Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:39, контрольная работа
Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”.
1. Введение
2. Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы.
3. Личность как ценность и ценностный мир личности. Культура индивида как самосознание и самообразование.
4. Модели культурного человека и их эволюция.
5. Список используемой литературы
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И УПРВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
Институт : «______________
Кафедра : «_______________Социально-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине :«___
__Культурология_______________
На тему: «___ __Человек в мире культуры _ _____»
Выполнил(а):
Студент(ка) 1-курса
Заочной формы обучения
Специальности 260800
Шифр зачётной книжки :
_______________________
Ф.И.О. Ласкавая Екатерина Михайловна
Научный руководитель :
Ф.И.О. Гудина Анна Николаевна
Оглавление
1. Введение
2. Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы.
3. Личность как ценность и ценностный мир личности. Культура индивида как самосознание и самообразование.
4. Модели культурного человека и их эволюция.
5. Список используемой литературы
Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Культура формирует
личности членов общества, тем
самым она в значительной
О том, насколько
важна культура для
Прежде всего, следует
отметить, что определенный культурный
опыт является общим для всего
человечества и не зависит от того,
на какой ступени развития находится
то или иное общество. Так, каждый ребенок
получает питание от старших по возрасту,
обучается общению через язык,
получает опыт применения наказания
и вознаграждения, а также осваивает
некоторые другие наиболее общие
культурные образцы. Вместе с тем
каждое общество дает практически всем
своим членам некоторый особенный
опыт, особенные культурные образцы,
которые другие общества предложить
не могут. Из социального опыта, единого
для всех членов данного общества,
возникает характерная
Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.
Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социальная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.
Инкультурация понимается как обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. К каждой культуре очень сложно адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. «Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца».
Инкультурация - срастание с родной культурой, становление человека уже воспитанного и интересного. Конечный результат инкультурации -- интеллигентный человек. На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с окружающими - родственниками, друзьями, знакомыми.
Проблемы инкультурации.
Детский опыт освоения культуры
был выделен в связи с его
значимостью в структуре
Изучение способов освоения
людьми своего культурного окружения
обеспечивает подходы к решению
нескольких классов задач, связанных
с изучением динамики культуры. Одной
из наименее исследованных проблем
до сих пор остается установление
взаимосвязи между стадиями индивидуального
жизненного цикла и культурными
средами, структурами социального
взаимодействия, характером информационных
обменов, необходимыми для каждой из
них с точки зрения личностной
адаптации в сложном и
Другой интересный класс задач связан с действием механизма традиции. Обычно принято считать, что традиционно передаваемый культурный опыт остается сохранным и относительно неизменным в течение жизни многих поколений. Однако известно, - и это было показано в предыдущих главах, что любая культурная информация, заключенная как в действиях, так и в символах, при передаче претерпевает определенные трансформации. Поэтому традиционно транслируемый культурный опыт модифицируется в процессе восприятия и воспроизводства новым поколением. И можно с уверенностью утверждать, что внешне тождественные формы действий и символические структуры меняют свои функции, значения и смыслы благодаря все увеличивающимся расхождениям между их местом в культурном локусе порождения и в изменяющемся с течением времени социокультурном контексте. Изучение таких микроизменений позволяет лучше понять механизмы непрерывности и дискретности в динамике культуры.
Еще один класс задач связан
с изучением жизненных путей
индивидов в обществе как концептуальной
области, открывающей возможность
наблюдать траектории движения людей
в широком социокультурном
Некоторые утверждают, что ценность личности завоевывается человеческой деятельностью или способностями, тогда как другие утверждают, что ценность личности является даром межличностных отношений. Первый подход можно назвать "функционализмом", второй - "персонализмом".
Функциональный взгляд на человеческую ценность обычно рождается в материалистическом мировоззрении. Взгляды на человеческое достоинство с точки зрения функционализма иногда ведут к рассмотрению вида Homo sapiens (человек разумный), лишенного жизненно важных функций, как ненужное существо. Взгляд на человеческое достоинство с точки зрения персонализма ведет нас к искреннему самопожертвованию ради наших близких.
С точки зрения функционализма в любой ситуации личность должна продемонстрировать определенные способности и функции, чтобы завоевать статус личности в глазах других людей или всего общества. Теоретики функционализма обычно выступают с высокомерных позиций, объясняя, почему человеческая жизнь имеет ценность, но они склонны заканчивать объяснениями, почему жизни в пределах какого-то определенного общества не должны цениться.
Мы осознаем сегодня, что всякое общественное установление, будь то закон, традиция или социальный институт, должно поверяться интересами личности. Идеальное человеческое общество может создаваться, судя по всему, на предельном учете особости каждого индивида, его разума, воли и чувств, всей человеческой субъективности. Пренебрежение к слезе ребенка или даже к голосу, который "тоньше писка", оборачивается драмой или даже трагедией для других. Ценность личности во многом соразмеряется совокупным духовным опытом человечества.
В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать. Выбор, который человек делает, зависит от многих факторов: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, возможных последствий и т. д. Как правило, всегда имеются несколько вариантов решений, и выбор, зависит от того, что считать важным и правильным. То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достойным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведение в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.
В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему.
Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, запретах и т. д.), ценностный мир личности выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого.