Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:42, контрольная работа
Цель исследования – рассмотреть досуг как сферу свободной реализации социально-культурной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «досуг» и дать ему характеристику.
2. Функции, принципы и особенности досуга
3. Выделить досуговые предпочтения различных типов молодых людей.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика………………. 5
Глава 2. Функции, принципы и особенности досуга………………….…..6
Глава 3. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей……9
Глава 4. Деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованных источников………………………………………16
Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.
Глава 4. Деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
Важным является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого.
ТИПЫ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА | ||||||||
Типы социально - досуговых учреждений: |
||||||||
Общая модель (обязательная) |
|
Специальная модель (добровольная) | ||||||
(вспомогательные) |
||||||||
семья, учебные заведения, средние школы, школы - интернаты, специнтернаты, ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д. |
СМИ, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации. |
семья, парки, библиотеки, технические станции, культурно - досуговые центры, физкультурно-спортивные комплексы, музыкальные, хореографические, художественные школы | ||||||
В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личности.
В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.
Процесс социализации и культурного развития личности участников любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами (хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости.
Другими не менее важным социально значимым показателем молодежного досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития культурно-обозревательных возможностей досуга, а также для отработки механизмов воздействия досугового общения на социализацию и культуру индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе.
Социальная
значимость культурно-досуговой
Сегодня
мы все должны осознать, что
культура вступила в
Заключение
Повышенный
интерес к исследованию досуга появился
в связи с изменениями
1. Досуг является
неотъемлемым элементом
2. Наиболее значимыми функциями досуга выступают:: социализирующая, функция оздоровления, функции общения, развития личностных качеств, творческой самореализации. Выполнение этих функций имеет особое значение в процессе саморазвития личности.
3. Активность досуга способна эффективно стимулировать личность участвовать в культурно-творческом процессе, обеспечить переход к производительной конструктивной деятельности от потребительства в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих увлечениям, способностям и задаткам человека.
4. В организации досуга в каждом учреждении социально-культурной деятельности необходимо использовать те формы работы, в которых есть потребности и которые популярны у населения. Необходимо направлять эти формы общения в ценное социальное русло, которое способно воспитать культуру.
Список использованных источников
Информация о работе Досуг, как сфера свободной реализации социально-культурной деятельности