Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение и анализ культурно-исторических типов по труду Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».
Данную цель можно реализовать посредством решения следующих задач:
1. На основе труда Н.Я.Данилевского рассмотреть законы движения культурно-исторических типов;
2. Проанализировать славянский культурно-исторический тип;
Введение.
Культурно-исторический тип - это теоретическая конструкция, в которой выделяются существенные свойства, объединяющие одни явления культуры и отличающие их от других.
В теориях культурно —
Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентрической теории общественного развития. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения- мирового господства.
Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развития Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ.
Целью контрольной работы является изучение и анализ культурно-исторических типов по труду Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».
Данную цель можно реализовать посредством решения следующих задач:
Работа Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» необычайно содержательна как по фактическому материалу, так и по идейному содержанию.
Главная тема книги - судьба России, условия
культурно-исторического
По мнению американского ученого С. Хантингтона, современной мировой политикой будет управлять соперничество и столкновение цивилизаций, все глобальные конфликты будут определяться не национальными или идеологическими, но культурными факторами. В связи с этим достаточно актуально в наши дни звучит поставленная Данилевским проблема взаимовлияния и взаимодействия различных культур, остро ощущается потребность в теоретическом анализе межкультурного влияния, моделирования механизмов и последствий этого влияния. [1]
Стремление найти ответы на актуальные вопросы культурной и общественно-политической жизни нового века и определило наш интерес к творческому наследию Н.Я. Данилевского.
2.Культурно-исторические типы и их законы движения.
2.1 Общая
характеристика культурно
Одна из основных особенностей
социологических взглядов ученого состояла
в том, что, в отличие от господствовавшего
в российской социологии эволюционизма,
они характеризовались антиэволюционизмом.
Об этом свидетельствовало его главное
теоретическое детище — концепции культурно-исторических
типов. По его мнению, история человечества
не является единой целостностью, а «складывается»
из крупных форм (в определенной мере аналогичных
организмам). Эти формы и есть культурно-
исторические типы. Они имеют обособленный,
локальный характер, структурны, внутри
каждого происходит собственное движение.
Также типы характеризуется своеобразием
социального, религиозного, бытового,
политического, научного, промышленного,
художественного развития. По существу,
культурно-исторический тип — это совокупность
взаимосвязанных признаков крупного социального
организма, характеризующегося в качестве
основного интегративного1
показателя национальной культурой.
Каждый культурно-исторический тип проходит
стадии, типичные для любого живого организма:
рождение, возмужание, дряхление, смерть.
Данилевский рассматривает эти стадии
как четыре периода в развитии типа: этнографический,
государственный, цивилизанионный, период
конца культуры. В течение первого создается
запас сил для будущей активной деятельности
народа, складывается национальный характер.
Второй период — государственный — состоит
в строительстве сильного государства
как условия независимого самобытного
развития. Третий, самый короткий, заключается
в культурном творчестве в рамках цивилизации
и постепенных растратах накопленного
запаса. Наконец, четвертый означает возникновение
неразрешимых противоречий и гибель культурно-исторического
типа.
Культурно-исторические типы, по мнению Данилевского, были созданы народами, заслужившими право именоваться положительными деятелями истории. Каждый из них развил до высшей степени индивидуализации и совершенства своё самобытное национальное начало, и все они ,,содействовали многосторонности проявления человеческого духа, в чём собственно и заключается прогресс”2. Народы, в силу различных исторических причин не поднявшиеся до уровня культуро-созидающихся, Данилевский делил на две категории: ,,отрицательные деятели человечества, или бичи божие”, разрушающие остатки изживших себя цивилизаций, и племена, которым ,,не суждено ни зиждительного, ни разрушительного величия”. Племена, представляющие собой простой ,,этнографический материал” истории – это народы, которые не жили самостоятельной исторической жизнью и не развивались до осознания её необходимости, потому что оказались в таких условиях, которые препятствовали формированию их как политически независимой нации. Судьба таких племен – быть ассимилированными другой, ,,исторической” народностью, служить разнообразию её проявлений, при необходимом условии обладания теми же правами личной гражданской и общественной свободы, которые имеются в распоряжении ,,формообразующей” национальности.
«...Естественная система истории должна заключаться в различении культурно- исторических типов развития как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться» 3
Дaнилевский выделил следующие культурно-исторические типы (сaмобытные цивилизaции):
1) египетский, 2)
китайский, 3) ассирийско-вавилоно-
По теории Дaнилевского, нa долю нaродa выпадает 3 роли:
1) Положительная
деятельность культурно-исторического
типa;
2) Разрушительная деятельность, придающая
смерти одряхлевшие цивилизaции;
3) Служение чужим целям в качестве «этногрaфического
мaтериaлa»
1.2 Законы движения культурно исторических типов.
Дaнилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типaм – зaконы культурно-исторического движения:
Первые два вывода не требуют больших пояснений; сомневаться в них нельзя. В самом деле, из десяти культурно-исторических типов, развитие которых составляет содержание всемирной истории, три принадлежат племенам семитической7 породы, или расы, и каждое племя, характеризованное одним из трех языков семитической группы - халдейским, еврейским и арабским, - имело свою самобытную цивилизацию.
Более подробного рассмотрения
и разъяснения требует третий
закон культурно-исторического
Передать цивилизацию какому-либо народу - очевидно, значит заставить этот народ до того усвоить себе все культурные элементы (религиозные, бытовые, социальные, политические, научные и художественные), чтоб он совершенно проникнулся ими и мог продолжать действовать в духе передавшего их с некоторым, по крайней мере, успехом, так чтобы хотя отчасти стать в уровень с передавшим, быть его соперником и вместе продолжателем его направления.
Четвертый общий вывод, сделанный на основании группировки исторических явлений по культурно-историческим типам, говорит нам, что цивилизация под влиянием своеобразных внешних условий, которым она подвергается в течение своей жизни, тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее, независимее составные элементы, т. е. народности, входящие в образование типа. Самые богатые, самые полные цивилизации из всех существовавших принадлежат, конечно, мирам греческому и европейскому.
Пятый закон культурно-исторического движения состоит в том, что период цивилизации каждого типа сравнительно очень короток, истощает силы его и вторично не возвращается. Под периодом цивилизации разумею я время, в течение которого народы, составляющие тип, - вышед из бессознательной чисто этнографической формы быта (что, собственно, должно бы соответствовать так называемой древней истории), создав, укрепив и оградив свое внешнее существование как самобытных политических единиц (что, собственно, составляет содержание всякой средней истории), - проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе не только в отношении науки и искусства, но и в практическом осуществлении своих идеалов правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния. Оканчивается же этот период тем временем, когда иссякает творческая деятельность в народах известного типа: они или успокаиваются на достигнутом ими, считая завет старины вечным идеалом для будущего, и дряхлеют в апатии самодовольства, или достигают до неразрешимых с их точки зрения антиномий, противоречий, доказывающих, что их идеал (как, впрочем, и все человеческое) был неполон, односторонен, ошибочен, или что неблагоприятные внешние обстоятельства отклонили его развитие от прямого пути, - в этом случае наступает разочарование, и народы впадают в апатию отчаяния. Так было в римском мире во время распространения христианства.
Европа ли Россия?
Данилевский уделял много внимания взаимоотношениям Западной Европы и России.
Многие современники Дaнилевского имели прозaпaдную ориентaцию, порой доходящую до русофобии. Естественно, в этих кругaх книгa Дaнилевского былa встреченa в штыки. Против нее объединились все зaпaдники – от крaйне прaвого «Русского вестникa», до демокрaтического нaроднического «Русского богaтствa» Михaйловского. Отрицaтельно отнеслись и предстaвители социологической нaуки – Кaреев, Ковaлевский. Соловьев нaзывaл его труд «литерaтурным курьезом», не зaслуживaющим серьезного обсуждения. Либерaльный «Вестник Европы» обвинял Дaнилевского в отсутствии нрaвственного отношения к другим нaродaм и человечеству вообще.
Рaботa Дaнилевского тaкже зaтрaгивaет геополитическую сферу.
История России рaссмaтривaется Дaнилевским в нерaзрывной связи со стрaнaми Европы. Он считaет, что любые социaльные преобрaзовaния будут безуспешными, более того – рaзрушительными, если они будут осуществляться вопреки нaционaльным интересaм. Историческaя ретроспективa8 отношений Европы и России позволилa ему выявить основные тенденции политики, выявить ее геополитические зaкономерности.
Дaнилевский пришел к выводу: «Европa врaждебнa России». Ссылaясь нa исторический опыт, он предостерегaл от политической и культурной экспaнсии с Зaпaдa. По Дaнилевскому, политическое рaвновесие выгодно европейским госудaрствaм, которые всегдa договaривaлись друг с другом против России. Гaрaнтом безопaсности России может быть только несоглaсовaнность и рaзобщенность европейских госудaрств.
В своей книге «Россия и Европа» Данилевский пытается дать ответы на вопросы о дальнейшей судьбе России, взаимоотношении России и европейского мира.
1864 год. Пруссия и Австрия
нападают на Данию и отторгают
от нее два герцогства –
Голштейн и Шлезвиг. Европа
практически никак не замечает
это событие. Общественное
Такое поведение Европы заслуживает серьезного исследования. Пытаясь понять причины враждебного отношения Европы к России, Данилевский приходит к теории культурно-исторических типов.
Почему Запад и Восток, Европа и Азия противопоставляются друг другу? Почему Европа считается полюсом прогресса, совершенствования, а Восток – полюсом застоя? Это не так. Просто в любой части света есть страны «очень способные, менее способные и вовсе неспособные к гражданскому развитию человеческих обществ». Например, Китай имеет промышленность, во многом превосходящую европейскую, китайское земледелие тоже находится на очень высоком уровне развития. Есть у Китая и своя литература, философия. Разве это не прогресс? Да, «…дух жизни отлетел от Китая… он замирает под тяжестью прожитых им веков»10. Но ведь это удел всего человечества! Любая цивилизация, в том числе и Европа, рано или поздно погибнет. «Народу одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет – на Востоке или на Западе»11. Прогресс и застой – характеристики возраста народа.