Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:22, доклад
Дивали – праздник, который отмечает конец одного времени года – сезона дождей, и начало другого – зимы. Из пяти главных индийских празднеств Дивали имеет особенную важность. Так же известный как «Праздник огней», Дивали символизирует путь от невежества к знанию, победу света над тьмой, истины над ложью и добра над злом. Второе название этого праздника – Дипа-вали, что переводится как «ряд огней».
Введение………………………………………………………………………………………….1
1. Духовная символика Дивали…………………………………………………….…2
2. Пять дней Дивали: общий ход праздника……………………………………3
2.1 Первый день Дивали: Дхантерас……………………………………………..…3
2.2 Второй день Дивали: Чхоти Дивали…………………………………………..4
2.3 Третий день Дивали: Лакшми – пуджа……………………………………….6
2.4 Четвертый день Дивали: Падва и Говардхан пуджа…………………..7
2.5 Пятый день Дивали: Бхаж Дудж, Бхайя Дудж…………………………..…8
3. Локальные традиции празднования Дивали в разных штатах Индии………………………………………………………………………………………………9
4. Дивали за пределами Индии………………………………………………………...10
5. Современное состояние праздника……………………………………………...11
6. Заключение…………………………………………………………………………………..12
Список источников…………………………………………………………………………..13
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет искусств
доклад
По дисциплине «Народные праздники»
Тема: Дивали. Индийский фестиваль огней.
Выполнила:
Студентка 2 курса
Гр. № 23240
(НХТ, фольклорная арт –терапия)
Е.С.Гайгалова
Проверила:
Санкт- Петербург, 2012
Дивали. Индийский фестиваль огней.
ВВЕДЕНИЕ
Дивали – праздник, который отмечает конец одного времени года – сезона дождей, и начало другого – зимы. Из пяти главных индийских празднеств Дивали имеет особенную важность. Так же известный как «Праздник огней», Дивали символизирует путь от невежества к знанию, победу света над тьмой, истины над ложью и добра над злом. Второе название этого праздника – Дипа-вали, что переводится как «ряд огней».
Дивали празднуется в Индии уже более 7000 лет, и его корни тесно связаны с климатическими условиями и циклом хозяйственной деятельности индусов.
Зачастую сезон дождей является разрушительным для быта сельских жителей: сильнейший ливень размывает дороги, реки выходят из берегов, вода сносит некрепкие постройки, предметы домашнего обихода покрываются ржавчиной от постоянной влажности. Однако в то же самое время лишь длительные дожди способны пропитать землю настолько, чтобы она принесла богатый урожай, которого хватило бы на всю зиму.
Поэтому праздник завершения сезона дождей имеет двоякий смысл: с одной стороны, это празднование сбора урожая, а с другой – во многом это действительно начало нового года и новой жизни, когда все требует обновления и восстановления. Необходимо привести в порядок постройки и транспортные средства, убрать и проветрить помещения, несколько месяцев находившиеся в постоянной влажности, расчистить и починить размытые дождями дороги, обновить гардероб, нанести визиты родным и т.д.
Поэтому традиции Дивали, как и любого другого архаичного праздника, религиозны и в то же время очень практичны и нисколько не оторваны от реальной жизни.
Окончание сезона дождей – это время, когда крестьяне собирали урожай, а торговцы чинили снасти, попорченные муссонами, и поднимали паруса чтобы вновь отправиться торговать в другие страны. Для торговцев и бизнесменов этот праздник закрепился как особенно значимый: во время подготовки к Дивали они выплачивают все долги, приводят в порядок и закрывают свои старые счетоводные книги, а так же составляют планы на будущие дела и проекты.
Дивали приходится на начало месяца Картик ( октябрь – ноябрь) и празднуется в течение пяти дней. В каждом районе Индии празднование Дивали имеет свои особенности, однако можно выделить некоторые общие этапы праздника, распространённые повсеместно.
В день Дивали соблюдаются определенные традиции и каждая из них несет духовное значение. Приводится в порядок дом и тело. Очищение тела производится с помощью медитации .Одевание новой одежды символизирует собой облачение внутреннего "Я" в что-то новое. Также соблюдается воздержание от пяти пороков жизни: страсти (вожделения), гнева, жадности, привязанности и эго; поэтому начинают очищение мыслей, слов, поступков и отношений.
Освещение дома с красочными огнями означает, что повсюду должен присутствовать ум (свет ума). Глиняные лампы, которые называются 'Дийа' ('Дипа'), представляют собой тело, которое является комбинацией пяти элементов - огня, воды, воздуха, пространства и земли. Это тело бренно и дается нам только на время. Пламя Дийи представляет собой душу (Атму), которая при достижении постоянной связи с высшей душой Бога (Параматма), дает яркие и искрящиеся лучи. Масло представляет собой бесценный компонент - духовное знание. Сохранять пламя всегда зажженным значит быть всегда сознающим. "Я есть свет, всегда связанyый с высшим светом".
На этом празднестве обязательно для всех быть пробужденным от глубокого сна невежества и быть связаным с Высшим светом с помощью медитации.
Дивали - это также время для оплаты счетов, и финансовых, и кармических. Это - время особенного почитания Лакшми, очищения дома, одевания новой одежды и использования новой посуды. Тело также должно быть чистым. Купание при свете звезд перед восходом солнца принимается как купание в святой Ганге, таким образом очищение души и тела является благоприятным способом чтобы начать день. Такое очищение и средоточение на всем новом символизирует отбрасывание грехов прошедшего года и надежды на наступающий новый года.
Сари с золотыми нитями - это символ Золотого Века (Сатйа-Юги) в Ведическом цикле времени -- эпохи чистоты и гармонии. Старая одежда отброшена как напоминание, что старый мир Железного Веке (Кали-Йуги) закончится и даст путь новой жизни.
2.1 Первый день Дивали: Дхантерас
Дхантерас знаменует первый день пятидневного фестиваля Дивали. Он также известен как Дхантрайодаши или Дханвантари Трайодаши и выпадает на благоприятный тринадцатый лунный день Кришна Пакша в месяц Картика (октябрь / ноябрь). В слове «Дхантерас» «дхан» переводится как «изобилие», «богатство».
В день Дхантерас поклоняются Богине Лакшми, которая дарует процветание и благополучие.
Легенды Дхантерас
Одна из легенд о празднике Дхантерас гласит, что однажды шестнадцатилетний сын царя Химы был обречен умереть от укуса змеи на четвертый день после его свадьбы, о чем свидетельствовал его гороскоп. Именно в этот четвертый день после свадьбы его молодая жена не дала ему уснуть. Она сложила все украшения, все золотые и серебряные монеты в большую кучу на входе в спальню своего мужа и зажгла повсюду множество светильников. И она стала рассказывать истории и петь песни.
Когда Яма, бог смерти, явился туда в облике змеи, его глаза были ослеплены сиянием этих ярких светильников и блеском золота, так что он не смог войти в комнату принца. Поэтому он взобрался на вершину этой кучи украшений и монет и сидел там всю ночь, слушая мелодичные песни. Утром он тихо ушел. Так молодая жена спасла своего мужа из когтей смерти. С того дня этот день Дхантерас стал известен как Ямадипдан, и светильники остаются горящими всю ночь в благоговейном поклонении Яме, богу смерти.
(Т.Е. это как вариант ночи предков)
Приготовления к Дхантерас
Чтобы отметить этот благоприятный день, обновляются и украшаются жилые дома и здания предприятий. Перед входом в дома красуются разноцветные прекрасные традиционные узоры ранголи, приглашая Богиню Богатства и Процветания войти. Ее долгожданный приход обозначают рисунками следов маленьких стоп, нарисованных рисовой мукой и киноварью по всему дому. Светильники держат зажженными всю ночь.
Традиции Дхантерас
Индусы верят, что в день Дхантерас благоприятно покупать изделия из золота и серебра, или, по крайней мере, одну или две новые посуды. Считается, что «дхан» или какая-либо форма драгоценного металла является символом удачи. Лакшми пуджа ( полонение богине Лакшми) выполняется вечером, когда зажжены маленькие огоньки в глиняных лампадках, чтобы прогнать прочь тьму злых духов. В это время также поют бхаджаны (духовные песнопения), прославляющие Богиню Лакшми.
Дхантерас празднуется с удовольствием и энтузиазмом. В Махараштре есть специфический обычай молоть сухие семена кориандра с пальмовым сахаром в качестве найведьи (подношения пищи).
В деревнях украшают коров и фермеры поклоняются им как главному источнику их дохода. На юге коров почитают особо, так как верят, что в них воплощается Богиня Лакшми, поэтому в этот день их украшают и поклоняются им.
В целом можно выделить два основных блока ритуальных действий, выполняемых в этот день.
К первому будет относиться все, что связано с подготовкой к празднику: это уборка и декорирование помещений, покупка новой посуды, золотых украшений и красивой праздничной одежды, украшение коров.
Второй блок – собственно
начало празднования, как бы постепенное
«впускание» праздника в
Именно тогда зажигаются первые праздничные светильники и звучат гимны богине Лакшми, а около входа рисуются узоры ( ранголи), приглашающие богиню прийти в каждый дом.
Эта ночь так же связана с культом предков, так как в нее почитают Яму – властителя царства мертвых. Огни, не гаснущие всю ночь, защищают дом от злых духов и охраняют границу между миром живых и его царством.
2.2 Второй день Дивали: «малый» Дивали
Второй день Дивали празднуется как Чхоти Дивали или Нарак Чатурдаши или «малый» Дивали. Он отмечается скромнее, чем Дивали, с меньшим количеством светильников и взрывами питард. На следующее утро после Чхоти Дивали домохозяйки делают красивые цветные ранголи перед дверью и во дворе. Рисунки маленьких следов стоп сделаны из рисовой муки - характерная деталь ранголи, нарисованных на Дивали. В домах хинду Чхоти Дивали включает в себя вечерний ритуал пуджи Богине Лакшми, а также Раме. Выполняются арати (огненные церемонии поклонения) и поют песни в честь Бога Рамы.
Легенды Чхоти Дивали
Существует история о том, как демонический царь Наракасура, правитель Праджйотишпура (провинция на юге Непала), после победы над Индрой украл прекрасные серьги Адити, Богини Матери (повелительницы Суралоки и родственницы Сатьябхамы, жены Господа Кришны) и заключил под стражу в своем гареме шестнадцать тысяч дочерей богов и святых.
Узнав об этом, Сатьябхама пришла в ярость из-за злорадства и издевательства Наракасуры над женщинами и обратилась к Кришне с просьбой дать ей шанс уничтожить Наракасуру. По легенде Наракасура был проклят так, что его должна была убить женщина. Кришна дал Сатьябхаме согласие сразиться с Наракасурой. Кришна был возничим на колеснице Сатьябхамы, когда она прибыла на поле боя. Во время боя Кришна наделил своей силой Сатьябхаму, так что она смогла убить демона. После того как Наракасура был обезглавлен, заключенные в гареме женщины были освобождены, и Кришна согласился взять их в жены. После победы над Наракасурой Кришна помазал свой лоб кровью демона. Кришна вернулся домой очень рано утром в день Наракачатуртхи. Женщины умастили его тело ароматными маслами и устроили ему омовение, чтобы смыть с него грязь. С тех пор обычай совершать омовение до восхода солнца в этот день стал традиционной практикой особенно в Махараштре.
Интересно отметить, что Бхудеви, мать убитого Наракасуры, провозгласила, что день его смерти должен быть не днем скорби и плача, а поводом для праздника и ликования. С тех пор Дипавали каждый год отмечается людьми радостными торжествами, с большим весельем, шутками, играми и фейерверками.
В Южной Индии эта победа божественного над мирским отмечается своеобразным образом. Люди просыпаются до восхода солнца, приготавливают красную пасту из смеси кункума с маслом, и в память о Кришне, наносят ее на лоб. Затем они совершают омовение с маслом, используя пасту из сандалового дерева.
В Махараштре также является традиционным обязательное омовение с маслом и «уптаном» (пастой) из гороховой муки и ароматного порошка. Все эти ритуалы – ритуальное омовение, звуки питард и фейерверков приводят детей в восторг.
Именно во время маленького
Дивали принято закупать сладости и
подарки для продолжения
Основной темой второго дня является празднование победы над демоном, что можно сравнить с известными сюжетом победы Святого Георгия ( или Михаил) над Драконом у европейцев.
Главными постулатами соответственно становится уничтожение старого, победа света над тьмой и очищние.
2.3 Третий день Дивали – Лакшми Пуджа
Третий день фестиваля Дивали – это самый важный день фестиваля, день Лакшми пуджи, который всецело посвящен умилостивлению Богини Лакшми. Именно в этот день Солнце меняет свой курс и входит в созвездие Весов, которое символизируется равновесием. Несмотря на то, что этот день Лакшми Пуджи выпадает на темную ночь Амавасья, он считается чрезвычайно благоприятным.
Радостные мелодии колоколов и барабанов из храмов наводняют города; люди молятся Богине Лакшми, в благоговейном умонастроении изливают свои сердца. Эту непроглядную тьму безлунной ночи вдруг на секунду пронзают бесчисленные лучи фейерверков, и в следующий момент сверкающие искры падают на землю, как будто златостопая Дип-Лакшми сходит на землю во всём своем божественном великолепии посреди воспевания Ведических гимнов.
Чистый свет знания сходит на человечество, и это просветление символически выражается мерцанием светильников, которые в эту ночь освещают как роскошные дворцы, так и скромные жилища бедняков. Индуисты верят, что в этот день Лакшми гуляет по зеленым полям и лугам, бродит по улицам и переулкам и одаривает людей благословениями изобилия и процветания.
Лакшми Пуджа, поклонение Богине Процветания, - это главное мероприятие на Дивали в Северной и Западной Индии. Во время Дивали чрезвычайно важно поддерживать в доме безупречную чистоту и порядок. Богине Лакшми нравится чистота и опрятность, и когда она придет на землю, в первую очередь она посетит самый чистый дом. По этой причине в этот день также поклоняются метле, предлагая ей халди (киноварь) и кункум. Вечером зажигают светильники, чтобы пригласить Богиню. Считается, что лампады нужны для того чтобы осветить Ее путь.