Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:59, контрольная работа
Изучение динамики культуры, тех изменений, которые происходят в ней, является важнейшей задачей культурологии, как научной дисциплины, предметом которой является культура. Понимая культуру, как содержание совместной (социальной) деятельности людей, как формируемый в процессе этой деятельности специфический "искусственный мир" - мир созданных людьми объектов (артефактов) сопоставляемый с миром природы "естественным миром" - очень важным становится узнать, как изменяется этот "искусственный мир", с помощью каких средств и методов можно описывать, объяснять и прогнозировать эти изменения.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение динамики культуры,
тех изменений, которые происходят
в ней, является важнейшей задачей
культурологии, как научной дисциплины,
предметом которой является культура.
Понимая культуру, как содержание
совместной (социальной) деятельности
людей, как формируемый в процессе
этой деятельности специфический "искусственный
мир" - мир созданных людьми объектов
(артефактов) сопоставляемый с миром
природы "естественным миром" - очень
важным становится узнать, как изменяется
этот "искусственный мир", с
помощью каких средств и
Культура не является и
не может являться чем-то статичным,
неизменным. Культура создается людьми,
а человеку, как разумному биологическому
виду, свойственна активная природа
отношений с окружением, активная
адаптация к своему окружению - стремление
и способность активно
Таким образом, когда мы говорим о культурной динамике, культурной изменчивости, мы должны ответить на ряд принципиальных проблемных вопросов.
Кто осуществляет изменения в культуре?
Что изменяется в культуре?
Где, в каких культурных пространствах происходят эти изменения?
И, наконец, какие бывают изменения и каким образом они осуществляются?
Ответ на первый вопрос "Кто осуществляет изменения в культуре?" очевиден: изменения в культуре осуществляются индивидом (человеком) и группами людей. Типология таких групп очень разнообразна - ведь даже на уровне семьи и малых групп (коллег, друзей, единомышленников) возникают и распространяются культурные инновации. К таким группам относятся собственно культурно-типологические единицы - цивилизации, локальные культуры (этнического или метаэтнического характера), субкультуры (профессиональные, конфессиональные, возрастные, субкультуры малых групп и т.д.).
Второй вопрос "Что изменяется в культуре?" также достаточно уверенно разрешается: меняются создаваемые людьми культурные объекты - материальные объекты (предметы), идеациональные объекты (идеи, понятия, представления, образы, нормы, ценности), образцы и технологии поведения в различных социальных ситуациях, языки культуры.
Однако понятно, что не все культурные объекты меняются одновременно и одинаково - так научные представления, и формируемые на их основе технологии, в современном мире меняются чрезвычайно быстро, в то время как религиозные представления (хотя бы христианские) существуют достаточно устойчиво на протяжении тысячелетий. И проблема различия характера изменения различных культурных объектов выводит нас на следующий вопрос - "Где, происходят изменения?" - возможно ли выделить специфические сферы, формы культуры в которых осуществляются изменения, для того, чтобы, соотнося их между собой синхронно и диахронно, можно было выяснить характер и механизмы этих культурных изменений.
Выявление таких специфических сфер подразумевает формирование морфологической модели культуры - структуры устойчивых во времени культурных форм. Само наличие таких форм обусловлено существованием специфических сфер человеческой деятельности, направленной на реализацию потребностей, формирование и трансляцию (передачу) определенных представлений о человеке и его окружении. Сама по себе ,деятельность человека ,культурой не является, однако содержательные аспекты этой деятельности - навыки и технологии, нормы и критерии оценки и, наконец, результаты этой деятельности - культурные объекты - и составляют культуру. Так, в деятельности, направленной на реализацию социальных потребностей, формируются культурные аспекты социальной организации - экономическая, политическая, правовая культура. В деятельности, направленной на формирование представлений об окружении формируется социально значимое знание - философия, наука, религия, искусство. В деятельности, направленной на распространение и воспроизводство значимой для общества информации, возникают формы трансляции социокультурного опыта - общее образование, средства массовой информации, учреждения культуры. Наконец, спецификой строения и функционирования человеческого тела обусловлено существование физической культуры - навыков развития и поддержания возможностей человеческого тела.
Каждая из представленных областей (сфер) человеческой деятельности специфична по функциям и характеру этой деятельности (а следовательно - и по характеру динамических процессов), и в любом человеческом сообществе является элементом общественного разделения труда - т.е. объектом специализированной, профессиональной деятельности некоторого социального слоя (класса, сословия, касты, профессиональной группы) данного общества. Однако при этом существует также огромный культурный пласт, связанный с человеческой деятельностью, выходящей за рамки общественного разделения труда - повседневной реализацией индивидуальных потребностей, бытовыми представлениями, неформальной коммуникацией (общением). Этот уровень культуры, неинституциональный, синкретичный, осваиваемый и воспроизводимый нерефлексивно, на уровне повседеневных стереотипов и привычек, называется обыденным уровнем культуры, в отличие от специализированного уровня культуры, связанного с социально значимой деятельностью. Однако, при всех отличиях, на обыденном уровне культуры легко отыскать аналоги ее специализированным формам, что обусловлено функциональным сходством.
Выделение специфических
уровней и форм культуры, построение
ее цельной морфологической
• определение оснований для изучения динамики культуры и построения морфологической модели культуры;
• изучение морфологической модели культуры, ее структурных составляющих;
• изучение базовых форм
и механизмов культурной динамики на
специфических уровнях
Тема 1.
ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Понятие о культурной динамике.
Культура как сфера постоянной изменчивости.
Основания динамического
Специфика исследований проблем динамики. Важность изучения динамических процессов в современной культурологии. Основные проблемные вопросы, возникающие при изучении динамики культуры.
Типология культурных изменений. Понятие вариации. Понятие культурной новации (инновация - реновация). Специфика ревитализации как типа изменения. Структурный и функциональный характер новационной динамики.
Индивид и группа как источник изменений в культуре. Специфика индивидуальной генерации изменений в отношениях с окружением, спонтанная вариативность. Специфика группового уровня изменений, резонанс спонтанных вариаций, катализ и подавление новаций. Понятие о селекции изменений. Понятие культурной традиции.
Объекты динамических процессов. Культурные объекты их специфика и классификация.
Понятие о микродинамических и макродинамических процессах: специфика предмета исследования. Уровни локализации динамических процессов при исследовании: индивидуальный, первичный (семья и малые группы), социальный, этнокультурный, панкультурный: общее представление о специфике динамических процессов.
Типология культуры как пространство измерений. Основные культурно-типологические единицы: панкультура, цивилизации, локальные культуры, субкультуры. Историческая типология культур и культурная динамика. Выделение устойчивых культурных форм в рамках типологических единиц культуры. Понятие о морфологии культуры. Морфологические единицы культуры: специализированные формы кумуляции и трансляции культурного опыта. Морфологические единицы культуры как специфические области локализации культурной динамики. Культурные объекты и процессы в морфологических единицах культуры.
Литература:
Боголюбова Е.В. Культура и общество. Вопросы теории и истории. М., 1978.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. в 2 т. М., 1995
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию, М., 1994
Проблемы теории культуры в системе общественных наук. М., 1976.
Тема 2.
ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ
МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ
Активная природа человека в отношениях с окружением: биологические предпосылки. Способность к целеполагающей деятельности, способность к коммуникации с окружением, способность к формированию идеациональных объектов, способность к достижению конвенций (соглашений) - содержание и влияние на деятельность человека. Потребности и адаптация как базовые основания деятельности.
Социальность как свойство человека: формирование сообществ и совместное целедостижение. Понятие социализации. Функциональное разведение деятельности в пределах жизненного цикла. Категория "образ жизни": основное содержание.
Структура образа жизни:
организация материальных и социальных основ жизнеобеспечения (труд на производстве, труд в домашнем хозяйстве, приобретение и потребление товаров и услуг);
социализация (приобретение общего образования, профессиональная подготовка, общая активность, любительские занятия, физкультура и спорт);
социальная коммуникация (профессиональное взаимодействие, неформальное общение, семейные отношения, получение информации через средства массовой коммуникации, путешествия, передвижение внутри населенного пункта);
восстановление энергетических затрат (потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых). Функциональное соотношение элементов образа жизни и формирование личности. Понятие социальной роли. Понятие культурной индентификации личности.
Выделение специализированных
сфер социальной (совместной) деятельности
в системе общественного
Культурные аспекты социальной деятельности (навыки и технологии деятельности, нормы, критерии оценки), познания окружения (разделяемые представления об окружении - знание), трансляции социокультурного опыта (содержание и механизмы социализации). Выделение специализированных форм культуры адекватных специализированным сферам деятельности.
Функциональные блоки специализированных форм культуры: культурные аспекты социальной организации, социально значимое знание, трансляция социокультурного опыта. Физическая культура как специализированная форма культуры.
Литература:
Ерасов Б.С. Социальная культурология. в 2 т. М., 1995
Ионин Л.Г. Социология культуры, М., 1995
Культурная среда и ее освоение. М., 1988
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981
Линдсей П. Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973
Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994
Образ жизни в условиях социализма. М., 1984
Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976
Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975
Юшков В.А. Потребности человека. Теоретический анализ. Казань., 1995
Тема 3.
КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Общее представление о культурных аспектах социальной организации. Структурные составляющие культурных аспектов социальной организации: организационные формы, образцы поведения, нормы и механизмы нормирования, ценностно-мотивационные основания деятельности: ценности и критерии оценки, механизмы трансляции, специфические черты динамики. Специфически деятельностный характер форм социальной организации. Знание и формы его представления.
Экономическая (хозяйственная)
культура. Понятие экономической
деятельности, как деятельности, направленной
на жизнеобеспечение. Понятия хозяйства
и экономики. Понятие экономической
культуры. Структурные составляющие
экономической культуры. Типы экономических
систем и экономических субъектов.
Институциональные формы
Политическая культура. Понятие политической деятельности, как деятельности, направленной на организацию социального взаимодействия. Понятие политики. Понятие политической культуры. Структурные составляющие политической культуры. Типы политических систем и субъектов политики. Институциональные формы политической культуры. Специфика государственной власти как формы реализации политики. Политические представления (идеология). Модели политического поведения. Ценностно-мотивационные основания политической деятельности и ее оценка. Трансляция политической культуры. Специфика динамики политической культуры: проблемы власти, государства и политической борьбы. Связи политической культуры с другими специализированными формами культуры.