характеризуется
исключением смерти из коллективного
сознания. О смерти человека перестают
говорить. «В городах все отныне
происходит так, словно никто
больше не умирает». Тяжело больного
перестают оповещать о его скорой кончине,
люди начинают лгать. Это можно объяснить
тем, что родные не хотели причинять умирающему
боль. Конечно же, умирающий и сам осознавал
все, что происходит, но хотелось сохранить
иллюзию, иллюзию жизни хоть на недолгое
время. Смерть в эту эпоху становится
неприличной, грязной, чего не могло быть,
например, в викторианскую эпоху. Не подобает
теперь делать смерть публичной. «Больше
не считается возможным, чтобы кто угодно
входил в комнату умирающего, где пахнет
мочой, потом, грязными простынями». С
начала XX в. общество начинает отдалять
от себя смерть, делает ее приватным актом,
в котором могут участвовать только близкие
люди, а в дальнейшем от него отстраняется
и семья, когда начала происходить госпитализация
больных. В это время происходит «триумф
медикализации». Теперь, смерть может
укорачиваться или продлеваться в зависимости
от действий врача. Похороны проводятся
более скромно, нормой стала кремация,
а траур и оплакивание стали считать практически
душевным заболеванием. Человека, который
находится в трауре, избегали и не понимали.
«…Он как бы в карантине, словно заразный
больной». Чаще всего люди прятали свою
скорбь в обществе, но прятали ее в себе.