Досуг, как сфера свободной реализации социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть досуг как сферу свободной реализации социально-культурной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «досуг» и дать ему характеристику.
2. Функции, принципы и особенности досуга
3. Выделить досуговые предпочтения различных типов молодых людей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика………………. 5
Глава 2. Функции, принципы и особенности досуга………………….…..6
Глава 3. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей……9
Глава 4. Деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованных источников………………………………………16

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Молодежь в  большей степени ориентирована  на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.

 

Глава 4. Деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения

 

Практика молодежного  досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Важным является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением  полифункциональным и мобильным, способным  объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого.

ТИПЫ МОДЕЛЕЙ  СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В СФЕРЕ  ДОСУГА

     

Типы социально - досуговых учреждений:

   
 

Общая модель (обязательная)

 

     

Специальная модель (добровольная)

 

(вспомогательные)

   
                 

семья, учебные  заведения, средние школы, школы - интернаты, специнтернаты, ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д.

 

СМИ, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и  спортивные общества, массовые добровольные организации.

 

семья, парки, библиотеки, технические станции, культурно - досуговые  центры, физкультурно-спортивные комплексы, музыкальные, хореографические, художественные школы


 

 

В культурно-досуговом  учреждении происходит процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в  которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личности.

В настоящее  время в сфере молодежного  досуга сложились два основных вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.

 Процесс  социализации и культурного развития личности участников любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами (хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости.

Другими не менее  важным социально значимым показателем молодежного досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития культурно-обозревательных возможностей досуга, а также для отработки механизмов воздействия досугового общения на социализацию и культуру индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе.

Социальная  значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодого человека и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

 Сегодня  мы все должны осознать, что  культура вступила в качественно  новый этап развития. Возникает  новая ситуация во взаимодействии  культуры и социальной сферы.  Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Повышенный  интерес к исследованию досуга появился в связи с изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это привело к необходимости типологии досуга в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.Основные выводы по теме исследования:

1. Досуг является  неотъемлемым элементом свободного  времени, позволяющий преодолеть не только усталость и стрессы, но и развивать физические и духовные качества исходя из потребностей личности. Признак, отличающий досуг от свободного времени - это выбор деятельности исходя из своих духовно-нравственных предпочтений и социокультурных интересов.

2. Наиболее значимыми функциями досуга выступают:: социализирующая, функция оздоровления, функции общения, развития личностных качеств, творческой самореализации. Выполнение этих функций имеет особое значение в процессе саморазвития личности.

3. Активность досуга способна эффективно стимулировать личность участвовать в культурно-творческом процессе, обеспечить переход к производительной конструктивной деятельности от потребительства в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих увлечениям, способностям и задаткам человека.

4. В организации  досуга в каждом учреждении социально-культурной деятельности необходимо использовать те формы работы, в которых есть потребности и которые популярны у населения. Необходимо направлять эти формы общения в ценное социальное русло, которое способно воспитать культуру.

Список  использованных источников

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - С.137-303.
  2. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984г
  3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-86.
  4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.
  5. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980- Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.С 5-27.
  6. http://dictionary.fio.ru
  7. http://mirslovarei.com/content_fil/DOSUG-7357.html
  8. http://sociologist.nm.ru/articles/korneeva.htm

 


Информация о работе Досуг, как сфера свободной реализации социально-культурной деятельности