Человека как биологическое, социальное и культурное существо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

В современной социологической науке существует множество концепций личности. Теория личности как субъекта и объекта деятельности (марксистская социология) делает главный акцент на взаимодействии личности и общества; диспозиционная теория саморегуляции социального поведения (Т. Знанецкий, Ч. Томас, В.А. Ядов) рассматривает поведение личности на основе ее предрасположенности к определенному восприятию конкретных условий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Развитие представления о человеке как о личности…………..……..…4
2. Биологическая природа человека, её влияние на формирование личности……………………………………………………….…………...……….6
3. Социальная природа человека, процесс социализации…………..…...10
4. Влияние культуры на развитие личности………………………….......14
Заключение………………………………………………………………18
Список используемых источников ………………………...…………..20

Файлы: 1 файл

2 реф. культ.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Социобиологи  выяснили, что животные, оказывается, умеют любить, дружить, создавать  семью, приходить на помощь друг другу, сотрудничать и образовывать сообщества, быть альтруистами, раздражаться. Но вот чего не удалось им обнаружить, так это социализации

Широко известны случаи, когда человеческих детенышей  воспитывали звери. Когда их нашли, выяснилось, что «дети джунглей» не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они – продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Человеческие детеныши (феральные люди), воспитанные в стае волков (т. е. представителями другого вида), усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех конечностях, приближаясь к мясу, предварительно ею обнюхивали, испытывая жажду, облизывали зубы. Однако усвоить у них «правила социальной жизни» они не могли. Неудивительно, что, вернувшись в общество, т. е. к представителям своего вида, «фералы» не стали полноправными социальными существами.

На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее  окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем «общественным бытием», которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, станут его мировоззренческими отличиями. В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти с силой естественного закона. Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее  влияние на формирование того или  иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко: инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только перехода из одного классового положения рабочего, работодателя, крестьянина, служащего, – но и изменения всякого конкретного социального положения человека.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

До глубокой старости человек меняет взгляды  на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли. Социализация объясняет то, каким образом

человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом  на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития. Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее, это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы, В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, для углубленных размышлений. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Вывод: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация – качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап - самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки. Только в обществе человек может превратиться в личность. Социальное в структуре личности играет определяющую роль.

 

 

4. Влияние  культуры на развитие личности

Мы живем  в мире культуры и не замечаем этого, как не замечаем воздух, которым дышим. Человек и культура находятся в неразрывном единстве: нет человека до или вне культуры, нет культуры до или вне человека. Наше мышление, язык, внешний вид и поступки – это феномены культуры, и создателем их является человек. Но и сам человек есть результат воздействия на него культуры. Степень участия в создании культуры определяется количеством и качеством потребляемой культуры, готовящей человека к культуротворческой деятельности, то есть определяется индивидуальной культурой человека. А индивидуальностью его делают накопленный опыт, приобретенные знания и умения, разбуженные и развитые чувства (они всегда уникальны и непередаваемы), соразмерные накопленному опыту. Вот эта индивидуальность и является творцом культуры, «окультуренным» предшествующим развитием культуры, культурным человеком, несущим в себе культуру своей эпохи и творящим ее. На этого человека, «возделанного» культурой, творящего культуру, человека культурного мы и попробуем посмотреть, используя такой метод социального познания как моделирование.

Культура – это то, что делает человека человеком. Как вторая, искусственная природа, культура связана с человеческой деятельностью: она есть результат деятельности, процесс и организация этой деятельности, отношения, которые складываются в процессе деятельности между людьми, к природе и самому себе. Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности, то есть в труде. Его деятельность есть причина культуры, а также ее результат. Человек не рождается с уже готовыми знаниями, умениями, навыками. Всем этим он овладевает. Культура – это та жизненная среда, которую создает человек и которая формирует человека. Она не существует где-то вне человека, вне человеческих общностей. Для ребенка, только что родившегося, культура – уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует. Ребенок овладевает речью, способностью прямохождения, свободой ориентации в пространстве. Затем основной формирующей становится художественное общение (сказки, рисование, песни, игры и т.д.), развивающее воображение. Далее доминантой становится познание мира и развитие абстрактного мышления. Из биологического существа ребенок превращается в разумное существо, способно», к труду и творчеству. От того, насколько он овладел уже созданной культурой, зависит его культуротворческая деятельность. Деятельности человека как субъекта (творца культуры) предшествует деятельность как объекта (потребителя) культуры. Без деятельности по освоению (распредмечиванию) уже созданной культуры (культурного наследия) она не станет достоянием человека. Освоив же культурное наследие, человек становится носителем определенных ценностей, идеалов, носителем способности к творчеству. Сознание нового в любой сфере человеческой деятельности возможно лишь при условии усвоения всего созданною за предшествующее время. Творческий прорыв в математике, например, возможен лишь для человека, усвоившего уже полученные результаты математической науки. Не освоив азы (сложение, вычитание, умножение и деление), человек, не сможет постигнуть высшую математику. Изучая ее, он последовательно проходит все стадии ее становления и развития только в ускоренном темпе. Освоив же все добытые за последнее время знания, человек приобретает возможность творчески развивать математическую науку. Культура готовит человека к творческой деятельности: взращивает, воспитывает, образовывает его.

Культурный  человек – это человек, впитавший в себя уже созданную культуру, это образованный культурой человек, ставший носителем ценностей и идеалов определенной эпохи, готовый к творчеству. Культурный человек, являясь носителем культуры, олицетворяет собой свою эпоху и творит ее. В ходе истории культура непрерывно изменяется по своему содержанию и формам проявления (как результат кудьтуротворческой деятельности), соответственно изменяется и сам человек, .носитель и творец культуры. Влияние общества на личность зависит от характера этого общества. На каждом этапе исторического развития общество вырабатывает свой механизм социализации личности, то есть развития человека активного, полноценного члена общества – человека культурного

Социализация  ведет к приобщению человека к  культуре. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое. Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. В социологии под культурой в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Каждое конкретное сообщество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и оказывает огромное влияние на его развитие как личности, формирует его ценностные ориентации, мировоззрение.

Поэтому именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования типа личности. Возьмём, к примеру, людей  с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме – буддистом, в Индии – индуистом, а в России, Украине, Белоруссии – православным.

Важным социальным фактором формирования мировоззрения  является время и национальные особенности  общества, к которому принадлежит  человек. У людей XXI столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа. В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.

Вывод: культурный компонент в развитии личности играет огромную роль. Человек с рождения растет в определенной культурной среде, определенной исторической эпохе. Это формирует его нравы, моральные принципы, мировоззрение. Приобщение к другим культурам, изучение их особенностей способствует духовному обогащению, расширяет кругозор формирующейся личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные  природные продукты, существует как  биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют  его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как «Кто я?», «Для чего я живу?», «Что я должен делать?» и др. Человек – не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе действует по законам нравственности.

Информация о работе Человека как биологическое, социальное и культурное существо