Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:12, реферат
Любви все возрасты покорны… О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: «О любви не говори, о ней все сказано… «. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви – это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт – тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова – любовь!
Ведение
Любви все возрасты покорны… О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: «О любви не говори, о ней все сказано… «. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви – это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт – тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова – любовь!
Любовь – понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая – к человечеству вообще, к природе вообще… Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины.
Романисты и поэты, композиторы
и художники романтической
Что такое любовь?
У Аристотеля понятие любви скорее плотское, он относил любовь к одной из первичных энергий человеческого тела. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно иную формулировку утверждение связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос – есть эрос познания.
Средневековье, в Эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.
В XX веке любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью лежит в основе работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.
Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.
В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.
Эрих Фромм сравнивает
две противоположные формы
Любовь — это чувство, которое люди испытывают повсеместно. Однако общество всегда оказывает влияние на то, как люди называют свои переживания, чего они ждут и как строят близкие взаимоотношения. В разных культурах определение «идеальной любви» варьируется. В Европе, например, «настоящей любовью» традиционно считаются шекспировские страсти в духе Ромео и Джульетты. Романтическая (страстная) любовь-влечение между двумя человеческими особями — важный, подчас даже решающий стимул для заключения брака в западном обществе. В то же время есть общества, которые не одобряют романтической любви, не считают ее идеалом и даже осуждают ее.
Психолог Роберт Левайн
и его коллеги обследовали
студентов в 11 странах и спрашивали
их: «Предположим, что мужчина (женщина)
обладает всеми на ваш взгляд желаемыми
качествами; женитесь ли вы (выйдите
ли за него замуж), если не влюблены в
этого человека?»
Исследователи также
сравнили установки по отношению
к романтической любви среди
студентов колледжей в
Романтическая любовь в
индивидуалистическом обществе — это
бурное личное переживание; человек
погружается во внутренний мир своего
партнера и, порой какое-то время
даже не замечает друзей и семью. Решение
о том, с кем устанавливать
отношения, жениться или выходить замуж
человек чаще всего принимает
лично. А вот в восточных
Влюбленный
европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?».
Китаец же прежде всего задастся вопросом:
«Что скажут другие люди?». При изучении
различных видов любви
Так, у китайцев существует понятие «ган
куинг», обозначающее близкие и важные
для человека взаимоотношения. Оно отличается
от западных представлений о романтической
любви, в которой обязательно подразумевается
сексуальная подоплека (влечение партнеров).
«Ган куинг» зарождается, когда мы просто
помогаем другому человеку или что-то
делаем для него; например, «романтическим
актом» можно считать починку водопроводного
крана или помощь в учебе.
Любовь по-корейски отличается от любви
по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие
«джунг». «Джунг» связывает людей намного
прочнее, чем страстная любовь. Пока пары
чувствуют сильную любовь-страсть друг
к другу, между ними нет «джунг» — это
чувство требует времени и многочисленных
взаимных усилий. Интересно, что «джунг»
вызывается как позитивными, так и негативными
взаимоотношениями, например между конкурентами,
которые с неприязнью относятся друг к
другу. «Джунг» с течением времени может
усилиться и между ними, так как люди будут
ощущать существование какой-то странной
связи друг с другом. Она отдаленно напоминает
наше понятие любви-ненависти.
Японцы же крайне позитивно оценивают
так называемое «амэ» — эмоциональное
состояние, в котором совершенно пассивный
объект любви получает удовольствие от
того, что о нем заботится партнер, это
несколько похоже на взаимоотношения
матери и ребенка. В английском, так же
как в любом другом языке нет эквивалента
для слова «амэ»; самое близкое по значению
слово — зависимость, эмоциональное состояние,
которое в западной культуре считается
ненормальным в отношениях взрослых людей.
Так различные культуры формируют различные виды «идеальной» любви.
А вы замечали, что в разных странах любят по-разному? Где-то без ласки любимого и дня не прожить, где-то спокойно любят на расстоянии, где-то на звезды вместе глядеть важнее, чем сексом заниматься. Я решила разобраться, в чем различие всех этих любовей и какую из них мне бы хотелось выбрать лично для себя.
+ Европа. «Люблю всем сердцем»
Любовь зарождается на уровне инстинкта «я тебя хочу» и превращается в страстную и всепоглощающую, способную все смести на своем пути. Трубадуры и галантные французы придумали, как выражать любовь в изящной форме, и составили правила ухаживания за дамой, актуальные до сих пор. Нужны они для того, чтобы нас не захлестнуло потоком чувств и мы не завершили свои дни, как Ромео и Джульетта. Юные герои встретились, восхитились, возбудились и обвенчались -- исключительно для того, чтобы без угрызений совести отдаться плотской страсти, причем обоим наплевать на недовольство родни -- они хотят быть вместе. В конце трагедии, на накале чувств, юные супруги убивают себя. А могли бы чуточку успокоиться, подождать -- и жить счастливо!Западному варианту любви свойствен великолепный эгоизм и наплевательское отношение к окружающим – «любовь всегда права -- и если весь мир против меня, тем хуже для мира». В легенде про Тристана и Изольду король поручил верному рыцарю доставить к нему его нареченную. Рыцарь случайно выпил вместе с красавицей любовный напиток, Для западного образца любви реальные достоинства любимого человека особого значения не имеют. Главное -- твои прекрасные ощущения. Остальное по поговорке: «Любовь зла -- полюбишь и козла». Особым шиком считается любить не за что-то, а вопреки всему. Когда один из моих знакомых заметил, что собеседниц сразу перекосило: «Раз ты знаешь, за что любишь, -- это вовсе и не любит свою Инессу за хорошую фигуру и за сочетание непосредственности и деликатности, нескольких его любовь!
Кто главный
Главную роль играет мужчина. Он ухаживает и демонстрирует женщине все свои достоинства -- поэтический дар, чувство юмора, бицепсы, кошелек, в рестораны ее водит, на яхте катает. Женщина убеждается в его ценности и отдается ему.
В чем изюминка
Западная любовь восхитительна, так как позволяет забыть про все неприятности. Вы с любимым абсолютно счастливы -- но не до гроба, а до сексуального насыщения. А потом глаза открываются, и ты видишь не сказочный образ, а реального человека. Иногда он тебе нравится -- и любовь продолжается, иногда -- нет, и чувство гаснет. Поэтому некоторые любящие пары предпочитают глаза не открывать, с любимым не сближаться.Герои изумительного романа Ремарка «Триумфальная арка» Жоан и Равик искренне и сильно любят друг друга, но ничего о себе не рассказывают, потому что не хотят знать, каков на самом деле второй человек, какая у него жизнь. У актрисы Жоан есть любовники, которые ее содержат, -- Равик предпочитает об этом не знать, так как у него нет денег. Равик -- беженец из фашистской Германии и пережил столько, что впору фильм ужасов ставить, -- Жоан раздражают его страшные воспоминания. В конце романа героиня погибает. Красавицу жалко. Но понимаешь: если бы она не умерла, то они бы расстались, как только поближе бы познакомились.
+ Между Западом и Востоком. Любить по-русски
Любовь в России сильно отличается от европейской. В Средние века ее считали «дьявольским ухищрением», не питали никакого к ней пиетета, и только в 1802 году писатель Николай Карамзин ввел в обиход слово «влюбленность» для обозначения всем знакомого состояния, когда людей разного пола влечет друг к другу. Здесь не было ни рыцарей, ни дам, ни трубадуров. И любовь до сих пор какая-то не очень складная получается.Традиция русской любви почти всегда надрывно-несчастная и основанная на жалости и страдании -- причем, как правило, не мужчина жалеет слабую и хрупкую женщину, а сильная и достойная женщина жалеет противненького, вредненького или порочного мужчину. Как в романах Достоевского -- кроткая Сонечка Мармеладова из жалости любит убийцу Раскольникова, красивая и умная Аглая -- сумасшедшего и беспомощного князя Мышкина. И ладно бы русская красавица парня пожалела, надоумила и в жизнь вставила. Прискорбно, но в примерах великой русской любви такого нет -- он продолжает пить, бездельничать и гулять. А она все ему прощает.Александр Пороховщиков, известный российский актер, так рассуждает о любви: «Я живу в любви с самого детства и не признаю ничего, кроме нее. Только любовь спасает. У меня замечательная жена -- Ирка... Ни одна женщина в мире не сравнится с русской. Она тебе и жена, и любимая, и б...дь, и враг, и друг, но она тебе еще и мать! Возьмет твою лысую голову, положит ее к себе на колени, а ты чувствуешь, что и ее грудь уже рядом -- тебе чуть ли и молочка уже не хочется. И пригреешься. Где это в мире еще видано, чтобы пьяный муж бил жену в лицо сапогом, а она утрется и тащит своего алкоголика домой, моет и укладывает спать?!» У меня волосы дыбом встают от такое «умилительного» рассказа о взаимной любви мужчины и женщины. А взрослый и вроде бы неглупый мужчина ею гордится. И жену себе нашел на тридцать лет моложе. Ира в него с пятнадцати лет влюблена. Он ее и пинал, и из дому гнал, и изменял ей -- а она все тут как тут со своею большой любовью. Женился он на ней, когда она уже и надежду потеряла. Детей у них нет -- он сам жене за ребенка и второго рядом не потерпит! Воспитывают вместе собаку. Зато он подарил жене участок на Луне...
Кто главный
Женщина -- любовь строится на ее жалости и терпении.
В чем изюминка
Она затягивает, как наркотик, обоих любящих. Мужчина получает мощную порцию материнского всепрощения, чтобы с чистой совестью творить свои безобразия, упоенно в них каяться и вновь получать «благословение». А женщина наслаждается переживанием своей святости, кротости, нужности, своего величия. Ведь ее любовник без нее пропадет! Неважно, что ей отпущено в сто раза больше талантов, чем ему, -- его пожалеть надо, ибо он убогий и только по убожеству -- злобненький. И я без особого труда могу представить себе сладкий ад этой великой любви-жалости с экстазом очищающих слез и объятий.