Древнеиндийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трех тысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 27.78 Кб (Скачать файл)

Тема 15: ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ  КУЛЬТУРА.

 

1.  Особенности религиозно-философской  мысли.

2.  Роль кастовой системы  в развитии культуры.

3.  Составьте словарь  понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к  теме:

а) В основе, какой из религий  лежит учение о перевоплощении душ; характеризуется кастовой иерархией, культовыми обрядами в храмах и у  домашних алтарей, а также в священных  местах: 

  1. иудаизм;         
  2. синтоизм;
  3. индуизм;         
  4. буддизм?

б) Какие качества являются наиболее характерными для индийской религиозной  культуры:

    1. единобожие;
    2. строгое выполнение ритуалов;
    3. особое внимание физическому совершенствованию тела;
    4. стремление к изменению не внешнего мира, а внутреннего путем.

в) Сила, которая определяет воплощение живого существа в следующей жизни  в соответствии с деяниями, совершенными им в этой жизни, называется…

    1. сансара;
    2. карма;
    3. нирвана;
    4. реинкарнация.

г) Жители Древней Индии делились на социальные группы – Варны. Каждой варне принадлежал свой цвет. Принадлежавшие к варне брахманов носили одежды…

    1. Желтого цвета;
    2. Красного цвета;
    3. Белого цвета;
    4. Черного цвета.

д) Первоначальное имя Будды было…

    1. Рама;
    2. Кришна;
    3. Гаутама;
    4. Брахма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой  культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем  трех тысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

 Наиболее яркая особенность  этой культуры — ее чрезвычайный  консерватизм. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того, как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точно на месте прежних. На протяжении, по крайней мере, тысячелетий расположение улиц города оставалось неизменным, наиболее впечатляющим достижением индийской культуры является совершенная система водопровода и канализации, каковой не имела ни одна другая древняя культура, даже римская.

 В целом эта культура не  отличалась особенными художественными  достижениями. Несомненно, она обладала  литературой, религиозными эпическими  поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях, статуэтки.

Огромный вклад в сокровищницу мировой культуры внесли древнеиндийские  математики. Древние индийцы, независимо от других народов, создали десятичную систему счисления, впервые ставшую известной населению Северо-Западной Индии ещё в период культуры Хараппы, то есть в III тысячелетии до н. э

 Несмотря на то, что развитие  медицины задерживалось религиозными  предрассудками, рассматривавшими  болезни как результат греховной  жизни, причём анатомирование  считалось делом предосудительным, тем не менее и здесь было достигнуто многое. Судя по сохранившимся медицинским трактатам, древнеиндийские врачи умели распознавать и лечить самые различные болезни, применять сотни различных лекарственных растений, многие минеральные вещества (ртуть, квасцы, нашатырь и т. д.). Хирурги делали сложные операции и славились своим искусством далеко за пределами страны.

 Древнеиндийские химики-практики  умели получать серную, соляную  и азотную кислоты, различные  соли, изготовляли краски, лекарства,  парфюмерию.

 Значительно уступали другим  отраслям науки по уровню своего  развития географические познания  древних индийцев. Не сохранилось  ни одного географического труда,  ни одной географической карты;  неизвестно даже, существовали ли  они в древней Индии. Данные  античных авторов также позволяют  думать, что многие, даже образованные, индийцы имели довольно смутное  представление о своей стране  и о соседних с нею странах.

 

 

 

Особенности религиозно-философской  мысли

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА  —  оригинальная культура , формирование которой началось в начале 3-го тыс. до н. э. (бронзовый век) на полуострове Индостан.

 Арийские племена ,  вторгшиеся на эту территорию, принесли свой язык — санскрит, буквенную письменность, священные книги «Веды» (религиозные гимны, заклинания, жертвенные формулы) — «Ригведу», «Самаведу», «Ахтарваведу».

В середине I тыс. до н. э. появляются «Упанишады» (учение о мире).

Особое место в древнеиндийской  культуре занимают эпосы «Рамаяна»  и «Махабхарата» — своеобразные художественные энциклопедии того времени.

Своеобразную модель гармонических  отношений человека с человеком, обществом, стремление достичь внутреннего  совершенства, свободы, счастья предлагает и буддистское религиозно-философское  учение.

Буддизм — самая древняя  мировая религия. Он возник в VI в. до н. э. в Индии. Основателем буддизма была реальная историческая личность — Сидхарта Гаутама (из рода Гаутама).

 Учение Будды направлено  на отказ от человеческой самости,  от всего, что отличает индивида  от других людей, и даже шире  — от всех живых существ. 

 Итак, единственная достойная  человека цель — это освобождение, свобода от всего, и в том  числе от самого себя. Для этого  Будда предлагает «восьмеричную»  систему, или систему нравственно  совершенствующейся личности. Овладение  этими принципами рассматривалось  Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. На вершине этой лестницы мы находим высшее просветление самбодхи (самадхи), когда угасает его сознание, когда оцепеневает его тело, когда над человеком не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое состояние нирваны.

 Спасение и обретение  нирваны Будда обещал только  аскетам, освободившимся от привязанностей. Буддистам-мирянам он предлагает  простой этический кодекс, состоящий  из пяти запретов:

 

1) воздерживайся от убийства;

2) воздерживайся от воровства; 

3) воздерживайся от блуда; 

4) воздерживайся от лжи;

5) воздерживайся от возбуждающих  напитков.

В учении Будды есть понятие  metta, которое переводится как любовь, отсутствие ненависти. Это состояние, которого достигает человек, преодолевший в себе вражду и чувственную привязанность к миру, и которое реализуется в равном доброжелательном отношении ко всем живым существам.

 Поступки человека, согласно  буддистскому учению, определяют  его бытие.

Под воздействием поступков  бытие человека постоянно меняется. Поступая плохо, человек пожинает болезни, бедность, унижения.

Поступая хорошо, вкушает  радость и умиротворение.

 Таков закон кармы  (морального воздаяния), который  определяет участь человека в  сансаре (циклическом существовании), круговороте рождений, смертей и  перерождений.

 Цель буддиста —  жить так, чтобы как можно  меньше оставлять кармических следов. Учение Будды, таким образом, направлено на достижение гармонии в человеческих отношениях путём внутреннего самосовершенствования личности.

 Древнеиндийская культура, представлявшая собою уникальную  живую целостность, оказала влияние  не только на последующие поколения 

Краткий анализ брахманизма, джайнизма и буддизма свидетельствует  об общей смысловой направленности индийской религиозно-философской  мысли. Она предстает как целостная  концепция личности, стремящаяся  помочь человеку в его волнениях  и страданиях.

 

 

Роль кастовой системы в развитии культуры

 

Ка́ста  — сословие или раса, на которые распадается население Индии. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно , что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» ( «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

В период раннего Средневековья  варны хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность.

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает  правила своей касты, в будущей  жизни поднимется по рождению в более  высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.

Как организующая основа общества каста характерна для всей индуистской  Индии, но имеется очень мало каст, которые бы встречались повсеместно. В каждой географической области  возникла своя, отдельная и независимая  лестница строго ранжированных каст, для многих из них не найдется эквивалента  на соседних территориях. Исключение в  этом региональном правиле составляет ряд каст брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду  занимают высшее положение в кастовой системе. В древнейшие времена смысл  каст сводился к понятиям разных степеней просветления, то есть на какой стадии находится просветленный, что не наследовалось. Переходы из каст в касту на самом деле , происходили только под присмотром старших (других просветленных из высшей касты), так же заключались и браки. Понятие каст относилось только к духовной стороне и поэтому не разрешалось высшему сходиться с низшим, во избежание перехода в более низкую стадию.

Индийским кастам буквально  нет числа. Поскольку каждая имеющая  наименование каста делится на множество  подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.

Широко распространено мнение, что в современном индийском  государстве касты утратили свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция, занятая ИНК и  правительством Индии после смерти Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное  право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных  кампаний

 Самой почетной была каста брахманов. Именно ее представители совершали жертвоприношения, обряды и церемонии. Родившемуся в семье брахмана мальчику давали образование: на протяжении многих лет он должен был изучать древние тексты, запоминая их наизусть. Священные тексты вед, записанные за 3 века до нашей эры, до этого передавались исключительно в устной традиции. В чтении наизусть не должно было быть ошибок, которые расценивались не только как грех, но и как катастрофа для ритуала.

 Техника запоминания  больших текстов, созданная брахманами, настолько интересна, что современные  психологи используют ее как  особую мнемотехнику (систему запоминания  и развития памяти). Текст разбивается  на небольшие фрагменты, каждый  из которых заучивается день  за днем. Запоминаемый текст, увеличиваясь, воспроизводится снова и снова  целиком. Текст буквально «внедряется»  в личность ученика и остается  в его памяти на всю жизнь,  подкрепляемый повторением. В  условиях господства устной традиции  брахманы были живой памятью  индийской культуры. Жрецы-брахманы  монополизировали культ и обряды, а также право изучения священных  текстов и даже само право  на образование, строго охраняя  кастовые различия.

Считался законным только брак в пределах касты, в ее же пределах можно было принимать пищу, человеку предписывался род занятий, свойственный его группе. Поскольку рождение в  той или иной касте трактовалось как результат поведения человека в его прошлых рождениях, кастовый принцип сыграл огромную роль в истории  и культуре Индии. Индийское общество оказалось обществом с наиболее жесткой социальной структурой из всех известных исследователям. Закон  кармы заставлял индийцев принимать  имеющийся социальный порядок без  намеков на сопротивление.

Информация о работе Древнеиндийская культура