Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:09, курсовая работа
Цель исследования–исследовать дискотеку как форму молодежного досуга в истории и современности.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования определены следующие задачи:
1. Изучить историю становления и развития дискотек.
2. Выявить особенности и основные составляющие дискотеки как формы молодежного досуга.
3. Исследовать деятельность ночных клубов как формы молодежного досуга.
Введение
Актуальность темы исследования. Дискотека как форма досуга занимает важное место в молодежной культуре. Одним из красноречивых свидетельств этого стало повсеместное использование дискотеки как формы работы культурно-досуговых и молодежных культурных центров, центров творческих инициатив и других самодеятельных молодежных формирований новых типов.
Очевидно,
что в современных условиях общественной
жизни дискотека как форма
организации досуга молодежи должна
подняться на более высокую качественную
ступень развития. Организовать дискотеку
полноценным элементом
Разнообразие
досуговых потребностей населения
сформировало индустрию досуга. В
настоящее время существует большое
количество формальных и неформальных
форм проведения досуга, которые человек
выбирает в зависимости от своих
потребностей и интересов. Однако их
специфика и характер реализуемой
деятельности не всегда оказывают положительное
влияние на формирование индивида и
социальных групп. В этой связи возникают
противоречия между удовлетворяемыми
потребностями и содержанием
досуговой деятельности. Функции
дискотек как формы организованного
досуга изменились, вместе с этим изменились
ценности и нормы досуговой
Изучение
этой проблематики актуально не только
с научной точки зрения, но и
с позиций практического
Степень
научной разработанности
Объект исследования - дискотека как форма молодежного досуга.
Предмет исследования–ночные клубы как инновационные формы молодежного досуга.
Цель исследования–исследовать дискотеку как форму молодежного досуга в истории и современности.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования определены следующие задачи:
1. Изучить
историю становления и
2. Выявить
особенности и основные
3. Исследовать деятельность ночных клубов как формы молодежного досуга.
4. Определить
состояние и перспективы
Глава
1. Роль современной
дискотеки в организации
досуга
§1.1.
История становления
и развития дискотек
Самой известной и простой формой организации свободного времени, предшествовавшей дискотеке, были танцы, которые, как известно, существовали еще у первобытных племен и до сих пор затеваются при громких звуках музыки спонтанно. Однако есть в истории культуры несколько явлений, которые по своей сути еще ближе к дискотеке, чем танцы.
Для исследования темы «
В 1930-е годы, когда в Америке стал бурно развиваться джаз, к нему начали проявлять интерес культурные круги Франции. Но в это время джазовые коллективы из Америки приезжали в Европу очень редко (до 1920-х гг. джаз вообще не выходил за рамки негритянской субкультуры США), поэтому французские поклонники воспринимали его, прежде всего, по пластинкам, которые попадали во Францию в ограниченном количестве из Америки. Постепенно этот музыкальный жанр распространился во Франции. Появились и коллекционеры грампластинок, которые стали устраивать вечера прослушивания джаза для своих друзей и знакомых. Эта форма коллективного восприятия музыкальных записей — тоже своего рода предтеча дискотеки.
Затем все там же, во Франции, в середине 1950-х годов возникли собственно танцы под фонограмму (пластинку). Причем это увеселение предназначалось исключительно для простых людей, и понятно почему: организовать танцевальный вечер под пластинку было намного дешевле, чем под оркестр, соответственно танцы под биг-бэнд можно было устроить или в шикарном отеле, или в дорогом ресторане. Ясно, какие слои населения могли позволить себе ради желания потанцевать пригласить оркестр из 25-30 хороших музыкантов и оплатить его услуги.
Так танцы стали праздничным видом отдыха и практически до середины 1950-х годов и на Западе, и у нас проходили под оркестр: в Европе и Америке он был джазовым, в Советском Союзе — духовым. Для широких масс вечера проводили на больших танцплощадках.
Во Франции же, снижая стоимость развлечения, еще в 1950-е годы начали устраивать танцы под пластинку, а позже — под магнитофонную запись, в основном для молодежи, у которой было мало денег. Вначале на такие мероприятия собиралось немного людей. Можно было дешево арендовать какой-нибудь подвальчик, поставить туда обычный граммофон — и танцевальный зал готов. А вскоре появилась и первая звукоусилительная аппаратура.
Это позволило владельцам даже совсем небольших ресторанчиков и кафе, питейных заведений устраивать у себя танцы. Молодежь повалила туда валом — увеселение стало доступным для самых малоимущих граждан всех сословий. В связи с этим до 1977 года в США и до 1978 года в Западной Европе к подобному времяпрепровождению относились с пренебрежением: считалось, что так развлекаются люди, у которых не хватает денег, чтобы купить билет на хороший танцевальный вечер с дорогим оркестром.
И вдруг в конце 1970-х годов все переменилось — на дискотеки стали приходить люди из высших слоев общества. Можно четко проследить, как дискотека из непрестижной формы проведения свободного времени превратилась в наимоднейший способ общения элиты.
Задолго до этого на Западе научились ловко создавать моду на различные явления или вещи: например, на горные или водные лыжи, катание на роликах и т. д. Технологии формирования моды хорошо разработаны. И то, что произошло с дискотекой, — один из ярких примеров умышленного, искусственного создания новой моды.
Все началось с того, что в 1976 году вышла небольшая книжечка американского журналиста Ника Кона, которая называлась «Коллективный ритуал субботнего вечера». В этой работе автор, популярный журналист, описал свой поход по молодежным дискотекам Нью-Йорка. Он посещал самые дешевые заведения, в которых собирались юноши и девушки, и подмечал там различные модели поведения молодежи. Это были молодые люди из малообеспеченных семей, которые приходили на дискотеку, потому что она стала для них альтернативным, сказочным миром, уводившим далеко от действительности.
Если в жизни ты никто, можешь работать только рабочим или мелким служащим, если у тебя неважные отношения с родителями и плохо с деньгами, то отдушина лишь в этом иллюзорном, искусственно созданном мире — дискотеке. Ты приходишь сюда раз в неделю — пообщаться с такими же, как ты; в этом зале совершенно другая жизнь, здесь ты король, чувствуешь себя на коне и можешь дать выход накопившимся эмоциям. Тут только твои сверстники, потому что взрослые не выдержали бы такой громкой музыки. Молодежь создает собственное общество, совершенно не похожее на взрослое.
Такая модель поведения, когда человек ощущает себя полноценно живущим лишь в ночь с субботы на воскресенье, а все остальное для него — только мрачное пустое существование, впервые была подмечена Ником Коном в 1976 году. Впрочем, это касалось сравнительно небольшого круга молодых людей. Книга Кона, как уже упоминалось, описывала несколько моделей поведения, на многих дискотеках молодежь вела себя иначе.
Но однажды эта книга попала на глаза Роберту Стигвуду — одному из крупнейших продюсеров в истории мирового шоу-бизнеса, которому в свое время довелось поработать даже с группой «Битлз».
Юный
Роберт Стигвуд многому научился
у Брайана Эпстайна. Это позволило
ему в дальнейшем чрезвычайно
успешно реализовать ряд
Ник Кон написал о посетителях бруклинских дискотек: «Новое поколение молодежи не любит рисковать; они учатся, ищут работу, живут, словно притаившись. Но раз в неделю, в субботний вечер, они сходят с ума». Роберт Стигвуд буквально выдернул эту фразу из контекста и, основываясь на данной модели поведения, создал фильм «Лихорадка субботней ночи» с Джоном Траволтой в главной роли.
Джон Траволта — один из немногих актеров 1970-1980-х, кто популярен до сих пор. Он великолепно танцевал, отточив это умение в тех самых самодеятельных танцах, изобретенных в молодежной среде, которые назывались «танцами в стиле диско». Какое-то время благодаря «Лихорадке» это был самый модный стиль танца.
Траволта с трудом пробивался на экран, но, в конце концов, он получил главную роль в фильме Стигвуда, который принес ему мировую славу, потому что рекламой занимался сам Роберт Стигвуд.
Этот
фильм только начали снимать, а крупнейшие
павильоны во всем мире, особенно киносъемочные
фирмы компании «Парамаунт», уже
переоборудовались под
Сегодняшней молодежи этот фильм, наверное, незнаком, но при желании его нетрудно найти и посмотреть, но, как ни странно, ничего особенного вы там нет — сюжет прост и незамысловат: убогая жизнь молодого продавца, который в субботу вечером приходит на дискотеку — и все волшебным образом меняется.
А что происходило в реальной жизни?
Как
по мановению волшебной палочки,
везде, в первую очередь на Манхеттене,
открываются и мгновенно
Отголоски дискотечного бума докатились и до Советского Союза. Известный российский писатель Владимир Солоухин в «Литературной газете», а потом и в своей книге рассказал о посещении одной из нью- йоркских дискотек, которую вроде бы осудил как «порождение буржуазного Запада». Однако каждому, кто читал, как Солоухин «заклеймил» дискотеку, очень хотелось туда попасть, потому что там разыгрывалось непонятное и запретное, но в высшей степени притягательное действо, к которому отчаянно влекло.
Так создавалась новая мода. Все быстро полюбили дискотеки. Однако если бы не существовало социальной потребности именно в такой форме времяпрепровождения, то никакой, даже самый лучший, фильм и изощренные рекламные трюки не смогли бы сформировать моду на дискотеки.
Можно назвать несколько причин, вызвавших перемены. Однако, главной из них стало то, что начиная с 1960-х годов в западном обществе резко меняется положение молодежи, которая выделяется в сравнительно обособленную социальную группу. То есть имела место социально-культурная потребность общества в некоторой изоляции молодого поколения, и дискотека помогала ее удовлетворять. С позиций этой тенденции дискотека выполняла полезную функцию — стала формой обособления и социализации молодежи. [1]
Со временем такая же концепция проникла с запада в СССР, но значительно позднее. Первые дискотеки, которые в корне отличались от привычных танцев на открытых площадках в парках культуры и отдыха всех городах СССР, на которых музыку исполнял духовой оркестр, устраивались «подпольно» и были строжайше запрещены. Их, как уже упоминалось, считали «происками Запада» и «буги-вуги на костях». Люди, воспитанные на «великих идеях », стремящиеся к «светлому будущему» и верящие в другие, сейчас уже кажущимися нелепыми и вызывающими улыбку, идеи, искренне считали, что «от саксофона до ножа – один шаг». Молодежь, воспитанная на идеях партии, считала, что эти дискотеки недостойны быть досугом настоящего комсомольца.