Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:19, реферат
Период конца XIX – начала XX века в мировой художественной культуре вообще и российской культуре в частности ознаменовался переходом к качественно иному уровню развития. В литературе, музыке, живописи, скульптуре, литературе возникают новые движения и течения. Одним из них в литературе становится декадентство.
Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.История и основные идеи декаданса как направления культуры
и искусства………………………………………………………….……………….4
2. Развитие декаданса в России ………………………………………………...7
2.1. Основные тенденции возникновения и развития декаданса…………………………………………………………………………….7
2.2. Основные течения декаданса……………………………………………….9
2.3. Основные стилистические особенности декаданса
(на примере творчества Д.С. Мережковского)………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………...……..19
Список использованных источников и литературы…………………...………20
С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. “В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии”.[1]. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. “... Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями” , – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн” , которые помогают человеку выйти к свободе.
Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой.
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др. – это группа “старших” символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа “младших” символистов – А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, А. Блок и др.
Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность” у Вячеслава Иванова, “сухие пустыни позора” у А. Белого и у него же: “День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката”.[2, 83]. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”:
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно – стараюсь угадать
За ним другое, – то, что скрыто. [4, 3].
К десятым годам ХХ века символизм нуждался
в обновлении. “В недрах самого символизма,
– писал В. Брюсов в статье “Смысл современной
поэзии”, – возникали новые течения, пытавшиеся
влить новые силы в одряхлевший организм.
Но попытки эти были слишком частичны,
зачинатели их слишком проникнуты теми
же самыми традициями школы, чтобы обновление
могло быть сколько-нибудь значительным”.[2,
98].
Акмеизм (от греч . akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. (Большой Энциклопедический Словарь)
Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М. Городецкий (1884 – 1967).
Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь”. Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм.
Акмеисты считали себя наследниками “достойного отца” – символизма, который, по выражению Н. Гумилева, “... закончил свой круг развития и теперь падает”. Утверждая звериное, первобытное начало (они еще называли себя адамистами), акмеисты продолжали “помнить о непознаваемом” и во имя его провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни. “Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, – пишет Н. Гумилев в работе “Наследие символизма и акмеизм”, – так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним – открытая дверь”.[2, 109 ].
Акмеисты стремились вернуть образу его
живую конкретность, предметность, освободить
его от мистической зашифрованности, о
чем очень зло высказался О. Мандельштам,
уверяя, что русские символисты “... запечатали
все слова, все образы, предназначив их
исключительно для литургического употребления.
Получилось крайне неудобно – ни пройти,
ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать,
потому что это не просто стол. Нельзя
зажечь огня, потому что это, может, значит
такое, что сам потом рад не будешь”.
И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они “... рождаются впервые” “как невиданные доселе, но отныне реальные явления”. Этим определяется изысканность и своеобразная манерность акмеистического образа, в какой бы преднамеренной звериной дикости он ни предстал.
Футуризм (от лат . futurum - будущее), авангардистское
направление в европейском искусстве
1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и
России. Стремясь создать "искусство
будущего", декларировал (в манифестах
и художественной практике итальянского
поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов
из "Гилеи", участников "Ассоциации
эгофутуристов", "Мезонина поэзии",
"Центрифуги") отрицание традиционной
культуры (наследия "прошлого"), культивировал
эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Для живописи (в Италии - У. Боччони, Дж.
Северини) характерны сдвиги, наплывы
форм, многократные повторения мотивов,
как бы суммирующих впечатления, полученные
в процессе стремительного движения. Для
литературы - переплетение документального
материала и фантастики, в поэзии (В. В.
Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых,
И. Северянин) - языковое экспериментирование
("слова на свободе" или "заумь").
Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием “Пощечина общественному вкусу”, опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с “Парохода Современности”. [2, 286]. А. Крученых отстаивал право поэта на создание “заумного” , не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В. В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии.
В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского (1893 – 1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против “всяческого старья”, но и за созидание нового в общественной жизни.
Основа итальянского футуризма с его лозунгом “война – единственная гигиена мира” в русском варианте была ослаблена, но, как замечает В. Брюсов в статье “Смысл современной поэзии”, эта идеология “... проступала между строк, и массы читателей инстинктивно сторонились этой поэзии”.
“Футуристы впервые подняли форму на должную высоту, – утверждает В. Шершеневич, – придав ей значение самоцелевого, главного элемента поэтического произведения. Они совершенно отвергли стихи, которые пишутся для идеи”.[2]. Этим объясняется возникновение огромного числа декларируемых формальных принципов, вроде: “Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание” или “Нами уничтожены знаки препинания, – чем роль словесной массы – выдвинута впервые и осознана” (“Садок судей”).
Подчеркнутому эстетизму поэзии символистов
и особенно акмеистов футуристы противопоставляют
намеренную деэстетизацию. Так, у Д. Бурлюка
“поэзия – истрепанная девка”, “душа
– кабак, а небо – рвань”, у В. Шершеневича
“в заплеванном сквере” голая женщина
хочет “из грудей отвислых выжать молоко”.
В обзоре “Год русской поэзии” (1914) В.
Брюсов, отмечая преднамеренную грубость
стихов футуристов, справедливо замечает:
“Весьма недостаточно поносить бранными
словами все, что было, и все, что есть вне
своего кружка, чтобы уже найти нечто новое”.[3].
Он указывает, что все их новшества мнимые,
ибо с одними мы встречались у поэтов XVIII
века, с другими у Пушкина и Вергилия, что
теория звуков – красок разрабатывалась
Т. Готье.
2.3. Основные стилистические особенности декаданса (на примере творчества Д.С. Мережковского)
Наиболее полно философское наполнение, социальные корни и общественное значение декаданса может быть понято на примере творчества крупного российского мыслителя рубежа веков Д. С. Мережковского, — именно он одним из первых сформулировал основные принципы эстетики русского декаданса.
Внешним выражением духовных ориентиров Мережковского становится символизм. Первые эстетические, этические и философские эксперименты в области символизма идут на страницах журнала "Северный вестник", выходившего с 1885 по 1898 гг. Его гостеприимством пользовались многие ведущие ранние символисты. Кроме Мережковского, это Гиппиус, Минский, Сологуб. Идейным руководителем журнала, преобразовавшим его в духе Мережковского "от позитивизма к идеализму" являлся критик А. Л. Волынский. Помимо этого символисты сотрудничают в те годы с журналами "Живописное обозрение", "Русский архив", "Вестник Европы", "Русская мысль" и др.
Многие русские символисты считали для себя важным отмежеваться от обвинений их в упадничестве. Мережковский и Гиппиус были среди них. Мережковский, к примеру, так писал о своих духовных исканиях конца прошлого века: "под влиянием Достоевского, а так же иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил "Символы". Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово". Похожие самооценки звучат и у Гиппиус которая, утверждала, что в период сотрудничества в "Северном Вестнике" её "занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма". Гиппиус шла ещё дальше, и в отличие от мужа отрицала какое-либо влияние на себя со стороны западного декадентства, по той простой причине, что "мало читала" французских поэтов. Но уже современники Гиппиус подвергали это сомнению. К примеру, другой видный представитель раннего символизма В. Брюсов, заключал, что "оригинальность" Гиппиус 90-х гг. "восходит к идеям Бодлера, Ницше, первых французских символистов".[1, 223]. Впрочем, не отрицал Брюсов и того факта, что творчество французских символистов Варлена, Малларме, Бодлера и других повлияло и на него самого.
Имело декадентство и другие корни. О некоторых из них, как, например, о влиянии на становление всего русского символизма философии и, особенно, поэзии В. С. Соловьёва, немало писалось и прежде. Так, М. Агурский в своём исследовании приводит отрывок из стихотворения Соловьёва, в котором заключается вся гносеология будущей эстетики русского декаданса:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами? [1, 225].
В наши дни критика постепенно начинает обращать пристальное внимание и на другие корни декаданса, о которых в прошлом практически ничего не говорилось, но которые способны добавить в его понимание очень многое. К таким малоизученным тенденциям внутри декадентства относится, например, его тесное духовное родство с русским расколом, в особенности с сектантством. Но такая постановка вопроса не должна удивлять. Ещё выдающийся богослов и православный мыслитель русского зарубежья протоирей В. В. Зеньковский, полагал, что главная тема писаний Мережковского "определяется религиозным противлением "историческому" христианству".
Сама по себе эстетика декаданса была бунтом новой урбанистической цивилизации против своих, по сути крестьянских, корней. Отсюда и тот пессимизм символистов в адрес народников и славянофилов, и тот максимализм в способах и средствах, которыми символисты готовы были утверждать новое на руинах старого. С одной стороны формирование новой городской культуры в прежде крестьянской России было явлением неизбежным. Но символисты стали слишком ранними цветами грядущей весны, они не выдержали заморозков социальных боёв, обрушившихся на них. Их "временем стало безвременье" и неопределённость, когда основные силы грядущего только-только вступали на сцену истории и контуры рождающегося мира были ещё неопределенны, и нужен был "очень проницательный взгляд", чтобы "рассмотреть контуры" надвигающихся событий. [1, 232]. Отсюда ощущение смерти, "ужаснейшего мрака", столь характерное для творчества ранних символистов, а так же их духовных последователей.
Заключение
Рассмотрев особенности русского декаданса, возникшего как реакция на особенности общественно-политической жизни начала XX века, мы можем сделать следующие выводы.
Декадентство (декаданс) - (позднелат. - упадок) - особая форма умонастроения, которая отличала многих представителей мировой и русской культуры в конце XIX - начале XX веков. Декадентство внешне выражалось в преобладании настроения отчаяния, бессилия, усталости, разочарования. В Европе эти настроения появились под влиянием поражения революций 1848 года и постепенно дошли до России, где получили дальнейшее развитие в силу резких социальных антагонизмов, политизации российского общества в начале ХХ века, а затем - неудач революции 1905 - 1907 годов.
Декадентство оказало непосредственное влияние на художественную культуру конца XIX - начала XX веков. Декаденты выступали против реализма в искусстве, считая действительность предметом, не стоящим изображения. Отсюда - их пристальное внимание к изображению внутреннего мира личности, человеческих переживаний, эмоций. Для эстетической концепции декадентов характерен культ красоты как высшей ценности, требование "чистого" высокого искусства, носителями которого они себя осознавали. Декадентские идеи легли в основу многих модернистских течений начала ХХ века, нашли отражение в творчестве А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, В. Кандинского, И. Стравинского и др.