Динамика культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Изучение динамики культуры, тех изменений, которые происходят в ней, является важнейшей задачей культурологии, как научной дисциплины, предметом которой является культура. Понимая культуру, как содержание совместной (социальной) деятельности людей, как формируемый в процессе этой деятельности специфический "искусственный мир" - мир созданных людьми объектов (артефактов) сопоставляемый с миром природы "естественным миром" - очень важным становится узнать, как изменяется этот "искусственный мир", с помощью каких средств и методов можно описывать, объяснять и прогнозировать эти изменения.

Файлы: 1 файл

11 Динамика культуры.docx

— 24.22 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

Изучение динамики культуры, тех изменений, которые происходят в ней, является важнейшей задачей  культурологии, как научной дисциплины, предметом которой является культура. Понимая культуру, как содержание совместной (социальной) деятельности людей, как формируемый в процессе этой деятельности специфический "искусственный  мир" - мир созданных людьми объектов (артефактов) сопоставляемый с миром  природы "естественным миром" - очень  важным становится узнать, как изменяется этот "искусственный мир", с  помощью каких средств и методов  можно описывать, объяснять и  прогнозировать эти изменения.

 

Культура не является и  не может являться чем-то статичным, неизменным. Культура создается людьми, а человеку, как разумному биологическому виду, свойственна активная природа  отношений с окружением, активная адаптация к своему окружению - стремление и способность активно взаимодействовать  с окрестным природным миром  и миром культуры, изменяя, дополняя, преобразовывая их. Человек ставит перед собой разнообразные цели, связанные с имеющимися у него потребностями, представлениями, опытом, и процесс достижения человеком  этих целей является процессом собственно творческим, процессом в котором  формируются идеи, понятия, языки, вещи. Так же и любое человеческое сообщество в процессе своего существования  формирует определенные образцы  и технологии достижения значимых для  этого сообщества целей, и в этом процессе организуются, координируются, объединяются усилия водящих в это  сообщество людей, передаются (транслируются) накопленные знания и навыки поведения. Именно так формируется культура.

 

Таким образом, когда мы говорим  о культурной динамике, культурной изменчивости, мы должны ответить на ряд  принципиальных проблемных вопросов.

 

Кто осуществляет изменения  в культуре?

 

Что изменяется в культуре?

 

Где, в каких культурных пространствах происходят эти изменения?

 

И, наконец, какие бывают изменения и каким образом они осуществляются?

 

Ответ на первый вопрос "Кто  осуществляет изменения в культуре?" очевиден: изменения в культуре осуществляются индивидом (человеком) и группами людей. Типология таких групп очень  разнообразна - ведь даже на уровне семьи и малых групп (коллег, друзей, единомышленников) возникают и распространяются культурные инновации. К таким группам относятся собственно культурно-типологические единицы - цивилизации, локальные культуры (этнического или метаэтнического характера), субкультуры (профессиональные, конфессиональные, возрастные, субкультуры малых групп и т.д.).

 

Второй вопрос "Что изменяется в культуре?" также достаточно уверенно разрешается: меняются создаваемые  людьми культурные объекты - материальные объекты (предметы), идеациональные объекты (идеи, понятия, представления, образы, нормы, ценности), образцы и технологии поведения в различных социальных ситуациях, языки культуры.

 

Однако понятно, что не все культурные объекты меняются одновременно и одинаково - так научные  представления, и формируемые на их основе технологии, в современном  мире меняются чрезвычайно быстро, в то время как религиозные  представления (хотя бы христианские) существуют достаточно устойчиво на протяжении тысячелетий. И проблема различия характера изменения различных  культурных объектов выводит нас  на следующий вопрос - "Где, происходят изменения?" - возможно ли выделить специфические  сферы, формы культуры в которых  осуществляются изменения, для того, чтобы, соотнося их между собой синхронно  и диахронно, можно было выяснить характер и механизмы этих культурных изменений.

 

Выявление таких специфических  сфер подразумевает формирование морфологической  модели культуры - структуры устойчивых во времени культурных форм. Само наличие  таких форм обусловлено существованием специфических сфер человеческой деятельности, направленной на реализацию потребностей, формирование и трансляцию (передачу) определенных представлений о человеке и его окружении. Сама по себе ,деятельность человека ,культурой не является, однако содержательные аспекты этой деятельности - навыки и технологии, нормы и критерии оценки и, наконец, результаты этой деятельности - культурные объекты - и составляют культуру. Так, в деятельности, направленной на реализацию социальных потребностей, формируются культурные аспекты социальной организации - экономическая, политическая, правовая культура. В деятельности, направленной на формирование представлений об окружении формируется социально значимое знание - философия, наука, религия, искусство. В деятельности, направленной на распространение и воспроизводство значимой для общества информации, возникают формы трансляции социокультурного опыта - общее образование, средства массовой информации, учреждения культуры. Наконец, спецификой строения и функционирования человеческого тела обусловлено существование физической культуры - навыков развития и поддержания возможностей человеческого тела.

 

Каждая из представленных областей (сфер) человеческой деятельности специфична по функциям и характеру  этой деятельности (а следовательно - и по характеру динамических процессов), и в любом человеческом сообществе является элементом общественного разделения труда - т.е. объектом специализированной, профессиональной деятельности некоторого социального слоя (класса, сословия, касты, профессиональной группы) данного общества. Однако при этом существует также огромный культурный пласт, связанный с человеческой деятельностью, выходящей за рамки общественного разделения труда - повседневной реализацией индивидуальных потребностей, бытовыми представлениями, неформальной коммуникацией (общением). Этот уровень культуры, неинституциональный, синкретичный, осваиваемый и воспроизводимый нерефлексивно, на уровне повседеневных стереотипов и привычек, называется обыденным уровнем культуры, в отличие от специализированного уровня культуры, связанного с социально значимой деятельностью. Однако, при всех отличиях, на обыденном уровне культуры легко отыскать аналоги ее специализированным формам, что обусловлено функциональным сходством.

 

Выделение специфических  уровней и форм культуры, построение ее цельной морфологической модели, как уже было сказано, позволяет  нам выйти на понимание характера  и механизмов культурной динамики, которые являются исследовательским  приоритетом современных наук о  культуре. Таким образом, курс "Морфология и динамика культуры" посвящен изучению морфологической модели культуры, т.е. формированию структуры культурного  пространства в котором осуществляются изменения, и освоению базовых понятий  и механизмов культурной динамики. Основными задачами курса являются:

 

• определение оснований  для изучения динамики культуры и  построения морфологической модели культуры;

 

• изучение морфологической  модели культуры, ее структурных составляющих;

 

• изучение базовых форм и механизмов культурной динамики на специфических уровнях локализации: индивидуальном, первичном (семья и  малые группы), социальном, этнокультурном, панкультурном (человеческое сообщество в целом).

 

Тема 1.

 

ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ

 

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 

 

Понятие о культурной динамике. Культура как сфера постоянной изменчивости. Основания динамического подхода  к культуре: процессы индивидуально-психического и социального характера в  культуре - источники культурной динамики. Генезис и функционирование культуры как динамические процессы. Основания изучения динамики культуры: социобиологические, социокультурные, внутринаучные.

 

Специфика исследований проблем  динамики. Важность изучения динамических процессов в современной культурологии. Основные проблемные вопросы, возникающие при изучении динамики культуры.

 

Типология культурных изменений. Понятие вариации. Понятие культурной новации (инновация - реновация). Специфика  ревитализации как типа изменения. Структурный и функциональный характер новационной динамики.

 

Индивид и группа как источник изменений в культуре. Специфика  индивидуальной генерации изменений  в отношениях с окружением, спонтанная вариативность. Специфика группового уровня изменений, резонанс спонтанных вариаций, катализ и подавление новаций. Понятие о селекции изменений. Понятие  культурной традиции.

 

Объекты динамических процессов. Культурные объекты их специфика  и классификация.

 

Понятие о микродинамических и макродинамических процессах: специфика предмета исследования. Уровни локализации динамических процессов при исследовании: индивидуальный, первичный (семья и малые группы), социальный, этнокультурный, панкультурный: общее представление о специфике динамических процессов.

 

Типология культуры как пространство измерений. Основные культурно-типологические единицы: панкультура, цивилизации, локальные культуры, субкультуры. Историческая типология культур и культурная динамика. Выделение устойчивых культурных форм в рамках типологических единиц культуры. Понятие о морфологии культуры. Морфологические единицы культуры: специализированные формы кумуляции и трансляции культурного опыта. Морфологические единицы культуры как специфические области локализации культурной динамики. Культурные объекты и процессы в морфологических единицах культуры.

 

Литература:

 

Боголюбова Е.В. Культура и общество. Вопросы теории и истории. М., 1978.

 

Ерасов Б.С. Социальная культурология. в 2 т. М., 1995

 

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995.

 

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

 

Морфология культуры: структура  и динамика. М., 1994.

 

Орлова Э.А. Введение в  социальную и культурную антропологию, М., 1994

 

Проблемы теории культуры в системе общественных наук. М., 1976.

 

Тема 2.

 

ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ

 

МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ

 

Активная природа человека в отношениях с окружением: биологические  предпосылки. Способность к целеполагающей деятельности, способность к коммуникации с окружением, способность к формированию идеациональных объектов, способность к достижению конвенций (соглашений) - содержание и влияние на деятельность человека. Потребности и адаптация как базовые основания деятельности.

 

Социальность как свойство человека: формирование сообществ и  совместное целедостижение. Понятие социализации. Функциональное разведение деятельности в пределах жизненного цикла. Категория "образ жизни": основное содержание.

 

Структура образа жизни:

 

организация материальных и  социальных основ жизнеобеспечения (труд на производстве, труд в домашнем хозяйстве, приобретение и потребление  товаров и услуг);

 

социализация (приобретение общего образования, профессиональная подготовка, общая активность, любительские занятия, физкультура и спорт);

 

социальная коммуникация (профессиональное взаимодействие, неформальное общение, семейные отношения, получение  информации через средства массовой коммуникации, путешествия, передвижение внутри населенного пункта);

 

восстановление энергетических затрат (потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых). Функциональное соотношение элементов образа жизни  и формирование личности. Понятие  социальной роли. Понятие культурной индентификации личности.

 

Выделение специализированных сфер социальной (совместной) деятельности в системе общественного разделения труда. Понятие о социальном институте  и институциональных формах специализированной социальной деятельности.

 

Культурные аспекты социальной деятельности (навыки и технологии деятельности, нормы, критерии оценки), познания окружения (разделяемые представления  об окружении - знание), трансляции социокультурного опыта (содержание и механизмы социализации). Выделение специализированных форм культуры адекватных специализированным сферам деятельности.

 

Функциональные блоки  специализированных форм культуры: культурные аспекты социальной организации, социально  значимое знание, трансляция социокультурного опыта. Физическая культура как специализированная форма культуры.

 

Литература:

 

Ерасов Б.С. Социальная культурология. в 2 т. М., 1995

 

Ионин Л.Г. Социология культуры, М., 1995

 

Культурная среда и  ее освоение. М., 1988

 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981

 

Линдсей П. Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974

 

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973

 

Морфология культуры: структура  и динамика. М., 1994

 

Образ жизни в условиях социализма. М., 1984

 

Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972

 

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976

 

Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975

 

Юшков В.А. Потребности человека. Теоретический анализ. Казань., 1995

 

Тема 3.

 

КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

 

Общее представление о  культурных аспектах социальной организации. Структурные составляющие культурных аспектов социальной организации: организационные  формы, образцы поведения, нормы  и механизмы нормирования, ценностно-мотивационные  основания деятельности: ценности и  критерии оценки, механизмы трансляции, специфические черты динамики. Специфически деятельностный характер форм социальной организации. Знание и формы его представления.

 

Экономическая (хозяйственная) культура. Понятие экономической  деятельности, как деятельности, направленной на жизнеобеспечение. Понятия хозяйства  и экономики. Понятие экономической  культуры. Структурные составляющие экономической культуры. Типы экономических  систем и экономических субъектов. Институциональные формы экономической  культуры. Структура экономической  единицы. Экономические представления. Модели экономического поведения. Ценностно-мотивационные  основания экономической деятельности. Трансляция экономической культуры. Специфика динамики экономической  культуры: проблемы организации собственности, производства и потребления. Связи  экономической культуры с другими  специализированными формами культуры.

 

Политическая культура. Понятие  политической деятельности, как деятельности, направленной на организацию социального  взаимодействия. Понятие политики. Понятие политической культуры. Структурные  составляющие политической культуры. Типы политических систем и субъектов  политики. Институциональные формы  политической культуры. Специфика государственной  власти как формы реализации политики. Политические представления (идеология). Модели политического поведения. Ценностно-мотивационные  основания политической деятельности и ее оценка. Трансляция политической культуры. Специфика динамики политической культуры: проблемы власти, государства  и политической борьбы. Связи политической культуры с другими специализированными  формами культуры.

Информация о работе Динамика культуры