Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:15, реферат
Тема смерти как лейтмотив пронизывает западноевропейскую культуру второй половины XIV-XV столетий. Она звучит в литературе разных жанров и направлений - от "Триумфов" Петрарки и "Богемского землепашца" Иоганна фон Зааца до проповедей Савонаролы и "Корабля дураков" Себастиана Бранта, от стихов Эсташа Дешана до "Зерцала смерти" Пьера Шатлена и поэзии Франсуа Вийона. В изобразительной традиции ни одно столетие в истории европейской художественной культуры не породило такого изобилия мотивов, связанных с темой смерти, как XV в. Во фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, ксилографиях, гравюре на меди мы постоянно встречаем сюжеты "Трое мертвых и трое живых", "Триумф смерти","Пляски смерти", "Искусство умирать".
Dance Macabre як культурний феномен
тема смерти в средневековом искуссвтве
Тема смерти
как лейтмотив пронизывает
Поводом для такого широкого распространения, считает Ниисельштраус, были многие бедствия, обрушившиеся на Европу, - эпидемии чумы, начиная с 1348 г. периодически опустошавшие города, Столетняя война, голод, вторжение турок. И все же при всей катастрофичности бедствий они были скорее поводом, чем причиной столь широкого распространения темы смерти в изобразительном искусстве XV в.Автору кажется, что прав современный французский историк Жан Делюмо, считающий успех этой темы одним из проявлений великого страха, который охватил Европу в переломный период ее истории. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества - папство, авторитет которого был подорван авиньенским пленением и последовавшей за ним великой схизмой, и империя, подвластность которой законам времени была продемонстрирована крушением тысячелетней Византии и глубоким кризисом Германской империи. Эти события сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей и реформационных движений, наконец, новой и самой сильной вспышкой эсхатологических ожиданий, приуроченных к 1550 г.
С. Кара-Мурза связывает
Религиозный ужас, по словам автора,
был настолько сильным и уже разрушительным,
что западная Церковь была вынуждена пересмотреть
догматы. Ее богословы после долгих дискуссий
выработали компенсирующее страх
представление о "третьем загробном
мире" - чистилище. Его существование было официально
утверждено в 1254 г. Папой Иннокентием IV.
Показательно, что у Православной церкви
не было никакой необходимости принимать
это богословское нововведение.
Другим средством ослабить религиозный
страх было установление количественной
меры греха и искупления посредством ведения
баланса между проступками и числом оплаченных
месс, стоимостью подарков церкви и величиной
пожертвований монастырям (уже затем был
создан прейскурант индульгенций). На
этом пути, однако, католическая церковь
заронила семя рационализма и Реформации.
Передышка была недолгой, и в XIV веке Европу
охватила новая волна коллективного страха.
Причин для него было много (страшная Столетняя
война, массовое обеднение людей), но главная
причина - эпидемия чумы 1348-1350 гг., от которой
полностью вымирали целые провинции. Тяжелые
эпидемии следовали одна за другой вплоть
до XVII века. И именно в связи с чумой выявилась
особенность коллективного страха: со
временем он не забывался, а чудовищно
преображался. При первых признаках новой
эпидемии образ предыдущей оживал в массовом
сознании в фантастическом и преувеличенном
виде.
Тогда же возникает словосочетание пляска смерти. (Кара-мурза)
Этимология словосочетания пляска смерти
ПЛЯСКА СМЕРТИ (нем. Totentanz, фр. dance macabre, исп. danza de la muerte, нидерл. dooden dans, итал. ballo della morte , англ. dance of death), синтетический жанр, существовавший в европейской культуре с сер. XIV по первую половину XVI в. и представляющий собой сопровождаемый стихотворным комментарием иконографический сюжет, танец скелетов с новопреставленными.(Реутин)
Возникновение странного словосочетания «пляска смерти» до сих пор является предметом оживленных дискуссий между историками и филологами различных направлений и школ, по ловам Ханнановой. Действо, в рамках которого объединились два несовместимых друг с другом явления – танец и смерть, - вызвало к жизни необходимое для своего обозначения кентавричесоке, оксюморонное сочетание слов. И.Иоффе полагает, что слово «la dance” употреблялось не столько в его более позднем значении «мирного марша», «хоровода», «кружения», «пасторали», сколько в исконном значении «борьбы», «схватки», «драки». В словосочетании «dance macabre” объединены и взаимно обусловлены веселье и скорбь. (Ханнанова)
Хотя из статьи Сыченкова можно узнать, что Термин "danse macabre" не имеет буквального перевода; его этимология не может считаться окончательно установленной [4]. "Смерть" по-французски - "la mort", а не "macabre". История проникновения во французский язык слова "macabre", а также возникновение странного словосочетания "пляска смерти" до сих пор является предметом оживленных дискуссий между историками и филологами различных направлений и школ.
В отличие
от прочих исследователей, пишет
Сыченков, И.Иоффе акцентирует внимание
не на последнем, "macabre", а
на первом слове этой лексемы,
"la danse". Действо, в рамках
которого объединились два
В середине XIV в. появляется странный термин "macabre или "Macabre", как он первоначально звучал. "Je fis de Macabre la danse" /"Я написал Макабрский пляс"/, - говорит в 1376 году парижский поэт Жан Ле Февр. С этимологической точки зрения, это имя собственное, что и следует иметь в виду в отношении данного слова, вызвавшего в современной науке столько споров. Лишь значительно позже из словосочетания "la danse macabre" выделилось прилагательное, которое приобрело в глазах современных исследователей смысловой оттенок такой остроты и такого своеобразия, что это дало им возможность соотносить со словом "macabre" все позднесредневековые видения смерти(Хейзинга, 156, 157).
В качестве определенного факта искусства "пляска смерти" сложилась в общем семиотическом, фольклорно-мифологическом и ритуальном пространстве средневековой европейской культуры. Она выросла из массовых театрализованных представлений, мистерий. Пляски смерти, - пишет Сыченков, - которые мы теперь знаем по отдельным разрозненным искусствам, в виде фресок или гравюр, изображающих танцы, в виде стихов, в виде песен, были единым духовным действием" . Моралитэ "пляски смерти" разыгрывались, по-видимому, в дни поминовения мертвых; это были или процессии, где смерть, играя на флейте вела за собой людей всех сословий, начиная от папы … или хороводы, также всех рангов, где каждый живой имел своей парой смерть … или же танцы парами, где смерть каждого в отдельности приглашает танцевать с ней. сыченков].
Разрабатывая эту же версию, Й.Хейзинга, как пишет Сыченков, подкрепляет ее популярной в начале XX века теорией французского искусствоведа Э.Маля. Теория Маля сводилась в общих чертах к тому, что именно театральные постановки вдохновляли художников, подсказывая им сюжет, группировку, позы, жесты и костюм изображаемых лиц. Сюжеты и их "реалистическая трактовка", все это, - по мнению Маля, - идет из театра, от постановки на площади . Несмотря на то, что теория Э.Маля в свое время была подвергнута сокрушительной критике со стороны бельгийского искусствоведа Л.ван Пейфельде и берлинского историка культуры М.Германа, Й.Хейзинга считает, что все же следует признать ее правоту в узкой сфере, относительно происхождения "danse macabre": представления разыгрывалось раньше, чем были запечатлены на гравюрах(Сыченков).
Как, однако,
в европейской иконографии