Данилевский: Россия и Европа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение и анализ культурно-исторических типов по труду Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».
Данную цель можно реализовать посредством решения следующих задач:
1. На основе труда Н.Я.Данилевского рассмотреть законы движения культурно-исторических типов;
2. Проанализировать славянский культурно-исторический тип;

Файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Культурно-исторический тип - это теоретическая  конструкция, в которой выделяются существенные свойства, объединяющие одни явления культуры и отличающие их от других.

В теориях культурно — исторических типов делается акцент на цикличность  и многолинейность развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций.

Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентрической теории общественного развития. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения- мирового господства.

Линейная, европоцентристская концепция  исторического развития не давала удовлетворительного  объяснения развития Востока, России и  других регионов, находившихся в стороне  от развитой западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ.

Целью контрольной работы является изучение и анализ культурно-исторических типов по труду Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».

Данную цель можно реализовать посредством решения следующих задач:

  1. На основе труда Н.Я.Данилевского рассмотреть законы движения культурно-исторических типов;
  2. Проанализировать славянский культурно-исторический тип;
  3. Сделать вывод о культурно – исторических типах.

Работа Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» необычайно содержательна как по фактическому материалу, так и по идейному содержанию.

Главная тема книги - судьба России, условия  культурно-исторического развития русского народа и славян.

По  мнению американского ученого С. Хантингтона, современной мировой политикой будет управлять соперничество и столкновение цивилизаций, все глобальные конфликты будут определяться не национальными или идеологическими, но культурными факторами. В связи с этим достаточно актуально в наши дни звучит поставленная Данилевским проблема взаимовлияния и взаимодействия различных культур, остро ощущается потребность в теоретическом анализе межкультурного влияния, моделирования механизмов и последствий этого влияния. [1]     

Стремление  найти ответы на актуальные вопросы  культурной и общественно-политической жизни нового века и определило наш  интерес к творческому наследию Н.Я. Данилевского. 

 

2.Культурно-исторические типы и их законы движения.

2.1 Общая  характеристика культурно исторических  типов.

Одна из основных особенностей социологических взглядов ученого состояла в том, что, в отличие от господствовавшего в российской социологии эволюционизма, они характеризовались антиэволюционизмом. Об этом свидетельствовало его главное теоретическое детище — концепции культурно-исторических типов. По его мнению, история человечества не является единой целостностью, а «складывается» из крупных форм (в определенной мере аналогичных организмам). Эти формы и есть культурно- исторические типы. Они имеют обособленный, локальный характер, структурны, внутри каждого происходит собственное движение. Также типы характеризуется своеобразием социального, религиозного, бытового, политического, научного, промышленного, художественного развития. По существу, культурно-исторический тип — это совокупность взаимосвязанных признаков крупного социального организма, характеризующегося в качестве основного интегративного1 показателя национальной культурой. 
 
Каждый культурно-исторический тип проходит стадии, типичные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление, смерть. Данилевский рассматривает эти стадии как четыре периода в развитии типа: этнографический, государственный, цивилизанионный, период конца культуры. В течение первого создается запас сил для будущей активной деятельности народа, складывается национальный характер. Второй период — государственный — состоит в строительстве сильного государства как условия независимого самобытного развития. Третий, самый короткий, заключается в культурном творчестве в рамках цивилизации и постепенных растратах накопленного запаса. Наконец, четвертый означает возникновение неразрешимых противоречий и гибель культурно-исторического типа.

Культурно-исторические типы, по мнению Данилевского, были созданы народами, заслужившими право именоваться положительными деятелями истории. Каждый из них развил до высшей степени индивидуализации и совершенства своё самобытное национальное начало, и все они ,,содействовали многосторонности проявления человеческого духа, в чём собственно и заключается прогресс”2. Народы, в силу различных исторических причин не поднявшиеся до уровня культуро-созидающихся, Данилевский делил на две категории: ,,отрицательные деятели человечества, или бичи божие”, разрушающие остатки изживших себя цивилизаций, и племена, которым ,,не суждено ни зиждительного, ни разрушительного величия”. Племена, представляющие собой простой ,,этнографический материал” истории – это народы, которые не жили самостоятельной исторической жизнью и не развивались до осознания её необходимости, потому что оказались в таких условиях, которые препятствовали формированию их как политически независимой нации. Судьба таких племен – быть ассимилированными другой, ,,исторической” народностью, служить разнообразию её проявлений, при необходимом условии обладания теми же правами личной гражданской и общественной свободы, которые имеются в распоряжении ,,формообразующей” национальности.

«...Естественная система истории должна заключаться  в различении культурно- исторических типов развития как главного основания  ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться» 3

Дaнилевский выделил следующие культурно-исторические типы (сaмобытные цивилизaции):

1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7)греческий, 8) римский, 9) ново-семитический (аравийский), 10) германо-романский, или европейский, 11) мексиканский, 12) перуанский. Последние два погибли насильственной смертью и не успели завершить своего развития. Данилевский считал, что ни один из этих типов не может прогрессировaть бесконечно.

По теории Дaнилевского, нa долю нaродa выпадает 3 роли:

1) Положительная деятельность культурно-исторического типa; 
2) Разрушительная деятельность, придающая смерти одряхлевшие цивилизaции;  
3) Служение чужим целям в качестве «этногрaфического мaтериaлa»

1.2 Законы движения культурно  исторических типов.

Дaнилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типaм – зaконы культурно-исторического движения:

  1. Всякое племя или семейство нaродов, харaктеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.  
    2) «Дaбы цивилизация, свойственная самобытному культурно – историческому типу, могла зaродиться и развиваться, необходимо, чтобы нaроды, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.»4 
    3) «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа».5 
    4) Цивилизaция достигает расцвета только при разнообразии этногрaфических элементов.  
    5) «Ход развития культурно-исторических типов ближе всего уподобляется тем многолетним одноплодным растением, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и  истощает раз и навсегда их жизненную силу»6.

Первые два вывода не требуют больших пояснений; сомневаться в них нельзя. В самом деле, из десяти культурно-исторических типов, развитие которых составляет содержание всемирной истории, три принадлежат племенам семитической7 породы, или расы, и каждое племя, характеризованное одним из трех языков семитической группы - халдейским, еврейским и арабским, - имело свою самобытную цивилизацию.

Более подробного рассмотрения и разъяснения требует третий закон культурно-исторического развития. История древнейших культурно-исторических типов - Египта, Китая, Индии, Ирана, Ассирии и Вавилона - слишком мало известна в своих подробностях, чтобы можно было подвергнуть наше положение критике самих событий из истории этих цивилизаций, но сами результаты этой истории вполне его подтверждают. Не видно, чтобы у какого-либо народа неегипетского происхождения принялась египетская культура; индийская цивилизация ограничилась народами, которые говорили языками санскритского корня. К древнесемитическому культурному типу принадлежали, правда, финикияне и карфагеняне, но первые были народом того же корня с вавилонянами, а последние - колонией финикиян; цивилизация же Карфагена не передалась нумидянам и другим аборигенам Африки. Китайская цивилизация распространена между китайцами и японцами - первоначально, вероятно, переселенцами из Китая же. Евреи не передали своей культуры ни одному из окружавших или одновременно живших с ними народов.

Передать цивилизацию  какому-либо народу - очевидно, значит заставить этот народ до того усвоить  себе все культурные элементы (религиозные, бытовые, социальные, политические, научные  и художественные), чтоб он совершенно проникнулся ими и мог продолжать действовать в духе передавшего их с некоторым, по крайней мере, успехом, так чтобы хотя отчасти стать в уровень с передавшим, быть его соперником и вместе продолжателем его направления.

Четвертый общий  вывод, сделанный на основании группировки исторических явлений по культурно-историческим типам, говорит нам, что цивилизация под влиянием своеобразных внешних условий, которым она подвергается в течение своей жизни, тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее, независимее составные элементы, т. е. народности, входящие в образование типа. Самые богатые, самые полные цивилизации из всех существовавших принадлежат, конечно, мирам греческому и европейскому.

Пятый закон культурно-исторического движения состоит в том, что период цивилизации каждого типа сравнительно очень короток, истощает силы его и вторично не возвращается. Под периодом цивилизации разумею я время, в течение которого народы, составляющие тип, - вышед из бессознательной чисто этнографической формы быта (что, собственно, должно бы соответствовать так называемой древней истории), создав, укрепив и оградив свое внешнее существование как самобытных политических единиц (что, собственно, составляет содержание всякой средней истории), - проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе не только в отношении науки и искусства, но и в практическом осуществлении своих идеалов правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния. Оканчивается же этот период тем временем, когда иссякает творческая деятельность в народах известного типа: они или успокаиваются на достигнутом ими, считая завет старины вечным идеалом для будущего, и дряхлеют в апатии самодовольства, или достигают до неразрешимых с их точки зрения антиномий, противоречий, доказывающих, что их идеал (как, впрочем, и все человеческое) был неполон, односторонен, ошибочен, или что неблагоприятные внешние обстоятельства отклонили его развитие от прямого пути, - в этом случае наступает разочарование, и народы впадают в апатию отчаяния. Так было в римском мире во время распространения христианства.

Европа ли Россия?

Данилевский уделял много внимания взаимоотношениям Западной Европы и России.

Многие современники Дaнилевского имели прозaпaдную ориентaцию, порой доходящую до русофобии. Естественно, в этих кругaх книгa Дaнилевского былa встреченa в штыки. Против нее объединились все зaпaдники – от крaйне прaвого «Русского вестникa», до демокрaтического нaроднического «Русского богaтствa» Михaйловского. Отрицaтельно отнеслись и предстaвители социологической нaуки – Кaреев, Ковaлевский. Соловьев нaзывaл его труд «литерaтурным курьезом», не зaслуживaющим серьезного обсуждения. Либерaльный «Вестник Европы» обвинял Дaнилевского в отсутствии нрaвственного отношения к другим нaродaм и человечеству вообще.

Рaботa Дaнилевского тaкже зaтрaгивaет геополитическую сферу.

История России рaссмaтривaется Дaнилевским в нерaзрывной связи со стрaнaми Европы. Он считaет, что любые социaльные преобрaзовaния будут безуспешными, более того – рaзрушительными, если они будут осуществляться вопреки нaционaльным интересaм. Историческaя ретроспективa8 отношений Европы и России позволилa ему выявить основные тенденции политики, выявить ее геополитические зaкономерности.

Дaнилевский пришел к выводу: «Европa врaждебнa России». Ссылaясь нa исторический опыт, он предостерегaл от политической и культурной экспaнсии с Зaпaдa. По Дaнилевскому, политическое рaвновесие выгодно европейским госудaрствaм, которые всегдa договaривaлись друг с другом против России. Гaрaнтом безопaсности России может быть только несоглaсовaнность и рaзобщенность европейских госудaрств.

В своей книге «Россия и Европа»  Данилевский пытается дать ответы на вопросы о дальнейшей судьбе России, взаимоотношении России и европейского мира.

1864 год. Пруссия и Австрия  нападают на Данию и отторгают  от нее два герцогства –  Голштейн и Шлезвиг. Европа  практически никак не замечает  это событие. Общественное мнение  Европы если и осуждает этот  захват, то делает это инертно, безразлично. За одиннадцать лет до этого Россия требует у Турции уважать интересы христианского населения этой страны. Реакция Европы более чем резкая, Англия и Франция в 1854 году объявляют России войну. Что это, единичный случай? Нет. Начиная свою книгу с анализа захвата Голштейна и Шлезвига, Данилевский приходит к выводу, что подобное двойственное отношение Европы к России – правило, а не исключение. «Вешатели, кинжальщики и поджигатели становятся героями, коль скоро их гнусные поступки обращены против России. Защитники национальностей умолкают, коль скоро речь идет о защите русской народности, донельзя угнетаемой в западных губерниях, - так же точно, впрочем, как в деле босняков, болгар, сербов и черногорцев»9.

Такое поведение Европы заслуживает  серьезного исследования. Пытаясь понять причины враждебного отношения Европы к России, Данилевский приходит к теории культурно-исторических типов.

Почему Запад и Восток, Европа и Азия противопоставляются друг другу? Почему Европа считается полюсом  прогресса, совершенствования, а Восток – полюсом застоя? Это не так. Просто в любой части света есть страны «очень способные, менее способные и вовсе неспособные к гражданскому развитию человеческих обществ». Например, Китай имеет промышленность, во многом превосходящую европейскую, китайское земледелие тоже находится на очень высоком уровне развития. Есть у Китая и своя литература, философия. Разве это не прогресс? Да, «…дух жизни отлетел от Китая… он замирает под тяжестью прожитых им веков»10. Но ведь это удел всего человечества! Любая цивилизация, в том числе и Европа, рано или поздно погибнет. «Народу одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет – на Востоке или на Западе»11. Прогресс и застой – характеристики возраста народа.

Информация о работе Данилевский: Россия и Европа